Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предпосылки новой парадигмы педагогики и проблема социализации школьниковВ настоящее время в нашей стране складывается новая социально-экономическая и политическая ситуация. Несмотря на то, что процессы коренных изменений различных сторон жизни общества идут быстро и порой непредсказуемо, все-таки уже возможно отметить главные линии нового алгоритма его жизнедеятельности. Педагогика в этих условиях призвана принять и теоретически осмыслить материальную и духовную среду, новое жизненное пространство, в котором будет происходить образование и воспитание сегодняшних детей и молодежи и выстроить новую парадигму. Дефиниция «парадигма» (от греческого paradeigma — «образец») была предложена Т. Куном в его концепции смены фундаментальных научных теорий. Под парадигмой в философии понимается определенная совокупность общепринятых научным сообществом идей и методов научного исследования. Применительно к педагогике под парадигмой можно понимать синтез определенных теоретических положений и способов их педагогической реализации, ценностных для данного сообщества ученых-педагогов и учителей. Парадигма педагогики — своеобразное предельное основание для педагогической деятельности. Социально-экономическая и морально-психологическая напряженность жизни нашего общества, политическая нестабильность, межнациональные противоречия сопровождаются крутой ломкой сложившихся за годы социализма духовных ценностей. В связи с этим нет еще достаточной ясности в определении цели-идеала концепции воспитания, в обосновании механизмов социально-возрастного становления личности. Ведущие субъекты воспитательной деятельности (институты государства, педагоги, родители, детские общественные организации) в одних случаях утратили свой авторитет среди детей и молодежи, в других — неясно представляют свои конкретные возможности в условиях рыночной экономики и современных инновационных процессов. Если учитывать, что социальные структуры — это оборотная сторона определенного типа сознания (М. К. Мамардашвили), то крушение системы тоталитаризма на государственном и общественном уровне неизбежно влечет за собой разрушение тоталитарного сознания, тоталитарных иллюзий у огромной массы людей, в том числе родителей и педагогов. В литературе последних лет тоталитарное сознание описывается как социокультурный феномен под разными названиями — «homo totalitarian», «homo soveticus», «советский синдром». Оно представляет собой «ощущение своей включенности в движение по магистральному пути мировой цивилизации; ощущение своей подвласт- ности могущественному, никогда не признающему своих ошибок государству; ощущение своей безопасности среди равных друг другу людей, живущих общей жизнью и всегда готовых прийти на помощь; ощущение своего превосходства над порочным и не признающим очевидных истин миром» [107, с. 168]. Феномен «homo soveticus» описывается и через признаки «тоталитарного Я» как: догматичность сознания, закрытость его эмпирическому опыту при некритичном доверии к «коллективному разуму»; расщепленность сознания, раздвоенность приватного и социального «Я»; инфантильное упование на внешние инстанции и перенос на них ответственности за неудачи; постоянный страх, отсутствие чувства стабильности и безопасности; ведущий мотив поведения — избегание неудач, а не достижение новых позитивных результатов; заниженные самооценка и чувство собственного достоинства, недостаточное принятие своего «Я»; недостаточная рефлексивность при высокой нормативности; специфическое восприятие и организация времени — упор на великое будущее в ущерб нынешней жизни. Эти ведущие признаки «тоталитарного Я» выступали на трех уровнях: как социокультурный феномен, как индивидуально-личностное образование и как общепсихологический когнитивный механизм. Поэтому тоталитаризм не только изолирует людей от внешнего мира («железный занавес», система дезинформации и контроля за умами), но и насаждает единообразный набор нормативов осмысления жизни. Более того, ставилась задача «полной трансформации человека, конструирование нового типа личности — некоего „homo totalitaricus" с особым психическим складом, особыми ментальностью, мыслительными и поведенческими характеристиками и т. д. путем стандартизации, унификации индивидуального начала, его растворения в массе, сведения всех индивидов к некоему среднестатистическому знаменателю, стерилизации или, во всяком случае, подавлению индивидуального, личностного начала в человеке» [93, с. 13]. Одновременно тоталитарное общество выдвигало на первый план людей, в личности которых свойства «тоталитарного Я», или способность убедительно их имитировать, занимают ведущее место. В этих условиях педагогика, поставленная на службу тоталитаризму, не просто способствовала подчинению личности системе, а по существу специально организовывала средствами целенаправленного воздействия через институты воспитания трансформацию личности, в ходе которой человек «открывал» у себя признаки «тоталитарного Я» и, соотнося с ними, идентифицировал свое целостное «актуальное Я». Этот способ реиндификации личности педагогически обставлялся как критика в пионерской и комсомольской организациях, как публичные извинения перед классом, пионерским отрядом, облекалась в форму «Табеля-рубежа» октябренка и пионера, «Личного комплексного плана» комсомольца. Корни тоталитаризма в нашей воспитательной теории и практике глубоки, обширны и не сводятся к отдельным формам работы пионерской или комсомольской организации в школе. Они закрепились именно на уровне парадигмы, на уровне установок и механизма воспитательной практики. Вот лишь некоторые очевидные и наиболее нетерпимые рецидивы тоталитаризма в воспитании. 1. Ребенку в воспитательном процессе изначально приписыва 2. Поскольку тоталитарное сознание всегда стремится избегать 3. Заниженные самооценка и самоуважение взрослых-воспита 4. Свойственная тоталитарному сознанию недостаточная реф Какие методологические посылки могут стать основанием новой парадигмы педагогики и будут ли они способствовать преодолению рецидивов тоталитаризма в теории и практике воспитания? Сегодня, вероятно, еще нельзя представить. их достаточно конкретно. Наметим некоторые «контуры» определившихся подходов. Необходимость преодоления мифологем тоталитарного педагогического мышления настоятельно требует определиться на данном историческом отрезке жизни общества в проблеме цели и задач воспитания. В обществе все отчетливее становится убеждение, что цели эти следует черпать не в идеологических доктринах новых политических партий и движений, а выстраивать их как трансформацию культуры. Культура, по определению М. К. Мамардашвили, «есть умение обходиться со множественным и разнообразным» [262, с. 109]. Это весьма точно подтверждается практикой общественной жизни в истории цивилизации: чем более неоднородным, структурно разнообразным в культурном, политическом и экономическом отношениях становится общество, тем большую жизнеспособность оно обретает, тем успешнее справляется с грузом неизбежно возникающих проблем. Культура отражает, передает и хранит индивидуальное начало в рамках данного социума. «Ядро культуры обеспечивает хранение и трансляцию от поколения к поколению информации, правил и норм, гарантирующих историческую воспроизводимость и самоидентичность социума. Ядро культуры вырабатывается веками и обретает устойчивость и прочность социокультурно-генетического аппарата. Оно определяет и способ реагирования социума на инновации. Оно, следовательно, обеспечивает адаптационные механизмы, возможность приспособления к меняющимся условиям материального и духовного бытия данного сообщества» [355, с. 7]. Ставя в центр воспитания культуру личности как отражение на индивидуальном уровне ядра культуры, современная отечественная педагогика выделяет в качестве задач воспитания формирование у подрастающего поколения высокого уровня компетентности, знаний, умений, профессионализма, а кроме того способности к культурному самоопределению в отношениях к обществу, к окружающим людям, к духовным и материальным ценностям общества, к самим себе (к своему здоровью, быту, труду, досугу, к своим интересам и способностям). В таком контексте цель воспитания понимается как воспитание субъекта собственной жизни. Здесь явно проявляется и план социализации. Специальные социально-психологические и социологические исследования все отчетливее фиксируют на нынешнем этапе развития общества «разлом» нравственных и социально-психологических приоритетов, социальных интересов старшего и подрастающего поколений. Изменение субъектов воспитания происходит не в недрах старшего поколения, а как бы смещается в область подрастающего поколения. Этот, один из явных признаков «префигу-ративной культуры» (М. Мид, И. С. Кон) осознается и практикой современного воспитания, но воспринимается как случайное, кризисное проявление. Новая парадигма педагогики должна включить это явление в свою систему. Известно, что механизм, позволяющий человеку осуществлять осмысленно и целенаправленно автотрансформацию ядра культуры,— самосознание, то есть широкое знание о своем глубинном бытие, о его ограничениях и недостатках, о своих возможностях. Это обусловливает актуальность педагогических поисков в области проблемы субъекта воспитания. Не случайно отечественная педагогика пытается переоценить ведущие концепции воспитания, которые обосновывали определяющее значение целенаправленного воздействия в процессе формирования личности, и выйти на проблему содействия средствами воспитания процессу саморазвития личности, ее жизненному самоопределению себя как личности. Без учета социального бытия воспитанника, организованных и спонтанных социализирующих воздействий невозможно до конца понять и помочь ему выбрать позицию субъекта воспитания, творца самого себя. Современные социологи отмечают, как достаточно устойчивую тенденцию последнего десятилетия, «триумф личности». В изданной в США книге «Мегатенденции. Год 2000» говорится: «Величайшей и объединяющей „темой" конца XX века является триумф личности. Испытывающие угрозу со стороны тоталитаризма на протяжении большей части нынешнего века люди, обладающие собственной индивидуальностью, встречают новое тысячелетие в беспрецедентном расцвете сил» [328, с. 106]. Западная педагогика в своих поисках новых измерений человека, в проявлениях его нравственных, эстетических, социально-политических, правовых, мировоззренческих сторон может оказаться во многом близкой нашей педагогической науке, может помочь нам преодолеть пережитки социологизаторства и функционализма коммунистической парадигмы воспитания. Так, например, Э. Фромм в книге «Иметь или быть» рисует свое представление о совершенном человеке современности. Это совершенство он воплощает в такие качества: — готовность отказаться от всех форм обладания ради того, — чувство безопасности, чувство идентичности и уверенности в — осознание того факта, что никто и ничто вне нас самих не — любовь и уважение к жизни во всех ее проявлениях.., всесто Э. Фромм хорошо понимает, что такое «радикальное изменение человеческого сердца» возможно, если общество так же радикально изменит свои функции в отношении человека: переориентирует промышленное производство на «здоровое потребление», внесет гуманистические изменения в политику и государственное управление, обеспечит каждому человеку право на достойную жизнь. Воспитание, опирающееся на такую модель идеала, непременно предполагает учет того, что социализация, являясь механизмом воспроизводства общества, также радикально изменится в духе новых качественных ориентации человека. Попытаемся наметить главные воспитательные постулаты новой парадигмы педагогики: Постулат первыЙ — основная цель воспитания: «человек как самоцель». Эта своеобразная обратная реакция на десятилетия «социально-заказного воспитания» означает признание уникальности и своеобразия каждого воспитанника, его социальных прав и свобод (А. А. Асмолов, Г. С. Батищев, В. В. Давыдов, В. С. Шу-бинский). Постулат второй — развитие личности идет в течение всей жизни, и прежде всего в процессе социализации. Нельзя увлекаться школьнике «центризмом» и абсолютизировать возможности воспитания. Воспитание — лишь часть процесса социализации и осуществляется через образование и систему жизнедеятельности воспитанников (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, X. Й. Лийметс). Постулат третий — ассоциативность и разностороннее сотрудничество молодого и старшего поколения в различных ситуациях воспитания. Социализация, приобщая детей и молодежь к социокультурным ценностям, создает практическую среду для этого сотрудничества, духовное и предметное пространство воспитания, без которых оно осталось бы полой дидактизированной схемой, лишенной реального жизненного содержания (А. А. Бода-лев, И. С. Кон, Т. Н^Мальковская, Л. И. Новикова). Постулат четвертый —отношение к воспитаннику как к субъекту собственного социального становления. Социальное становление такого уровня может охватывать различные сферы индивидуальности, может идти с неодинаковой интенсивностью и давать различный ре/зультат, но обязательно позитивно проявляется в существенны^ ' для личности связях с действительностью (В. В. Горшкова, И. С, Кон, А. И. Кочетов, Л. А. Матвеева, В. Мо-мов, А. И. Раев, А. Н. Тубельский). Нетрудно заметить^ 'что в контексте складывающейся новой парадигмы педагогики социализация органически включается в сущность педагогического процесса, учитывается ее глубокая взаимосвязь с воспитанием и самосовершенствованием личности, и она естественно становится предметом педагогической деятельности. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» Рассмотрение методологических и теоретических аспектов проб-лемь, социализации обнаруживает, чт& педагогическая характеристика эт^го приятая выражается, по меньшей мере, пятью подходами.
1. Социологический подход. Социализация рассматри 2. Факторно-институциональный подход. Социали 3. Интеракционистский подход. Социализация в ка 4. Интериоризационный подход. Социализация пред 5. Интраиндивидуальный подход. Социализация не Выделенные подходы реализации понятия социализации в педагогике различаются характеристиками механизма превращения социального в психическое и соответствующего ему субъекта социализации. Более обоснованным является многомерный подход, то есть одновременный учет всех механизмов социализации. Научная разработка такого подхода — еще неблизкое будущее педагогики, а для сегодняшнего дня важно хотя бы понимание системности и одновременности социализирующих воздействий- Педагогически главным аспектом процесса СОЦЩлйЗации является его содержание. Содержание процессе* социализации определяется культурой и общественной п,еихд}шгиейх>бщества, с одной стороны, и социальным опытом- ребенка ^ С другой. Для педагогики первостепенно важно изучить взаимосвязи этих сторон содержания социализации, выявление ^обоснование уровня их значимости для ребенка определённого возраста, члена определенной группы, включенного в конкретныи/социум. Хотя возможен^, подход к рассмотрению содержания социализации, используемый в работах В. М. Шепеля, по мнению которого есть основание в^сти речь, например, о «нравственной социализа- ции» и связанных с нею нравственном воспитании и нравственном самовоспитании. Но в этом случае возникает вопрос о специфике именно нравственной социализации. В. М. Шепель определяет ее популярно посредством поговорки: «С кем поведешься — от того и наберешься» и по существу сводит к интеракционистскому механизму [463, с. 63]. Кроме того, в подходе В. М. Шепеля проявляется стремление выстроить содержание социализации по прямой аналогии с воспитанием, выделяя традиционные направления: нравственная социализация, эстетическая, трудовая... и др. Методологически более оправданной нам представляется позиция тех педагогов, которые в качестве основания содержания социализации рассматривают «социальные идеи». Это понятие было введено в теорию развития внутреннего мира ребенка Ж. Пиаже и широко используется в социальной психологии и педагогике, особенно в контексте интериоризационной характеристики сущности социализации. Социальные идеи, составляющие содержание обобщенного социального опыта, в процессе социализации превращаются во внутреннюю силу, побуждающую воспитанника к социально ценному поведению, деятельности и удерживающую его от социально нежелательных поступков [43, с. 71]. Следовательно, интернализируясь, социальные идеи не просто усваиваются на когнитивном уровне, а превращаются в содержание личности, в доминанты ее жизнедеятельности. Педагогику, в первую очередь, интересуют возрастная специфика превращения социальных идей в содержание личности и динамика этого процесса при участии воспитания и самовоспитания. V Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов. 1. Коммуникативный компонент. Он вбирает в себя 2. Познавательный к о м п о н е н т предполагает освоение 3. Поведенческий компонент —обширная и разнооб обычаев, табу, выработанных в процессе общественного развития, которые должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества. 4. Ценностный компонент. Человеческое существо, включаясь в жизнь общества, должно не только понять и правильно воспринимать предметы, различные социальные явления и их значение для людей, но и «присвоить» их, сделать ценностными лично для себя. Социализация как процесс, определяющий становление личности, содержательно несет в себе как бы два плана: широкие социальные влияния, недостаточно организованные и контролируемые (воздействие средств массовой информации, традиций региона, школы, семьи), и спонтанные проявления, уловимые только по их результатам в социальном становлении ребенка (меняющиеся отношения, изменения оценок, взглядов, суждений, обнаружение их отличия от направленности официального воспитания).*- Первый план содержания социализации непосредственно связан с воспитанием, по сути является более широкой формой воспитания, по сравнению с воспитанием в семье или классном коллективе. Второй план содержания социализации в массовом педагогическом сознании часто воспринимается как недостаток, слабость воспитания. Педагогические доктрины эпохи тоталитарного общества всегда стремились создать жестко контролируемую, открыто направляемую, упорядоченную систему воздействия на личность ребенка. В сознание огромного числа учителей и воспитателей «вбивалось» утверждение, что только целенаправленное и политически определенное воздействие, строгое единообразие организации воспитания по всем направлениям всестороннего развития личности, подчинение детей максимальному педагогическому контролю в семье, школе, организация различных мероприятии как главных источников социальных идей для школьников позволит воспитать поколение, радующее взрослых своим поведением и жизненной позицией. «Социально-политическое и идейное единство социалистического общества,— еще недавно заявляли методологи коммунистического воспитания,— исключает противоборство различных звеньев сложного воспитательного механизма, открывает возможность для согласованных и совместных усилий в формировании нового человека» [273, с. 20]. Случайно ли, что так методологически выстроенная и оберегаемая авторитарная система все недостатки воспитания списывала на стихийные, внешние воздействия, на тлетворное влияние буржуазной идеологии и пережитков прошлого? Ведь действительно воспитанный человек отличается, прежде всего, тем, что активно стремится сам разобраться в жизненных обстоятельствах, способен сам противостоять неблагоприятным воздействиям. Проблема педагогической сущности процесса социализации предполагает необходимость рассмотрения и средств социа- лизации. В самом общем смысле это — элементы окружающей среды, которые проявляют себя на разных уровнях. Педагогическим средством первого уровня в процессе социализации становятся ее факторы: социально-политическая жизнь общества, этнокультурные условия, демографическая ситуация. Педагогическим средством второго уровня следует считать институты социализации: семью, школу, общество сверстников, религиозные организации, средства массовой коммуникации. И, наконец, на третьем уровне педагогическим средством социализации выступают отношения. В психолого-педагогической литературе понятие «отношение» употребляется в двух смыслах, неразрывно связанных между собой. Отношение характеризуется как объективная связь человека и предмета или одной личности и другой (Я. Л. Коломинский, Н. К. Платонов, А. И. Щербаков). Кроме того, отношение рассматривается как своеобразный отклик на предметы, вещи, явления, как та «субъективная позиция», которую занимает человек (А. Д. Алферов, Л. И. Божович, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев). Такая субъективная позиция, возникающая в общении и деятельности ребенка, «срабатывает» как средство социализации. «В связи с удачно или неудачно сложившимся опытом отношений формируются не только индивидуальные симпатии или антипатии, но и многие черты характера: благожелательность, доверчивость или недоверие, боязнь. При этом отношения становятся упроченными, начинают характеризовать личность, становятся чертами характера» [293, с. 6-7]. Бесконечно многообразные и сложно взаимодействующие средства социализации выполняют в процессе социализации различные функции, и их можно классифицировать по этому основанию. Такую попытку одним из первых предпринял В. Момов, но вместо понятия «функция» он употребил формулировку «организованный механизм воздействия на человека», что в целом не меняет существа основания [280, с. 60—64]. Первую группу функций составляют информационно-образовательные средства, которые обеспечивают распространение и усвоение определенной социальной информации. Это — и институты коммуникации и массовой пропаганды, и система образования с ее институтами, где особенно важную роль выполняет школа. Вторая группа включает организационно-регулирую-щие средства, которые создают в процессе социализации определенные организационные возможности и условия для формирования у личности собственного социального опыта. Такими средствами являются формы организации деятельности людей (в том числе, познавательной, художественной, трудовой, спортивной и общественной деятельности детей), определенные уставом этих организаций права, обязанности и полномочия для каждого ее члена. Третья группа —регулятивно-контролирующие средства социализации, функция которых — обеспечение системы социальных эталонов. В качестве социальных эталонов используются, во-первых, социальные нормы. Они определяют меру типичных обязательных и допустимых вариантов поведения, как бы предписывают ее, облекаясь в политические, правовые, нравственные формы. Во-вторых, к средствам социализации этой группы следует отнести такие социальные эталоны, которые не столько предписывают границы поведения, сколько влияют на ценностную ориентацию личности. Это — различные жизненные и художественные образы, традиции, стереотипы, идеальные и материальные ценности. Четвертая группа средств социализации — стимулирующие. Проявляясь на политическом, гражданском, этическом и житейском уровнях, они обеспечивают «духовное» и «материальное» стимулирование социальной активности личности. (Мы отдаем себе отчет в том, что диада «духовное и материальное» не отражает всей полноты смысла и не пользуется популярностью в «постмарксист-ской» литературе, но найти адекватные дефиниции пока не представляется возможным.) ' - Непременными компонентами процесса социализации, с точки зрения педагогического анализа, выступают субъект и объект социализации. В современной философской литературе, в работах социологов и психологов еще не сложилась сколько-нибудь единая трактовка этих категорий. Одни ученые, специально исследующие пространство категории «субъект», или распространяют ее на весь мир живой природы (К. А. Абульханова-Славская, Я. А. Пономарев), или считают возможным применять ее также относительно предметов труда, созданных человеком (В. С. Биб-лер), или, наконец, настаивают на характеристике через категорию «субъект» только человека (В. Ф. Кузьмин). В части научных работ понятие «объект» рассматривается только в паре с предметом деятельности (В. Н. Сагатовский), обходясь без категории «субъект». Но значительное число авторов применяет только категориальную пару «субъект — объект» и предметом своего анализа делают субъектно-объектные отношения в условиях человеческой деятельности (М. С. Каган), в практических действиях процесса познания (П. В. Копнин) и при характеристике ценностного аспекта деятельности (А. П. Шептулин, К. Н. Лю-бутин). Если принять в качестве характеристики субъекта, что он «есть конкретно-исторический носитель практической и теоретической деятельности в той мере, в какой он включается посредством реальной деятельности в процесс непосредственного преобразования и познания окружающей действительности, мирового опыта об- щественной культуры» [125, с. 21—22], то в процессе социализации функцию «субъекта» выполняют, в первую очередь, факторы, институты и агенты социализации. На макроуровне — космические, планетарные, государственные воздействия; на мезоуровне — воздействия этноса и демографических условий; на микроуровне — влияния семьи, школы, группы сверстников. В таком контексте социализирующаяся личность выступает в качестве объекта социализации. «Многофакторный» субъект социализации и личность как ее объект находятся в состоянии глубокого противоречия, так как личность не просто входит в систему социальных связей и адаптируется в обществе, но и в той или иной мере, если не противостоит обществу активно, то непременно сопротивляется жизненным обстоятельствам. Иными словами, личность как объект социализации постоянно пребывает в острой ситуации выбора между идентификацией с социальными воздействиями и обособлением от них или даже борьбой с какими-то из них. Такая противоречивая позиция личности несет в себе одновременно и характеристики субъекта социализации. «Насколько это противоречие будет велико, связано во многом с тем типом общества, в котором развивается человек, с типом воспитания — как характерным для общества в целом, так и свойственным конкретным учебно-воспитательным учреждениям, родителям, учителям» [287, с. 6]. ^А Поэтому так существенно, что на микросоциальном уровне в качестве субъекта и объекта социализации проявляют себя традиционные элементы педагогического процесса — воспитатель и воспитанник. Воспитатель — сакраментальный субъект педагогического процесса, носитель педагогической цели и организатор воспитывающей деятельности, в процессе социализации предстает как бы в двух плоскостях. С одной стороны, он воспринимается ребенком как часть (представитель) конкретной среды, конкретного образа жизни. Эти особенности своих проявлений взрослые, воспитатели, как правило, не контролируют; они «работают» на уровне параллельного педагогического действия и нередко вступают в противоречие с их же целенаправленными действиями. С другой стороны, воспитатель может действовать и открыто целенаправленно через социализирующие каналы воспитания. Но при такой позиции решающую роль будут играть непосредственные, личностные отношения с ребенком. Главная характеристика воспитанника в процессе социализации — носитель определенного социального опыта. В ранние периоды детства ребенок еще не выделяет себя из социально-природного окружения. Но с развитием мышления и речи он начинает все больше осознавать себя в контексте определенного образа жизни. В нашем научном обиходе на уровне метафоры встречается определение человека как существа «генетически социального». Такие штампы нередко уводят от предметного смысла характеристики, а суть ее в том, что ребенок с первых же минут рождения включается в сложный мир человеческих социальных связей. Сущностью его жизни становятся не сами по себе воздействия окружающей среды (природной, демографической, социальной, культурной), а первые опыты сотрудничества со взрослыми, осознание изменений, которые происходят как с предметами его деятельности, так и с ним самим. Не претндуя на исчерпывающий характер анализа основных компонентов процесса социализации в их педагогической интерпретации, укажем на особенность проявления цели социализации. Цель в процессе социализации существует не сама по себе, а как бы включена во все средства социализации: декларируется в образовательно-коммуникативных формах, выражена в нормативных образцах, стереотипах и традициях, предъявляется в качестве стимулов и регуляторов поведения. В педагогическом отношении понимание этой особенности цели социализации помогает выйти на личностный план социализации, на избирательные действия личности в системе «цель—мотив», которые составляют предмет воспитания и самовоспитания. Согласно убедительному высказыванию Л. И. Анцыферовой, личность — это «человек, постоянно повествующий самому себе о своих взаимоотношениях с целым миром и во внутренней полемике с подразумеваемыми собеседниками утверждающий, защищающий, осуждающий, изменяющий, совершенствующий себя» [23, с. 4]. Такое понимание «социальности» указывает на существо личностного механизма социализации. Еще в работах Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна установлена значимость принципа социальной детерминации в становлении личности. Движущей силой социального развития личности признается противоречие между двумя составляющими субъекта — потенциальным и актуальным. Эти противоречия неизбежно возникают в «точке столкновения» объективной системы требований, предъявляемых субъекту, и его реальной жизнедеятельностью. Иными словами, во взаимодействие вступают различные факторы внешнего воздействия и процессы внутренней регуляции поведения самой личности, при этом «воздействие внешних факторов на самодвижущуюся систему тем значительнее, чем менее организована система» [90, с. 550]. Теоретическая модель социализации личности как педагогической системы представлена на схеме (см. с. 60). Безусловно, степень организованности системы оценивается именно с позиции тех требований, которые предъявляются к субъекту со стороны воздействующего социального института. Это воздействие может идти как в направлении развития личности, так и в направлении фиксации ее качеств на требуемом уровне [см. 278, с. 26—28]. Но во всех случаях механизм социализации личности реализуется через деятельность личности, а ее организация, мотивация, осмысление, переживание, стимулирование, как известно, и составляет сущность воспитания. Особенно интересным, на наш взгляд, представляется то, что этот личностный механизм действует в разных ситуациях: в спонтанном социальном развитии (собственно социализации), в воспитании, где воздействие на субъект исходит главным образом извне, и в ситуациях самовоспитания, когда необходимость и направление самоизменения определяются как бы «изнутри», самой личностью. Это единство движущих сил процесса социального становления личности ставит вопрос о его целостности. Социализация, воспитание и самовоспитание выступают как подсистемы целостного процесса формирования личности. Известно, что целое познается через целостные свойства (В. Г. Афанасьев, О. П. Целикова). Поэтому, чтобы выявить сущность целостного процесса социального становления личности, следует рассмотреть свойства, которые характеризуют взаимосвязь подсистем целостности — единство, тождество и противоречивость. Единство социализации, воспитания и самовоспитания предполагает, что вне связи друг с другом эти процессы существовать не могут. В литературе, посвященной проблемам воспитания, оно обычно рассматривается односторонне, в отрыве от социализации и самовоспитания. Между тем, воспитание как раз и способствует тому, что «в социальном образе жизни процесс социализации идет в направлении от совместных актов, содействий как исходных „клеточек" развития личности к самоконтролю поведения, побуждаемому смыслообразующими мотивами индивидуальности» [28, с. 301]. Тождество социализации, воспитания и самовоспитания характеризуется тем, что эти процессы не абсолютны, а относительны и при известных условиях могут переходить, превращаться друг в друга. Мировоззрение, убежденность, направленность личности — эти личностные образования характеризуют не только результат ее воспитания в целом, но и отражают главным образом социологический аспект^ то, как субъективируются социальные отношения. Наконец, противоречивость. Во-первых, противоречивость несет в себе такую характеристику процессов социализации, воспитания и самовоспитания, как непрерывность. В своем единстве они непрерывны, но каждый в отдельности может проявить черты прерывности, выступить как дискретная часть. Так, например, ребенок младшего школьного возраста во многом ограничен в своей социализации по сравнению с подростком или старшеклассником, а его воспитание, напротив, очень интенсивно, концентрированно; самовоспитание же выступает прямым результатом воспитания и социализации и носит специфический, эпизодический характер. Во-вторых, каждый из процессов, обеспечивающих социальное ста- новление личности, при всей целостности их взаимосвязи, обладает своими особенными чертами. Но самобытность этих процессов тем не менее относительна, так как связаны они между собой как части целого существенными отношениями. Таким образом, в качестве одного из ведущих параметров исследования социализации как педагогического явления мы считаем необходимым выбрать параметр целостности, представленный как мера взаимосвязи социализации, воспитания и самовоспитания в едином процессе формирования личности.
|