Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарий к статье 801





1. В комментируемой статье сформулировано определение договора транспортной экспедиции, а также указаны его основные особенности.
Во-первых, сторонами данного договора являются экспедитор и клиент. Экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза, а клиент в свою очередь обязуется оплачивать экспедитору вознаграждение и возмещать его расходы по исполнению договора. В роли экспедитора могут выступать специализированные организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие транспортно-экспедиционное обслуживание, непосредственно сам перевозчик (п. 2 ст. комментируемой статьи). В последнем случае к отношениям сторон, возникающим в связи с транспортно-экспедиционным обслуживанием, применяются правила гл. 41 ГК РФ о договоре транспортной экспедиции.
Отдельные виды деятельности экспедитора, осуществляемые им в рамках договора транспортной экспедиции, могут в соответствии с действующим законодательством подлежать лицензированию. На практике не исключено заключение договора транспортной экспедиции со множественностью лиц, например, по формуле «один клиент — несколько экспедиторов» .
———————————
См.: Постановление ФАС РФ Северо-Кавказского округа от 24 февраля 2009 г. N А32-5448/2008-7/127 // СПС «Гарант».

Клиентом в договоре транспортной экспедиции является либо грузоотправитель, либо грузополучатель. Легальные дефиниции указанных сторон договора даны в п. 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности (далее — Правила) .
———————————
Собрание законодательства РФ. 2006. N 37. Ст. 3890.

Во-вторых, предметом договора транспортной экспедиции являются осуществление транспортно-экспедиционного обслуживания либо его организация. Понятие этого обслуживания может быть сформулировано с использованием правовой категории такого объекта гражданских прав, как услуга (ст. 128 ГК). По своей сути такое обслуживание представляет собой оказание комплекса транспортно-экспедиционных услуг — по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иных услуг, связанных с перевозкой груза (п. 4 Правил).
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи услуги, оказываемые экспедитором в рамках транспортно-экспедиционного обслуживания, могут быть подразделены на основные и дополнительные. При оказании основных услуг экспедитор исполняет предусмотренные договором обязанности по организации перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, по заключению от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза, по обеспечению отправки и получения груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В п. 1 комментируемой статьи в открытом перечне перечислены и возможные дополнительные услуги экспедитора. В частности, это услуги, связанные с публично-правовой сферой, — выполнение таможенных формальностей и прочих, хранение груза и др.
В-третьих, исходя из содержания комментируемой статьи возможно выделить некоторые разновидности договора транспортной экспедиции.
В зависимости от субъектного признака:
— договоры, совершаемые клиентами-грузоотправителями и заключаемые клиентами-грузополучателями;
— договоры, в которых экспедитор является лишь экспедитором, и договоры, где экспедитор выполняет также и функции перевозчика (или наоборот) . Применительно к последней группе договоров в литературе замечается, что заключаемый договор может носить смешанный характер и сочетать в себе элементы договоров перевозки и транспортной экспедиции ;
———————————
Так, по одному из дел указано, что ст. ст. 801, 802 ГК и Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» не содержат запрета на осуществление перевозки силами экспедитора (Определение ВАС РФ от 29 апреля 2009 г. N 5057/09 // СПС «Гарант»).
Комментарий к ст. 801 ГК РФ. См.: Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К.М. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая: Учебно-практический комментарий / Под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2010; СПС «Гарант» (автор комментария к гл. 41 — Д.Х. Валеев).



— договоры, в которых клиент является предпринимателем или иным хозяйствующим субъектом, и договоры, где клиент — потребитель. В случае, когда клиент является потребителем, к отношениям сторон наряду с нормативными актами о транспортно-экспедиционной деятельности применяется также и законодательство о защите прав потребителей (см., например, п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» ).
———————————
Собрание законодательства РФ. 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2701.

По предмету договора: договоры транспортной экспедиции, в которых экспедитор непосредственно выполняет согласованные договором услуги, связанные с перевозкой груза, и договоры, где экспедитор организовывает выполнение таких услуг.
В-четвертых, договор транспортной экспедиции носит возмездный характер. Клиент обязуется в соответствии с договором оплатить вознаграждение экспедитору. Кроме того, он должен возместить последнему расходы, связанные с исполнением договора (п. 1 комментируемой статьи; п. 2 ст. 5 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).
В юридической литературе называют и иные общие особенности договора транспортной экспедиции. Так, его относят к двусторонним договорам, в которых стороны по отношению друг к другу и имеют права, и несут обязанности. Кроме того, считается, что этот договор в зависимости от его содержания может быть как консенсуальным, так и реальным .
———————————



КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (под ред. С.А. Степанова) включен в информационный банк согласно публикации — Проспект, Институт частного права, 2009 (2-е издание, переработанное и дополненное).

См.: Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая / Под ред. С.А. Степанова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2010; СПС «Гарант».

2. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает два традиционных уровня регламентации договорных отношений по транспортной экспедиции.
Во-первых, данные отношения регулируются договором транспортной экспедиции. Причем договор здесь поставлен на первое место исходя из того, что ряд аспектов обозначенных отношений законодательством применительно к транспортной экспедиции детально не регулируется (процедура уплаты вознаграждения, возмещения расходов и пр.).
Во-вторых, рассматриваемые отношения регулируются нормативными правовыми актами. Кроме ГК РФ это Закон о транспортно-экспедиционной деятельности, Правила транспортно-экспедиционной деятельности и некоторые другие нормативные правовые акты, принятые в соответствии с Кодексом и указанным Законом. К отмеченным иным федеральным законам в настоящее время в юридической литературе относят Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» , транспортные уставы и кодексы, а также Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей».
———————————
См.: Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О транспортно-экспедиционной деятельности» // СПС «Гарант». 2009 (комментарий к ст. 1).
Собрание законодательства РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

По смыслу п. 3 комментируемой статьи условия договора транспортной экспедиции занимают подчиненное место по отношению к тем императивным положениям, которые предусмотрены вышеназванными актами. Это значит, что данные условия, не предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ГК РФ, определяются экспедитором и клиентом и не должны противоречить положениям указанных актов.
Закон о транспортно-экспедиционной деятельности определяет общий порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, т.е. порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. Вместе с тем положения указанного Закона не распространяются на транспортно-экспедиционную деятельность, осуществляемую в области почтовой связи (ст. 1). Как установлено в ст. 2 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утверждаемыми Правительством РФ, определяются перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции), требования к качеству экспедиционных услуг, порядок оказания экспедиционных услуг.






Date: 2015-06-06; view: 265; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию