Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потребностей и возможностей





 

Диагностика в переводе с греческого означает способность распознавать. Диагностика имеет два значения: а) учение о принципах, методах и формах практического познания, нацеленного на выявление характеристик человека, групп людей, социальных и технических систем; б) сам процесс диагностирования, представляющий собой деятельность, нацеленную на установление разного рода признаков, характеризующих состояние каких-либо систем. Диагностика по отношению к объекту диагностирования выполняет три функции: а) описания; б) объяснения и в) оценки их с точки зрения соответствия определенным показателям и нормам. Самодиагностика (самодиагностирование) – это предметное и оценочное самопознание индивидом самого себя в определенных условиях пространства и времени. Объектом самодиагностирования могут быть все без исключения характеристики индивида. Но в процессе самодиагностирования значимым является самопознание индивидом прежде всего своих потребностей и возможностей, так как знание их выступает непосредственной предпосылкой самопрогнозирования и самопроектирования.

Потребности индивида – это объективные противоречия его жизнедеятельности, выражающиеся в требовании определенных внутренних и внешних условий, необходимых для его существования и развития. Из такого понимания потребностей следует, что потребности – это такие состояния индивида, в которых выражается его отношение к предметам, явлениям, процессам, заключающих возможность их удовлетворения и выступающих источником их активности. Вследствие этого потребности определяют направленность чувств, интеллекта и воли индивида, а значит направленность его жизнедеятельности в целом.

Как постигаются потребности? Постижение, отражение потребностей может происходить как на рациональном уровне, так и иррациональном. И когда говорят «нет ничего более темного, чем человеческие намерения», то, думается, имеют в виду последнее. Именно вследствие отражения потребностей на иррациональном уровне мы далеко не всегда понимаем то, чего же в действительности мы хотим.

На иррациональном уровне потребности отражаются прежде всего в виде переживания чувства неудовлетворенности, определяющего стихийное желание, стремление освободиться от него путем каких-либо действий, обладания чего-либо (освободиться, например, от чувства голода, жажды, неудобства обуви, чувства зависти и т.д.). В виде переживания того или иного чувства неудовлетворенности, внутреннего или внешнего дискомфорта первоначально, видимо, отражается большинство наших потребностей, выступая одним из источников рождения замысла проекта.

Но существуют и такие потребности, которые в сознании могут никак вообще не отражаться, т.е. не отражаться даже на иррациональном уровне. И порой такие потребности являются весьма существенными. Так, например, у человека может быть способность к инженерно-конструкторской деятельности, но если условия его жизни пробуждению этой способности не благоприятствуют и он о наличии ее у себя не знает, то связанная с этой способностью потребность заниматься указанной деятельностью никак переживаться не будет. Еще пример. Некоторые люди субъективно могут считать себя здоровыми, но медицинские анализы могут свидетельствовать о наличии у них определенного заболевания на ранней стадии, а значит и об объективной потребности в лечении.

На рациональном уровне потребности отражаются индивидом в интересах. Но что представляет собой интерес? «Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности» (Психология. Словарь. М., 1990). Рациональным выражением познавательных интересов являются вопросы. В интересе фиксируется граница между известным и неизвестным человеку. Поэтому интерес выступает как движущая сила познания, его стимул, субъективная причина, как стремление превратить неизвестное в известное. Но с получением удовлетворительного ответа на вопрос интерес пропадает. Мне встретилось незнакомое иностранное слово. Я поставил вопрос: «Что оно означает?» После того, как я посмотрел в «Словаре иностранных слов» и узнал его значение, мой интерес к нему исчезает.

Во многом иной является ситуация, когда речь идет об онтологических, бытийных потребностях и интересах индивида. Познание онтологических, бытийных потребностей также предполагает постановку вопросов, отражение в интересе и получение знания об этих потребностях. Но если знание о практической потребности есть конечный пункт познавательного интереса, то в онтологическом интересе это только исходный пункт. Сам же онтологический интерес, опираясь на знание соответствующей потребности, связан со стремлением, желанием посредством определенных предметов или процессов удовлетворить эти потребности. Поэтому онтологический интерес – это одновременно и знание того, что у меня в данный момент отсутствует, и отношение к этому отсутствующему как чему-то ценному, привлекательному (интерес в переводе с латинского означает имеет значение) и желание этого отсутствующего. Желание же – это отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. В желаниях выражается природа человека вообще и каждого конкретного человека на субъективном уровне. «В желаниях выражается сущность человека» (Б. Спиноза, нидерландский философ. 1632 – 1677). «Там, где прекращаются желания, прекращается и человек» (Л. Фейербах, немецкий философ. 1804 – 1872). «Желание необходимо, чтобы жизнь постоянно находилась в движении» (С. Джонсон, английский писатель, критик, эссеист, лексикограф. 1709 – 1784).

Однако потребностей, интересов у современного человека очень много. Поэтому, естественно, возникает вопрос о необходимости какой-то сортировки, классификации их на уровне индивида с точки зрения содержания, качества, значения. Но чем при этом руководствоваться? Мы полагаем, что таким руководством во многом может быть предложенная нами в первой части монографии «Основы самопознания и самореализации личности» «Основы самопознания личности» модель деятельностных Я, в каждом из которых выделяются три уровня: антропологический, связанный прежде всего с потребностями организма индивида, психологический, связанный с потребностями психики, и социально-атрибутивный, связанный с наиболее общими, интегральными социальными потребностями (потребностями в культуре, ценностях, творчестве, общении и свободе). Из сказанного следует, что каждый человек в идеале является носителем таких видов жизненных потребностей, а значит и интересов, которые соответствуют определенным деятельностным Я. Это: потребности профессиональные, экономические, общественно-политические, нравственные, эстетические, гносеологические (когнитивные), религиозные, семейно-личностные, бытовые, досуговые, оздоровительные, коммуникативные, самовоспитательные, психологические и общие социальные потребности. Разумеется, такое разделение потребностей во многом является условным, так как едва ли не все названные потребности пересекаются, налагаются друг на друга (например, семейно-личностные потребности в себя могут включать потребности нравственные, эстетические, коммуникативные и др.). Ясно и то, что далеко не у всех людей может иметь место набор всех названных потребностей (интересов). Так, например, у многих людей, вышедших на пенсию, потребность в профессионально-трудовой деятельности постепенно угасает, отмирает. У многих людей отсутствует потребность в религиозной деятельности, оздоровительной, самовоспитательной и т.д.

Если все потребности рассматривать с точки зрения времени их действия, то разделить их можно на два вида. Потребности первого вида можно назвать абсолютными. Это те потребности, без удовлетворения которых человек просто не может жить, т.е. которые должны удовлетворяться в течение всей его жизни. К ним относятся: потребности экономические, бытовые, досуговые, познавательные, в определенной мере общие и некоторые другие. Потребности второго рода назовем относительными. Это те потребности, которые могут иметь место и удовлетворяться лишь в течение определенного времени. К ним относятся: потребности профессиональные, общественно-политические, самовоспитательные и др.

Потребности, тоже с точки зрения времени, можно разделить на потребности текущие (их удовлетворение необходимо здесь и теперь) и перспективные.

Потребность можно разделить также на потребности-необходимости и потребности-желания. Потребности-необходимости – это потребности, удовлетворение которых выступает условием удовлетворения потребностей-желаний, однако желание создавать эти условия у нас часто отсутствует (примерами потребностей-необходимостей часто являются: уборка квартиры, вынесение мусорного ведра, мытье посуды и др.). Особенность потребностей-необходимостей в том, что удовлетворение вызывает только полученный вследствие определенной деятельности результат, однако сама по себе эта деятельность совершается практически без желания и удовольствия почти не вызывает. В деятельности же, направленной на удовлетворение потребностей- желаний удовлетворение доставляет не только полученный результат, но и сам процесс, направленный на его получение (примером потребности-желания является поиск решения какой-либо научной проблемы).

Существенно также среди различных видов потребностей и внутри самих видов потребностей с точки зрения их значимости, ценности для нас выделят потребности приоритетные и потребности неприоритетные. Это значит то, что если мы оказываемся перед выбором того, какие из ряда наших потребностей подлежат первоочередному удовлетворению в то или иное время и в тех или иных условиях, то мы должны, не колеблясь, выбрать те потребности, которые мы определили как приоритетные. «Кто слишком усерден в малом, тот обычно становится неспособным к великому». «Дальновидный человек должен определить место для каждого из своих желаний и затем осуществлять их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет нас преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем существенное» (Ф. Ларошфуко, французский писатель-моралист. 1613 – 1680).

«У одной девушки спросили, какой самый главный человек, какое самое главное время и какое самое нужное дело. И она ответила, подумав, что самый главный человек тот, с которым ты в данную минуту общаешься, самое главное время то, в котором ты сейчас живешь, и самое нужное дело – сделать добро тому человеку, с которым в каждую данную минуту имеешь дело» (Л.Н. Толстой, замысел одного рассказа).

Важно отметить, что оценка тех или иных потребностей как приоритетных или неприоритетных всецело зависит от самого человека. Поэтому в зависимости от жизненных обстоятельств, возраста и других факторов значимость тех или иных потребностей мы можем менять на прямо противоположную: бывшие приоритетными потребности мы можем оценить как неприоритетные, а неприоритетные – как приоритетные. И если мы сомневаемся в истинности своей прежней оценки своих потребностей, то мы не должны забывать того, что эта оценка была нашей собственной оценкой, и мы всегда можем ее изменить. Так, например, при нормальном течении жизни удовлетворение такой бытовой потребности как ремонт квартиры может превратиться в приоритетную потребность. Однако вследствие возникновения во время ремонта сложных проблем в профессиональной деятельности или заболевания, ремонт свое приоритетное значение может потерять. Иногда решить вопрос о приоритетности весьма непросто. Что, например, в профессиональной деятельности педагога вуза поставить на первое место деятельность преподавательскую или научную.

С целью удобства потребности приоритетные и неприоритетные обозначить можно буквами «А» и «Б». Потребности (интересы) можно разделять и на самые значимые, средней значимости и малозначимые и обозначить соответственно буквами «А», «Б» и «В». Установить приоритетность потребностей означает принять решение о том, каким из них следует придать первостепенное, второстепенное и т.д. значение.

В отечественной литературе широко распространена классификация потребностей американского психолога А. Маслоу (1908 – 1970). Он выделил две основные группы потребностей человека: высшие и низшие.

Высшие потребности (потребности «роста»). Потребность в реализации собственных возможностей и способностей в понимании и осмыслении. Потребность в самооценке: самоуважении, достижении, признании, одобрении. Потребность в социальных контактах: любви, нежности, чувстве идентификации, чувстве социальной присоединенности.

Низшие потребности («нужды»). Потребности в безопасности: защите от боли, страха, гнева, неустроенности и т.д.; физиологические потребности: голод, жажда, сексуальная потребность и др. – в той мере, в которой они необходимы для поддержания нормальной жизнедеятельности.

Главный закон иерархии потребностей заключается в том, что высшие потребности возникают только в том случае, если достаточно насыщены низшие, причем это «насыщение» должно носить достаточно длительный и достаточно интенсивный характер. Это означает то, что формирование потребностей каждого человека происходит последовательно и закономерно: стойкая потребность более высокого порядка возникает только на основе устойчиво насыщенной потребности предыдущей степени. Если отдельный конкретный человек не ощущает себя, например, в достаточной безопасности, то вряд ли у него сформируется потребность в осмыслении себя, своих ценностных ориентаций, смысла своей жизни.

Высшие потребности возникают у человека позднее, они менее важны для выживания, удовлетворение их легче отодвинуть на некоторое время, субъективно они воспринимаются как менее насущные. Несмотря на это, удовлетворение высших потребностей влияет на повышение продолжительности жизни, снижение заболеваемости. Жизнь на более высоком уровне потребностей чаще приносит счастье, ведет к развитию личности. При этом неудовлетворение низших потребностей, хотя они очень важны, не обязательно прерывает самоактуализацию, реализацию себя.

Деление всех потребностей на высшие и низшие, на наш взгляд, является во многом спорным. Неявное основание его – толкование человеческого тела как низшего, а духа – как высшего. Но все потребности тела и духа, – в той мере, в какой они необходимы для целостного нормального развития, – не могут рассматриваться как высшие или низшие. Возьмем, к примеру, потребность в здоровье. Здоровье – это прежде всего такое состояние организма, которое обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека. Но можно ли потребность в здоровье рассматривать как низшую? Вряд ли! Л.Н. Толстой, например, выделил две абсолютные ценности – совесть и здоровье. То же можно сказать и о потребности сексуальной. Разве в целостном отношении мужчины и женщины, которое называется любовью, правомерно рассматривать удовлетворение ими сексуальной потребности как нечто низшее в этой любви? Вряд ли! Потребность в истинной любви мужчины и женщины, как их телесно-духовном отношении, на наш взгляд, является одной из высших человеческих потребностей.

