Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример из практики. Посмотрите, как метод «совместный поиск» можно вклю­чить в урок





Посмотрите, как метод «совместный поиск» можно вклю­чить в урок. Тема: «Рассказ «О двух ворах и попе, одержи­мом подагрою» И. Новикова» (урок литературы в 7 классе разработан Т. В. Учуватовой, учителем Нижегородской гим­назии).

На стадии вызова применяется прием «парная и группо­вая мозговая атака».

'См.: Levl-Strauss С. The Structural Study of Myth. In Structural Anthropology. Garden City, № 4.: Basic Books, 1970.


Учитель обращается к классу: давайте вспомним, каким может быть смех в литературных произведениях. Разбейтесь на пары и запишите все, что вам известно о природе смеха как художественном приеме, о его видах.

Далее идет взаимный обмен идеями, их запись на доске в той последовательности, в которой они прозвучали.

• Юмор — смешное, комическое изображение действитель­
ности.

• Добрый смех.

• Ирония — тонкая насмешка.

Стадию вызова продолжает составление рассказов — про­гнозов по ключевым словам: два вора; горящая лампада; гу­лящий демон; превеликие крылья; поп, который начал ходить на своих ногах. Учащиеся в парах пишут предполагаемый сюжет, помня о том, что надо использовать в нем какой-либо вид смеха как художественный прием.

Стадия вызова заканчивается чтением собственных но­велл.

На стадии осмысления содержания учащиеся знакомятся с рассказам Ивана Новикова.

Необходимое пояснение. До чтения учитель сообщает, что мы, к сожалению, почти ничего не знаем об этом писателе: ни даты его рождения, ни смерти, ни даже отчества. Но мы знаем, что в 1792 г. была опубликована его книга «Похожде­ние Ивана гостиного сына», сборник веселых и мудрых но­велл, одну из них мы прочитаем. Она называется «О двух во­рах и попе, одержимом подагрою».

При чтении учащиеся ведут двухчастный дневник.

Два вора, хотя и были в своем ремесле не первого, а не самого ж и по­следнего номера, пришедши в деревню, по обыкновению своему оглядевши, где плохо запираются ворота, тын невысок и клети не очень крепки, усмот­рели, что у одного крестьянина нашлось сходственно с их желанием: в од­ной клети увидели спящих овец и телят, а в другой что-то насыпанное в мешках; они по своему намерению и считали, что на одну ночь довольно будет труда, чем позабавиться, ежели все дочиста убрать удастся. Дождав­шись ночного времени, пошли оба на работу; первому удалось взять два мешка орехов; он принес их на паперть при церкви, где уговорились схо­диться; развязавши один мешок, дожидаясь товарища своего, на досуге стал зубами пощелкивать орешки.

В то время у сельского попа загашен был огонь нечаянно в избе, трут весь изошел, огниво потеряно,,и спиц не нашли, послал дьячка своего в церковь, чтоб он засветил из гор!ящей лампады и принес. Дьячок;' подошед-ши к паперти, как ночь была очень темная, то он, не видавши никого, а услышав орехову щелкотню, подумал, что, конечно, какой-нибудь гулящий демон, набравши в лесу орешков, запоздавши, пришел на паперть позаба­виться и укрыться от ненастной погоды, так долго прислушиваясь, бросил­ся благим матом к настоятелю своему и, запыхавчи, сказал, что черт, сидя


на паперти, забавляется орехами. Поп, ничего тому не веря, бранивши его много, посылает с ним другого своего хлопца, чтоб они непременно достали огня. Дьячок со слезами говорил:

— Евтюшка у меня, сударь, и от первого походу трещат кости, как в
застенке, а жилы сводит подобно лихорадке.

Священник, усиливаясь добиться огня, гнал их палкою, приказывая отходить молитвою. Напуганный дьячок и другой, глядя на него, скинувши чеботы, как журавли, выступали тихими шагами. Подошедши к паперти, услышали оба, что вор грызет орехи, но между тем дьячок рассказал друго­му, якобы он видел того сатану в лицо: в каком кафтане, в рукавицах и шапке и какие имел онучи и лапти. Долго они, стоя в великом размышле­нии, не знали, что начать, а вор, не внимая ничего, подавливал орешки. Дьячок взял батрака за руку, и тихим образом возвратились к попу и рас­сказали, что сатана, сидя, достает головою до свода паперти и имеет преве­ликие крылья, на ногах и на руках железные когти, а из глаз пылают пла­менные искры. Поп сего предсказания не убоялся, потому что, поминаючи с вечера родителей, немало попито было, то к полуночи голова болит и в желудке горит, а без огня и ключей сыскать нельзя, приказал подать свои носилки, ибо он был, конечно, от питья воды подагрою болен. Причетники, посадя батьку в оные, с дрожанием понесли к церкви, но надеялись на себя; ежели черт захочет полакомиться — кого-нибудь из них скушать, то хромо­ногий поп прежде их попадется. По приближении к паперти вор, услыша неосторожно идущих людей, думал, что то его другой товарищ, спросил:

— Разве тебе тяжело? Постой, я подсоблю; много ль ты взял и сколько
там еще осталось?

Прислужники поповские, услыша голос, оцепенели и, брося с попом носилки, побежали ко двору, и один, как-то запнувшись за подворотню, раскроил себе лоб, а другой также ненароком переломил ногу, а батька, может быть, притворничая, не ходивши на ногах лет с пять, едва мог со­браться с силами, также, вскоча, с великою трудностию побежал, а вор, идучи за ним, хохочет:

— Куда тебя черт несет и чего ты меня боишься, ведь я один здесь.
Но поп, добежавши до ворот и переправясь через подворотню, хлопнув­
ши калиткою, и хрипливым голосом едва мог выговорить:

— Будь свет проклят именем Божиим, аминь, аминь. Рассыпься и про­
пади в недра земные и бездонное окно.

Вор узнал, что то была ошибка; дождавшись другого, рассказал сие странное приключение; долго хохотали и с добычею пошли в свое жилище, а поп после того и днем, приходя к паперти, ограждал себя крестным знаме­нием, зачал ходить на ногах, а не на носилках, однако ночью в церковь за огнем ни сам не ходил, ни подданных своих посылать не смел.

На стадии рефлексии идет соотнесение прочитанной сказ­ки с той, которую учащиеся пытались воссоздать по заданным словам.

Работу можно активизировать вопросом: «Какие мысли возникли в связи с совпадением (несовпадением) реальной и воображаемой версий?»


Продолжает стадию рефлексии дискуссия «совместный поиск».

Отправные вопросы для дискуссии «совместный поиск»:

— Какие человеческие качества высмеивает И. Новиков?
Почему?

— Какие отрицательные черты разрушают человеческий
характер?

— Как вы это можете доказать текстом?

— Какие художественные средства использует автор для
создания своих персонажей?

— Какие фольклорные приемы можно обнаружить в но­
велле?

Работа заканчивается написанием 10-минутной работы на тему «Как вы полагаете, есть ли в этом рассказе положитель­ный герой?».

Необходимые пояснения. Учащиеся, отвечая на вопросы,
обращаются к тексту, к собственному жизненному опыту, зву­
чат различные мнения, предлагаются возможные варианты
ответов на поставленные вопросы. Итог работы в режиме «со­
вместный поиск» — иллюстрация принципов критического I
мышления: нет однозначного ответа на поставленный про- j
блемный вопрос, нет двух одинаковых решений, нет единых I
рецептов решения проблем. '

Date: 2015-11-15; view: 648; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию