Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Касситское правление в Междуречье. Основные археологические исследования Междуречья





Касситы, господствовавшие в Вавилонии до 1204 г. до н. э., были воинственными племенами, обитавшими в горной области к северу от Элама. Очевидно, этот народ вел полукочевой образ жизни, занимался скотоводством и примитивным земледелием. Следы языка касситов, сохранившиеся в их личных именах и в некоторых записях вавилонских писцов, к сожалению, слишком незначительны, чтобы надёжно установить родство этого языка с какой-нибудь из известных нам семей языков. Длительное господство в Вавилонии этого полукочевого народа в значительной степени затормозило дальнейшее экономическое и культурное развитие страны, особенно развитие земледелия и ремесла. Известно, правда, об использовании в это время лошадей при перевозке грузов и в военном деле. В денежном обращении Вавилонии этого периода, несмотря на появление золота, можно отметить даже некоторый регресс. Значительно чаще, чем раньше, имел место натуральный обмен. Вавилония при касситах оставалась рабовладельческим государством. Сами касситы, повидимому, превратились в военное сословие. Отдельные районы страны вместе с земледельческим и ремесленным населением были распределены между различными знатными касситскими семействами или родами, а в ряде случаев и между некоторыми семействами местной знати. В дальнейшем касситская племенная знать, как можно предположить, слилась с местной рабовладельческой знатью, а последняя была включена в военную организацию касситов.

Вышеназванные знатные семьи или роды, между которыми была разделена значительная часть территории Вавилонии, назывались словом биту "дом". Все эти "дома" входили в состав военно-административного аппарата Вавилонского государства. Главы их назывались "господами дома" и были одним из важных звеньев административной системы. "Господин дома" представлял перед государством территорию, занятую его сородичами, следил за выполнением ими своих обязанностей и защищал их права.

Вместе с тем он был правителем того района, который был предоставлен его "дому". Он отвечал за своевременное поступление государственных налогов и получал за себя и за своих сородичей доходы с подвластных "дому" земледельцев и ремесленников. "Господин дома" доставлял рабочую силу для сооружения и содержания в порядке ирригационной сети, набирал отряды людей для длительных работ, заботился об исправлении дорог, предоставлении пастбищ для скота царя и наместника. Надписи на камнях кудурру (межевые камни, на которых были начертаны все основные сведения, относящиеся к владению данным земельным участком) дают значительный материал для исследования вопроса о процессе имущественной дифференциации среди самих этих "домов" в касситский и непосредственно следующий за ним периоды. Укрепление экономического, а следовательно, и политического могущества некоторых из этих "домов" способствовало ослаблению власти касситских царей. Последние пытались опереться на жречество, ростовщиков и купцов. Но усиление значения этих слоев привело к росту стремления у отдельных городов, где эти слои пользовались влиянием, к политической автономии. Три наиболее значительных торговых и ремесленных центра страны Сиппар, Ниппур и Вавилон преуспели в этом и добились (к концу II тысячелетия) освобождения от общественных работ, царского суда, денежных взносов в пользу царя и от поставок воинов в ополчение. Это также значительно ослабляло царскую власть. Вавилония весь этот период поддерживала оживлённые торговые отношения со многими странами. Регулярными становятся торговые связи с Египтом. Поддержанию торговых путей в порядке и обеспечению их безопасности касситские цари уделяли большое внимание. Но удельный вес Вавил в международной политической жизни был незначителен. Исторические источники свидетельствуют, например, о крайне пренебрежительном отношении фараонов Египта к царям Вавилонии. Впрочем, последние, видимо, и сами считали, что они не заслуживают лучшего обращения. Так, один из них, Бурнабуриаш (1404 1379), убедившись, что египетский фараон не намерен прислать ему в жёны свою дочь, просил прислать хотя бы какую-нибудь другую женщину, которую он, ради поднятия своего престижа, мог бы выдать за египетскую царевну. Но даже такая просьба не была удовлетворена фараоном. Уже с XV в. до н. э. Вавилонию начинает теснить усиливающаяся Ассирия. Ассирийским царям несколько раз удавалось временно овладевать Вавилонией. Неудачные войны с Ассирией также способствовали длительному упадку страны. После свержения господства касситов в Вавил воцарилась так называемая IV вавил династия (III -вавилонской династией считается касситская), видимо, местного происхождения.


Религия и литература Междуречья

В первой половине третьего тысячелетия до нашей эры литература народов Двуречья была исключительно устной. Именно к этому периоду восходит, вероятно, часть шумерских эпических песен, дошедших до нас в записях XIX-XVIII веков до нашей эры. Цикл песен о героях города Урука Эн-Меркаре, Лугальбанде, Гильгамеше и других содержит некоторые реалистические подробности. Мифологический характер носят песни о змееборце Лугальбанде, об иве богини Иннин и других. Архаичностью отличается культовая эпическая песня о нисхождении богини Иннин в преисподнюю. К более поздним временам относятся, очевидно, этиологические эпические песни, посвященные золотому веку, происхождению культурных изобретений. XXIV-XXI века до нашей эры время расцвета историко-героического эпоса на шумерском и аккадском языках о деяниях и походах царей Саргона и Нарамсина. Им же были посвящены и нравоучительные жреческие поэмы с антимонархической тенденцией, обвиняющие царей в нечестии. Вероятно, к XXII веку до нашей эры относится и аккадская эпическая поэма о Гильгамеше, с большой художественной силой рассказывающая о трагедии человеческой судьбы и поисках бессмертия. Начиная с XXII века до нашей эры получают оформление некоторые официальные надписи (надпись-поэма о постройке храма Гудеей и надпись-поэма о победе царя Утухенгаля над полчищами кутиев, обе на шумерском языке). К концу третьего тысячелетия до нашей эры восходит, очевидно, и обширная дидактическая литература, известная по записям XVIII века до нашей эры и более позднего времени. К ней относятся: афористические поучения, приписывавшиеся Шуруппаку и его сыну Зиусудре. Интересны покаянные псалмы, литургические "плачи", иногда подлинно лиричные, отражающие настоящие человеческие горести, а также уникальные две шумерские свадебные и две погребальные песни. Классическая аккадская литература складывается, вероятно, в кассидский период литературы XVI-XII веков до нашей эры: большой космогонический эпос в семи песнях, описывающий сотворение мира из хаоса, борьбу старшего и младшего поколений богов и тому подобное. Появляются и произведения, выражающие скептическое и даже критическое отношение к действительности: поэма о "Ниппурском бедняке" и другие.

Из Асс почти не дошло самостоятельных литературных памятников. Писались подражательные поэмы, гимны и молитвы в вавилонских жанрах; некоторые из них написаны царём Ашшурбанипалом. Самостоятельным жанром ассирийской литературы являются царские анналы. Некоторые из них, написанные ритмической прозой, живо и красочно рисуют картины битв: письмо Набушаллимшуну к богу о походе Саргона II в 714 году до нашей эры против Урарту. После падения Ассирии в конце VII века до нашей эры в литературе не было создано ничего значительного. Памятники старой вавилонской, а отчасти и шумерской, главным образом культовой, литературы переписывались вплоть до I века до нашей эры на живом арамейском языке. За исключением анналов, летописей, предсказаний и тому подобного, вся литература народов древнего Двуречья стихотворная.

Религия Месопотамская религия, представляет собой сложный комплекс, состоящий из многих слоев. На протяжении долгих веков в культуре Междуречья шел процесс ликвидации одних божеств и культов и возвеличивания других, обработки и слияния мифологических сюжетов, изменения характера и облика тех богов, которым предстояло возвыситься и стать всеобщими. Результатом этого процесса было сложение религиозной системы в той ее форме, как она дошла до наших по сохранившимся текстам и данным археологических раскопок. Жреческая религия сводилась главным образом к обслуживанию идола и храма. Жрецы несли положенную службу, не только принося жертвы богу, но и воспевая его в гимнах, на них также лежала обязанность использовать ф-ии божеств в интересах общины (например, при атаке врагов на город, возвещали о том,что он находится под защитой бога-покровителя, что придавало храбрости и укрепляло дух его жителей). Одним из элементов месопотамской религии было явление неантропоморфности, или наличие предметов поклонения- символов, в которых распознавалось присутствие конкретного бога. При определенных обстоятельствах они заменяли традиционное изображение бога или сопутствовали ему.







Date: 2015-06-06; view: 1402; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию