Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доводит редко до конца постройку»





(И. Гете).

Но утопии, вымыслы, рожденные в одну эпоху, в другую могут превратиться в реальность. «Мы рождены, чтобы сказку сделать былью…» (Из песни). Ярким примером здесь является полёт человека в Космос.

Закон инициирования реальности вымыслом гласит: «Реальность – это не только то, что есть. Реальностью бывает и то, что мы хотим, чтоб оно было. Реальностью становятся и наши фантазии, сами, в силу своих собственных оснований. Мы ничего не предсказываем и не угадываем. Мы способны предопределять.

Мы не упреждаем, мы обисториваем историю, ведя ее за собой, вослед себе, а то и навлекая на себя, когда становимся ее частью… Видимо, всякое вопреки способно перенацеливать событийную ось реальности, давая вымыслу простор факта» (Таранов П.С. Методы 100% победы. Симферополь, «Реноме», 1997. С. 93).

Элементы иллюзорного сознания, в той или иной мере, присущи всем людям. И, освобождаясь от одних иллюзий, человек рано или поздно, в той или иной мере оказывается во власти других. «Природа устроила так, что питать иллюзии свойственно не только безумцам, но и мудрецам: в противном случае последние слишком сильно страдали бы от собственной мудрости» (Н. Шамфор, французский писатель-моралист. 1741 – 1794). «По мере того, как наши иллюзии покидают нас, время добродушно заменяет их другими» (П. Бови).

Как оценивать разного рода иллюзии, утопии? Вот мнения о них некоторых деятелей культуры. «Иллюзия – первая из всех утех» (Ф. Вольтер). «Иллюзия – главное основание грёз; отнимите у любви иллюзию, и вы отнимите у нас пищу» (В. Гюго). «Иллюзия также нужна для нашего счастья, как и действительность» (П. Бови). «Помимо своего ослепительного фейерверочного характера иллюзия прекрасна: она обладает красками и благоуханиями; овладевает умом и придаёт возвышенность жизни» (Г. Брандес, датский литературный критик. 1842 – 1927). «Утопия – таково имя, которым невежество, глупость и недоверие всегда величали великие замыслы, открытия, предприятия и идеи, прославившие свой век, послужившие эрой в человеческом прогрессе» (Н. Жирарден, французский журналист и писатель. 1806 – 1881).

Примером мечты-утопии, которую однозначно оценить нельзя, является неистребимая на протяжении тысячелетий мечта людей о вечной молодости, о бессмертии и поиски необходимого для этого эликсира. Так, например, эпос о Гиль Гамеше говорит о цветке, несущем бессмертие. «Махабхарата», эпос древней Индии, упоминает о соке какого-то дерева, продлевающего жизнь человека до 10000 лет. А. Элиан, римский автор, писавший во II-III веках, рассказывает о деревьях, плоды которых способны якобы возвращать утраченную молодость.

Другие древние тексты упорно говорят о какой-то «воде вечной жизни». Эта традиция существовала и у африканских народов, и у народов Америки, и у славян в виде преданий о «живой воде». Русские былины источник живой воды помещали на острове Буяне, который стоит посреди океана. Таких примеров можно привести множество. Но смертность человека – закон бытия. Что же касается действительного сохранения молодости и продления своей жизни, то это достижимо только посредством здорового образа жизни, оздоровительной активности, базирующейся на достижениях современной медицины, а также на нетрадиционной медицине. Но вековая мечта человека о вечной молодости не была чем-то пустым, поскольку стимулировала поиск действительных средств оздоровлении и омоложения.

Иногда можно слышать следующую сентенцию: «Надо не мечтать, а действовать!». Это верно лишь в том случае, если речь идёт о человеке, которому присуща чрезмерная мечтательность и тем более мечтательность утопическая. Разумный подход к соотношению целей и мечты, на наш взгляд, состоит в том, чтобы и реалистически мечтать, и действовать. «Надо чтобы мечтатель был сильнее мечты» (В. Гюго).

Мотивы

Исключительно важной составляющей самопроектирования в целом и такой его стадии как целеобразование, является определение мотивов в конкретных видах активности человека и в его конкретных действиях. Обычно под мотивом (в переводе с латинского означает приводить в движение, толкать) понимается побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. В качестве мотива могут выступать влечения, направленные на определённый объект; эмоции, цели, установки идеалы. Очевидно, что мотив и совпадает с целю и не совпадает. Любая деятельность индивида всегда имеет определённый мотив. Но одни мотивы индивидом осознаются, а другие через его сознание не проходят, являются иррациональными. Поэтому когда говорят о немотивированной деятельности, то имеют в виду ту деятельность, мотив которой скрыт от самого субъекта (или внешнего наблюдателя) не осознаётся им. Но и не всякая цель является мотивом. Мотивами являются только те цели, которые выступают в виде осознанных идеалов деятельности, т.е. ее конечные цели или ее субъективные, побудительные первопричины.

Формирование осмысленных мотивов приводит к тому, что у них помимо функций побуждения и направления деятельности, возникает особая смыслообразующая функция: они придают текущим и промежуточным целям, условиям деятельности, отдельным действиям и деятельности в целом личностный смысл – осознанное внутреннее оправдание деятельности, ее целостность. Определить мотивы – значит осмыслить то, ради чего человек стремится к достижению конкретных целей в различных видах своей деятельности. Мотив – это та предельная побудительная сила, которая находиться или стоит за конкретными целями и всё время как бы заряжает их своей энергией, регулирует и управляет ими. И «ценность каждого человека определяется ценностью предметов его стремлений» (М. Аврелий, философ-стоик, римский император. 121 – 180).

Осознанный мотив или личностный смысл может сильно отличаться от манифестируемого личностью смысла. Последний называется мотивировкой. Мотивировка – сознательное объяснение человеком причин своих действий. Она может с истинным мотивом человека как совпадать, так и не совпадать. В последнем случае сущность деятельности сознательно подменяется его видимостью.

В целом следует отметить, что индивид не только способен осознавать стихийно и спонтанно формирующиеся мотивы, ретроспективно решая так называемые «задачи на смысл» (А.Н. Леонтьев), но и формировать мотивы в контексте той или иной ситуации и деятельности, придавая ситуации и деятельности определённый смысл на основе собственного понимания актуальности и значимости своих потребностей.

От мотивов следует отличать мотивацию (в переводе с латинского означает подвижный). «Мотивация – внешнее или внутреннее побуждение человека к активной деятельности во имя достижения каких-либо целей; процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и (или) общих целей; совокупность устойчивых мотивов, побуждений, определяющих задачи, содержание и характер деятельности» (Словарь по социальной педагогике. 2002. С. 159). Если деятельность имеет сразу несколько мотивов, то она является полимотивированной. Так, например, цель учебы студента – знания. А каковы мотивы учебы? Студент может учиться: ради познания мира, т.е. ради удовлетворения своей любознательности, поиска истины, ради того, чтобы после получения определённого образования приносить людям пользу, ради получения диплома, открывающего ему возможность занять хорошо оплачиваемую должность, ради того, чтобы не огорчать своих родителей, желающих, чтобы их чадо любой ценой получило диплом о высшем образовании, ради горячо любимой девушки, ради престижа и т.д. Названные здесь мотивы могут действовать и в отдельности. Но скорее правилом является то, что разные формы активности людей направляются рядом мотивов, т.е. заключают в себе целостный спектр личностных смыслов. Скажем, занятия бытовой деятельностью (уборка квартиры и ее ремонт, приготовление пищи и т.д.) осуществляются, в первую очередь, для удовлетворения потребности в своём нормальном воспроизводстве. Но эти занятия могут одновременно направляться и другими мотивами. После напряжённой интеллектуальной работы они, например, могут выступить хорошим средством релаксации, расслабления, важной средой формирования силы воли, а приготовление пищи в соответствии с принципами сбалансированного питания и ремонт квартиры в соответствии с эстетическими требованиями являются ещё и важными формами творческой самореализации человека.

О мотивах дает представление следующая притча: «Работали как-то три человека, которые что-то строили. Занимались – то все одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы были самые разные. Один сказал: «Я дроблю камни», другой сказал: «Я зарабатываю себе на жизнь», третий ответил: «Я строю храм».

О мотивах создания книги австралийский писатель Стефан Цвейг (1881 – 1942) писал: «Книги рождаются из разнородных чувств. На создание книги может толкнуть и вдохновение, и чувство благодарности, в такой же мере способны разжечь духовную страсть досада, гнев, огорчение. Иной раз побудительной причиной становиться любопытство, психологическая потребность в процессе писания уяснить самому себе людей и события. Но и мотивы сомнительного свойства: тщеславие, алчность, самолюбование – часто, слишком часто, побуждают нас к творчеству, поэтому автору, свойственно, каждый раз следовало бы отдавать себе отчет, из каких чувств, в силу какого влечения выбрал он свой сюжет».

Деятельность людей могут стимулировать своей наглядностью и внешние явления. Об этом дает представление следующий пример. На одном из заводов «Тексас инструментс» металлические отходы превышали установленные нормы. Созданная для выявления возможностей сокращения этих отходов целевая группа предложила поставить во дворе завода большие стеклянные резервуары по числу производственных бригад. В каждый из них к концу рабочего дня ссыпали металлические отходы определённой бригады, номер которой был выведен крупными цифрами на резервуаре. По пути в проходную рабочие наглядно видели объем отходов, собранных за день по каждой бригаде, и какая из бригад сумела уменьшить их объём. Такая наглядность помогла довольно быстро снизить объём отходов сначала до установленной нормы, что способствовало общему сокращения издержек производства.

Говоря о мотивации, существенно отметить, что нередко «люди склонны действовать в соответствии с тем, чего ждут от них другие, а также со своими ожиданиями успеха или неудачи». Вследствие этого возникает эффект так называемого самоутверждающегося пророчества (эффект открыл американский социолог Роберт Мертон). Аксиома же гармонического поведения гласит: «Мы должны всегда дополнять свое поведение поступками, влекущими суммарный результат к идеалу».

Наиболее трудными в жизни человека являются те состояния, которые связанны с кризисом прежней мотивации.

Продуктивный выход из подобного кризиса предполагает не только критическое переосмысление прежней мотивации, но и поиск новых смыслов, формирование новой мотивации. Пример. Хорошо знакомая автору девушка исходила из установки, что она всегда права. Но вот она познакомилась с молодым человеком, который то же исходил из такой же установки. Естественно у них пошли конфликты. Девушка много страдала, пока не пришла к выводу, что надо считаться и с мнениями других людей, если хочешь, чтобы они считались с твоим.

В мотивационной сфере выделяют следующие типы конфликтов, противоречий.

1. Конфликт типа «желаемое – желаемое», возникающий в тех случаях, когда надо выбирать одну из равножелаемых возможностей. Примером такой ситуации является так называемый любовный треугольник.

2. Конфликт типа «нежелаемое – нежелаемое», когда необходимо сделать выбор между одинаково нежелательными вариантами действия, т.е. когда, как говорят, из двух зол выбирать надо меньшее.

3. Конфликт типа «желаемое – нежелаемое», имеющий место в ситуации, в которой стремление к определенной цели удерживает страх за последствия при ее достижении (удовлетворение, например, мужем сексуальной потребности с любовницей путем измены жене, чревато возможностью огласки, или желание посредством предпринимательской деятельности разбогатеть и возникающая при этом угроза ограбления и самой жизни со стороны криминальных структур).

4. Конфликт типа «нежелаемое – желаемое», имеющий место в ситуациях, когда нежелаемый способ действия ведет к желаемому результату (стремление, например, разбогатеть посредством хищения, обмана, насилия, сделок с совестью и т.д.). В зависимости от ценностных ориентаций человека два последних варианта поведения могут быть как в равной мере приемлемыми, так и неприемлемыми.

Осознание мотивов, смысложизненных ориентаций – это второй уровень в осмыслении человеком субъективной детерминации своей жизнедеятельности (первый уровень связан с постановкой текущих и промежуточных целей). Очевидно, что второй уровень субъективной детерминации более глубок, более опосредован и потому более труден для осмысления, чем первый. Принцип Таллиннской школы менеджеров В.К. Тарасова гласит: «Смысл всякой деятельности лежит за ее пределами». Мы полагаем, что именно с этим уровнем субъективной детерминации в наибольшей мере связано иррациональное (в переводе с латинского означает неразумное), стихийное в человеческой жизни. И когда итальянский писатель и историк Никколо Макиавелли (1469 – 1527) утверждал: «Можно, думается мне, полагать истинным, что судьба распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной, или около того, она представляет нам самим» и, более того, когда даже говорят, что человек – это на 30% чувства и на 10% разум, то, полагаем мы, имеют в виду прежде всего неосознанное в сфере ценностных ориентаций, в сфере мотивации. Это же имеют в виду и тогда, когда говорят «нет ничего более темного, чем человеческие намерения». «Настоящие мотивы наших действий, подобно трубам органа, обыкновенно скрыты, тогда как позолота и украшения густо покрывают поверхности» (К. Колтон, английский священник, литератор. 1780 – 1832).

Из познания рассматриваемой стороны человеческой жизнедеятельности, думается, вытекает следующий практический вывод. Если мы хотим жить осмысленной, осознанной жизнью, то, желая совершить какой-то поступок или какие-то действия, мы всегда должны предварительно ответить на вопрос: «Ради чего я это делаю?» или «Зачем и кому это нужно?» Все время, или хотя бы периодически отвечая на эти вопросы, мы будем познавать самый глубинный уровень нашего Я-сущностного – нашу мотивацию.

Мотивы – это самые глубокие желания человека. А сила желания лежит в основании страстей, в огромной мере определяющих результативность деятельности. Поэтому нередко тот, кто сильно хочет, достигает большего, нежели тот, кто может, но мотивацию имеет слабую.

Мотивы человеческих деяний, действий, поступков очень многообразны. О том, чем человек должен руководствоваться в своей жизни, существуют многочисленные высказывания деятелей культуры. Вот некоторые из них. «Если даже человек не сделал зло, пусть он не делает его снова и снова, пусть не строит на нем свои намерения. Накопление зла – горестно». «Да победит он гнев отсутствием гнева, недоброе – добрым, да победит он скупость щедростью, правдой лжеца». «Неделание зла, достижение добра, очищение своего ума – вот учение просветленных» (Будда). «Каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно» (Аристотель). «Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспоминать на склоне лет» (М. Аврелий). «Чтобы привести в движение все свои силы, человеку нужно поместить впереди себя какую-нибудь благородную цель, способную его воодушевить» (Э. Ренар, французский философ, историк, писатель. 1823 – 1892). «Если стремление происходит из источника чистого, оно все-таки и не удавшись вполне, не достигнув цели, может принести пользу великую» (И.С. Тургенев, русский писатель. 1818 – 1883).

Date: 2015-08-24; view: 519; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию