Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постановка целей и целеобразование





Цели

В потребностях и интересах индивида объективно и субъективно выражаются противоречия его жизнедеятельности. Существенно отметить, что осознанные в интересах потребности одновременно выступают как жизненные проблемы. Идеальное разрешение жизненных противоречий (проблем) происходит через самопроектирование. А исходным пунктом самопроектирования выступает постановка целей, целеобразование. Связующим звеном, обеспечивающим переход от знания потребностей к целям является познавательный интерес к себе. «Буду ли я удовлетворять ту или иную осознанную потребность или нет?» Утвердительный ответ на этот вопрос – это фактически уже начало целеобразования, но еще не само целеобразование. Дело в том, что между решением удовлетворять ту или иную потребность и постановкой цели имеется существенное различие. Цель – это вполне определенный идеальный образ желаемого будущего результата, которого мы готовы достигнуть. В отличие от цели, знание о готовности удовлетворять познанную потребность – это знание более абстрактное. Пример. Я осознал то, что мне нужна зимняя обувь и решил, что мне ее нужно приобрести. Но зимняя обувь в отношении качества и цены существует самая разная. Превратить знания о готовности удовлетворять потребность в зимней обуви в знание о цели значит решить вопрос: «Какую именно зимнюю обувь я собираюсь приобрести?»

Без сколько-нибудь четко поставленной цели действия человека обречены на стихийность, импульсивность, непредсказуемость. «Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, точно былинка в реке: они не идут, их носет» (Сенека, римский философ-стоик, поэт, государственный деятель. 4 до н.э. – 65). «Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется: быть везде – значит быть нигде» (М. Монтень). «Иной сделает, а потом думает, как будто не удачи ищет, а оправдании» (Б. Грасиан, испанский писатель-моралист. 1601 – 1658).

Цели жизни человека – это ее маяки, важнейшие определители его значимости. «Цели, которые ставит человек перед собой – это своеобразный интегральный показатель значимости его в жизни. Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят» (Н.Н. Миклухо-Маклай, русский ученый, путешественник. 1846 – 1888). «Наша жизнь – путешествие, идея – путеводитель. Нет путеводителя, и все остановилось. Цель утрачена, и сил как не бывало» (В. Гюго, французский писатель. 1802 – 1885).

Итак, главное в постановке целей – это четкая, ясная их формулировка. Она обеспечивает концентрацию наших сил и активности на том, что должно быть достигнуто. И даже самый лучший метод работы мало что стоит, если мы заранее четко и однозначно не определили того, чего хотим. Поэтому цель должна формулироваться как безусловная. Другими словами, цель не должна ставиться в зависимости от неопределенных обстоятельств, которые могут произойти или не произойти в будущем. От изменения обстоятельств может измениться только сценарий достижения цели. Ясная и безусловная формулировка цели – важнейшая предпосылка достижения успехов и в труде и в жизни в целом.

Но формулировка ясной цели в виде определенного результата – это процесс. Нередко началом этого процесса является идея (в переводе с греческого означает понятие, представление). Идея – это то же, что и замысел. Идея (замысел) представляет собой абстрактную цель. Движение от абстрактной цели к цели четко, ясно сформулированной – это есть целеобразование.

Пример. У меня возникла идея построить в саду теплицу. Но это – абстрактная цель, так как не ясно какими должны быть параметры этой теплицы. Это может быть теплица 4 метра длиной, 2,5 метра шириной и 2 метра высотой или соответственно 3*2*2 и т.д. Если я приму решение строить теплицу в соответствии с первым вариантом, то тогда первоначальная абстрактная цель превращается в цель конкретную.

Неясность, неопределенность в постановке цели все время сопровождается сомнениями, колебаниями, что является одной из причин потери времени жизни.

Соединение ясной цели с решимостью достигнуть ее – важнейшее условие достижения успеха.

Определение цели, как правило, выступает в виде определения системы целей или построения «дерева целей». Объективным основанием этого процесса является подлежащая удовлетворению структура потребностей человека. «Дерево целей» – это иерархия его целей, в которой из конечной цели (самоцели) логически выводятся ее составляющие первого, второго и т.д. порядка. Верховными целями жизнедеятельности индивида являются самопознание (включает в себя предметное познание, самооценочное и познание своего будущего – самопроектирование) и самореализация (понимается как стремление к достижению блага себе самому и другим людям, народу, Отечеству). Выражается она в переживании счастья, радости, наслаждения жизнью. Последнюю цель можно выразить и в таких формулировках: «Продуктивная жизнедеятельность, характеризующаяся полнотой и эмоциональной насыщенностью». «Продуктивная творческая жизнь, нацеленная на максимальное использование своих возможностей, сил, способностей». «Саморазвитие посредством работы над собой, постоянного физического, практического и духовного совершенствования». Важнейшей общей целью, обеспечивающей самореализацию личности, является стремление к любви, понимаемое как ориентация на все положительное в самом себе, в жизни, в жизни других людей, в работе, стремление к утверждению в жизни жизни.

Общие цели личности предполагают постановку конкретных целей, которые связаны с ее различными деятельностными Я. К ним относятся цели в профессиональной деятельности (например, интересная работа, соответствующая призванию); цели экономические (например, разумное использование материальных и финансовых средств); цели, связанные с общественно-политическим Я (например, активное участие в тех или иных формах общественной жизни); цели в сфере семейного Я (например, стремление к семейному счастью, заботе о родителях и детях); цели, связанные с эстетическим Я (например, стремление к общению с искусством, заботе об эстетических качествах своего жилища, о красоте своего тела и внешнего вида); цели, связанные с мировоззренческим Я (например, стремление к углублению своей научно-философской картины мира); цели, связанные со сферой бытового Я (например, организация хорошего сна, поддержание в квартире чистоты и порядка); цели, связанные с познавательным Я (например, продолжение своего общего и профессионального образования посредством самообразования); цели в сфере оздоровительного Я (например, занятие физической культурой, использование психотерапевтических технологий с целью поддержания душевного равновесия); цели, связанные с самовоспитательным Я (например, формирование сильной воли, толерантности, освобождение от дурных привычек и формирование разумных и т.д.); цели, связанные с досуговым Я (овладение, например, искусством продуктивно отдыхать, своевременно расслабляться); цели, связанные с нравственным Я (например, делать другим людям добро во всех тех случаях, когда позволяют возможности).

В свою очередь каждая из названных целей различных деятельностных Я может реализоваться через еще более конкретные цели или подцели. Вследствие этого каждая более конкретная цель по отношению к общей цели на «дереве целей» может рассматриваться как задача. В различных словарях русского языка задача определяется как «цель, к которой стремятся, которой хотят достичь» или как «то, что требует исполнения, разрешения». Мы будем исходить из такого понимания задачи. Если цель имеет вид «дерева целей», то задачами заканчивается дробление цели. Через задачи цель приобретает свою конкретность.

В соответствии со структурой потребностей цели можно также разделять:

- с точки зрения непрерывности постановки: на цели абсолютные и цели относительные. Абсолютные цели – это цели, которые человек вынужден ставить и достигать каждый день, так как без этого невозможна сама жизнь (например, цели, связанные с питанием). Относительные цели – цели, которые человек ставит лишь в определенные периоды свой жизни (профессиональные, оздоровительные и некоторые другие);

- с точки зрения времени: на цели текущие и перспективные или на цели долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (цели, рассчитанные на достижение в течение недели, месяца, года);

- с точки зрения значимости, важности: на цели приоритетные и неприоритетные или самые значимые, средней значимости и мало значимые и обозначать их соответственно буквами «А», «Б» и «А», «Б», «В». При этом делить цели на цели «А» и «Б» и цели «А», «Б» и «В» можно как внутри отдельных деятельностных Я, так и в системе различных деятельностных Я. Так, например, на одном этапе жизни приоритетными могут стать цели, связанные с профессиональным Я, на другом – с оздоровительным Я и т.д.

Существенно отметить то, что определение человеком своих различных целей с точки зрения их значимости зависит прежде всего от него самого. Вследствие изменения внешних условий жизни человека и его самого, в зависимости от успехов и неудач, спустя некоторое время оно может быть другим, иметь иную конфигурацию. Поэтому жизнь человеческая все время сопровождается переоценкой ценностей.

Идеалы

Мы уже отметили, что специфика идеала в сравнении со всеми другими целями индивида состоит в том, что идеал всегда есть существенная и высшая цель жизни, он представляет собой образ совершенства. «Жизнь идет к совершенству, руководствуясь идеалом – тем, что еще не существует, но мыслится, воображается возможным к осуществлению». «Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему в виде посоха – идеал. И с той поры он бессознательно стремиться к лучшему – все выше» (А.М. Горький). «Идеал в тебе самом. Препятствие к достижению его – в тебе тоже. Твое положение есть тот материал, из которого ты должен осуществить этот идеал» (Т. Корлейль, английский историк, писатель, публицист. 1795 – 1881). Поэтому идеал выступает как образ должной и желаемой ценности. «Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности» (Ф.М. Достоевский).

Обуславливаясь коренными, существенными потребностями, осознанный идеал является актом только свободного выбора человека. Поэтому идеал выполняет огромную стимулирующую и организующую роль, выступает источником высшего вдохновения. «Любовь к идеалу чувство деятельное и страстно склонное к жертве» (А.М. Горький).

Существенно отметить и то, что идеалы могут быть не только осознанными, но и неосознанными, т.е. «работать» как на рациональном, так и на эмоционально-интуитивном, конкретно-чувственном уровне (например, слепые, неосознанные смысложизненные ориентации). Кроме того, так как слово «идеал» ассоциируется с чем-то совершенным, идеальным, то создается иллюзия, что идеал – это всегда что-то только положительное, благое, продуктивное. В действительности же идеал есть феномен, присущий любой человеческой деятельности как продуктивной, так и непродуктивной, как прогрессивной, так и реакционной. «Идеал терзает даже самые грубые натуры. Дикарь, который татуируется, мажет себя красным и голубым, вдевает себе в ноздрю рыбью кость, ищет что-то лежащее выше того, что существует» (Т. Готье, французский писатель и критик. 1811 – 1872). Так, к примеру, идеалом индивидуалиста является холодный расчет, стремление к достижению своих корыстных целей любыми средствами.

Идеалы могут быть также реальными, истинными и иллюзорными, ложными. Основанием истинных, продуктивных идеалов являются объективные законы (законы природы, социума и законы, определяющие уникальность каждого человека). Поэтому продуктивный, реальный идеал как представление о должном и совершенном может быть сконструирован только на основе учета того, что позволяют и что запрещают объективные законы индивидуального бытия человека. Поэтому деятельность в резонанс с законами бытия есть объективный предел совершенства, его вполне определенные границы.

Идеал человеческих индивидов – это не некие абсолюты, не нечто застывшее, а, как и все в этом мире, изменяются. Идеалы изменяются потому, что непрерывно изменяется общественная жизнь, природа, изменяются сами индивиды. «Коль скоро идеал, более высокий, чем прежний, поставлен перед человечеством, все прежние идеалы меркнут, как звезды перед солнцем, и человек не может не признать высшего идеала, как не может не видеть солнца» (Л.Н. Толстой). Именно вследствие динамики бытия, человеческой жизни и ее сложности достижение абсолютного совершенства невозможно в принципе. Но реально возможно достижение совершенства относительного. Поэтому совершенство выступает не как некий предел, а как процесс совершенствования, движение от одного уровня развития к другому, более высокому.

Существенное изменение идеалов человека происходит не только в процессе исторического развития общества, но и с возрастом человека. Так, например, если «молодость – это мечта. Это – вера. Это – тяготение и подвиги. Это – лирика и романтика. Это – большие планы на будущее. Это – начало всех перспектив» (Н. Хикмет, турецкий поэт. 1902 – 1963), то «под старость глаза перемещаются со лба на затылок: начинаешь смотреть назад и ничего не видеть впереди, то есть живешь воспоминаниями, а не надеждами» (В.О. Ключевский, русский историк. 1841 – 1911).

Следует различать идеалы целостной жизнедеятельности индивида, которые конституируют ее в определенную систему, выступают ее системообразующими факторами, и идеалы конкретных видов деятельности. По нашему мнению, высшим истинным идеалом целостной человеческой жизнедеятельности является всестороння и относительно гармоничная самореализация индивида или относительно гармоничное, сбалансированное развитие всех его Я: Я профессионального, экономического, общественно-политического, семейного, эстетического, нравственного, когнитивного, самовоспитательного, коммуникативного, оздоровительного, бытового и досугового. Если индивид в той или иной мере достигает этого, то жизнь его превращается в жизнетворчество, становится поэзией, музыкой, романтикой. Но возможно ли это? Не является ли это утопией? На наш взгляд, достижение указанных целей вполне возможно, но возможно только тогда, когда человек овладеет искусством самопроектирования своей жизни и будет сильно хотеть достичь их. Основанием, фундаментом высшего идеала целостной человеческой жизнедеятельности являются такие цели-идеалы как стремление к истине, добру, красоте, пользе, здоровью в их органической взаимосвязи. При этом исходной в этой системе целей-идеалов является цель-идеал истина. Это связано с тем, что только через ориентацию на истину, человек может решать вопросы о том, что действительно считать добром, а что злом, что прекрасным или безобразным, пользой или вредом, подлинным путем к здоровью или мнимым. Следует отметить и то, что стремление к истине, добру, красоте и здоровью реализуется не только в собственно познавательной, нравственной, эстетической и оздоровительной активности, но и во всех других ее формах: общественно-политической, семейной, бытовой и т.д. Так, например, общественно-политическая деятельность индивида может рассматриваться с точки зрения истинности и ложности (например, клевета на других кандидатов в ходе предварительной компании), добра и зла, прекрасного и безобразного и в аспекте воздействия ее на здоровье. В свою очередь, познавательная, нравственная, эстетическая и оздоровительная активность могут рассматриваться с точки зрения пользы и вреда.

Мечты

Мы уже отмечали то, что в процессе познания своих потребностей, постановки целей человек неизбежно сталкивается с необходимостью их оценки с точки зрения реальности или нереальности, конкретности или абстрактности. Но на что при этом следует опираться? Ответ здесь может быть только один на свои возможности. Возможности же – это, как отмечалось, все те явления, вещи, процессы, действия, условия, которые необходимы для достижения цели. Вопрос о соотношении наших целей и наших возможностей – это вопрос о соотношении того, чего «Я хочу» и что «Я могу». Отношение между «Хочу» и «Могу» – это всегда противоречие. Двумя крайними его проявлениями являются: а) противоречие между «Хочу» и «Не могу» и б) противоречие между «Могу» и «Не хочу». Последнее имеет место тогда, когда нет стимула к какой-либо деятельности. Реальными, конкретными будут те цели, для достижения которых мы располагаем необходимыми и достаточными возможностями. «Каждый должен брать на свои плечи труд, соразмерный его силам, так как если тяжесть его окажется случайно чрезмерной, то он может поневоле упасть в грязь» (А. Данте, итальянский поэт, мыслитель. 1265 – 1321). При этом к реальным целям относятся не только цели непосредственные, но и цели перспективные при условии, что для их достижения все время сегодня создаются ресурсы. Цели нередко выражаются в таком понятии как уровень притязаний. Уровень притязаний является нормальным, если он соответствует «Я могу». Если же уровень притязаний завышается, тогда «Я хочу» вступает в противоречие с «Я могу». Вследствие этого человек перенапрягается и, выражаясь образно, может даже «сгореть». Поэтому очень важно в познании своих возможностей четко разграничивать то, что «Я могу» от того, чего «Я не могу». «Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне мужество, чтобы смириться с тем, чего я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого» (Древняя восточная мудрость).

Четкое определение того, что «Я могу» и того, чего «Я не могу» – один из законов успеха! Смешение же того и другого – путь к авантюризму.

Нереальными являются те цели, для достижения которых возможности либо вообще отсутствуют, либо они весьма незначительны.

Некоторые цели могут выглядеть весьма привлекательно, но быть абстрактными.

«Чем за общее счастье без толку страдать –

Date: 2015-08-24; view: 382; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию