Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологические конфликты





(По книге А. А. Григорьева «Экологические уроки прошлого и совре­менности», в сокращении.)

Увеличение масштабов воздействия человека на природу в середине XX в. привело к резкому ухудшению качества среды во многих странах мира. В конце 60-х — начале 70-х гг. впервые предметом обсуждения уче­ных и политиков, бизнесменов и журналистов явилась новая экологическая проблема — экологический кризис, который приобрел международное зву­чание. Трансграничные перемещения атмосферы и речных загрязнений, пе­ресекающих границы многих государств; миграции загрязнений у морских и океанических побережий одновременно нескольких стран; опустынивание земель, не знающее государственных границ; загрязнение и отравление ланд­шафтов одних государств от источников, расположенных на территории других стран, — все это вместе и создает атмосферу мирового экологическо­го кризиса.

Наибольшее количество конфликтов возникает в результате переноса через границы атмосферных загрязнений, основными источниками выбро­сов которых являются предприятия промышленно развитых стран — от крупнейшей индустриальной державы США до маленького Люксембурга. Наиболее часто конфликты из-за трансграничных атмосферных загрязне­ний происходят в Европе и Северной Америке. Виновниками загрязнений атмосферы многих стран в Европе являются Англия и Германия.

В умеренных широтах Европы господствует перенос воздушных масс с запада, со стороны Атлантики, на восток. В этом же направлении, на восток


и северо-восток, происходит перемещение атмосферных загрязнений. Скан­динавские страны — Норвегия, Швеция, Дания, а также Финляндия и Ис­ландия — вот те государства, территории которых загрязняются заводами Рура, Бирмингема, Люксембурга. Следует подчеркнуть, что конфликтные ситуации между государствами Европы часто возникают из-за кислотных дождей. С ними в воду, почву и на растения попадают сильноядовитые сер­нистые и другие химические вещества, которые вызывают отравление. Наиболее заметно отравление воды в озерах. В Швеции признаки сильного окис­ления обнаружены в 25 тыс. озер, в результате отравлена рыба. В 65 тыс. озер этой страны найдены признаки слабого окисления воды. В Южной Норве­гии из 5 тыс. озер в 1750 из-за отравления исчезла рыба, а в 900 озерах из-за окисления воды обнаружены признаки заболевания у рыб. По оценкам специалистов, лишь 10% загрязнений, выпадающих из атмосферы на тер­риторию Норвегии, имеют норвежское происхождение, остальные 90% пе­реносятся из других стран...

Поводом для международных конфликтов служат также загрязнения воды в рефх, озерах, морях и прибрежных районах океанов, находящихся на территории одних государств и вызываемых действиями других. В марте 1978 г. потерпел аварию американский супертанкер «Амоко-Кадис», кото­рый натолкнулся на рифы у берегов Бретани (Франция). Из расколовшихся танков в море вылилось 200 тыс. т нефти. Вода оказалась покрытой нефтя­ной пленкой на площади около 2 тыс. км2. Зона загрязнений воды вытяну­лась вдоль побережья на расстояние свыше 130 км при ширине до 25 км. Такие катастрофы с выбросами нефти стали ежегодными. Как правило, они вызывают протесты общественности, демонстрации. В январе 1975 г. в Ма-лаккском проливе потерпел катастрофу японский супертанкер «Сева-Мору».


В результате аварии были затронуты интересы Индонезии, Малайзии, Син­гапура, с одной стороны, и Японии — с другой. Инцидент с танкером рас­сматривался правительством Японии, которое срочно приняло меры для устранения конфликта, чтобы случившаяся катастрофа не переросла в меж­дународный конфликт.

Представим на схеме, как может выглядеть описание ос­новной проблемы, рассматриваемой в тексте.

Представляем схему в упрощенном варианте. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение пред­ставленных сведений (рис. 11). При этом технология работы со схемой «фишбоун» может варьироваться.

1. Индивидуальный путь. У всех текст одинаковый.
В этом случае чтение текста и составление схемы происходят
индивидуально. На этапе рефлексии возможен обмен мнения­
ми, добавления в составленную схему, суммирование инфор­
мации в единую схему, представленную на доске.

2. Парная или групповая работа. Возможно использова­
ние разных текстов по одной проблеме. В приведенном здесь
тексте рассматриваются только две причины возникновения
экологических конфликтов. Вместе с тем есть тексты, в кото­
рых описываются и другие причины (например, захоронения
химических и ядерных отходов одних стран в других странах,
добыча нефти из пласта, находящегося одновременно в не­
скольких странах: кстати, по этой причине разгорелся Ирак­
ский конфликт 1991 г. и т. д.). В этом случае возможны сле­
дующие варианты работы:

а) каждая из групп получает для чтения свой текст; чте­
ние текста происходит индивидуально, составление схемы —
в группах (но на этих схемах оставляется место для добавле­
ния верхних и нижних косточек); происходит обмен инфор­
мацией между группами, в результате чего появляется общая
схема «фишбоун»;

б) каждому участнику внутри группы раздается свой текст;
чтение происходит индивидуально; после чтения в группе участ­
ники обмениваются информацией, на основе которой и состав­
ляется общая схема «фишбоун»; группы рассказывают о про­
деланной работе, дополняя друг друга.

Итак, использование приема «фишбоун» возможно как для работы с небольшими по объему текстами, так и с текста­ми, в которых содержится значительное количество инфор­мации. При этом возможно дробление текста на смысловые части, которые дополняют друг друга. Содержащаяся в" этих частях информация не сравнивается, а суммируется для бо­лее полного анализа и оценки. Конечно, если работа на уроке происходит с большими объемами текстов, то на схеме слож­но отметить все причины той или иной рассматриваемой про­блемы и выделить все факты, позволяющие подтвердить су-


ществование тех или иных причин. В этом случае составляе­мая схема будет представлять собой в буквальном смысле ры­бий скелет — остов предстоящего исследования. Более того, можно предложить такой вариант работы с фишбоуном, при котором на верхних косточках будут выписываться те или иные причины рассматриваемой проблемы, а на нижних — возможные источники, из которых можно дополнительно по­черпнуть важные факты, раскрывающие ее суть.

Date: 2015-11-15; view: 3283; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию