Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальный опыт и деятельностьВ современной социологической литературе (при всем разбросе позиций отдельных авторов и научных школ) социализация рассматривается как социализирующий механизм общества. Педагогика ищет здесь свой предмет исследования, поскольку должна обосновать воспитательную систему, включающую ребенка в процесс социализации в качестве ее субъекта. Для этого необходимо признать, что социализация в ее сущностной характеристике — это овладение социальным опытом. Поставив вопрос в таком ракурсе, мы выходим на одну из важнейших и «вечных» проблем теории воспитания — проблему соотношения общественного опыта (закодированного в культуре и предназначенного к передаче молодому поколению) и индивидуального социального опыта ребенка. В решении этой проблемы в разных теоретических интерпретациях можно выделить два подхода. 1. Социальный опыт ребенка — это результат специально орга 2. Социальный опыт присущ ребенку изначально, как некая Нетрудно заметить поляризацию этих двух подходов: первый абсолютизирует воспитательно-образовательный процесс как источник социального опыта, второй — генетические предпосылки и социализацию. Наша позиция, сложившаяся на основе теоретического анализа психолого-педагогических исследований, в том числе и собственных, такова: социальный опыт ребенка является результатом соци- ализации, воспитания и самовоспитания. Овладение социальным опытом у ребенка происходит тремя взаимосвязанными путями. Во-первых, оно идет стихийно, так как человеческое существо с самых первых шагов свою индивидуальную жизнь выстраивает в присущем человеческому миру общественно-историческом опыте. Причем ребенок не просто вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт. «Тот кардинальный момент, что ребенок с первых мгновений своего существования — член общества, участник развития очеловеченного пространства и времени, в корне меняет распространенные представления о социализации как воздействии общества на изначально пассивного индивида» [28, с. 112]. Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный процесс, как нормативное, специально организованное обществом в соответствии с его социально-экономической структурой, идеологией, культурой и целями воспитания, просвещения, обучения. В-третьих, социальный опыт ребенка складывается и спонтанно, в результате взаимодействия стихийного и нормативного фонда, и тем самым указывает на значительные возможности внутренних предпосылок субъективности ребенка в процессе социализации. Достаточно долго наша отечественная педагогика изучала главным образом нормативный аспект социализации. Это, в свою очередь, привело к тому, что практика воспитания и обучения по существу игнорировала социальный опыт ребенка как источник самодвижения личности в процессе воспитания и обучения. И само понятие «социальный опыт» до последнего времени редко использовалось педагогикой, чаще в значении «жизненный опыт», то есть стихийный, для дифференциации его со специально организованным опытом в учебном и воспитательном процессе, Мы же убежденно считаем, что социальный опыт ребенка, выступающий сущностной характеристикой его социализации, вполне правомерен в качестве объекта педагогического исследования. Педагогическое обоснование социального опыта непременно предполагает учет позиции других наук о человеке по этому вопросу. Так, социология считает социальный опыт ведущей социологической характеристикой личности в конкретной социальной структуре (И. С. Кон, А. Г. Харчев); социальная психология особо подчеркивает как сущность социального опыта систему социальных отношений личности (Б. П. Парыгин, А. В. Петровский); психология, ставящая в центр внимания механизмы психического развития личности, характеризует социальный опыт как определенность самого субъекта, от которой зависит его внутренняя позиция (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, I Л. С. Выготский). Педагогический подход к характеристике социального опыта состоит в том, чтобы обосновать существенные признаки его проявления в деятельности и суждениях детей и педагогические условия процесса формирования социального опыта. Но возникает правомерный вопрос: как обеспечить интеграцию различных аспектов характеристики социального опыта, установление междисциплинарных связей, без которых невозможно выйти на уровень педагогического обоснования этого явления? Укажем на два значимых для нас теоретических основания. 1. Еще выдающийся русский философ П. А. Флоренский дока 2. Важным для определения нашего подхода к обоснованию Исходя из такой методологической позиции, нам представляется Так, К. К. Платонов, характеризуя структуру личности, в качестве второй ее подструктуры выделяет подструктуру опыта. Она включает знания, навыки, умения и привычки, через которые личность объективизируется в ее индивидуальном развитии и «именно через эту подструктуру индивидуальное развитие личности аккумулирует исторический опыт человечества» [331, с. 127—128]. Под- структура опыта, по мнению К. К. Платонова, складывается в ходе целенаправленного обучения, и на его результат, в свою очередь, опирается воспитание. Автор, к сожалению, не оставил места для социализации. Это тем более неправомерно, ибо сам К. К. Платонов убеждает, что, характеризуя социальное становление личности, следует непременно различать два понятия: «минимум личности» и «минимум социальной зрелости личности». «Минимум личности» устанавливается с осознанием ребенком своего «Я», это — начальный этап самосознания, самопознания, самокритики, самоутверждения. «Минимум социальной зрелости личности» определяется наличием осознания человеком своего места среди других людей, принятием личностью социальных норм, определяющих ее способность осознанно, активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, к которому она принадлежит, и наличием осознаваемого стремления к самосовершенствованию [332, с. 228]. Если учесть, что в период от «минимума личности» до «минимума социальной зрелости личности» происходит активная интерио-ризация социальных норм, формирование социального опыта, то считать, что эти глубокие процессы состоятся лишь за счет целенаправленного обучения, неверно. Здесь не меньшую роль берет на себя и процесс социализации в связи с воспитанием и самовоспитанием. Пример взглядов К. К. Платонова — достаточно принятая для психологии и педагогики позиция, когда социальное как бы отождествляется с индивидуально приобретенным, ограниченно трактуется само социальное как совокупность человеческих психических образований. Между тем социальный опыт — это всегда результат действия, активного взаимодействия с окружающим миром. По нашему мнению, овладеть социальным опытом — значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, навыков, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является. Таким образом, главной составляющей психолого-педагогического механизма социального опыта выступает деятельность (Г. С. Батищев, Л. С. Выготский, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев). Она представляет собой и способ, и условие, и форму выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта, но при этом отнюдь не выступает как нечто внешнее по отношению к внутренней структуре личности. Философские и психологические исследования последних лет также дают обоснование такой закономерности деятельности, как единство двух сторон ее социальной сущности или проекции на «мир вещей» и «мир людей» [417]. Проекция на «мир вещей» — предметная деятельность (познавательная и практическая) — обеспечивает ребенку усвоение знаний, умений, навыков, формирование интеллектуальной активности. Проекция на «мир людей» — деятельность по усвоению норм человеческих взаимоотношений — включает ребенка, с учетом его возрастных возможностей, в систему этих отношений. Он как бы «примеряет» себя к обществу и это обеспечивает уже формирование социальной активности. Объекты внешнего мира не сами по себе непосредственно воздействуют на личность, а определяют формирование «образа мира» (А. Н. Леонтьев), преобразовавшись в деятельность, превратившись в ее продукты (предметы, схемы действия, понятия, нормы и ценности). Это явление особенно важно для понимания закономерностей социального становления личности в детском возрасте. Так, ребенок младшего школьного возраста еще не включен в научное познание действительности, но в его социальном опыте на эмоционально-образном уровне уже сложился некий метафорический «образ мира». Он и становится важным регулятором социальных отношений младших школьников. ^ Но возникает закономерный вопрос: как же на потребностном уровне личности соотносятся в социальном опыте предметная деятельность и общение? Здесь мы обращаемся к концепции персона-лизации А. В. Петровского. Он в ряде работ по проблеме индивида и личности, написанных в 80-е годы, убедительно обосновал наличие у индивида особой социогенной потребности — «быть личностью», то есть потребности в персонализации. Эта своеобразная потребность реализуется как стремление субъекта продолжить себя в других людях, поделиться с окружающими своим бытием и за счет этого проявиться перед этими людьми как личность. «Стремясь включить свое „Я" в сознание, чувства и волю „других" посредством активного участия в совместной деятельности, приобщая их к своим интересам и желаниям, человек, получив в порядке обратной связи информацию об успехе, удовлетворяет тем самым потребность персонализации» [324, с. 244]. Из потребности персонализации, как считает А. В. Петровский, выстраивается основной «каталог» социальной мотивации личности: от потребности в любимом человеке, чтобы обрести в нем «инобытие», до самооценки, которая выступает как «потребность выяснить успешность или неуспешность персонализации» [324, с. 247]. Обращение к концепции потребности персонализации позволяет понять внутренний механизм присвоения социального опыта как на уровне взаимодействия старшего и подрастающего поколений, так и в процессе социального становления личности ребенка младшего школьного возраста. Потребность индивида быть личностью удовлетворяется в деятельности, которая для других людей (или для другого человечка) должна быть значима. В ней же осуществляется трансляция неких ценностей, которыми индивид уже располагает. «Средством персонализации, по-видимому, служат мысли, знания, художественные образы, произведенный человеком предмет, решенные задачи и т. д. Но раньше, чем стать средствами персонализации, они должны L были уже быть у человека, он должен был их приобрести, выдумать, произвести, сконструировать, открыть, решить и т. д.» [324, с. 249]. То есть, как нам представляется, следуя логике А. В. Петровского, социальный опыт личности является предпосылкой ее персонали-зации, а на новом уровне,—результатом. Здесь приоткрывается проблема особой значимости социального опыта ребенка в акте его персонализации. Без проявления ребенком своего детского (бесспорно, несоразмерного взрослому) социального опыта в акте взаимодействия со сверстниками и даже взрослыми, он не сможет рассчитывать на то, что участники этого акта (по природе социализирующего, воспитательного) будут способны увидеть в нем личность.
|