Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Водоемы с плавающими островками растительности





Прибрежные заросли осок, рогоза, тростника и камыша являются важными местообитаниями околоводных и водных животных. Молодыми вегетативными частями и семенами этих растений питаются водные птицы, а корневищами – ондатры. прибрежной и водной растительностью питаются бобры. Листья, цветы и корневища кубышки и кувшинки являются лаковым кормом лосей.

Фитопланктон вод, состоящий из разных видов водорослей, является важным кормом плавающих уток, а зоопланктон – ныряющих.

В нашей республике в соответствии с Рамсарской конвенцией охраняется 8 водно-болотных угодий, имеющих международное значение («Споровский», «Средняя Припять», «Званец», «Омальнские болота», «Освейский», «Ельня», «Котра» и «Простырь»). Указанные территории получили признание и включены во Всемирный список наиболее ценных водно-болотных угодий и представлены крупнейшими в Европе низинными болотами («Споровское» и «Званец»), крупными и типичными верховыми болотами Белорусского Поозерья («Ельня» и «Освейское»), комплексом переходных и низинных болот Полесской низменности («Ольманские болота»), а также сложным комплексом болот, лесов и лугов в пойме реки Припять.

Тема: Относительность понятия «вредное» и «полезное» животное

Существуют ли «вредные» и «полезные» животные. Появление понятия «вредное животное» возникло с началом хозяйственной деятельности человека. При этом очень часто понятие «вредности» того или иного животного определяется усилением хозяйственной деятельности человека в том или ином районе в определенный период. Например, большинство вредителей культурных злаков до распашки степей и посевов на них культурных растений были обитателями маленьких клочков рыхлой почвы на выбросах из нор грызунов. Человек, распахав почву, создал крайне благоприятные условия для их массового размножения и расселения. С появлением стад беззащитных домашних животных резко увеличилась численность волков.

Большинство диких животных необходимо и полезно для человека. Это источник питания, технического и лекарственного сырья, источник для одомашнивания и хранитель генетического фонда для улучшения пород домашних животных.

В зависимости от места, времени, условий и численности один и тот же вид животного может быть для человека вредным или полезным. Полевой воробей в степной зоне на посевах проса приносит вред, уничтожая большую долю урожая. В средней полосе он полезен, кормясь насекомыми и семенами сорняков. Жаворонок, черный дрозд, чечетка и ряд других птиц, очень полезных в Европе, завезенные в Новую Зеландию, оказались вредителями полей и садов.

Чем больше мы познаем закономерности жизни биогеоценозов и особенности экологии отдельных видов и чем больше расширяются наши потребности в разнообразном сырье для промышленности и медицины, тем больше полезных для себя видов открывает человек.

Еще недавно пернатых хищников относили к числу вредных и истребляли. Однако сейчас они взяты под охрану, так как выяснена их огромная роль в истреблении многих вредных и в оздоровлении популяций полезных животных. Доказано положительное значение рыбоядных птиц, хищных рыб (в том числе щуки) и многих наземных хищников. Нельзя повсеместно полностью истреблять волков, необходим лишь контроль за их численностью.

Совсем недавно истребляли ядовитых змей, а сейчас их оберегают как источник незаменимого лекарственного сырья. Даже среди насекомых доля «истинных вредителей», по исследованиям профессора Г. Я. Бей-Биенко, составляет менее 1% видов. Несомненно, что численность этих насекомых, как и ряда видов клещей, паразитарных червей, грызунов – вредителей сельского хозяйства, носителей опасных инфекций человека и домашних животных, необходимо контролировать.

Таким образом, широко понимая проблему охраны животных, мы приходим к выводу, что весь животный мир подлежит охране. Следует помнить, что потеря любого биологического вида – крайне нежелательное явление для биосферы в целом. Каждый вид обладает только ему присущими свойствами, и мы сегодня не знаем, какие свойства любого вида и для каких целей окажутся полезными для человечества в будущем.

Вредные и полезные птицы. В последние годы в городах Западной Европы резко возросло число чаек. В Англии численность чаек за 10 лет выросла с 333 до 500 тыс. Из перелетных чайки стали оседлыми, так как на свалках и помойках пища для них находится круглый год. Такой резкий подъем численности чаек объясняется повсеместным уменьшением числа хищных птиц и освобождением той экологической ниши, которая раньше была «закреплена» за ястребами, канюками и другими хищниками. Во многих населенных пунктах эту же нишу заняли безмерно расплодившиеся серые вороны. Они разоряют гнезда с птенцами и яйцами, а при случае нападают и на взрослых птиц, даже голубей и вальдшнепов. Бесконтрольное размножение ворон - яркий пример того, как человек, уничтожая хищников, выдернув тем самым "ниточку" из сложного клубка природной системы, нарушил экологическое равновесие: численность вида резко возросла, вызвав непредвиденные последствия.

Из приведенных выше примеров ярко выступает относительность таких устоявшихся понятий, как «польза» и «вред», применительно к диким животным. Приведем еще несколько. Во все времена самая массовая лесная птица зяблик не считалась ни полезной, ни вредной. С расширением посевных площадей рацион зябликов изменился - многие из них перешли на питание сельскохозяйственными вредителями и попали в «разряд» полезных. С другой стороны, ткачиковые, да и другие птицы при сельскохозяйственном освоении ландшафта переходят с питания семенами диких трав на культуры, занявшие их место. Овсянки, жаворонки, перепела и другие птицы, гнездящиеся в полях, никакого ущерба зерновым не наносят.

Скворцы в период выкармливания птенцов уничтожают массу насекомых. В это время они заслуженно считаются полезными. Во время же осенних кочевок скворцы наносят значительный ущерб виноградникам и плантациям косточковых культур.

Насекомоядные птицы, выбирая определенные виды членистоногих, ограничивают их численность в природе. Птицы уничтожают различных вредителей древесно-кустарниковых пород: жуков - трубковертов, долгоносиков, хрущей, усачей, листоедов, бабочек - листоверток, молей, белянок, волнянок, совок и их гусениц, тлей, клопов, прямокрылых, мух и многих других. В траве и на земле вредителей собирают удоды, врановые птицы, скворцы, дрозды, зяблики, овсянки. В кустарниках за ними охотятся славки, зарянки, крапивники, завирушки. В кронах деревьев кормятся пеночки, синицы, кукушки, иволги, корольки.

Говоря об уничтожении птицами «вредных» насекомых, мы часто забываем, что насекомые - одна из самых малоизученных и быстро размножающихся групп беспозвоночных. Если дать плодиться капустной тле, то потомство единственной самки за год составит 5,616 особей и по массе будет сравнимо с массой 3 млрд. людей.

Сейчас из каждых 100 видов насекомых только один официально признан вредным. Молдавские орнитологи подсчитали, что в лесу численность насекомых перед началом весеннего пролета птиц была 7,8 млн. особей на гектар, а в конце пролета – 2,7 млн. Число вредных насекомых сократилось более чем в 2 раза. Семь пар насекомоядных птиц с птенцами за 90 дней гнездового периода истребили в саду 6 млн. беспозвоночных, из них более 2 млн.- очень вредных. Это были большие синицы, черные и певчий дрозды, поползни, зяблики, горихвостки, мухоловки-пеструшки. Подсчитано, что во время весеннего пролета 11 особей уничтожили на гектаре 144 тыс. насекомых, из них 124 тыс. безусловных вредителей. На опытном участке в одном из совхозов Молдавии в 1966 г. птицами было уничтожено 65 % долгоносиков, а в 1967 г.– 75 % пядениц, 65 % совок, 79 % листоверток. Во время осеннего пролета птицы в два раза сократили численность вредных насекомых, в полтора раза – полезных и в два раза – нейтральных.

Тема: Биологическая защита леса

Биологические методы защиты леса от вредителей и болезней – комплекс мероприятий, основанный на использовании организмов или продуктов их жизнедеятельности для предотвращения или снижения ущерба, причиняемого насаждениям в лесу.

Одним из первых приверженцев биологических методов защиты леса в России был Д. В. Померанцев. Он установил, что птицы одного только вида – большой синицы, успешно подавили очаг шелкопряда-златогузки. Наблюдения велись в Велико-Анадольском лесничестве. Из 150 тысяч гнезд златогузок уже к январю синицы уничтожили более половины: от 36 до 74% вредителей, хотя синиц в очаге было сравнительно немного.

Не было сомнений, что к весне синицы уничтожили еще больше златогузок. Именно это и другие подобные наблюдения сделали Д. В. Померанцева сторонником биологической защиты леса, с помощью птиц в частности. По инициативе Д. В. Померанцева в южных лесничествах развешивалось много гнездовий, что давало хороший результат.

Стали широко известны многолетние работы по биологической защите леса, которые проводились в лесничестве Штекби (ФРГ). Привлечение дуплогнездников сочеталось с охраной муравейников и колоний летучих мышей. Оказалось, что этими мерами можно успешно защитить лес от массового размножения зимней и сосновой пядениц и дубовой листовертки. Эти биологические методы защиты леса имеют большие преимущества по сравнению с химическими. Первое преимущество: они действуют долговременно, а не кратковременно, как химические, убивающие вредителей вместе с их врагами и дающие возможность вредителям вновь размножиться беспрепятственно. Второе преимущество – это надежность действия.

Если вредитель уничтожен ядом, то нет никакой гарантии в том, что его численность не повысится вновь. Больше того, это как раз и становится правилом, а если вредители уничтожены биологическими методами, то имеется полная гарантия того, что численность его в ближайшее время не поднимется. Третье преимущество – это безвредность метода для окружающей фауны и человека. В самом деле, борьба между птицами и насекомыми проходит совершенно незаметно для других обитателей леса и тем более человека. И, наконец, четвертое преимущество биологического метода – это его экономичность. Достаточно один раз развесить искусственные гнездовья, и их хватит на долгие годы, а может быть, и десятилетия. Затраты на развеску искусственных гнездовий и, тем более, на их очистку совершенно ничтожны по сравнению с той, которую приходится делать, используя химические методы защиты (М. Герберг).

Значение птиц в очаге вредителей и при низкой их численности показал зоолог Н. П. Кадочников. В Савальском лесхозе Воронежской области очаг зимней пяденицы занимал площадь леса около 35 га при численности гусениц в мае в среднем около 7 тыс. на каждом дереве. 400 развешенных в очаге скворечников привлекли 179 пар скворцов, что было явно недостаточно для подавления очага. Подсчет показал, что каждая пара приносила корм птенцам 103 раза в день, и в 68 случаях это были гусеницы зимней пяденицы, т. е. всего за день птицы приносили более тысячи гусениц или более 15 тысяч за время выкармливания птенцов.

Биологические методы защиты леса опираются на существование антагонистических отношений между отдельными видами организмов, обитающих в лесных биогеоценозах. Эти отношения проявляются в колебаниях численности организмов, взаимно связанных в цепях питания, и моделируются при составлении программ биол. борьбы. Биологические методы защиты леса осуществляются путём использования энтомопатогенных микроорганизмов, насекомых – энтомофагов, насекомоядных птиц и зверей.

Энтомопатогенные микроорганизмы (преим. бактерии и вирусы) применяются в виде биопрепаратов. Наибольшее распространение получили бактериальные препараты (энтобактерин, дендробациллин, гомелин, инсектин, битоксибациллин и др.). Они имеют сравнительно широкий спектр действия и применяются для подавления численности хвое- и листогрызущих насекомых, главным образом чешуекрылых и пилильщиков. Бактериальные препараты применяют методом мелкокапельного авиационного или наземного опрыскивания насаждений. Оптимальный период применения этих препаратов в значительной мере определяется характером и интенсивностью питания в том или ином возрасте гусениц, погодными условиями, наличием достаточно развитой листвы. Гибель гусениц начинается по истечении 2 – 3 суток после обработки, массовая смертность – через 5–7 суток.

Бактериальные препараты эффективны при тёплой сухой погоде. Нормы расхода препарата в зависимости от состава и возраста древостоя, климатических условий, вида вредителя и состояния популяции колеблются от 1,5 до 3 кг/га. Эффективность применения бактериальных препаратов повышается при совместном использовании их с инсектицидами. Против непарного шелкопряда, монашенки и сосновых пилильщиков бактериальные препараты недостаточно эффективны и заменяются вирусными препаратами (вирин-НШ, вириндиприон), вызывающими у насекомых полиэдроз. Вирусные препараты отличаются избирательным действием. Они обеспечивают вторичное инфицирование и гибель личинок последующих поколений насекомых. Вирусные препараты используются для авиационного опрыскивания и наземной обработки кладок яиц насекомых. Создаваемые при этом долгодействующие микроочаги инфекций способствуют постепенному вымиранию гусениц.

Энтомофагов используют путём их интродукции и акклиматизации, сезонной колонизации и внутриареального расселения. Интродукция достигает хороших результатов чаще всего против завезённых насекомых – вредителей леса. Сезонная колонизация (метод наводнения) сводится к разовому выпуску энтомофагов в очаги насекомых – вредителей леса для их быстрейшего подавления. Так, в СССР использовали в опытах трихограмм и теленомусов против хвоегрызущих насекомых (сосновый, сибирский коконопряды и др.), но широкого производств, применения этот способ не получил. В сельском хозяйстве существуют биофабрики для разведения трихо-граммы, которая используется очень широко. При внутриареальном расселении энтомофаги переносятся из затухающих очагов насекомых – вредителей лесных пород в возникающие. Оба метода требуют массового производства энтомофагов.

Успешно расселяются в лесах рыжие лесные муравьи. Для этого инвентаризируют все имеющиеся в лесу муравейники с определением их размера и видового состава Муравьёв, выделяют наиболее крупные колонии и от них берут отводки для переселения в сходные экологические условия. Подбирают наиболее пригодные виды муравьев, т. е. такие, которые в одном гнезде имеют много самок (например, малый лесной муравей – Formica polyctena) и экологически наиболее пластичны. Рыжие лесные муравьи, как и др. энтомофаги, подлежат охране. Существует несколько способов привлечения и сохранения энтомофагов: разведение растений-нектароносов, запрещение сгребания лесной подстилки и уничтожения неокорённых пней, дуплистых деревьев, мелких порубочных остатков и др.

Насекомоядные птицы и звери не регулируют численность, а лишь увеличивают общую валовую смертность в популяциях насекомых – вредителей лесных пород и наиболее эффективны в период их низкой численности. Охраняют и привлекают насекомоядных птиц, зверей (особенно летучих мышей и землероек) и др. позвоночных (ящериц, лягушек и др.) во всех лесах.

Белорусские леса находятся под постоянным воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды. Периодически они подвергаются негативному влиянию ураганных и шквалистых ветров, вредных насекомых и болезней, засух, избыточного увлажнения и лесных пожаров. Повышение биологической устойчивости лесных насаждений и забота о здоровье леса является основной задачей лесозащитных служб.

Система контроля за повреждением лесных насаждений, изменением численности популяций вредных насекомых, развитием болезней и иных патологических процессов обеспечивается при ведении лесопатологического мониторинга.

Лесопатологический мониторинг ведется на всей площади лесного фонда разными методами, основным из которых является наземный. Регулярные наблюдения и учеты осуществляются на выделенных участках леса общей площадью 353 тыс. га, отслеживается появление и развитие основных вредоносных видов вредителей и болезней, которые могут нанести существенный ущерб лесу.

Лесопатологические обследования проводятся ежегодно на площади свыше 1,2 млн. га и позволяют фиксировать текущие изменения в лесном фонде, оценивать степень повреждения лесов в результате негативного воздействия природных факторов.

Материалы лесопатологического мониторинга используются для назначения и принятия мер по локализации и ликвидации очагов вредителей леса и повышения оперативности санитарно-оздоровительных мероприятий.

Защита лесов осуществляется с использованием экологически безопасных препаратов, отвечающих международным требованиям сертификации лесов и разрешенных для применения в Республике Беларусь. На особо охраняемых природных территориях применяются только биологические средства защиты леса.

В республике имеется серьезный научный потенциал, позволяющий обеспечивать защиту лесов на современном уровне и с учетом мировой практики. Белорусским государственным университетом разработаны 5 новых видов феромонов (зимняя пяденица, зеленая дубовая листовертка, зимний и летний побеговьюн, сосновая совка), которые внедряются в практику лесозащиты с 2013 года.

Тема: Отлов, иммобилизация, перевозка животных.

Date: 2015-07-17; view: 507; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию