Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религиозный антиинтеллектуализм Л. Шестова и





П. Флоренского

Антиинтеллектуализм — отрицание возможности познания при помощи разума, связанное с приматом нерационального познания и восприятия мира (иррационализм и фидеизм).

Представители антиинтеллектуалистского направления русской философии (Л. И. Шестов, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский) были намерены культивировать такую религиозность, в которой чувства преобладали бы над рассудочным началом. Антиинтеллектуалисты стремились замкнуть религиозную жизнь в рамки эмоциональной сферы, сделать ее недоступной критике с позиций логического мышления. Одна из ведущих тем в работах философов-антиинтеллектуалистов — это тема ограниченности, ущербности разума, его неспособности отразить многообразие бытия, сокровенную часть человеческой жизни.

В современной русской религиозной философии мнение антиинтеллектуализма наиболее последовательно выражал Л. Шестов. Лев Шестов (настоящие имя и фамилия Лев Исаакович Шварцман) (1866-1938) российский философ и писатель, родился 31 января (13 февраля) 1866 году в Киеве, в семье богатого фабриканта Исаака Моисеевича Шварцмана. Обучался в Московском университете сначала на физико-математическом, затем на юридическом факультете.

В 1898 г. в свет вышла первая книга Шестова «Шекспир и его критик Брандес», в которой уже были намечены проблемы, позже ставшие сквозными для творчества философа: ограниченность и недостаточность научного познания как средства «ориентировки» человека в мире; недоверие к общим идеям, системам, мировоззрениям, заслоняющим от наших глаз реальную действительность во всей её красоте и многообразии; выдвижение на первый план конкретной человеческой жизни с её трагизмом; неприятие «нормативной», формальной, принудительной морали, универсальных, «вечных» нравственных норм.

Критика разума вообще и философского умозрения составляют содержание творчества Шестова. В этой борьбе он искал и находил «союзников» (Ницше, Достоевский) и даже «двойников» (Кьеркегор). Критикуя любые попытки умозрительного отношения к Богу (философские и богословские в равной мере), Шестов противопоставлял им исключительно индивидуальный, жизненный (экзистенциальный) путь веры.

Определяющим моментом учения Л. Шестова является тезис о коренной противоположности и, даже, несовместимости веры и разума. Вера, с его точки зрения, - это особая, наиболее полная, высшая плоскость бытия человека, коренной поворот к новой жизни, в которой не действуют законы человеческого общежития, авторитет, разумные доводы. Вера есть готовность вырваться из круга всех тех идей, в которых живет человек. Истинно верующим является только тот человек, кто почувствовал, что все ограничительные законы, или устои, все опоры, на которых держался человек, разбиты, раздроблены, уничтожены, исчезли, что все светочи погасли, все указания исчезли.

В своих богословских изысканиях Л. Шестов, по сути дела, переходит на позиции ортодоксального протестантизма. Вера, по его мнению, дается не тому, кто ее искал, не тому, кто ее добивался, а тому, кого бог избрал, прежде чем он хоть чем-то проявил себя. Тот, кто рассчитывает на свою мудрость, на свою справедливость, на свои силы, тот никогда не спасется. Тот, кто рассчитывает на свои заслуги, на свои дела, тот этим самым заявляет о своем неверии. Стремясь убедить человека отказаться от рациональных основ религиозной веры, Л. Шестов договаривается до того, что малейшие усилия человека, его опору на свои собственные силы называет богоотступничеством. Чем больше хлопочет человек, чем больше напрягается, чтобы отличиться, не в пример другим, своими делами, своим подвигом проложить себе путь в царство небесное, тем больше он уходит от Бога, утверждает Шестов. Следуя этой логике, русский религиозный мыслитель замахивается даже на одни из самых сильных элементов в христианской системе религиозной жизни - культ святых. Святые, для него, - это люди, которых обуяла гордыня, т. е. уверенность в себе, уверенность в том, что они знают куда идти и как идти, что рассчитывают на свой разум и свое искусство вырваться из тех тесных пределов, в которые заключено смертное существо - человек. Но если человек не может своими усилиями достичь спасения, заключает Л. Шестов, то у него остается единственное средство - уповать на милость Бога. И когда человек окончательно отчается в себе, когда у него опускаются руки, когда он ничего не видит перед собой, кроме тьмы и ужаса, тогда ему приходит на помощь Бог. «Верить - значит покинуть надежды на свои силы, свой разум, свое искусство, броситься с закрытыми глазами туда, где, по нашему разумению, быть ничего не может, ибо там весь порядок, весь строй не имеет ничего общего и с тем порядком, который мы привыкли ценить в своей жизни как высшее благо».

Павел Александрович Флоренский (1882 — 1937гг.) — последователь философии всеединства В. Соловьева, крупнейший представитель русской религиозной философской мысли, энциклопедически образованный человек, полиглот, обладавший блестящими дарованиями и работоспособностью. «Русский Леонардо да Винчи», «Ломоносов ХХ века» – характеристики одной стороны. «Мистификатор», «стилизатор» – констатируют оппоненты.

П. Флоренский был прежде всего религиозным философом и оставил большое количество трудов по теологии, истории философии и культурологии. Среди них: “Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи”, “У водоразделов мысли. Черты конкретной метафизики”, “Культ и философия”, “Вопросы религиозного самопознания”, “Иконостас”, “Космологические антиномии И. Канта” и др.

Для П. Флоренского характерно изложение религиозно-философских идей не от своего имени, а как выражение церковной незыблемости истины. Истина для Флоренского — не условная величина, не средство манипуляции сознанием, а абсолютная ценность, связанная с религиозным сознанием. Абсолютная истина является продуктом веры, которая опирается на церковный авторитет.

Центром религиозно-философской проблематики П. Флоренского является концепция “метафизического всеединства” и “софиология”. Его замысел — построить “конкретную метафизику”, основанную на собирании мирового религиозного и научного опыта, т. е. цельную картину мира через узрение соответствий и взаимное просвечивание разных слоев бытия: каждый слой находит себя в другом, узнает, выявляет родственные основания. Эту задачу Флоренский пытается решить на базе “философско-математического синтеза”, цель которого он видел в выявлении и изучении некоторых первичных символов, фундаментальных духовно-материальных структур, из которых слагаются различные сферы реальности и в соответствии с которыми организуются разные области культуры. Природа для Флоренского — не феномен, не система явлений, а подлинная реальность, бытие с бесконечной мощью сил, действующих в ней же, а не извне. Лишь в христианстве природа является не мнимым, не феноменальным бытием, не “тенью” какого-то иного бытия, а живой реальностью.

Важнейшую черту мировоззрения П. Флоренского составляет антиномизм, у истоков которого он ставит Платона. Сама истина у Флоренского есть антиномия. Тезис и антитезис вместе образуют выражение истины. Постижение этой истины-антиномии есть подвиг веры “познание истины требует духовной жизни и, следовательно, есть подвиг. А подвиг рассудка есть вера, т. е. самоотрешение. Акт самоотрешения рассудка и есть высказывание антиномии”.

Антиинтеллектуалистские установки нацелены на то, чтобы ликвидировать такого неудобного посредника, каким является для религии человеческий разум и связанные с ним рациональные основания принятия религиозных убеждений: последовательную аргументацию, логическую непротиворечивость и т. д. Поэтому одна из ведущих тем в работах религиозных антиинтеллектуализмов — это тема ограниченности, ущербности разума, его неспособности отразить многообразие бытия, сокровенную часть человеческой жизни. Дискурсивное мышление, утверждает Л. Шестов, существует только для того, чтобы человек имел иллюзию совершенного знания. На самом же деле отвлеченные понятия разума не только не дают знания о действительности, но, наоборот, от действительности уводят.

Религиозный опыт, вера, с точки зрения антиинтеллектуалистов, — это не познание в строгом значении этого слова, а непосредственно связь человека с Богом, внутреннее чувство, возникающее из потребности в трансцендентном. Такой взгляд на веру, по их мнению, не позволяет спуститься до трактовки ее как системы идей или институциональных форм выражения, а напротив, дает возможность рассматривать как живую, постоянно обновляющуюся связь с Иисусом Христом. При помощи религиозного опыта, как единственной формы проникновения человека к конечным тайнам бытия, религиозные антиинтеллектуалисты стремятся оградить вероучение от критической мысли с позиций данных научного познания. В конечном счете, религиозный антиинтеллектуализм приходит к откровенному мистицизму. Религиозный опыт получает истолкование как непосредственное слияние человеческой души с Богом, переход человеческих переживаний, чувств в запредельное измерение.

 

 

Основные понятия

АНТИНОМИЗМ - ______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

ВСЕЕДИНСТВО - принцип, означающий принцип Вселенной, всего сущего на основе взаимопроникновения и вместе с тем взаиморазделенности всех вещей и явлений мира. Основоположником философии всеедин­ства в России был В. Соловьев, который рассматривал понятие всеединст­ва как абсолют (благо, красоту, истину). Эту концепцию разрабатывали: С.Л. Франк, П.А. Флоренский и др.

ГРЕХОПАДЕНИЕ - в религиозной философии: своеволие, поступок вопреки воле бога. В философии В. Соловьева оно означает развитие чело­веческого духа, ибо человек невинный, не познавший греха, остается на­всегда на уровне животного, так как не изведал состояния вины и искупления.

ЗАПАДНИКИ - представители одного из направлений русской обще­ственной мысли 40-50-х годов XIX века, выступавшие за ликвидацию кре­постничества и проповедовавшие идею необходимости развития России по западному образцу. К ним относились: Герцен, Грановский, Огарев, Каве­лин, Боткин, Белинский, Тургенев, Аненков, Панаев.

КОСМИЗМ РУССКИЙ - направление в русской философии и культу­ре, которое поднимало проблемы практического освоения космоса (или вселенские темы). К представителям его относились: Федоров, Циолков­ский, Вернадский, Соловьев, Флоренский, Бердяев, Чижевский и др. Осно­вой космизма является идея активной эволюции, т.е. необходимость ново­го сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в которую диктует ему разум и нравственное чувство. Человек - это промежуточное существо, далеко не совершенное, но вместе с тем сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но собственную природу.

НООСФЕРА (сфера разума) — в философии Вернадского естественное и закономерное продолжение биосферы (планетарной сферы жизни), ибо разумная жизнь - это живое вещество, имеющее не случайное и локальное, а глубинное и космическое распространение.

НРАВСТВЕННЫЙ МВТЕРИАЛИЗМ - термин, введенный Федоровым для обозначения философского учения, ставящего дела людей выше их возвышенных мыслей.

ОБЩЕЕ ДЕЛО - философское учение Н. Федорова, подчиненное идее воскрешения предков, отцов, которая подразумевала воссоздание всех жи­вущих поколений. Их преображение и возвращение к богу должно пройти путем регуляции слепых сил природы средствами науки и техники. Освоение космоса должно привести к образованию всеобщего братства. Эта цель и есть общее дело человечества.

ПОЧВЕННИЧЕСТВО - течение русской общественной мысли 60-х годов XIX в. Главными представителями были: А.П. Григорьев, братья Михаил и Федор Достоевские, Н.Н. Страхов. Главная идея - утверждение, что Россия имеет особую «национальную почву», которая является основой её общественно-политического и духовного развития - идеалы и ценности православия, духовную миссию русского народа.

ПСИХОКРАТИЯ - в философии Н. Федорова форма общественного устройства, где народ будет объединен братскими нравственными отноше­ниями на основе добровольности, что приведет к появлению способности самооткровения и проникновения «во внутреннюю глубину другого». Идея психократии - одна из форм социальной утопии.

РУССКАЯ ИДЕЯ - идея особой судьбы и предназначения России, ко­торая разрабатывалась отечественной философией и культурой XIX - на­чала XX вв. Доминирующий мотив русской идеи - вера в то, что России суждено стать во гла­ве движения к общечеловеческой цивилизации на основе христианства, преодолевшего свой внутренний раскол на католичество и православие.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО - идейное движение в России и идеалистиче­ское философское направление общественной мысли 40-50-х годов XIX в., выдвинувшие идею особой мессианской роли России. Возглавлено Кире­евским, братьями Аксаковым и Хомяковым. Выступило с основаниями са­мобытности пути России, основанном на православии, патриархальной общине, механизме русского народа.

СОБОРНОСТЬ (ЦЕЛЬНОСТЬ) - одно из учений русских славянофи­лов, согласно которому соборность - это общий принцип устроения бытия, когда множество людей объединяются на основе сил любви, свободы и братства (в противоположность ассоциации, которая является формальным и чисто внешним соединением множества элементов). Русская крестьян­ская община приближалась к идеалу соборности.

СОФИЯ (мудрость) - одно из основных понятий религиозной рус­ской философии, означающее вечную женственность и творческую боже­ственную мудрость, в которой заключены все мировые идеи и которая но­сит в себе всю природу и одновременно является вечной идеей самого че­ловечества. Она олицетворяет женственное (плодородное) в Боге и являет­ся символом тайны мира. София - некая надмировая «память», связанная с душой мира как интегральным интеллектом человечества. Она - источник божественной энергии.

МОДУЛЬ № 2 «Философия: основные понятия и проблемы»

Тема 1 «БЫТИЕ. МАТЕРИЯ. ДУХ»

1. Многообразие картин мира. Научная картина мира

2. Бытие. Виды бытия

3. Материя: ее основные виды и свойства

4. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени

 

Date: 2016-05-18; view: 634; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию