Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В сущности социального опытаОбратив внимание на то, что социальный опыт является результатом взаимодействия личности с окружающим миром, следует подчеркнуть, что он всегда проецируется собственной индивидуальной активностью в этом взаимодействии. Поэтому четвертым элементом психолого-педагогического механизма социального опыта ребенка, на наш взгляд, являются его социальные отношения. Социальный опыт личности несет в себе не только то, что она присваивает из материальной и духовной культуры, но и то, как она соотносит себя с действительностью, то есть определенные социальные отношения. «Становление личности — это и есть, по-видимому, становление ее основных отношений. Мера их сформирован-ности, определенности и есть мера зрелости личности, которая не „прикреплена" жестко и однозначно к возрастному членению времени жизни» [3, с. 29]. Эту особенность личности как субъекта жизни в советской психологии обосновал еще С. Л. Рубинштейн, доказав, что человек личностно активен и всегда сам создает условия своей жизни и свое отношение к ней. В качестве составных элементов основного понятия «жизненные отношения» личности он называл три: к предметному миру; к другим людям; к самому себе. В этих личностных отношениях всегда взаимосвязано внешнее и внутреннее. «Жизнь,— писал С. Л. Рубинштейн,— это процесс, в котором объективно участвует сам человек. Основной критерий его отношения к жизни — строительство в себе и в других новых, все более совершенных, внутренних, а не только внешних форм человеческой жизни и человеческих отношений» [367, с. 379]. Нам представляется важным подчеркнуть, что социальные отношения переживаются уже ребенком, и значит переживания эти имеют важное значение в социальном опыте детей, в том числе младшего школьного возраста. Социальные отношения, являясь сущностной характеристикой социального опыта, проявляются в трех основных формах. Первая — эмоционально-оценочная. Наблюдения за учащимися начальных классов убеждают в правоте В. А. Сухомлинского, свя- V зывавшего социализацию с богатством эмоциональной жизни детей. В тех ситуациях, где учитель сообщает информацию бесстрастно, не проявляет своего собственного отношения к событиям и фактам, не вызывает сопереживания детей, они плохо понимают и запоминают материал, пересказывают его неполно, невыразительно и шаблонно. А главное, у младших школьников в таких случаях почти не складываются поведенческие представления о существующих в реальном, взрослом мире социальных и нравственных явлениях, они не осознают свою причастность к ним, затрудняются в оценках происходящего. Вторая форма социального отношения у младших школьников является когнитивной, выступает в виде интереса к общественной и нравственной жизни общества. Показателями такого интереса являются вопросы детей к учителю, родителям, вообще к взрослым людям (например, письма с вопросами ведущим любимой телепередачи, детскому писателю, даже президенту). Третья форма проявления социального отношения у младших школьников — действенно-преобразовательная: отдельные действия, поступки (правда, часто по аналогии с действиями взрослых, сверстников, даже героев кинофильмов). Здесь следует учитывать, что сама практика социального поведения детей в этом возрасте еще очень ограничена. Опираясь на изложенные теоретические позиции, социальный опыт младших школьников можно представить в виде визуальной модели его психолого-педагогических характеристик (см. схему на с. 75). Социальный опыт как обобщенное на личностном уровне действие субъекта содержательно выражен в виде компонентов: познавательного, аксиологического, коммуникативного и действенного. Каждый из этих компонентов, проецируясь на «мир вещей» и «мир людей», рождает важнейшие социальные новообразования личности: социальные знания и убеждения, социальные установки, навыки социального взаимодействия и практической деятельности. Совокупность этих новообразований в их реальном проявлении создает у ребенка «образ мира», то есть ценностную систему социальных отношений. В деятельности и поведении детей социальный опыт проявляется в трех формах социальных отношений (эмоционально-оценочной, когнитивной, действенно-преобразовательной), которые содержательно связаны с главными социально значимыми ценностями: жизнь как ценность, природа как ценность, человек как ценность, труд как ценность. Являясь результатом теоретического анализа феномена социального опыта, данная модель его педагогических характеристик положена нами в основу нашей опытно-экспериментальной работы в рамках обозначенной проблемы социализации младших школьников. При характеристике социального опыта личности в социологической и психологической литературе нередко используется понятие «мотивирующий фон» (А. Г. Здравомыслов, Г. Ф. Карвацкая, А. Н. Леонтьев, В. Момов, В. Н. Мясищев, В. А. Ядов). Он представляет собой своеобразную совокупность побуждений, как объективных (непосредственно вытекающих из реальной ситуации), так и персонифицированных (ценностные ориентации и позиции личности, опосредованные ее личностным своеобразием, потребностями, мировоззрением). В литературе имеются попытки представить типологическую структуру мотивирующего фона личности. Большинство авторов выделяют четыре интегративные сферы: 1) познавательно-мировоззренческая (знания о природе и обще-- 2) телеологическая (жизненные планы, цели и устремления); 3) оценочная (отражает стремление к выбору, определению 4) сфера должного (охватывает осознание личностью своих обя Осмысление значимости мотивирующего фона в становлении социального опыта ребенка приводит к важному педагогическому выводу: внешние воздействия, в том числе педагогические, принимаются личностью воспитанника, приобретают для него личностный смысл лишь в том случае, когда они детерминированы не только значимостью для социальной среды, но и значимостью для социального опыта самой личности. Источниками социального опыта детей являются: их собственные действия в различных жизенных ситуациях и переживание этих ситуаций, раздумья (логическое осмысление) над наблюдаемыми поступками других людей и их переживание и, наконец, косвенный опыт других людей, заключенный в произведениях художественной литературы, изобразительного искусства, кино, переработанный и «присвоенный». Очевидно, социальный опыт ребенка младшего школьного возраста составляют как элементы синтеза сложившейся культуры, так и элементы обыденного сознания, но их соотношение всегда достаточно неопределенно и дискретно. В практике начальной школы у большой части педагогов это создает представление, что социальный опыт детей младшего школьного возраста — область еще только зарождающаяся и потому малосущественная. Отсюда процесс воспитания и обучения в массовой начальной школе к нему практически не обращается. В результате такого педагогического пренебрежения социальным опытом младших школьников их личностное развитие тормозится. Например, «форсированный переход к обучению чтению, письму, счету имеет следствием обеднение первичного арсенала внутренних средств ребенка, нереализованность его потенций на уровне непосредственного восприятия мира. А это ограничивает в дальнейшем и развитие сферы отвлеченного, понятийного мышления, и развитие арсенала внутренних средств саморегуляции» [306, с. 29]. При таком положении вещей официальная учебная программа начальной школы, следуя мысли Р. Бернса, нередко «давит» на скрытую программу социализации, которую ребенок в первые школьные годы также не менее активно осваивает. Программа социализации не осознается так отчетливо, ее нельзя зафиксировать в категориях учебных достижений, «но именно благодаря ей формируется эмоциональная и социальная жизнь ребенка, его представление о себе и о том, что думают о нем другие» [37, с. 249]. Поэтому одна из важнейших задач педагогов начальной школы — помочь ребенку обращаться к своему жизненному опыту на рефлексивном уровне, сделать его предметом самопознания, самоанализа. Предлагая детям тот или иной элемент содержания воспитания, обучения, их следует направлять не столько на репродукцию этого содержания, сколько на соотнесение со своим социальным опытом: что принять, от чего отказаться, в каких прежних представлениях усомниться, в чем еще раз утвердиться, над чем впервые задуматься. глава V. ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ■
|