Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия русского космизма





Это направление возникает в России во второй половине 19 века. Русский космизм является философским направлением, объединяющий не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Как течение в философии оно было представлено целым рядом известных представителей, таких как Николай Федоров, Владимир Вернадский, Константин Циолковский.

Русский космизм — комплексное учение о взаимодействии человека и мира, построенное на глобальном планетарном мышлении.

В русском космизме выделяют две тенденции:

1) естественнонаучная

2) религиозная

Центральной фигурой религиозного космизма является Николай Фёдорович Федор ов (1828-1903), который в основу всей своей системы поставил идею «всеобщего спасения». Основное его учение изложено в труде «Философия общее дело», в котором со всей силой проявилось своеобразие этого мыслителя. Своеобразие мысли Федорова заключается в его непримиримом отношении к смерти, необходимости её активного преодоления. Для Федорова, что бы победить все несовершенство и зло человеческих отношений, нужно прежде всего победить смерть как торжество зла и самой безнравственной силы. «Общее дело» всех и каждого как раз и заключается в преодолении смерти и во «всеобщем спасении». С этим связано необходимость воскрешения предков и достижения бессмертия на основе использования успехов науки и техники и регулирования природы и социальной среды. Достижения бессмертия, по мнению Федорова., приведет к всеобщему братству людей в космическом масштабе. При этом Федоров отдавал себе отчет, что воскрешение усопших и прошлой жизни, конечно, не сулит нечего хорошего, но он полагал, что в процессе «общего дела» люди преобразятся и изживут пороки и зло. Свои размышления Федоров называл «нравственным материализмом», т.к. мечтал нравственно преобразовать человека и общество. Нравственное падение человека началось тогда, по мнению Федорова, когда люди свыклись с мыслью о неизбежности смерти, признали её господство. Тем самым они восстали против Христа, который победил смерть, и сформировали цивилизацию, которая провозгласила особые взаимоотношения между поколениями. Основной вопрос его философии сводиться к тому, чтобы найти «потерянный смысл жизни, понять цель, для которой существует человек, и устроить жизнь сообразно с ней». Его позиция состоит в отрицании и эгоизма, и альтруизма. «Важно жить не для себя или для других, а со всеми и для всех».

Владимир Иванович Вернадский (1863—1945) разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм, поставив в основу живое вещество, которое владеет всеми минеральными и химическими движениями, и с которым связаны процессы питания и размножения в активном поверхностном слое планеты. Вернадский сумел увидеть прочную связь жизни с основным объектом физического мира - атомами. Каждый атом и все они вместе "сделаны" в биосфере. Ныне это общее место экологии, но тогда это учение только зарождалось. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ. Учение Вернадского открывает новую страницу в познании человеком самого себя - как разумной части живого мира и одновременно наиболее сложного и закономерного явления мироздания.

Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935) - основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной. Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции. Принцип атомистического панпсихизма напрямую связан с пониманием Циолковским материи. Все тела Вселенной "имеют одну и ту же сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность, начало, субстанция, атом в идеальном смысле)". Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира, образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во всей Вселенной должны быть одинаковы". Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как целое, и на свойства пространства и времени. Вселенная, по Циолковскому, бесконечна в пространстве и времени и включает в себя бесконечную иерархию космических структур - от атомов до "эфирных островов" разного уровня сложности. Принципы самоорганизации и эволюции также являются ключевыми для метафизики космической философии - "Всё живо", т.е. способно к бесконечной самоорганизации и эволюции.

В философии космизма очень отчётливо обозначились два аспекта взаимосвязи человека и космоса: с одной стороны, человек рассматривался как неотъемлемая часть меняющегося Космоса, зависящая во всех своих проявлениях от космического целого. С другой стороны, сам человек рассматривался в качестве фактора эволюции, развивая свои способности таким образом, что, создавая новую технику и технологию, он начинал активно воздействовать на окружающий мир. И хотя на рубеже XIX-XX вв. вера в научно-технический прогресс была достаточно зримой и ещё не проявлялись кризисные последствия технократического отношения к миру, космисты предупреждали будущие поколения от возможных негативных последствий безудержной и ничем не ограниченной технологической эксплуатации природы.

 

Date: 2016-05-18; view: 381; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию