Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Параметры педагогической диагностики социального опыта младших школьников
Для определения педагогических основ конструирования воспитательной системы, реализующей задачи воспитания младшего школьника как субъекта социализации, совершенно необходимо знание того, как реально протекает процесс социализации детей, каково его взаимодействие с воспитанием и самовоспитанием. С этой целью следует обратиться к изучению типологии проявления социального опыта детей младшего школьного возраста. Традиционная педагогика, связанная с исследованием «воспитания в узком смысле», как правило, не включала в поле своего зрения изучение социального опыта ребенка. Между тем явно ощущается потребность в экспериментальных данных по таким аспектам, как проявление показателей социального опыта школьников, сконструированного в определенной микросреде, выявление роли специально организованного учебно-воспитательного процесса в формировании социального опыта детей, воплощение социального опыта воспитанников в их личностных качествах. Мы рассматриваем социальный опыт ребенка как многоуровневое психологическое единство познавательного, аксиологического, коммуникативного и действенного компонентов его жизнедеятельности. Социальный опыт является интегральной характеристикой процесса социализации личности и его взаимосвязи с воспитанием и самовоспитанием. Познавательный (когнитивный) компонент социального опыта детей младшего школьного возраста проявляется, в первую очередь, в их социальных представлениях, понятиях и суждениях. При этом следует учитывать, что познавательный компонент и аксиологический (эмоционально-ценностный) компонент социального опыта реально едины: социальные знания всегда содержат и ценностный момент, самым тесным образом связаны с эмоциями, переживаниями, то есть своими корнями уходят в подсознание. Но основное содержание познавательного и аксиологического компонентов социального опыта формируется через сознание, хотя сам этот процесс не обязательно осознается ребенком. Язык — основной канал, посредством которого ребенок приобщается к культуре и выстраивает свой социальный опыт. Отсюда так велика роль коммуникативного компонента социального опыта. Действенный (поведенческий) компонент социального опыта следует рассматривать как практическую готовность к определенному поведению, то есть нацеленность на реализацию ребенком сложившихся социальных представлений и ценностей. Социальный опыт детей в значительной мере содержит в себе стереотипы. Стереотипы неверно рассматривать как признак неразвитости сознания и косности. Социальные ценности общества, оформленные в виде норм, правил, оценок, традиций, для того, чтобы выполнить регулятивную функцию, должны фиксироваться в сознании, стабилизироваться. Это происходит не в предметной форме, а идеально, в форме стереотипов. Как при изучении любого процесса, при исследовании закономерностей социального становления личности школьника необходимо иметь в виду возможные стадии и фазы этого процесса, периоды особой сензитивности, его направленность на той или иной стадии и в тех или иных условиях. И хотя данная область, к сожалению, относится к числу мало-разработанных не только в педагогике, но и в социальной психологии, социологии, бесспорно одно — нельзя считать возможным прямо соотносить этапы социального развития личности с возрастными периодами жизни человека. В таком ракурсе младший школьный возраст не будет отнесен к «игровому этапу» (М. И. Бобнев) индивидуального освоения социальных взаимоотношений и не станет восприниматься как период «социального анабиоза», предшествующего высокой сензитивности социального развития в подростковом возрасте. По мнению психолога Д. И. Фельдштейна, рассматривая социальное развитие детей, можно условно выделить две позиции ребенка по отношению к обществу: «я в обществе» и «я и общество». Находясь в позиции «я в обществе», ребенок стремится понять свое «Я», свои возможности, личностные качества, а складывается эта позиция в предметно-практической деятельности. В позиции «я и общество» воспитанник уже пытается осознавать себя субъектом общественных отношений. Эта позиция развертывается в условиях деятельности, направленной на усвоение норм человеческих взаимоотношений, в условиях признания его самостоятельности, индивидуальности, ответственности. Показательно, что Д. И. Фельдштейн четко связывает обе эти позиции с определенными годами детской жизни. Так, позиция «я в обществе» особенно активно развертывается в период раннего детства (с 1 года до 3 лет), младшего школьного возраста (с 6 до 9 лет) и старшего школьного возраста (с 15 до 17 лет), когда актуализируется предметно-практическая деятельность. Позиция «я и общество*, которая ориентирует на социальные контакты, наиболее активно формируется в дошкольном (с 3 до 6 лет) и подростковом возрасте (с 10 до 15 лет), когда интенсивно усваиваются нормы человеческих взаимоотношений. Исходя из этого, социальная позиция ребенка младшего школьного возраста (с 6 до 9 лет) представлена только в форме «я в обществе». Идет освоение социального опыта в процессе учебной деятельности: овладение знаками, символами, социально зафиксированными действиями, выработка способов обращения с предметами, рефлексия на свои действия и поведение, прежде всего в рамках учебной деятельности. Позиция «я и общество» отчетливо заявит о себе только в 10 лет. Десятилетние школьники начинают осознавать общество не просто как совокупность знакомых людей, а как объективно существующую социальную организацию. У растущего человека возникает стремление в определении своего места в обществе, в общественном признании. Но из этих двух определенных социальных позиций у Д. И. Фельдштейна как бы «выпадает» детская жизнь с 9 до 10 лет. В этом возрасте ребенок пытается выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно значимую позицию среди сверстников. Промежуточный, переходный рубеж между позициями «я в обществе» и «я и общество» характеризуется, на наш взгляд, накоплением элементов индивидуализации, когда ребенок выражает собственную позицию, проявляет самостоятельность, устанавливает более широкие отношения с окружающими. Обширные материалы исследований современных психологов (Л. И. Божович, М. И. Лисина, Д. И. Фельдштейн) показывают, что достижение определенного уровня социальной зрелости на конкретной стадии онтогенеза опережает интеллектуальное развитие ребенка, предшествует ему. Иными словами, сначала возникают новые для ребенка социальные отношения, которые и создают потребность в них включаться, их осмысливать и переживать. С большой степенью достоверности можно предположить, что определенные уровни социального становления ребенка оказываются как бы базовыми основаниями для преобразования психических процессов в системообразующие свойства личности. Содержательно это означает, что на определенном уровне социального становления ребенка требуется специфичная, адекватная его опыту организация воспитания как процесса формирования потребностей и способностей отбирать и накапливать социально значимые ценности. Поэтому младший школьный возраст неправомерно рассматривать как менее сензитивный к усвоению социально значимых ценностей по сравнению с дошкольным детством и
подростковым возрастом. Социальное становление личности — это не просто превращение ребенка во взрослого. К. А. Абульханова-Славская точно подмечает, что неверно, когда «возрастной подход сосредоточивается в основном на сравнении возрастов, не принимая во внимание разный способ жизни личности внутри каждого возраста» (выделено мной — Н. Г.) [3, с. 21]. Одним из центральных вопросов исследования социализации младших школьников как педагогической проблемы является определение показателей социализации детей в младшем школьном возрасте. Для получения эмпирической базы данных, на основании которых можно было бы вычленить показатели социализации младших школьников, нами были проведены наблюдения и серии анкетных опросов, интервью, бесед с учащимися 1—4-х классов школ № 8; 11; 30; 36; 38 и 51 г. Мурманска, № 15 г. Апатиты, № 8 пос. Африканда Мурманской области, выборочные опросы в школах № 201; 301; 302; 365 и 367 Санкт-Петербурга. Наблюдения и опросы под нашим руководством проводили учителя (студенты-заочники), студенты дневного отделения факультета педагогики и методики начального обучения Мурманского государственного педагогического института и Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, учителя — участники теоретического семинара при Мурманском областном институте усовершенствования учителей. Основываясь на понимании социализации как процесса самостоятельного выстраивания ребенком своего социального опыта, мы выделяем следующие существенные для педагогической диагностики характеристики социального опыта: 1. Содержательный параметр. Выражается через мате 2. Позиционно-оценочный параметр. Выражается че 3. Функциональный параметр. Определяется тем, как Полученные нами в эксперименте материалы составили эмпирическую базу для разграничения показателей социализации младших школьников в соответствии с указанными интегральными параметрами социального опыта. Такие показатели, по нашему мнению, должны отражать степень сформированности социального опыта, то есть меру освоения ребенком социальных представлений, понятий, суждений, социальных установок, ценностных ориентации, меру проявления рефлексивности и социальной активности (см. табл. 1). Таблица 1 Показатели сформированности социального опыта
На основе изложенной выше сущностной структуры социализации мы построили программу изучения социального опыта младших школьников как основы их социализации. При этом нами Учитывалось несколько важных условий. Во-первых, проявления социального опыта детей выражаются в основном в вербальной форме, и это требует подбора соответствующих методик. Во-вторых, специфика младшего школьного возраста предъявляет особые требования к исследовательскому «инструментарию»: формулировки, последовательность, количество вопросов, напри-Мер, в анкете, моделируются специально для данного контингента Детей. Так, первоклассники по существу вообще не пишут в анкетном опросе, но могут отметить отдельные положения из предложенных формулировок, а учащиеся второго класса еще с трудом выражают свои суждения в письменной форме, от них нельзя требовать пространных развернутых ответов. В-третьих, серьезное внимание мы обращали на процедурные моменты исследования, в частности, на создание условий, располагающих детей к искренности. Для этого любая методика предусматривала добровольность участия детей, анонимность их ответов (или использование «секретных конвертов»), личностные доверительные отношения экспериментатора и детей. Программа изучения социального опыта детей младшего школьного возраста как основы их социализации включала три линии обследования (содержательную, позиционно-оценочную и функциональную) и соответствующие им серии методик.
|