Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Осмысление проблемы социализации в отечественной педагогике 70—80-х годовПримечательно, что В. А. Сухомлинский заговорил о проблеме социализации школьников в конце 60-х годов, когда (впрочем, еще достаточно долго, по существу до середины 80-х годов) в советской педагогике культивировалось не просто критическое отношение к социализации, а почти игнорирование ее даже на уровне терминологии. Концепция социализации считалась детищем буржуазной науки, якобы, с ее помощью идеологи буржуазной педагогики стремятся помочь государственно-монополистическому капитализму манипулировать сознанием молодежи и удерживать ее под своим идеологическим влиянием; идеологическим стержнем концепции социализации является идея принудительной адаптации индивида к нормам и ценностям буржуазного общества [214]. Наряду с этим в педагогической периодике 80-х годов все чаще высказывалось мнение о необходимости уточнить предмет педагогики, привести ее основные понятия в соответствие с теми инновационными процессами, которые происходят в теории и практике. Все активнее звучало утверждение, что педагогику следует определять в системе обществознания «как интегративную науку о закономерностях формирования сознания и поведения человека, соответствующих социальной памяти данного общества» [299, с. 46]. Такая, не лишенная дискуссионное™, точка зрения на традиционный предмет педагогики естественно требует его расширения, введения категории «социализация» и установления ее сущностных соотношений, в первую очередь, с главной педагогической категорией — «воспитанием». На наш взгляд, здесь мы имеем дело с любопытной тенденцией. Реализация попыток расширить предмет педагогической науки за счет включения в него категории социализации была направлена как бы в два русла. Во-первых, на новом социальном и теоретико-методологическом уровне складываются предпосылки для оформления социальной педагогики как науки, где категория социализации займет одно из ведущих мест в ее предмете. Во-вторых, происходит становление новой парадигмы педагогики, ориентируемой на понимание естественной гуманистической природы воспитательно-образовательной деятельности, на общечеловеческие ценности и идеалы. В контексте новой парадигмы педагогики в центр ее внимания попадают социальные отношения личности, и социализация рассматривается в органической взаимосвязи с развитием, воспитанием и самовоспитанием личности как субъекта социальных отношений. Уже в конце 70-х и в 80-е годы появляются работы по отдельным вопросам социологии воспитания и образования (В. Г. Бочарова, Р. Г. Гурова, Л. И. Новикова, В. Д. Семенов, В. Н. Турченко, Ф. Р. Филиппов и др.). И хотя многие из них по своему содержанию больше тяготели к социальной педагогике, это направление еще продолжало существовать в рамках педагогической социологии. Однако категория социализации начинает занимать одно из ведущих мест в этих исследованиях, авторы стремятся обосновать понятия «социальные институты», «социальные нормы», «неинсти-туциированные социальные общности», «социальная активность личности» и, наконец, «социализация» в соотнесении с традиционными составляющими предмета педагогики. Так, в частности, это попыталась сделать в работе «Социологические проблемы воспитания» Р. Г. Гурова. Самым широким, по ее мнению, является понятие «развитие личности», так как оно отражает результат взаимодействия как биологических, наследственных факторов, так и всего многообразия социальных воздействий. Вторым в приводимой Р. Г. Гуровой субординации педагогических понятий выделяется «социальное формирование личности». Оно характеризует лишь «процесс и результаты целенаправленных и стихийных влияний социальной действительности». Следующее в этой иерархии еще более узкое понятие — «воспитание», которое автор определяет как «целенаправленное руководство развитием личности в интересах общества и самой личности». Наконец, наиболее узким понятием, как считает автор, является «социализация». Правомерно дифференцируя различное значение, которое вкладывают в эту дефиницию философия, социология, социальная психология, Р. Г. Гурова так определяет ее педагогический смысл: «процесс целенаправленной подготовки молодого поколения к выполнению основных социальных функций, к активному участию в социальном развитии» [132, с. 58]. Перед нами — попытка выстроить дефиницию по вертикали, по принципу «пирамиды» — из более широкого содержания выводится более узкое. Такой подход к определению педагогического аспекта социализации и ее взаимосвязей с воспитанием, вероятно, правомерен, но весьма ограничен. Продуктивный в теоретическом и методическом отношении взгляд на проблему превращения социальных идей в психические, внутренние побудительные силы личности обосновал в монографии «Структура процесса воспитания» Б. П. Битинас. В качестве основного понятия своей теоретической концепции он берет понятие «интернализация социальных идей». По мнению Б. П. Битинаса, интернализация — это процесс превращения «обобщенного социального опыта во внутреннюю силу, побуждающую воспитанника к социально ценному поведению и деятельности и удерживающую его от социально нежелательных поступков. Следовательно, интернализация — это не просто усвоение социальных идей; это превращение идей в содержание личности, и, главное, в доминанты ее жизнедеятельности» [43, с. 71]. Автор исследует условия, при которых осознанно или неосознанно социальные идеи становятся позицией личности воспитанника, функционируют как внутренние регуляторы его поведения. Значительным вкладом в разработку педагогических проблем социализации стали исследования Ш. А. Амонашвили, 1984; Т. К. Аха-ян, 1982; 3. И. Васильевой, 1981; М. Г. Казакиной, 1981; А. И. Ко-четова, 1974; А. Т. Куракина, 1980; X. Й. Лийметса, 1982; Т. Н. Маль-ковской, 1977; Л. И. Новиковой, 1985; К. Д. Радиной, 1975; Н. Е. Щурковой, 1981 и других, раскрывающие особенности развития позиции школьника как субъекта педагогического процесса (учебной деятельности, коллективной общественной, трудовой деятельности и общения), взаимодействие учебно-воспитательного процесса школы с системой целенаправленной и стихийной социализации. В настоящее время в педагогической науке и в общественном сознании все больше укрепляется понимание того, что разностороннее развитие личности каждого ребенка является не только заботой школы, но в неменьшей мере и всего общества в макро- и микросоциуме. Все активнее звучат призывы к формированию в качестве самостоятельной отрасли педагогической науки социальной педагогики. Она призвана стать теоретической основой работы новой категории педагогов — социальных педагогов. «Деятельность их строится на концепции: ребенок формируется как личность в определенной социальной микросреде, активно с ней взаимодействуя» [44, с. 40]. В поле внимания социальной педагогики включается ребенок как объект и субъект взаимодействия и отношений в семье, в разновозрастном объединении с общественной направленностью, в случайном асоциальном окружении сверстников и взрослых. Поэтому проблема социализации определенно станет ведущей в содержании социальной педагогики в современных условиях.
|