Односторонне представлен у А. Маслоу и закон иерархии потребностей. В нем удовлетворение низших потребностей представлено лишь как средство удовлетворения потребностей высших. Но ведь может быть и наоборот. Так, например, процесс поиска истины и получение необходимых знаний о том, как правильно питаться и вести сексуальную жизнь, связаны с удовлетворением духовных (высших потребностей). Но их удовлетворение является средством для удовлетворения тех потребностей, которые А. Маслоу называет низшими.

Далее. Удовлетворение тех потребностей, которые отнесены к низшим (потребность в пище, сексуальная потребность и др.), связаны с переживанием таких положительных чувств, которые никакими другими переживаниями не могут быть заменены, так как переживания указанных чувств обладают самоценностью. А то, что обладает самоценностью не может оцениваться ни как высшее, ни как низшее.

Наконец, нельзя согласиться и с тем, что высшие потребности менее важны для выживания, чем низшие. История свидетельствует, что не только отдельные люди, но и целые цивилизации разлагались и гибли прежде всего вследствие эрозии духовности, деградации нравов. Думается, что преодоление современным обществом многочисленных кризисов и его выживание, спасение возможно только при условии культивирования в нем духовности и утверждения ее в политическом и массовом сознании.

Но как индивиду познавать свои потребности, так сказать, практически, технологически? Здесь следует отметить то, что познание своих потребностей, желаний дело не такое легкое как может показаться на первый взгляд. Французский писатель Ф. Ларошфуко справедливо отмечал: «Мы редко до конца понимаем чего мы действительно хотим». Так как потребностей у каждого человека достаточно много, то в ходе познания их обязательно следует записывать… «Хоть память крепкая – большое благо, но всех надежней памяти бумага» (Ю. Баласагунский, восточный поэт XI века). Удержание же всех потребностей в голове не только не целесообразно с психологической точки зрения, но и просто невозможно в силу ограниченных возможностей обычной памяти.

Для этого надо взять пять листов писчей бумаги, пронумеровать и разделить каждый из них на три части. Затем за каждой частью листов бумаги закрепить какой-то блок потребностей, которые тоже пронумеровать, начиная с первого листа. Тогда на первом листе будут находиться 1, 2 и 3 блоки потребностей, на втором листе – 4, 5 и 6 и т.д. Блоки потребностей можно располагать по-разному, например, так: 1. – профессиональные потребности; 2. – экономические; 3. – когнитивные; 4. – нравственные; 5. – эстетические; 6. – коммуникативные; 7. – общественно-политические; 8. – семейные; 9. – бытовые; 10. – оздоровительные; 11. – самовоспитательные; 12. – досуговые; 13. – религиозные; 14. – психологические; 15. – общие потребности.

К общим потребностям, на наш взгляд, относятся прежде всего такие потребности как: 1. Потребность в культурном самосовершенствовании, выражающемся в овладении культурой и стремлении к выполнению ее требований во всех формах активности. К числу важнейших культурных потребностей относятся: потребность любить и быть любимым, потребность в самоуважении и признании и потребность в безопасности; 2. Потребность в ориентации на основные, базовые ценности жизни, человеческого бытия: истину, добро, красоту, здоровье, пользу в их взаимосвязи; 3. Потребность в творчестве, в творческом развитии, в стремлении к обновлению во всех формах активности индивида или, говоря обобщенно, потребность в жизнетворчестве; 4. Потребность в общении в профессиональной деятельности и личной жизни (с сотрудниками, женой, детьми, друзьями и т.д.); 5. Потребность в свободе, выражающейся в способности самостоятельно принимать любые решения и отвечать за них.

Своеобразной интеграцией всех потребностей каждого человека являются потребности в самопознании (оно включает в себя познание человеком своего прошлого, настоящего и будущего) и в самореализации, удовлетворяемые через переживания счастья, радости, наслаждения жизнью.

Рассматривая общие потребности, следует иметь в виду, что их выделение возможно только с абстракции. В реальной жизни все они друг с другом пересекаются и друг в друга проникают (так, например, жизнетворчество в принципе невозможно вне культуры, бытие культуры возможно только на основе творчества и т.д.).

Принципиально важно иметь в виду то, что все выделенные нами общие положительные потребности имеют своих антиподов – отрицательные потребности: потребность в антикультурных способах действия (например, терроризм, разжигание между людьми национальной розни и т.д.), потребность в ориентации на ложь, зло, безобразное, вред, потребность в следовании технологиям рутинной деятельности, потребность в обособлении, не имеющего разумного основания, потребность в зависимости (инфантилизм, конформизм и т.д.), неразвитость потребностей в самопознании и самореализации.

Таким образом, познание нами своих потребностей предполагает как познание потребностей положительных, так и отрицательных.

После того, как листы бумаги пронумерованы, берем первый лист бумаги и в каждую его часть, стараясь быть максимально раскованным и не раздумывая, записываем все без исключения имеющиеся у нас потребности, желания, затем берем лист второй, третий, четвертый и пятый и делаем то же самое. Естественно, может возникнуть вопрос: «Зачем нужно свои различные потребности фиксировать сравнительно быстро и особенно не раздумывая?» Это нужно для того, чтобы в работу максимально включить наше подсознание и воспрепятствовать действию всякого рода предрассудков, предвзятостей, т.е. идолов, тормозов со стороны нашего интеллекта и нашей эмоциональной сферы. Так, например, у нас может появится сексуальное желание, связанное с новой позой, порожденной нашей эротической фантазией, но мы его можем не записать в силу сложившегося у нас ложного представления об «этом», страха перед общественным мнением, чувства стыда и т.д. «Человек активно старается не замечать всего того, что противоречит ранее принятому решению» (Р. Чалдини, американский психолог). В отношении своих желаний у нас ничего не должно быть недоговоренного, скрытого от себя. Если же мы какие-то желания от себя скроем, не осознаем их и не определим к ним своего отношения, то они со временем могут превратиться в фактор фрустрации.

После этого записанные потребности необходимо осмыслить и дополнить теми потребностями, которые на непосредственно-интуитивном уровне познания были не обнаружены. В итоге нами достигается та или иная полнота учета своих потребностей, желаний на данный момент времени. Во время работы над этим разделом книги автор составил список своих потребностей. В начале их оказалось 60, а после осмысления 67.

В относительно целостном познании человеком своих потребностей выявляется, что они весьма многообразны. При этом среди них могут быть потребности существенные, значимые и малозначимые, разумные и неразумные, имеющие для своего удовлетворения те или иные возможности и не имеющие их. Вследствие этого не все наши потребности могут превратиться в цели и детерминировать деятельность, направленную на их удовлетворение. Поэтому на каждом этапе жизни набор подлежащих удовлетворению потребностей должен быть ограничен. «Если бы все человеческие желания исполнялись, земной шар стал бы адом» (П. Буаст, французский лексикограф.
1765 – 1824). Богатство человека состоит не в безграничности его потребностей, а в их разумном ограничении. «Кто ограничивает свои желания, – отмечал Ф. Вольтер, – тот достаточно богат». «Большинство думает, что приближается к счастью, удовлетворяя свои желания. Но это не совсем так. Горе тому, кто видит удовлетворенным каждое свое желание, – тому больше нечего ни желать, ни добиваться» (П. Мантегацца, итальянский писатель и врач. 1830 – 1910).

Ограничение человеком своих потребностей, желаний – это есть управление ими. «Заставим наши желания подчиниться разуму: не позволим им ни опережать его, ни покидать его по лености и малодушию. Пусть они всегда молчат и не вносят в нашу душу смятения: отсюда происходит постоянство и умеренность» (Цицерон, римский философ, оратор и государственный деятель. 106 – 43 до н.э.). Отказ от различных желаний, особенно тех, для удовлетворения которых отсутствуют необходимые ресурсы – одно из условий обретения душевного покоя. «Преодолей желания – и ты обретешь мир душевный» (Ф. Кемпийский).

Но ограничение желаний должно иметь разумную меру, ибо чрезмерное, аскетическое их ограничение также противоестественно, как и стремление в каждый отрезок времени жизни удовлетворить все свои желания. «Если желание гаснет, то и бедняк богат: если же оно господствует, то и вельможа равен рабу» (Индийское изречение). «Кто вечно желает, тот проводит свою жизнь в ожидании, а у кого нет желаний, тот ждет смерти» (П. Бауст). «Лишить сердце желаний – все равно, что лишить Землю атмосферы» (Э. Бульвер-Литтон, английский писатель и политический деятель. 1803 – 1837).

Решение вопроса о том, какие из своих потребностей мы будем удовлетворять, удовлетворение каких перенесем в будущее и от каких откажемся вообще, осуществляется через их оценку. Способность оценивать потребности, желания и выбирать их является одним из высших выражений свободы человека. «Истинное величие души, дающее человеку право уважать себя, больше всего заключается в его сознании того, что нет ничего другого, что ему принадлежало бы по большему праву, чем распоряжение своими собственными желаниями» (Р. Декарт, французский философ и математик. 1596 – 1650). Ведь определяя подлежащие удовлетворению потребности, он тем самым решает вопрос о том, что он собирается делать со своей жизнью и временем своей жизни.

При оценке своих потребностей, выступающей как средство определения их ценности, значимости для нас, естественно, возникает вопрос о том, какими критериями, эталонами следует пользоваться при определении одних потребностей как таких, которые подлежат удовлетворению, а других – как таких, которые удовлетворению не подлежат. В общем случае таким критерием являются наши представления о смысле жизни, идеалы, выступающие идеальными детерминантами жизнедеятельности, т.е. наша положительная духовность или бездуховность или то или иное их сочетание. Верховным критерием в оценке потребностей в продуктивной жизнедеятельности является ориентация на самореализацию, включающая два измерения Я-сущностного индивида: 1) самореализацию или самоактуализацию своей натуры (развитие своих способностей, построение жизни в соответствии со своей индивидуальной конституцией, темпераментом и т.д.). «Борись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец» (И.А. Крылов, русский писатель, баснописец. 1796 – 1844); 2) самореализацию в смысле утверждения в своей жизни всего человеческого в виде общечеловеческих ценностей (стремления к истине, добру, красоте, здоровью, пользе).

Конкретно «работа» верховного критерия оценки потребностей выражается прежде всего в оценке их с точки зрения истинности или ложности для нас. Так, например, если мы зафиксировали наличие у себя потребности в курении, то ясно, что это ложная потребность, ибо ее удовлетворение подрывает здоровье. Это же можно сказать и о зафиксированной потребности в честолюбии и о многих других ложных потребностях. Следует учитывать и то, что одни и те же потребности в силу уникальности каждой личности для одного человека могут выступать как истинные, а для другого – как ложные (например, флегматик не может работать в таком же темпе как холерик, а холерик – как флегматик).

После отбора истинных потребностей (разумеется, далеко не всегда то, что мы субъективно считаем истинным таковым является и объективно. Более того, ориентация на антиценность в определенной части людей является сознательной ориентацией) мы их должны соотнести с возможностями. Возможности – это средства, ресурсы, условия, обстоятельства, коротко говоря, все то, что необходимо для удовлетворения познанных нами своих потребностей. В структуре возможностей индивида целесообразно выделять общие возможности и те из них, которые необходимы для удовлетворения потребностей его различных деятельностных Я. К общим возможностям, на наш взгляд, относятся следующие. 1. Базирующиеся на тех или иных задатках способности индивида и уровень их развития (например, уровень развития музыкальных способностей, спортивных и т.д.).
2. Стиль мышления и интуиция. 3. Особенности темперамента.
4. Особенности характера (положительные и отрицательные черты) и уровень развития различных инструментальных черт (воли, дисциплинированности, трудолюбия и т.д.). 5. Тезаурус (в переводе с греческого означает запас): весь объем знаний, чувственно-конкретных образов и положительных эмоциональных переживаний. 6. Практические и духовно-интеллектуальные умения и навыки, степень овладения разного рода технологиями, методами, техническими средствами. 7. Положительный и отрицательный жизненный опыт. 8. Смысложизненные ориентации, включая и веровательное отношение к будущему (пессимистическое или оптимистическое). 9. Материально-технические возможности. Это личная собственность, весь мир личных вещей (квартира, сад, бытовая техника, мебель, посуда и т.д.). 10. Финансовые возможности – реальные денежные средства. 11. Возраст и состояние здоровья. 12. Другие люди и организации, которые могут оказать содействие в удовлетворении тех или иных потребностей индивида.

После самопознания возможностей мы их соотносим с познанными потребностями. В результате этого соотношения мы можем установить, что для удовлетворения одних потребностей мы располагаем всеми необходимыми и достаточными возможностями, для других – лишь частично, а для удовлетворения третьих потребностей возможности у нас отсутствуют вообще. Последних два случая требуют поиска необходимых возможностей либо отказа от удовлетворения соответствующих потребностей.

 

Date: 2015-08-24; view: 961; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию