Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогическая характеристика дошкольников сзпр





В отечественной коррекционной педагогике понятие «за­держка психического развития» является психолого-педагоги­ческим и характеризует отставание в развитии психической де­ятельности ребенка. У детей этой группы наблюдается значи­тельная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравно­мерность формирования разных ее сторон.


Б.И. Белый, Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, Л.И. Переелени, С.К. Сиволапов, Т.А. Фотекова, П.Б. Шошин и другие ученые отмечают, что у дошкольников с ЗПР наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность. При ре­шении задач на нахождение тождественных изображений они не учитывают малозаметные детали рисунков, испытывают трудности в восприятии усложненных вариантов предметных изображений. Отмечается также повышенное взаимодействие интерферирующих факторов, приводящее к снижению количе­ства зрительно воспринимаемых окружающих объектов. Несформированность координированной работы отдельных сис­тем внутри зрительного анализатора приводит к недостаточной системности восприятия.

Ориентировочно-исследовательская деятельность у детей с ЗПР развита недостаточно: они не умеют обследовать предмет, длительное время прибегают к практическим способам ориен­тировки в его свойствах, не проявляют ориентировочной ак­тивности. У них снижена скорость выполнения ряда перцеп­тивных операций, что приводит к бедности и слабой дифферен­циации образов и представлений. Также отмечается слабая сформированность сенсорных эталонов, образной сферы в це­лом, которая проявляется в ограниченности круга представле­ний, их схематичности и элементах стереотипии. Дети с ЗПР не умеют привлекать и включать в процесс формирования об­разов и представлений данные жизненного опыта, у них сниже­на динамика образных процессов.

Л.Н. Блинова, Т.В. Егорова, И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева, Т.А. Стрекалова, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенкова и другие ис­следователи отмечают, что у данной группы детей снижена активность мышления, недостаточно сформирована способ­ность к умственным операциям. На развитии мышления ска­зывается бедность накопленных знаний и представлений, низ­кий уровень познавательной активности. Дошкольники не умеют выделять опознаваемые признаки объектов, анализиро­вать форму предметов, устанавливать симметричность фигур, испытывают затруднения при необходимости мысленно объе­динить, синтезировать свойства, ориентироваться в простран­стве, использовать имеющийся запас представлений в реаль­ной практической деятельности.

Е.В. Мальцева, Г.Н. Рахмакова, С.К. Сиволапов, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко, СИ. Чаплинская выявили особенности


речи детей с ЗПР: ограниченность словарного запаса, дефекты звукопроизношения, фонематических процессов, нарушение смысловой стороны речевой системы, недостаточную способ­ность к соотнесению образных процессов с вербальными компо­нентами, диссоциации между образной и вербальными сфе­рами, речевую инактивность, затруднения при развернутом высказывании, неустойчивость внимания, неумение его рас­пределять.

Отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности, сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость, расторможенность. Наблюдается ограниченность объема запоминаемого материала, быстрая потеря информа­ции. Дети с ЗПР не способны оперировать с запоминаемым ма­териалом, преобразовывать его при воспроизведении.

Изучением сформированности воображения у дошкольни­ков с ЗПР занимались О.В. Боровик, С.К. Сиволапов, а также Е.А. Медведева, которая исследовала особенности развития воображения у старших дошкольников с ЗПР в театрализо­ванных играх. Результаты проведенных исследований сво­дятся к следующему: своеобразие в развитии воображения выражается в пролонгированности его репродуктивного харак­тера; интерес к заданиям на творческое воображение зависит от их сложности; образное видение воображаемой ситуа­ции сформировано недостаточно; наблюдается низкий уро­вень комбинаторных способностей; деятельность воображе­ния сочетается с подражательностью; дошкольники испыты­вают сложности как при выполнении творческих заданий, связанных с изменением, комбинированием заданного сюже­та, образа, так и при создании собственных замыслов. Нагляд­ная и словесная опора не являются для детей с ЗПР «пуско­вым механизмом» для разворачивания творчества. У дошколь­ников с ЗПР редко проявляются фантазия, выдумка в разных видах деятельности. Это сказывается на особенностях их не­рвной деятельности: наблюдаются инертность, медлитель­ность, плохая переключаемость с одного на другое. У них отсутствуют живость воображения, легкость при возникнове­нии новых образов, которые не отличаются яркостью и ориги­нальностью.

Для двигательной сферы детей с ЗПР характерны наруше­ния произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, труд­ности переключения и автоматизации, недоразвитие тонких


 




моторных актов, наличие синкенезий, истощаемости. Их дви­жения характеризуются неловкостью, неуклюжестью. Ребе­нок не может длительное время удерживать карандаш, по мере нарастания утомления движения становятся неточными, круп­норазмашистыми или мелкими.

Отмечается несформированность взаимодействия различ­ных анализаторов.

Несмотря на то, что у дошкольников с ЗПР наблюдается ряд положительных сторон в развитии (умение воспользоваться по­мощью, сохранность многих личностных и интеллектуальных качеств), доминирующими чертами остаются слабая эмоцио­нальная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах детской деятельности, агрессивность поведения, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроений, неуверенность, чувство страха. Наблюда­ются снижение потребности в общении со сверстниками, не­адекватная самооценка, неравномерность в формировании мотивационной стороны деятельности. Из-за быстрого наступле­ния утомления дети не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату дея­тельности, а часто он и вовсе отсутствует. Дошкольники с ЗПР не умеют слушать инструкцию, которую дает педагог на заня­тиях, им хочется быстрее начать действовать. Однако, присту­пив к деятельности, они не знают, с чего начать: нарушения проявляются уже на этапе ориентировки в задании. Отсут­ствие умения планировать приводит к лишним и хаотичным действиям. По ходу выполнения работы дети часто обращают­ся с уточняющими вопросами к педагогу, но не придерживают­ся обозначенных взрослым правил, они не замечают и не ис­правляют допущенных ошибок. Самоконтроль у них почти не развит, наблюдается некритическое отношение к результату своего труда.

Все перечисленные нарушения в развитии детей с ЗПР негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности, в том числе рисовании. Вместе с тем, деятель­ность ребенка является движущей силой его психического раз­вития.

Формируя и обогащая все виды детской деятельности, в том числе и продуктивную, а, также учитывая их специфику и коррекционную направленность, педагоги способствуют ослабле­нию или ликвидации многих из описанных нарушений психи­ческих процессов.


Date: 2015-12-13; view: 639; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию