Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б) Неопозитивизм и постпозитивизм





Неопозитивизм - обобщенное название современных философ­ских учений, развивающих идеи позитивизма и считающих единственно научным типом знания лишь то, которое соответствует требованиям опыта и логики (логический эмпиризм, лингвистическая философия). Основная проблематика неопозитивизма гносеологическая.

Л. Витгенштейн — один из наиболее известных представителей неопозитивизма — предложил рассматривать философию как линг­вистический анализ языка. По его мнению, все философские про­блемы имеют языковый характер. Большинство вопросов возникают из неправильного употребления языка. Псевдопроблемы могут быть преодолены, если использовать в философии и науке строгий язык, понятия которого однозначно определены. Л. Витгенштейн предла­гает идею создания универсального философского и научного языка. На эту роль предлагается язык формальной логики. В поздних работах Л. Витгенштейн вводит понятие языковых игр, под которыми он по­нимает языки, соответствующие различным видам деятельности че­ловека. В теории языковых игр Л. Витгенштейн отказывается от идеи построения строгого формального языка философии и науки и предла­гает рассматривать язык в естественной среде его функционирования.

Неопозитивизм, иначе называемый логическим позитивизмом, развивает верификационистскую концепцию знания и предлагает процедуру опытного подтверждения в качестве критерия отграни­чения научного знания от ненаучного. В логическом позитивизме философия превращается в узко понимаемую методологию научного познания, «очищаясь» от любых мировоззренческих проблем. Нео­позитивизм, быстро обнаружив слабость и противоречивость своих исходных установок, был преодолен в различных постпозитивистс­ких концепциях.

Постпозитивизм - направление в западной философии, пришедшее в 60-70 гг. ХХ в. на смену логическому позитивизму. Постпозитивизмотказался от поиска формально­логического критерия отграничения научного знания от ненаучного и частично реабилитировал философию в ее мировоззренческой функции.

Представителями постпозитивизма являются Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Поль Фейерабенд. В постпозитивиз­ме постепенно вырабатывается новый образ науки, соответствую­щий реалиям современной культуры. Согласно Попперу, главное назначение наблюдений и экспериментов отнюдь не в подтверждении научных гипотез и теорий, доказательственности их истинности. Назначение опыта – в фальсификации ложных моделей и теорий. Среди нефальсифицированных наличным опытом теорий предпочтение должно отдаваться тем теориям, которые имели большую вероятность быть опровергнутыми и, тем не менее, удачно выдержали проверку. Более того, согласно Попперу, только те теории могут вообще могут считаться научными, которые принципиально могут быть фальсифицированы опытом и рано или поздно окажутся опровергнутыми.

 

 

Тема 6.3 «Герменевтика. Феноменология. Прагматизм»

1. Герменевтика

2. Феноменология

3. Прагматизм

 

Герменевтика

Герменевтика в качестве философского направле­ния возникла в середине XX в. Герменевтические идеи обнаружива­ются в учениях разных философов, принадлежащих самым разным направлениям: в философии воли Ф. Ницше, философии жизни В. Дильтея, феноменологии Э. Гуссерля, экзистенциальной онтоло­гии М. Хайдеггера. Собственно философская герменевтика связыва­ется с именами Ханса Гадамера, Поля Рикера и др. В качестве мето­дики толкования текстов герменевтика возникла еще в Античности, в XIX в. в учении Фридриха Шлейсрмахера она сформировалась в качестве общегуманитарного метода, а в XX в. обрела статус фило­софской теории. Философская герменевтика сконцентрирована на онтологической и гносеологической проблематике.

Герменевтика - искусство и теория истолкования текстов, мето­дология гуманитарных наук и философское учение, согласно которому по­нимание является целью и средством человеческого бытия.

Основные понятия герменевтики — текст, понимание, диалоги др. Любая культурная и человеческая реальность рассматривается как текст, который должен быть прочитан и понят. Понимание — постижение смысла культурных явлений и событий. Для достижения понимания вводится ситуация диалога между автором текста — соз­дателем той или иной знаковой системы, и ее читателем, интерпрета­тором. Для того чтобы понимание состоялось, оно должно опираться на дорефлексивные, дорациональные структуры, которые обознача­ются терминами «предпонимание», «предзнание», «предрассудки», «традиция» и т.п. Понимание имеет универсальный характер, в он­тологических версиях герменевтики оно определяется как способ существования человека в мире, в гносеологических— как эпистемо­логическая процедура постижения смысла. Герменевтический метод применяется не только в сфере философского знания, но и в социо­логии, психологии, других науках о культуре и человеке. Идеи герме­невтики оказали влияние на посмодернистскую философию.

 

Феноменология

Феноменология — влиятельнейшее направление в философии XX в., связанное с именем Эдмунда Гуссерля. Отдель­ные феноменологические идеи можно обнаружить в предшествую­щей философии, в частности у Ф. Брентано, А. Мейнонга, однако целостная феноменологическая концепция сложилась только в 20-е годы XX в. Основной проблематикой феноменологии является онто­логическая и гносеологическая.

Феноменология - философское учение, согласно которому пред­метом учения должны быть акты сознания самого по себе, познаваемые при помощи особого метода (интуитивного усмотрения идеальных сущно­стей, обладающих непосредственной достоверностью). Задача феномено­логии - раскрытие сущности предмета, явления.

Феноменологию иногда характеризуют как разновидность интуи­тивизма, поскольку предметом философского познания Э. Гуссерль считает чистые сущности, интуитивно усматриваемые в потоке со­знания. Предшествующую философию немецкий философ называет наивной, ее основные идеи складываются в результате естественной установки сознания, которая должна быть преодолена в феномено­логии. Естественная установка — направленность сознания вовне, должна быть изменена на феноменологическую, в результате кото­рой сознание обратится к самому себе. Способом изменения есте­ственной установки Э. Гуссерль считает особый метод — феномено­логическую редукцию. В результате феноменологической редукции сознание освобождается от эмпирического, индивидуального содер­жания и обращается к собственным чистым структурам. Обнаружи­ваемое в результате феноменологической редукции чистое сознание конституирует мир смыслов.

Основным свойством чистого сознания Э. Гуссерль считает ин­тенциональность — направленность на объект. Сознание никогда не является «пустым», оно всегда есть «сознание о чем-то». Не сле­дует понимать интенциональность как направленность сознания на внешний мир и путать с естественной установкой. Интенциональными предметностями сознания выступают его собственные струк­туры, эти предметности идеальны, а не физичны.

В поздних работах Э. Гуссерль вводит понятие жизненного мира — универсального поля дорефлексивных структур, служащих фоном и почвой для чистого сознания и шире — предпосылкой любой куль­турной деятельности человека. Жизненный мир интерсубъективен, это бытие-вместе-с-другими, первичное по отношению к самосоз­нающему чистому «я». В поздних работах Э. Гуссерля центральной темой становится тема кризиса европейской науки и философии. Причиной кризиса немецкий философ называет отрыв философии от собственных основ, забвение своей мировоззренческой природы и неразрывной связи с ценностями. Следствием кризиса философии Э. Гуссерль считает кризис всей западноевропейской культуры.

Феноменологический метод, предложенный Э. Гуссерлем, стал одним из наиболее широко используемых не только в философии (экзистенциализм, герменевтика), но и в некоторых направлениях социологии, психологии и психиатрии. Феноменология является последней философской системой XX в., после которой западное фи­лософствование утратило систематичность.

 

Прагматизм

Прагматизм сложился в 70-е годы XIX в. и представ­ляет собой типично американский вклад в западную философию. Представителями прагматизма являются Уильям Джеймс, Джон Дьюи, Чарльз Пирс. Если классическая философия имела дело с гносеологическим миром, то прагматизм переориентировал свое внимание на мир практический.

Прагматизм - философское учение, согласно которому знанием является только то, что имеет практическую применяемость;

Основная проблематика прагма­тизма — праксеологическая, центральной является тема успешного повседневного действия человека и условий его возможности. Праг­матизм возрождает античное понимание философии как любви к мудрости, но в отличие от древней философии он ориентируется не на мудреца-философа, а на обычного «среднего» человека. Объявив прежнюю философию абстрактной и созерцательной, представите­ли прагматизма выдвинули программу реконструкции, в результате выполнения которой философия должна превратиться в метод раз­решения повседневных жизненных проблем.

Прагматизм отождествляет объективную реальность с опытом, который понимается как любое содержание сознания: все, что пере­живается, поток сознания и т.п. Опыт формируется в процессе по­вседневной деятельности человека и никогда не является чем-то определенным и законченным. Любой опыт связан с риском, поэто­му задача философии — помогать человеку двигаться от одной части опыта к другой, достигать поставленных перед собой целей. Фило­софия призвана реконструировать опыт личности и помочь в поис­ке средств, повышающих успешность действий. Поиск абсолютной устойчивости и достоверности тщетен, но человек может становить­ся все более успешным в своих действиях, поскольку его природа не является чем-то раз и навсегда определенным. Человек может менять­ся и менять реальность, которая является его собственным опытом.

Отдельные фрагменты опыта — просто объекты нашего верова­ния, то, в реальность чего мы верим. Вера рассматривается прагма­тизмом как позитивное состояние духа, ведущее к действию. Переход от сомнения к вере характеризует ситуацию исследования, в которой часто оказывается человек. Научное знание рассматривается в праг­матизме как коллективная принудительная вера, полезная для до­стижения определенных целей.

Мышление — инструмент действия, с помощью которого человек приспосабливается к среде. Любое знание имеет смысл и ценность только в том случае, если оно служит действию. Знание истинно, если основанное на нем действие оказалось успешным, соответственно, бесполезное знание, не ведущее к успеху, трактуется как ложное. Ис­тина понимается в прагматизме неклассическим образом: истинное есть выгодное, полезное в образе нашего мышления.

В центре внимания прагматизма— индивидуальность, личность и ее повседневные проблемы. Философия прагматизма стала сво­еобразной идеологией американского общества, нацеленного на успешную, эффективную жизнь. Пафос прагматизма вполне созидателен и гуманистичен: он ориентирует личность на свободное, ответ­ственное действие, которое меняет реальность и ведет к жизненному успеху.

Основные понятия

АРХЕТИП - основной термин теории Юнга, означающий кодирова­ние в структуре головного мозга человека некой «дремлющей мыслеформы», которая составляет основу общечеловеческой символики.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - учение 3. Фрейда, которое рассматривает глубинный фундамент человеческой психики, определяющий всю созна­тельную жизнь и судьбу человека, являющуюся основой интуиции при решении задач и всех актов человеческой деятельности.

ВЕРИФИКАЦИЯ - основной принцип познания в позитивизме, когда истинность научных утверждений устанавливается в результате их опыт­ной проверки путём сопоставления с чувственными данными.

ВОЛЮНТАРИЗМ - направление, признающее волю человека перво­основой всего существующего. Главный его предводитель - Шопенгауэр, а продолжатель - Ницше.

ГЕРМЕНЕВТИКА - искусство и теория истолкования текстов, мето­дология гуманитарных наук и философское учение, согласно которому по­нимание является целью и средством человеческого бытия.

ИНТРОЕКЦИЯ - философское понятие, обозначающее вкладывание сознания в мозг, то есть мыслей об объектах.

ИНТУИТИВИЗМ - идеалистическое течение, в котором рациональ­ному познанию противопоставляется непосредственное постижение дейст­вительности, основанное на интуиции, понимаемой как особой способно­сти сознания, несводимой к чувственному опыту и логическому мышлению.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ - тип философского мировоззрения, согласно ко­торому не разум играет существенную роль в познании и поведении человека, а чувства и интуиция.

ЛИБИДО («страсть») - одно из основных понятий психоанализа, обо­значающее бессознательное чувственное вожделение, половое влечение, т.е. инстинкт любви.

НЕОМАРКСИЗМ - условное обозначение совокупности философских учений, в которых используются принципы и идеи марксизма, модифици­рованные в соответствии с требованиями современности.

НЕОПОЗИТИВИЗМ - обобщенное название современных философ­ских учений, развивающих идеи позитивизма и считающих единственно научным типом знания лишь то, которое соответствует требованиям опыта и логики (логический эмпиризм, лингвистическая философия).

НЕОТОМИЗМ - философское учение современного католицизма, в котором модифицированы идеи средневекового схоласта Фомы (Томмазо) Аквинского.

НЕОФРЕЙДИЗМ - обобщенное название группы учений, в которых использованы модифицированные идеи и положения психоанализа Фрей­да. Его представители: Хорни, Маркузе, Фромм.

ПЕРСОНАЛИЗМ - религиозно-философское учение, согласно кото­рому предметом исследования должна быть личность (персона) как духов­ная сущность и первоэлемент бытия.

ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ - понятие, обозначающее время и место постижения человеком экзистенции, основ собственного существования.

ПОЗИТИВИЗМ (положительный) - философия конкретно-научного знания, отрицающая познавательную и практическую ценность традици­онной философской тематики, особенно проблем онтологии. Позитивизм прошел в своем развитии три этапа: классический (Конт, Спенсер, Милль), махизм (Мах, Авенариус) и неопозитивизм (логический атомизм, логиче­ский эмпиризм, логическая семантика, аналитическая философия).

ПРАГМАТИЗМ - философское учение, согласно которому знанием является только то, что имеет практическую применяемость;

СУБЛИМАЦИЯ - в философии Фрейда переключение энергии с соз­нательно неприемлемых целей на социально приемлемые, т.е. энергия ин­стинктов преобразуется в социально приемлемую.

УТИЛИТАРИЗМ (от «польза, выгода») - тип философского мировоз­зрения, согласно которому полезность является целью и средством че­ловеческого бытия, а ценность поступка определяется его полезностью (такой поступок считается нравственным). Основателем его был Бентам.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ – совокупность приемов и процесс доказательства ложности эмпирической гипотезы или теории на основе установления в опыте (наблюдении и эксперименте) ложности вытекающих из нее логических следствий.

ФЕМИНИЗМ - философский принцип, согласно которому права и свободы женщин должны быть равными с правами мужчин, так как право является высшей ценностью.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - философское учение, согласно которому пред­метом учения должны быть акты сознания самого по себе, познаваемые при помощи особого метода (интуитивного усмотрения идеальных сущно­стей, обладающих непосредственной достоверностью). Задача феномено­логии - раскрытие сущности предмета, явления.

ФИДЕИЗМ (от «вера») - учение, утверждающее примат веры над ра­зумом и стремящееся подчинить науку религии, использовать философию и научные знания для защиты религиозных догм.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ — иррационалистическое философское течение конца XIX - начала XX вв., выдвинувшее в качестве исходного понятия жизни некую интуитивно постигаемую реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Ее представители: Ницше, Дилльтей, Зиммель, Бергсон. Возникла как оппозиция классическому рационализму.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ («существование») - философское учение, в центре которого находится проблема уникальности человеческого сущест­вования, проявляющегося в способности человека испытывать острейшие эмоциональные переживания. Проявления существования определяются через смерть, в пограничных ситуациях, где человек обретает свободу.

ЭКЗИСТЕНЦИЯ - понятие, обозначающее способ существования личности, посредством которого человек обретает неповторимую уникаль­ность и индивидуальность, проявляющуюся в специфических эмоциональ­ных состояниях и переживаниях.

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ или МАХИЗМ - второй этап развития позити­визма (Мах, Авенариус), в основе которого лежит критика опыта, необхо­димость очищения научного опыта от умозрительных понятий, а основным законом познания является «экономия мышления» (достижений максиму­ма знаний при минимуме затрат).

 

Тема 7 «Русская философия»

1. Русская философия XIX: западничество и славянофильство

2.Философия всеединства Владимира Соловьева

3. Философия свободы и творчества Николая Бердяева

4. Философия русского космизма

5. Религиозный антиинтеллектуализм Л. Шестова и П. Флоренского

 

Русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема – человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностях русской души. Кроме того, русская философия традиционно занималась вопросами, которые в европейской традиции вряд ли рассматривались собственно как философские. Например, это проблема места России в мире, которая дискутировалась на протяжении всей истории русской философии и представляет собой специфичную для нее проблему.

Основные этапы развития русской философии:

1. Древнерусская и средневековая философия (11-17 века). Характерно, что философия этого времени не обладает самостоятельным статусом и развивается в рамках всей русской культуры. Ее основная проблематика носит нравственно-этический характер. Представители: Иларион, Андрей Рублев, Владимир Мономах, Филофей, Максим Грек, Юрий Крижанич и др.

2. Период русского Просвещения (18 век). Процесс европеизации России, связанны с реформами Петра Великого, нашел свое отражение и в философии. Основная проблематика связана с идеями европейского просветительства, создается нерелигиозное учение о человеке, появляются первые материалистические идеи. Представители: М. Ломоносов, Н. Новиков, А. Радищев.

3. Самостоятельное философское творчество (19 век). Создается первое в России «Общество любомудров» (1823 г.). Основная проблематика связана с темой личности и социокультурного развития России, ее особой роли в истории. Представители: П. Чаадаев, славянофилы (И. Киреевский, А. Хомяков, К. Аксаков), западники (А.Герцен, Н. Огарев, К. Кавелин), народники (Н. Михайловский, П. Лавров, М. Бакунин), почвенники (А. Григорьев,Н. Страхов, Ф. Достоевский) и др.

4. Возникновение философских систем (конец 19 - начало 20 века). Этот период часто называют «духовным ренессансом». Характерными особенностями философии этого периода являются антропоцентризм и гуманизм, религиозный характер восприятия мира. Представители: Н. Федоров, В. Соловьев, Н. Лосский, В. Розанов, С. Булгаков, Н. Бердяев, П. Флоренский, Л. Шестов и др.

5. Марксистско-ленинский период развития русской философии (20 век). Основная проблематика не выходит за рамки диалектического и исторического материализма. Отказ от религиозных традиций русской философии при сохранении антропологической проблематики. Представители: В. Асмус, В. Кузнецов, В. Лекторский, Т. Ойзерман, А. Спиркин, И. Фролов.

 

1. Русская философия XIX: западничество и славянофильство

В XIX веке в России формируется два философских направления: западничество и славянофильство. Они рассуждают о будущем России.

Западники: К западникам относятся выдающиеся мыслители: Станкевич, А. И. Герцен, Грановский, Н. П. Огарев, Каве­лин, Боткин, В. Г. Белинский, Тургенев, Аненков, Панаев. Они изучают философию Гегеля и считают, что все страны развиваются одинаково. Они считали, что основной ценностью и целью общества должен быть индивид, а государство призвано защищать его права и свободы. Россия ничем не отличается от стран Западной Европы, лишь отстала от них в развитии. Были сформулированы следующие причины отсталости России:

1) сильная религиозность народа;

2) сохранение самодержавия;

3) неразвитость науки;

4) отсутствие западного индивидуализма.

Герцен пришел к выводу о возможности для России иного, отличного от западноевропейского пути развития, рассматривая общину как основу для такого развития. Он разработал концепцию «русского социализма», прообразом которой стала русская община. Он отмечал, что Россия очень отстала от Запада, но русский человек сохранил свою душу и национальный характер. Герцен был противником частной собственности на землю, по крайней мере, в России она не могла приняться и дать положительный результат. По его мнению, основа для русской жизни – общинная собственность, которая должна быть переведена в буржуазный тип развития, только в этом случае Россия может добиться процветания. Касаясь проблемы личности, Герцен утверждал, что она теперь становиться центральной: личность – вершина исторического мира, к неё все примыкает, ею все живет.

Как и славянофилы, западники желали блага и процветания России.

Вывод западников: необходимо устранить причины отставания и догнать Западную Европу.

Славянофилы: К славянофилам относятся следующие мыслители: Алексей Степанович Хомяков, Иван Васильевич Киреевский, К. Аксаков. В центре их внимания находились судьбы России и её роль в мировом историческом процессе. Они считают, что Россия – это Богом избранная страна, у нее особая роль в истории.

Причины такой избранности следующие:

1) сильная религиозность русского народа;

2) сохранение самодержавия, превращение Москвы в третий Рим;

3) тяга к нравственности и отсутствие рациональности (отсюда и неразвитость науки);

4) отсутствие западного индивидуализма, стремление к коллективному образу жизни.

Славянофилы устои русской жизни определяли при помощи трех слов: православие, самодержавие, народность.

Алексей Степанович Хомяков (1804-1860 гг.) в работе «О старом и новом» вводит понятие «соборность» - умение русского человека соединять личное и общественное счастье.

По мнению видного представителя данного направления К. Аксакова, основой страны является народ, который живет в соответствии со своими внутренними принципами, совпадающими с учениями Христа. Им правит государство, или, по характеристике Аксакова, «публика». Народ и «публика» находятся в постоянном противостоянии. В идеальном случае государство должно устанавливать для народа внешние правила, не вмешиваясь в его внутреннюю жизнь; цель государства – создавать благоприятные условия для жизни народа. Однако, разрыв между народом и властью все увеличивается, и это только препятствует благоприятному развитию России.

Историческое значение славянофильства в том, что оно стало выражением идеологии русского либерализма, игравшего активную роль в подготовке крестьянской реформы 1861 года.

Вывод славянофилов: миссия славянофилов – научить соборности все человечество.

 

Date: 2016-05-18; view: 1368; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию