Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Некоторые теоретические аспекты развития воображения и творчестваОбщество заинтересовано в том, чтобы воспитывающиеся в нем люди могли активно и целенаправленно преобразовывать действительность, познавая ее законы, находя новые формы удовлетворения своих изменяющихся потребностей, глубже проникая в сущность своего бытия и бытия мира. Существует несколько точек зрения на творчество. Одни исследователи рассматривают творчество как личностную характеристику, другие считают творчество продуктом определенной деятельности, третьи исследуют творчество как специфический процесс. Ряд ученых рассматривают творчество как врожденную способность человека, которая может проявиться при наличии благоприятных условий и измеряется специальными тестами на креативность. Многие психологи связывают между собой креативность и различные черты личности, особенности ее поведения. Так, Не1sоn установил, что, действительно, творческая личность отличается ярко выраженной потребностью в независимости, стремлением к оригинальности, активной позицией. Те исследователи, которые считают творчество продуктом определенной деятельности, подходят к его анализу с позиций новизны, оригинальности творческих результатов. Однако единых критериев, по которым можно было бы определить некую деятельность как творческую, нет. Критериями творческой деятельности ученые называют появление новых перцептивных образов (В.П. Зинченко), знаний (В.В. Давыдов), целей и смыслов (А.Н. Леонтьев), способов действий (Я.А. Пономарев), познавательной мотивации (А.М. Матюшкин). Критерием творческой деятельности также считаются оригинальность продукта, легкость создания новых образов. Творчество как специфический процесс рассматривается в рамках решения проблем разного типа. Ученые выделяют фазы, ступени, стили творчества (Харрис, Гилфорд, Дж. Джонс и др.). Так, Харрис выделяет шесть фаз творческого процесса, которые сменяют друг друга: сознание потребности, сбор им формации, мыслительная деятельность по обработке информации, воображаемые решения, проверка, воплощение. Гилфорд описывает два «стиля мыслей»: дивергентный и конвергентный. Первый отличается пластичностью, многонаправленностью и позволяет человеку менять перспективу видения проблемы, средства ее анализа, модальность своего поиска. Такой способ решения наиболее эффективен, если проблема недостаточно определена. Конвергентный стиль позволяет выбрать оптимальный, экономичный вариант решения проблемы. Данный стиль эффективен при анализе четко сформулированных проблем. В творческой деятельности участвуют оба типа, однако один из них может преобладать. Отечественный психолог П.М. Якобсон в 1934 году предложил следующую последовательность творческого процесса: период интеллектуальной готовности - усмотрение проблемы - формулировка задачи - поиск решения - выделение принципа решения - превращение принципа в схему - техническое оформление и развертывание изобретения. Важными моментами в творческой деятельности признаются умение видеть проблему, формулировать ее, задавать себе вопросы, выдвигать предположения относительно способов ее разрешения. В настоящее время предпринимаются попытки рассмотреть творчество с позиций системного подхода (Я.А. Пономарев и др.). Л.С. Выготский писал: «Творческой деятельностью мы называем всякую такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке»1. В психологии творческая деятельность связывается с процессом воображения, или фантазией. Л.С. Выготский, давая характеристику воображению, писал, что оно не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из впечатлений, накопленных прежде. Умение из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека, 'Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967. С. 3. создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляет основу творчества1. Если воображение связано с действительностью и позволяет представлять уже существующие в реальном мире объекты или предметы, явления, которые могут иметь место в жизни человека, то фантазия - это то, чего в действительности никогда не было и не будет. Е.Е. Сапогова считает фантазию умственным экспериментированием, тогда как воображение относит к моделированию разной сложности2. В учебниках по психологии существует и другая точка зрения на процессы воображения и фантазии. Так, А.В. Петровский, В.Г. Степанов рассматривают данные процессы как тождественные. В настоящее время существует множество исследований, посвященных развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являются возрастные периоды развития воображения и виды деятельности, в которых оно развивается. Исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожца, Н.Н. Палагиной, Д.Б. Эльконина и других ученых показали, что формирование воображения возможно на самых ранних стадиях онтогенеза. По мнению Н.Н. Палагиной, генетическими предпосылками развития воображения являются активность ребенка, его потребность в новых впечатлениях, в общении, в самоутверждении. Автор пишет, что воображение вырастает из условного действия и складывается в совместных действиях ребенка и взрослого. Исследователь считает, что сензитивным периодом развития воображения является второй год жизни. В это время у ребенка происходит становление речи, развитие предметной деятельности. В процессе активного действия с игрушками он начинает комбинировать предметную среду. На третьем году жизни происходит становление словесных форм воображения, отмечается отрыв условного действия от предметной опоры и выражение его в слове, наблюдается преобразование и комбинирование образов представлений. В 4-5 лет начинает развиваться тенденция отстранения ребенка от собственных фантазий. Он может представить состояние другого человека, планировать свои действия. В 6-7 лет воображение становится самостоятельным процессом, появляются элементы творчества. 'Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967. 2Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. - Тула: Приокское кн. изд-во, 1993.
При рассмотрении процесса воображения нельзя обойти вниманием вопрос его структуры. В работах по психологии данный аспект остается открытым. Исследователи могут не включать в структуру ту или иную составную ее часть, рассматривать структуру не полностью. Как показал анализ научной литературы, до конца остается невыясненным, что считать механизмами, а что формами воображения, нет общепринятой терминологии в обозначении его функций и т. д. Поэтому структура, которая представлена ниже, основывается на анализе нескольких психологических исследований, где авторы достаточно подробно останавливаются на тех или иных ее компонентах.
|