Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взгляды В. Н. Шульгина, М. В. Крупениной, А. П. Пинкевича на проблему социализации молодежиЗаметное место в исследовании отдельных аспектов социальной педагогики, в частности проблемы взаимодействия школы и социальной среды, принадлежит видным теоретикам советской педагогики В. Н. Шульгину и М. В. Крупениной. В начале 30-х годов заклейменные как разработчики «антиленинской теории отмирания школы», они были отлучены от педагогической науки. Но их воззрения, их деятельность в 20-е годы по организации советской школы, социальных основ нового воспитания отличаются самобытностью. Их концепция взаимодействия школы и среды, несмотря на спорность и неоднозначность многих моментов, была достаточно целостной. Ученые исходили из понимания воспитания как сложной системы социальных связей и отношений, пронизывающих все сферы жизни общества от производства до идеологии. Поскольку воспитание имеет объективную социальную природу и поддается сознательному регулированию людьми весьма незначительно, не стоит так серьезно полагаться только на целенаправленные, специально организованные педагогические влияния, идущие от школы \В неменьшей степени личность формируют стихийные влияния среды. При таком широком взгляде на воспитание, как на социальный процесс, который несет в себе и целенаправленные, и стихийные воздействия, в качестве субъектов этого процесса В. Н. Шульгин и М. В. Крупенина выделяли всю совокупность институтов социальной среды: семью, улицу, производственные коллективы фабрик и заводов, крестьянские артели, культурно-просветительные учреждения, органы советской власти, партию. М. В. Крупенина пишет: «...Без контакта с окружающей школу средой разрешить задачи воспитания школа не в состоянии. Она может с большим или меньшим успехом нагрузить головы своих учащихся определенной суммой знаний, но влиять на формирование идеологии, поведения учащихся без опоры, без учета воспитывающих факторов среды она бессильна» [215, с. 137]. Эта позиция, бесспорно, выражала представление о взаимосвязях воспитания и социализации, но уровень развития социальных наук тех лет, узость предмета самой педагогики не позволили обосновать эту важную закономерность формирования личности более точно. В пылу полемики она даже приобрела весьма упрощенный вид (конечно, очень уязвимый для критики, которая не замедлила обрушиться): «...В будущем коммунистическом обществе школы вообще не будет, ребята пойдут сразу на общественную работу... С общественной работы ребенок пойдет на предприятие, а оттуда в библиотеку, где он найдет ответы на интересующие его вопросы» [479, с. 126]. Отрицая школу как институт воспитания, это критическое отношение было обращено к «школе учебы», доживающей в своем общем виде с дореволюционных времен, к школе, оторванной от реальной жизни и производства. На самом же деле В. Н. Шульгин и М. В. Крупенина в своих работах основательно рассмотрели возможности взаимодействия школы и социальной среды. С одной стороны, школа должна активно' включаться в жизнь среды. А для этого необходимо, как считал В. Н. Шульгин, изучать быт, хозяйство, культуру и политический уровень «местного края» (города, села, района). С другой стороны, следует заботиться о повышении воспитательного потенциала самой среды, то есть «педагогизиро-вать» ее. Для этого стоит начинать с конкретного вмешательства в среду: озеленить и благоустроить ближайшую к школе территорию, принять участие в электрификации своей улицы, в распространении книг и газет среди населения, в ликвидации неграмотности, в борьбе с самогоноварением и религиозными предрассудками. Исходя из такого представления о взаимосвязи школы и среды, В. Н. Шульгин и М. В. Крупенина даже предложили содержание школьных учебников строить по краеведческому признаку. Они отрицали значимость традиционных единых учебников, по которым учились все дети и в крупных городах, и в селах. По их мнению, учебная книга должна представлять ребенку живой материал о хозяйстве родной местности, ее истории, культуре, перспективах индустриализации и коллективизации. Стремясь воплотить свою концепцию, В. Н. Шульгин и М. В. Крупенина активно пропагандировали и организовывали «летние школы» для городских учащихся, как один из способов взаимосвязи школы со средой. Городские школьники работали в крестьянских хозяйствах, включались в культурно-просветительную работу в деревне, участвовали в кружках ликбеза. Особую значимость представляет у В. Н. Шульгина и М. В. Кру-пениной их утверждение, что формирует личность ребенка его образ жизни, а не методы воспитательного воздействия, даже самые отточенные. Поэтому уже начиная со школьных лет, каждому воспитаннику нужно жить в позиции активного гражданина, общественника, организатора. Но в конце 20-х годов эта точка зрения вызвала лишь обвинение в том, что ее авторы растворили целенаправленный педагогический процесс в стихийных влияниях среды. Оно стало ведущим аргументом в педагогической дискуссии конца 20-х годов, в которой в качестве главных оппонентов В. Н. Шульгина и М. В. Крупениной выступили П. П. Блонский, А. Г. Калашников и А. П. Пинкевич. Так, А. Г. Калашников, автор вышедшей в 1929 году работы «Социология воспитания» и главный редактор первой советской «Педагогической энциклопедии», не разделял стремление В. Н. Шульгина обосновать с марксистских позиций «воспитание партией». Напротив, он считал, что «непартийная педагогическая идеология, не примыкающая в общем в своих социальных воззрениях к какой-либо общественной группе, значительно шире трактует педагогические вопросы» [173, с. 198]. А. П. Пинкевич расходился с В. Н. Шульгиным и М. В. Крупениной в самом понимании сущности воспитания, которое он рассматривал как содействие развитию природных свойств ребенка. Поэтому А. П. Пинкевич более значимым в формировании личности считал организованный педагогический процесс и целенаправленные, в духе марксистской идеологии, воздействия на окружающую среду. В статье «Научная педагогика», где подводится итог десятилетнего социалистического пути в области педагогики, А. П. Пинкевич пишет: «Собственно говоря, весь Союз представлял к концу десятилетия с его миллионами воспитываемых и образовываемых, с его сотнями тысяч учителей и воспитателей, с колоссальным количеством различных просветительных учреждений — одну огромную педагогическую экспериментальную лабораторию, разрешавшую один необыкновенно важный вопрос: как —путем соответствующих мероприятий (подчеркнуто нами — Н. Г.) просветить народные массы, сделав их способными к длительной упорной борьбе за дело трудящихся, способными к планомерному и умелому строительству социализма» [329, с. 47—48]. Таким образом, в изучении проблем социализации молодой советской педагогикой 20-х годов проявлялись две тенденции: первая — стремление развиваться в контексте мировой педагогической науки, где уже в качестве самостоятельных строились исследования в области социальной педагогики; вторая — убежденность в необходимости и возможности построить особую педагогику, особую систему формирования личности «в отдельно взятой стране социализма». В 30-е годы эти тенденции по существу уравновесились тем, что в педагогике начал активно обосновываться принцип партийности, который, якобы, и должен был определять установление взаимосвязи между «организованным» и «стихийным» процессами в области формирования личности. А Постановление ЦК ВКП(б) 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпро-сов», борьба с рефлексологическими, культурно-историческими, биогенетическими и социогенетическими концепциями развития и формирования личности надолго «закрыла» в советской педагогике исследование социальных факторов, влияющих на процесс воспитания личности. ■ ■
|