Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие проблемы учета пространственно-временных параметров в самопроектировании





Учет в процессе самопроектирования времени – это не только познание внешней формы своей будущей деятельности, но и своеобразная вершина, высшая точка в самопознании. Почему? Потому что в идеальном Я должен резюмироваться весь опыт нашего прошлого и настоящего. Это значит, что проект нашей жизни фактически представляет собой интеграл всего познания самого себя, в диалектической взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. «Настоящее всегда скрывает в своих недрах будущее» (Г. Лейбниц, немецкий философ, ученый, общественный деятель. 1646 – 1716). Иначе говоря, чтобы сколько-нибудь успешно конструировать проект своей будущей жизни, формировать свое Я-идеальное, мы должны знать как свое прошлое, так и настоящее. В итоге выстраивается следующая цепочка: мы должны познать свое Я-прошлое (Я-историческое) и Я-настоящее, т.е. строить образ своего Я-реального для того, чтобы более или менее успешно познавать свое будущее. Познание же своего будущего путем самопроектирования, формирования Я-идеального необходимо для реализации своих возможностей посредством управления своей жизнью, выступающим, как власть над ее временем. Разумеется, познание человеком и своего прошлого, и настоящего, и будущего обладает и определенной само ценностью, так как является источником когнитивных радостей.

Вопрос об учёте в деятельности индивида пространственного фактора – это прежде всего вопрос о роли в ней внешних условий (географических, климатических, социальных и т.д.). Так, например, если я собираюсь покупать сад, то меня обязательно будет интересовать то, на каком расстоянии от города он находится и есть ли там, скажем, река или озеро, лес и т. д. Пространственный фактор может сыграть решающую роль в приобретении сада или в неприобретении в следующей ситуации: сад находится на близком расстоянии от города, но стоит дорого, сад стоит сравнительно дешево, но от города находится на расстоянии весьма удаленном.

Пространственный фактор – это не только экономическая категория, но и категория социально-духовная в самом широком смысле этого слова. Н. А. Бердяев писал: «Широк русский человек, широк, как русская земля, как русские поля. Славянский хаос бушует в нем. Огромность русских пространств не способствовала выработке в русском человеке самодисциплины и самостоятельности – он расплывался в пространстве».

Президент одной американской компании распорядился заменить в столовой фирмы маленькие столики на четверых большими столами казарменного образца, с тем, чтобы повысить вероятность обмена информации между сотрудниками. Менеджеры уже давно разобрались в том факте, что частота контактов между работниками непосредственно зависит от размещения рабочих мест. Исследования американских ученых показали, что если люди работают на расстоянии 10 метров друг от друга, то вероятность их общения между собой хотя бы раз в неделю равна 8 – 9 % против 25%, когда расстояние равно 5 метрам.

Определение пространственных условий будущей деятельности предполагает не просто определения места её осуществления, но определение оптимального места и учета его влияния на продуктивность, результативность деятельности. Так, например, спортсмены предварительно «обживают» новые стадионы, бассейны и т.д., то же делают и артисты, осваивая новые для них сцены и залы.

В педагогике возник так называемый пространственный анализ, нацеленный на изучение эффекта отдаленности – близости педагога и учащихся, учебного заведения и дома – и на проектирование пространственной среды обучения и воспитания (создание новых типов учебных аудиторий, лабораторий, мастерских).

Пространственные и временные условия жизни человека отнюдь не рядоположены, они не только друг без друга не существуют, но и взаимно обуславливают друг друга. Простые примеры. Если в квартире порядок и мы знаем, где находятся те или иные вещи (одежда, инструменты, книги и т. д.), то, в случае необходимости, мы сразу берем их на соответствующем месте. И наоборот, если в квартире беспорядок (разные вещи свалены в одну кучу, письменный стол завален всякого рода книгами и бумагами и т. д.), то для поиска нужной вещи мы можем потратить немало времени, раздражаясь и злясь при этом. Этот пример свидетельствует о воздействии пространства (того места, где протекает наша жизнь) на время нашей жизни. Это имеет место и тогда, когда мы за определенный промежуток времени наметили сделать ряд дел, а вот место их осуществления сколько-нибудь четко не определили.

Взаимная обусловленность, взаимосвязь нашего жизненного пространства и времени жизни находит свое выражение в их континуальности (континуум в переводе с латинского означает непрерывность, неразрывность явлений). Поэтому принцип континуальности пространства и времени – важнейший принцип самопроектирования. Он ориентирует и на учет нашего жизненного пространства и на учет времени жизни в единстве ее прошлого, настоящего и будущего, и на учет связи пространства и времени.

Интегральным выражением континуальности пространственно-временного измерения индивидуального бытия, на наш взгляд, является экономия времени. (Экономия времени включает и пространственный аспект человеческого бытия. Это связано с тем, что четкое определение пространственных параметров деятельности всегда ведет к экономии времени). Экономия времени – это количество и качество материальных, духовных и других социальных ценностей (включая и собственное здоровье), производимых человеком за единицу времени (день, неделю, месяц, год и т.д.), это показатель продуктивного вклада в жизнь окружающих нас людей, социума и природы (в ее сохранение и развитие) и в свою личную жизнь. Говоря кратко, экономия времени – это количественный показатель продуктивности нашей целостности жизнедеятельности, всего процесса жизнетворчества. В литературе продуктивность в связи со временем обычно рассматривается только применительно к профессионально-трудовой активности людей (сколько токарь за такой-то отрезок времени выточит деталей, ученый написал работ и т. д.). В деловом мире наиболее часто употребляют, ставшее поговоркой, высказывание, американского писателя и ученого Бенджамина Франклина: «Время – деньги». Но можно ли ценность времени свести только к деньгам? Конечно же нет. Время – это не только деньги. Время – нечто неизмеримо более значимое, чем деньги. Время нашей жизни – это сама эта жизнь. А кто согласится оценить свою жизнь в деньгах? Поэтому показателями продуктивности нашей жизни является и то, сколько раз за тот или иной отрезок времени занимался я, например, самооздоровлением, дарил жене цветы, побывал в театре, занимался самообразованием, уделил внимание детям и внукам, друзьям и т. д.

Экономия времени – это принцип продуктивного использования времени в деятельности человека, инструмент получения над временем власти. Еще римский философ-стоик Сенека призывал: «Добьемся же, чтобы время принадлежало нам, но этого не бывать, покуда мы сами не будем принадлежать себе». Глубоко прав современный американский специалист по расходованию времени Алан Лакейн, утверждающий: «Самым важным в Вашей жизни – это в конечном счете ваше время. Тот, кто позволяет ускользать своему времени, выпускать из рук свою жизнь; тот, кто держит в руках свое время, держит в руках свою жизнь». Подумать только! Если человек проживет 70 лет, то это составляет около 25 тысяч дней.

Экономии времени, концентрированно выражающей его жизненную ценность, противостоит непродуктивная растрата времени, расточительное отношения к нему, потеря его. Л. Зайверт в книге: «Ваше время – в ваших руках» (М., 1991) только в профессиональной деятельности руководителя выделяет около 30 существенных поглотителей времени. 1. Нечеткая постановка цели. 2. Отсутствие приоритета в делах. 3. Попытка слишком много сделать за один раз. 4. Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения. 5. Плохое планирование трудового дня. 6. Личная неорганизованность, «заваленный» письменный стол. 7. Чрезмерное чтение. 8. Скверная система досье. 9. Недостаток мотивации (индифферентное отношение к работе). 10. Поиски записей, памятных записок, адресов, телефонных номеров. 11. Недостатки кооперации или разделения труда. 12. Отрывающие от дел телефонные звонки. 13. Незапланированные посетители. 14. Не способность сказать «нет».
15. Неполная, запоздалая информация. 16. Отсутствие самодисциплины. 17. Неумение довести дело до конца. 18. Отвлечения (шум). 19 Затяжные совещания. 20. Отсутствие связи (коммуникации) или неточная обратная связь. 21. Болтовня на частные темы. 22. Излишняя коммуникабельность. 23. Чрезмерность деловых записей. 24. Синдром «откладывания». 25. Желание знать все факты. 26. Длительное ожидание (например, условленной встречи). 27. Спешка, нетерпение. 28. Слишком редкое делегирование (перепоручение). 29. Недостаточный контроль за перепорученными делами. При этом потери времени происходят и при постановке цели, и при планировании, и при выработке решения, и при обработке деловой информации, и в процессе самой работы из-за её плохой организации.

В литературе также отмечается, что даже самые высококвалифицированные руководители впадают в один из семи грехов, а то и в несколько сразу. И самое удивительное состоит в том, что в основании этих грехов лежит непродуктивные расходования рабочего времени.

Грех первый: перенос решения назавтра. Главная причина – слабость характера, в которой себе надо честно признаться.

Грех второй: выполнение работы наполовину, недоведение ее до конца. Причина этого греха – та же, что и первого.

Грех третий: стремление все сделать сразу. Но большинство из нас могут интенсивно заниматься только решением одной проблемы. Поэтому переходить к новой проблеме следует лишь решив предыдущую.

Грех четвертый: стремление все сделать самому. Задача руководителя не в том, чтобы загрузить работой себя, а в том, чтобы планировать, направлять и контролировать работу других.

Грех пятый: убеждение, что вы все знаете лучше других. Руководителю следует отбросить ложный стыд, обусловленный страхом уронить свой авторитет и в случае необходимости обращаться к специалистам.

Грех шестой: неумение разграничить функции. Отсутствие четкого разграничения задач, ответственности и служебных функций, что является причиной неразберихи и конфликтов.

Грех седьмой: стремление свалить вину на других. Многие руководители направляют энергию на совершенно бесполезные дела. Наиболее типичный пример – перекладывание вины на другого в случае неудачи, когда энергия направляется в прошлое, хотя ничего исправить уже нельзя. Куда полезнее направлять энергию в будущее – на решение неотложных задач. Задача руководителя – установить объективные причины неудач, а не искать «козла отпущения».

В нашу задачу не входит специальный анализ использования рабочего времени в менеджменте. Обращение к материалу из этой сферы продиктовано тем обстоятельством, что в нем вопрос об отношении человека и времени на сегодняшний день исследован наиболее полно. Поэтому менеджментские представления (модели) использования рабочего времени могут с определенными корректировками послужить технологией проектирования и использования внерабочего времени. Наш анализ показывает, что и в сфере нерабочего времени «работают» едва ли не все те, «поглотители» времени, которые имеют место и в рабочее время. Возьмем для примера бытовую деятельность. Здесь мы можем встретить и нечеткую постановку цели, и отсутствие самодисциплины, и отвлечение (шум), и отсутствие распределения обязанностей между членами семьи и многих других «поглотителей» времени. Но в нерабочее время имеют место и специфические «поглотители» времени (например, плохая работа городского транспорта и т.д.).

При этом следует различать потери времени, происходящее в силу субъективных причин, зависящие от нас (нечеткая постановка цели, отсутствие самодисциплины и т.д.) и происходящие в силу объективных причин (например, задержка отправления поезда и т.д.). Субъективные причины потерь времени, мы можем устранять, а вот объективные – далеко не всегда. При этом возможности в первом случае достаточно велики. Поэтому, если нам кажется, что у нас на что-то времени не хватает, то это время надо взять у себя (устранять его непродуктивное расходование). «Времени не хватает только бездельникам» (П.С. Таранов, современный русский философ).

Уже упоминавшийся Л. Зайверт в своей книге приводит следующую притчу.

Некто, гуляя по лесу, повстречал дровосека, который долго и упорно пилил сваленное дерево. Прохожий подошел ближе, чтобы разглядеть, почему работа дается с таким трудом, и сказал: «Извините, но мне кажется, что ваша пила совершенно затупилась! Почему бы вам её не заточить?». На что дровосек простонал: «Для этого у меня нет времени – я должен пилить!»

Таким образом, познание индивидом своего пространства и времени, осознания их в качестве фундаментальных ценностей жизни и ориентация на рациональное их использование – коренное условие самопроектирования и продуктивности жизнедеятельности.

Наряду с диалектическим отношением людей к пространству и времени в процессе самопроектирования, в индивидуальной жизни имеет место также и метафизическое, одностороннее к ним отношение. Это выражается прежде всего в преувеличении человеком роли тех или иных модусов времени (прошлого, настоящего или будущего) и в игнорировании или слабом учете континуальности пространства и времени, их взаимосвязи между собой. Поразительно, но факт, что даже в специальных работах, посвященных использованию времени прежде всего в профессиональной деятельности (См., например, А. Лакейн «Как стать хозяином своей судьбы»; Л. Зайверт «Ваше время – в ваших руках») учет в процессе планирования времени рассматривается вне всякой связи с учетом в нем пространства.

В основании разрыва времени и пространства, на наш взгляд, лежит прежде всего разрыв в жизни людей связи между функционированием и развитием, репродуктивностью и продуктивностью (последние термины употребляются здесь в смысле соответственно нетворческого и творческого). Абсолютизация в жизни репродуктивного связана со следованием сложившейся модели жизнедеятельности и противостоянием всякого рода нововведениям, преобразованиям (независимо от того, диктуются они объективными общественными или личными потребностями). Если эту модель жизнедеятельности рассматривать с точки зрения самопроектирования, то в ней происходит простое сведение возможного и должного к сущему, т.е. к тому что есть. В самопроектировании в этом случае надобности нет, ибо имеет место следования принципу: «Как жил, так жить и буду».

Такое явление, видимо, можно назвать экзистенциальным консерватизмом (консерватизм в переводе с латинского означает охранять, сохранять). Под консерватизмом обычно понимают приверженность ко всему устоявшемуся, противодействие новому в общественной жизни, науке, искусстве и других сферах общества, консервативные убеждения, а консерватором называют человека консервативных убеждений, отстаивающего неизменность чего-либо, противника преобразований в тех или иных сферах общества. Поэтому, как заметил один остроумный человек: «Труднее всего консерваторам: каждый раз приходится придумывать что-то новое, чтобы сохранить все по-старому».

В психологии аналогом консерватизма является ригидность (в переводе с латинского означает оцепенелый, твердый). Ригидность – это отсутствие гибкости; непластичность, неспособность корректировать проект деятельности в соответствии с требованиями ситуации.

Гипертрофия в жизнедеятельности единообразного, повторяющегося ведет к таким трудным психодуховным состояниям как монотония, скука, потеря смысла жизни. Преувеличения настоящего выражается и в следовании человека такому поведению, в основании которого лежит преимущественно ситуативность – импульсивные реакции либо на свои психофизиологические состояния, либо на какие-то факторы внешней среды. Жизненная перспектива у такого человека обычно отсутствует. Иллюстрацией подобного мироощущения и мироотношения могут быть слова популярной песни из фильма «Земля Санникова»: «Есть только миг между прошлым и будущим – именно он называется жизнь…». «Есть только миг – за него и держись».

Следует отметить, что в кинофильме логика поведения героя, исповедующего указанное мироотношение, проведена последовательно. Будучи лично беспредельно храбрым человеком, но не имея перед собой будущего, не веря в него, не борясь за него, он теряет присутствие духа, когда в настоящем складывается трагическая ситуация, когда надвигается физическая угроза утраты настоящего. Необходимо отметить и то, что следование подобному мироотношению рано или поздно приводит к перенапряжению нервной системы и её истощению.

Творческая активность, в отличие от активности функциональной, репродуктивной, связана с ориентацией на изменение своей жизни, на самосотворение, самосовершенствование. В её основании лежит стремление к реализации новых возможностей, устремленность в будущее. Но творческая активность может быть продуктивной и непродуктивной. Примерами творчества в непродуктивной деятельности является: творчество в криминальном мире, творчество в деятельности, направленной на обогащение любыми средствами и др. Но и творчество в продуктивной активности тоже может завести человека в жизненную ловушку, представляющую собой отрыв своего будущего от своего настоящего и прошлого. Это выражается прежде всего в потере чувства реальности. И здесь, видимо, возможны два варианта.

Вариант первый. Творческая активность может настолько захватить человека, что он из субъекта творчества превращается, в известной мере, в его объект. Это следует понимать в том смысле, что творчество приобретает навязчивый характер, становиться слепой страстью. Из своего жизненного опыта мы сделали вывод, что это одно из самых мучительных состояний внутреннего мира человека. «Причиной страдания является жажда бытия, желания, страсти, влечения» (Будда).

Нормальный процесс творчества человека предполагает работу в течение определенной части времени бодрствования человека. Остальную часть этого времени целесообразно заниматься в большей или меньшей мере другими видами деятельности: бытовой, оздоровительной и т.д. Человек также должен нормально воспринимать и чувствовать окружающий его мир (особенно это относится к явлениям природы), так как информация о нем питает его продуктивную активность, создавая для неё необходимый сенсорно-эмоциональный фон.

Если же человек над своей творческой активностью теряет контроль, оказывается во власти творческой страсти, то все может происходить наоборот. Творчество может превратиться в мощную иррационально-демоническую силу, которая безжалостно гонит его в будущее. Человек хочет делать все больше и быстрее, все быстрее и все больше. Вследствие этого он незаметно начинает отказываться от своих функциональных форм активности (оздоровления, общения, семейной деятельности и т.д.), которые постепенно перестают его интересовать и становятся для него чем-то чуждым.

Он вроде все видит и слышит, но информация об этом во внутренний мир как бы не входит, он ее как бы отбрасывает и не переживает.

Так у человека закрывается «дверь» в настоящее и происходит его отрыв от будущего. Одновременно с этим фактически закрывается «дверь» человека и в его прошлое: он все время спешит в будущее и заниматься осмыслением прошлого ему некогда. В итоге человек всецело оказывается во власти своего будущего, творческой устремленности вперед. Отметим еще раз, что это весьма трудное душевное состояние. Продуктивность в этом состоянии очень низка, скорее это не продуктивность, а тягостно-тоскливая бесплодность. Вызывается оно, видимо, прежде всего воздействием на человека так называемой сенсорной депривации (депривация в переводе с английского означает лишение, утрата). Крупнейший американский нейрофизиолог Х. Дельгадо в своей книге «Мозг и сознание» (М., 1971) утверждает: «В отсутствие сенсорного притока из внешнего мира нормальные психические функции нарушаются. Зрелый мозг со всем богатством его прошлого опыта и приобретенных навыков не способен осуществлять процесс мышления, не способен даже бодрствовать и реагировать, если он лишен своего воздуха – сенсорной информации» (С. 65) По словам известного американского психолога Ф. Соломона, «сознание, лишенное воздействий сигналов от сенсорных раздражителей, как бы пущено по течению, и его влечет неумолимо в Саргассово море простейшего состояния, где нет понятий последовательности, количества, направлений, рациональности, где кружатся в водовороте и одурманивают чувства яркие многоцветные галлюцинации». Но такие крайние проявления сенсорной депривации имеют место в экспериментальных или каких-то экстремальных условиях.

В пятидесятые годы в США была проведена серия экспериментов. По условиям участников эксперимента максимально изолировали от раздражителей органов чувств от 24 до 72 часов. В этих целях на глаза им были надеты полупрозрачные очки, а на руки – перчатки и картонные цилиндры. Испытуемые лежали на койках в помещении со звуконепроницаемыми стенами. Практически у всех наблюдались бред, головокружение, ощущения, что плывут куда-то, галлюцинации.

В медицинской литературе появились сообщения о том, что у больных, надолго прикованных к постели, находящихся на искусственном дыхании или в гипсовом карсете, появились такие психические расстройства, как беспокойство, бред и галлюцинации, медикаментозному лечению не поддающиеся. Но они быстро исчезали после общения с людьми или даже простого включения радио или телевизора. В повседневной жизни, отмечает известный отечественный психофизиолог Л.П. Гримак в книге «Общение с собой» (М., 1991), недостаток информационной стимуляции не достигает тех уровней, когда развиваются бред и галлюцинации. Чаще всего нарушения проявляются трудностями сосредоточения, концентрации внимания, затруднениями в решении логических задач, интеллектуальных проблем.

Таким образом, абсолютизация творчества ведет к отрыву будущего от настоящего и прошлого.

Вариант второй: отрыв будущего от настоящего и прошлого, как отмечалось уже, свое выражение находит и в утопизме, построении несбыточных планов, в праздном мечтательстве или авантюризме, когда то или иное дело предпринимается без учета реальных возможностей, опыта прошлого, и которое, как правило, обречено на провал.

Каков же выход из всех описанных выше ситуаций? Только в соблюдении фундаментального закона бытия – закона единства функционирования и развития, устойчивости и изменчивости. Применительно к человеку этот закон выступает как закон единства в жизнедеятельности функционирования (нетворческого) и развития (творческого), требующий соблюдения в их соотношении определенной меры. Соблюдение же меры обеспечивается поддержанием относительности равновесия между прошлой жизнью человека, его настоящей жизнью и жизнью будущей. Достигается это равновесие только посредством взаимосвязи культуры и творчества. Подлинное творчество возможно только на основе культуры. Всякие же дефекты, аномалии, изъяны в проектах будущего, в творчестве есть прежде всего следствие игнорирования культуры, невежества. Результатом невежества может быть и открытие давно открытого, изобретение велосипеда. Творчество, не опирающееся на культуру, отрывающееся от реального опыта прошлого и настоящего, превращается из силы созидательной в силу деструктивную, разрушительную.

Существенно отметить, что было бы неправильно отношение функционального, репродуктивного и развивающегося, творческого рассматривать как отношение низшего и высшего. Они представляют собой диалектические противоположности, которые не только полагают друг друга, но и взаимно в друг друга превращаются. Попытаемся этот тезис доказать.

1. Каждый человек, чтобы эффективно осуществлять творческую деятельность, должен все время нормально воспроизводить себя физически, т.е. воспроизводить свою непосредственную жизнь посредством питания, оздоровительной активности и т.д.

2. Наша функциональная жизнедеятельность, повторяющееся, воспроизводящееся в ней есть та почва, в которой постепенно произрастают и вызревают предпосылки (потребности и возможности) для поисково-творческой активности, для устремленности в будущее.

3. Многие функциональные формы активности человека являются результатом воспроизведения его творческой активности. Так, например, придумав какое-то приспособление, человек пользуется им длительное время.

4. Многие формы функциональной активности, периодически повторяясь, в жизни могут доставлять радость не меньшую, чем активность творческая. Автору, например, хороший клев на рыбалке доставляет столь большое удовольствие, что оно нередко превосходит преимущественно «тихие» радости от научной работы. Людям доставляют удовольствие многие неоднократно повторяющиеся формы активности: катание на лыжах, бег, любимые блюда, секс и т.д.

5. Функциональная активность также охватывает и воспроизведение наших мировоззренческих установок, смысложизненных ориентаций, идеалов, определяющих формы устойчивых отношений к миру и к самому себе. Более того, функциональная, репродуктивная активность в определенной мере входит и в самою творческую активность. Это находит выражение в устойчивом стремлении к своему самосовершенствованию, самосотворению, в устойчивости научных, художественных и других творческих интересов. Древнегреческий философ Гераклит отразил это явление в следующих словах: «в изменении покоится…». А все функциональное, репродуктивное, повторяющееся, взятое в целом, конституирует ни много ни мало саму личность человека, является основанием его самоидентичности.

Если человек должен стремиться жить одновременно в трех измерениях времени, то как тогда быть с призывом Д. Карнеги «живите в отсеке сегодняшнего дня!» Мы это понимаем так. Определив среднесрочные и долгосрочные цели своей жизни, разработав на тот или иной период проект и составив в соответствии с ним план деятельности на очередной день, надо жить, стремясь как можно лучше решать проблемы и задачи этого дня, выполнять намеченные в нем дела так, чтобы они доставляли нам удовольствие, радость. «Сделать возможно лучшим каждое мгновение жизни, из какой бы руки судьбы, благоприятной или неблагоприятной, оно нам не выпадало на долю, это и есть искусство жизни и истинное преимущество разумного существа» (К. Лихтенберг, немецкий писатель – сатирик, литературный и художественный критик эпохи Просвещения, ученый – физик. 1742 – 1799).

«Мне каждый день земных скитаний дорог:

Date: 2015-08-24; view: 441; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию