Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дикий котенок





Нежно прижимая к груди соломенную шляпу, пришел один индеец. После вежливого обмена приветствиями я попросил показать, что он так бережно прячет. Сияя надеждой, он протянул мне шляпу, и я увидел в ней прелестнейшего котенка, который смотрел на меня влажными глазенками. Это был детеныш кошки Жоффруа, мелкого вида диких кошек, который теперь встречается в Южной Америке все реже и реже... Введенный в за­блуждение ангельским выражением мордочки котенка, я протянул руку. И тотчас он сильно укусил меня за мякоть большого пальца и оставил две­надцать глубоких красных борозд на тыльной стороне руки. Я отдернул руку и выругался, а котенок снова принял невинную позу, ожидая, по-видимому, какую еще веселую игру я для него придумаю. А тем временем, пока я, как проголодавшийся вампир, сосал свою руку, котенок шипел и рычал, как маленький ягуар.

Купив котенка, я пересадил его из шляпы в ящик с соломой и оставил одного, чтобы дать ему освоиться.

Когда мне показалось, что котенок уже освоился и больше не отвергнет моих попыток вступить в дружеские отношения, я снял с ящика крышку и бодро заглянул внутрь. Я не лишился глаз только потому, что он промах­нулся всего миллиметра на три. Да, с этим дьяволенком мне будет нелегко.

Обернув мешковиной руку, я поставил в один угол ящика блюдце с сырым яйцом и мясным фаршем, а в другой — чашку с молоком и предос­тавил котенка самому себе. На следующее утро он к еде не притрагивался...

После того как учащиеся прослушали отрывок из текста, им предлагается решить поставленную автором проблему, ко­торую необходимо сформулировать самостоятельно. Для ра­боты в данном режиме предлагается следующая таблица:

Таблица 35 Лист для решения проблем

 

1. Какую главную проблему должны решить герои? >
 
2. Какой важной информацией снабдил вас автор?
 

Продолжение

 

3. Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему? Что еще нуж­но знать героям?
 
4. Каковы три главных способа решения проблемы?
 
5. Какой из выбранных вами способов наилучший и почему?
 

Работать предлагается в парах, последовательно переходя от пункта к пункту данной таблицы.

После окончания работы учитель просит высказаться каж­дую пару. При этом он заполняет сводную таблицу на доске. Далее аудитории необходимо выбрать два способа из всего разнообразия возможных решений проблемы в процессе дис­куссии «совместный поиск». При этом отмечаются все плюсы и минусы этих способов. В заключительной части модельного урока учащиеся сравнивают выбранные ими способы решения проблемы с тем, который предложил сам автор текста. Учи­тель читает текст до конца.

...Предчувствуя, что мне достанется больше, чем накануне, я налил в бутылочку теплого молока, обернул руку мешковиной и подошел к ящику.

Мне не раз приходилось кормить из соски испуганных, раздраженных, а то и просто глупых животных, и я думал, что знаю все их уловки. Но котенок показал мне, что в этом деле я сущий новичок. Он был так юрок, быстр и силен для своего маленького роста, что после получаса борьбы у меня появилось ощущение, будто я пытаюсь двумя ломами поднять капель­ку ртути. Я был залит кровью и молоком, но знал, что в своем упрямстве котенок может заморить себя голодом.

...Проклятый дурачок не хочет есть... Помочь ему может только пример.

Пойдя к своей соседке, Даррелл выбрал маленькую кошеч­ку такой же окраски и возраста, что и дикий котенок, и поса­дил ее в новую клетку. Подсаживать киску в клетку с диким котенком было нельзя, так как он мог бы ее убить, защищая свою территорию (комментарий автора пособия).

...После того как пестрая домашняя кошечка освоилась в новой обста­новке, я схватил дикого котенка и, несмотря на яростное сопротивление, засунул его в клетку и тут же отступил. Пестрая кошечка была в восхище­нии. Она подошла к разозленному дикарю и, громко мурлыча, стала тереть­ся о его шею. Как я и ожидал, дикий котенок в ответ на приветствие только фыркнул и удалился в угол.

В тот же вечер я осторожно поставил в клетку большую чашку с моло­ком и тарелку с мелко порубленным мясом и сырым яйцом. Это было реша­ющее испытание. Урча, как старый подвесной мотор, Пеструшка уверенно


бросилась есть. Дикий котенок сначала не проявлял к происходившему ни­какого интереса. Но наконец шум Пеструшки, громко пожиравшей мясо, привлек его внимание. Он осторожно подошел к тарелке, постоял, размыш­ляя, и стал есть.

...На другое утро обе чашки были вылизаны, а котята лежали в обнимку и крепко спали... Я понял, что перехитрил дикого котенка...

Существенной характеристикой проблемного преподава­ния является исследовательская деятельность учащегося, по­являющаяся в определенной ситуации и заставляющая его задавать сеое вопросы-проблемы, формулировать гипотезы,_jl проверять их в ходе умственных и пряктичяпких оттераттий. Эта деятельность чаще всего направлена в сторону действи­тельности и, когда речь идет о решении практических про­блем, ведет даже к ее преобразованию. Именно этот аспект наиболее важен для нас, чтобы объяснить роль проблемного обучения в школе: решение проблем для преобразования дей­ствительности.

Mti несколько раз обращали внимание на то, что успеш­ ное решение проблемы возможно только в том случае, если рассматриваются разнообразные варианты. Поэтому деотъем^ лемой частью проблемного подхода для формирования кри­ тического мышления является совместная деятельность школьников. В процессе обмена мнениями тот способ, кото­рый казался единственно верным, может быть подвергнут критическому анализу и в результате скорректирован. Одна­ко нередко получается и так, что лучший вариант не прини­мается аудиторией, потому что не найдены достаточные аргу­менты в его защиту. Умение отстаивать свою точку зрения по тому или иному вопросу — важнейшее качество, характери­зующее критически мыслящего человека. Важным является и другое качество — умение отказаться от своей точки зре­ния, прислушавшись к аргументам другой стороны.

ПРИЕМ «ФИШБОУН»

Этот прием описан у Д. Баланки1. Нередко в тексте или объяснении учителя на уроке содержатся те или иные учеб­ные проблемы. Они обсуждаются, идет поиск их решений. Вместе с тем иногда эти проблемы обозначены неявно. В этом случае школьники могут не обратить на них внимания или будут испытывать затруднения при поиске их решения. Раз­решить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все ее аспекты. Лучше всего,.'если проблема рассматривается с разных сторон, а решение опирается на достаточно ясную фактическую базу.

'См.: Balanca D. The Cooperative Think Tank. — 1992.


Представим, что ученики изучают тему «Экологические конфликты». После работы на стадии вызова они читают текст, в котором речь идет о такой проблеме, как экологиче­ские конфликты между государствами. В тексте обсуждаются разнообразные экологические конфликты, раскрываются не­которые причины их возникновения и механизмы развития.

В процессе чтения ученики работают со схемой «фишбо-ун», что в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тек­сте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучае­мой проблемы (кстати, эти записи они могут сделать и на ста­дии вызова, до чтения текста, в результате актуализации сво­их знаний и опыта). Напротив верхних косточек располага­ются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписыва­ют факты, подтверждающие наличие сформулированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, факты. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания. Например, если речь идет об экологических проблемах, очень важно опи­раться на точные данные, подтверждающие их существование и актуальность. Факты позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.

Date: 2015-11-15; view: 860; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию