Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пример из практики. Посмотрите, как метод «совместный поиск» можно включить в урокПосмотрите, как метод «совместный поиск» можно включить в урок. Тема: «Рассказ «О двух ворах и попе, одержимом подагрою» И. Новикова» (урок литературы в 7 классе разработан Т. В. Учуватовой, учителем Нижегородской гимназии). На стадии вызова применяется прием «парная и групповая мозговая атака». 'См.: Levl-Strauss С. The Structural Study of Myth. In Structural Anthropology. Garden City, № 4.: Basic Books, 1970. Учитель обращается к классу: давайте вспомним, каким может быть смех в литературных произведениях. Разбейтесь на пары и запишите все, что вам известно о природе смеха как художественном приеме, о его видах. Далее идет взаимный обмен идеями, их запись на доске в той последовательности, в которой они прозвучали. • Юмор — смешное, комическое изображение действитель • Добрый смех. • Ирония — тонкая насмешка. Стадию вызова продолжает составление рассказов — прогнозов по ключевым словам: два вора; горящая лампада; гулящий демон; превеликие крылья; поп, который начал ходить на своих ногах. Учащиеся в парах пишут предполагаемый сюжет, помня о том, что надо использовать в нем какой-либо вид смеха как художественный прием. Стадия вызова заканчивается чтением собственных новелл. На стадии осмысления содержания учащиеся знакомятся с рассказам Ивана Новикова. Необходимое пояснение. До чтения учитель сообщает, что мы, к сожалению, почти ничего не знаем об этом писателе: ни даты его рождения, ни смерти, ни даже отчества. Но мы знаем, что в 1792 г. была опубликована его книга «Похождение Ивана гостиного сына», сборник веселых и мудрых новелл, одну из них мы прочитаем. Она называется «О двух ворах и попе, одержимом подагрою». При чтении учащиеся ведут двухчастный дневник. Два вора, хотя и были в своем ремесле не первого, а не самого ж и последнего номера, пришедши в деревню, по обыкновению своему оглядевши, где плохо запираются ворота, тын невысок и клети не очень крепки, усмотрели, что у одного крестьянина нашлось сходственно с их желанием: в одной клети увидели спящих овец и телят, а в другой что-то насыпанное в мешках; они по своему намерению и считали, что на одну ночь довольно будет труда, чем позабавиться, ежели все дочиста убрать удастся. Дождавшись ночного времени, пошли оба на работу; первому удалось взять два мешка орехов; он принес их на паперть при церкви, где уговорились сходиться; развязавши один мешок, дожидаясь товарища своего, на досуге стал зубами пощелкивать орешки. В то время у сельского попа загашен был огонь нечаянно в избе, трут весь изошел, огниво потеряно,,и спиц не нашли, послал дьячка своего в церковь, чтоб он засветил из гор!ящей лампады и принес. Дьячок;' подошед-ши к паперти, как ночь была очень темная, то он, не видавши никого, а услышав орехову щелкотню, подумал, что, конечно, какой-нибудь гулящий демон, набравши в лесу орешков, запоздавши, пришел на паперть позабавиться и укрыться от ненастной погоды, так долго прислушиваясь, бросился благим матом к настоятелю своему и, запыхавчи, сказал, что черт, сидя на паперти, забавляется орехами. Поп, ничего тому не веря, бранивши его много, посылает с ним другого своего хлопца, чтоб они непременно достали огня. Дьячок со слезами говорил: — Евтюшка у меня, сударь, и от первого походу трещат кости, как в Священник, усиливаясь добиться огня, гнал их палкою, приказывая отходить молитвою. Напуганный дьячок и другой, глядя на него, скинувши чеботы, как журавли, выступали тихими шагами. Подошедши к паперти, услышали оба, что вор грызет орехи, но между тем дьячок рассказал другому, якобы он видел того сатану в лицо: в каком кафтане, в рукавицах и шапке и какие имел онучи и лапти. Долго они, стоя в великом размышлении, не знали, что начать, а вор, не внимая ничего, подавливал орешки. Дьячок взял батрака за руку, и тихим образом возвратились к попу и рассказали, что сатана, сидя, достает головою до свода паперти и имеет превеликие крылья, на ногах и на руках железные когти, а из глаз пылают пламенные искры. Поп сего предсказания не убоялся, потому что, поминаючи с вечера родителей, немало попито было, то к полуночи голова болит и в желудке горит, а без огня и ключей сыскать нельзя, приказал подать свои носилки, ибо он был, конечно, от питья воды подагрою болен. Причетники, посадя батьку в оные, с дрожанием понесли к церкви, но надеялись на себя; ежели черт захочет полакомиться — кого-нибудь из них скушать, то хромоногий поп прежде их попадется. По приближении к паперти вор, услыша неосторожно идущих людей, думал, что то его другой товарищ, спросил: — Разве тебе тяжело? Постой, я подсоблю; много ль ты взял и сколько Прислужники поповские, услыша голос, оцепенели и, брося с попом носилки, побежали ко двору, и один, как-то запнувшись за подворотню, раскроил себе лоб, а другой также ненароком переломил ногу, а батька, может быть, притворничая, не ходивши на ногах лет с пять, едва мог собраться с силами, также, вскоча, с великою трудностию побежал, а вор, идучи за ним, хохочет: — Куда тебя черт несет и чего ты меня боишься, ведь я один здесь. — Будь свет проклят именем Божиим, аминь, аминь. Рассыпься и про Вор узнал, что то была ошибка; дождавшись другого, рассказал сие странное приключение; долго хохотали и с добычею пошли в свое жилище, а поп после того и днем, приходя к паперти, ограждал себя крестным знамением, зачал ходить на ногах, а не на носилках, однако ночью в церковь за огнем ни сам не ходил, ни подданных своих посылать не смел. На стадии рефлексии идет соотнесение прочитанной сказки с той, которую учащиеся пытались воссоздать по заданным словам. Работу можно активизировать вопросом: «Какие мысли возникли в связи с совпадением (несовпадением) реальной и воображаемой версий?» Продолжает стадию рефлексии дискуссия «совместный поиск». Отправные вопросы для дискуссии «совместный поиск»: — Какие человеческие качества высмеивает И. Новиков? — Какие отрицательные черты разрушают человеческий — Как вы это можете доказать текстом? — Какие художественные средства использует автор для — Какие фольклорные приемы можно обнаружить в но Работа заканчивается написанием 10-минутной работы на тему «Как вы полагаете, есть ли в этом рассказе положительный герой?». Необходимые пояснения. Учащиеся, отвечая на вопросы,
|