Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация педагогических условий при обучении детей с ЗПР нетрадиционным техникам изображения





Большое значение для организации коррекционно-педагогической работы по развитию сюжетного рисования нетради­ционными техниками изображения имеет создание развиваю­щей среды и соответствующей материальной базы.

'Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования.- М., 1976. С. 4.


 


28



При организации развивающей среды следует опираться на ряд принципов, выделенных в дошкольной педагогике (Г.Г. Григорьева, 1999):

- принцип дистанции и сближения позиций в общении взрослого и ребенка между собой с целью установления контак­та, оформление предметной среды должно удовлетворять воз­можное желание детей уединиться в процессе творчества;

- принцип стимулирования активности, самостоятельности творчества. Дети не только должны иметь свободный доступ к инструментам и материалам, но и право выбора способов и тем рисования;

- принцип стабильности-динамичности развивающей сре­ды, который должен осуществляться в разумной смене и обога­щении предметного содержания, его рациональном расположе­нии, позволяющем реализовывать замыслы в любое время и, по возможности, в различной обстановке. Дети могут изменять эту среду по своему усмотрению, если этого требуют их настрое­ние, замысел.

Особое внимание следует уделить организации специально­го места для рисования и размещения оборудования. В уголке для рисования должны находиться мольберты, достаточно лег­кие и удобные по конструкции, чтобы дошкольники могли са­мостоятельно передвигать их в любое место. К шкафам, пол­кам, где находятся различные материалы, необходимо обеспе­чить свободный доступ. Обязательно должны быть бумага разного цвета, фактуры, формата; цветные карандаши, флома­стеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель) и т. п.; инст­рументы для рисования (кисти тонкие и толстые, с различным по жесткости ворсом, полоски картона, различные по толщине нитки, печатки и шаблоны, розетки для краски, баночки для воды, салфетки, палитры, подставки под инструмент и т. д.), а также материал и оборудование, позволяющие детям использо­вать в своих работах смешанные техники. Все это оборудование удобно хранить в отдельных коробках. Новый изобразитель­ный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях. Уголок украшается рисунка­ми детей, которые помещаются на специальный стенд. В угол­ке для рисования находятся папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открыт­ками, иллюстрациями к сказкам, рассказам. Оформляется от­дельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения.


На занятиях по изобразительной деятельности рекоменду­ется использовать музыкальные произведения, поэтому в груп­пе должен быть проигрыватель (магнитофон), пластинки (маг­нитофонные записи) с музыкой различного характера, настрое­ния.

При проведении занятий необходимо соблюдать ряд гигие­нических правил: помещение должно быть достаточно освеще­но, спектр излучения искусственных источников приближен к спектру дневного света. Следует следить за тем, чтобы дети со­храняли правильную осанку.

На занятиях по рисованию с использованием нетрадицион­ных техник изображения решаются общеобразовательные, коррекционные и воспитательные задачи:

- учить видеть связь между предметами, располагать их в определенном порядке, создавая сюжет;

- ознакомить с нетрадиционными техниками изображе­ния;

- учить самостоятельному использованию различных мате­риалов для создания выразительного сюжетного изображения;

- учить планировать свою деятельность, организовывать рабочее место, подбирать необходимое оборудование, опреде­лять последовательность действий;

- учить формировать предварительный замысел и реализо­вывать его;

- развивать творческое воображение, зрительно-двигатель­ную координацию, мелкую моторику рук, тактильную чув­ствительность, психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, связную устную речь;

- воспитывать устойчивый интерес к рисованию, желание работать в коллективе;

- учить адекватно оценивать свою работу и рисунки товари­щей.

При проведении занятий по изобразительной деятельности педагогу следует учитывать возрастные и индивидуальные воз­можности дошкольников с ЗПР, а также требования програм­мы. Темы занятий по рисованию нетрадиционными техниками изображения рационально связывать с такими разделами про­граммы воспитания и обучения детей с ЗПР, как ознакомление с окружающим миром, развитие речи, с музыкальным, трудо­вым, физическим воспитанием. Так, при прохождении тем «Домашние и дикие животные», «Насекомые» дети могут ри­совать рыб (клеевая техника, рисование ребром картона), бабочек


 




(монотипия), пингвинов (рисование на стекле), крокодила (рисование с использованием соли), котенка (печатание бума­гой), других животных. С разделом «Родная природа», темой «Времена года» связаны такие занятия по рисованию, как «Зима» (смешанная техника), «Осенний лес» (печатание листь­ями), «Лето» (рисование по кругу) и другие. В процессе про­хождения темы, посвященной изучению ближайшего окруже­ния, педагог может предложить нарисовать свою улицу, город (коллективная работа, выполненная в смешанной технике).

Для того чтобы заинтересовать детей, настроить их на пред­стоящую деятельность, педагог может читать стихи, загады­вать загадки, придумывать различные сюрпризные и игровые моменты; так, к дошкольникам могут приходить в гости раз­личные сказочные персонажи: Снеговик, Весна, фея Фантазия, Оле-Лукойе, Краски и т. д. Хорошо в конце занятия обыгры­вать полученные изображения.

При проведении занятий, связанных с нетрадиционными техниками рисования, рекомендуем давать детям прослуши­вать музыкальные произведения. Затем в рисунках они поста­раются отразить свои эмоциональные переживания, вызван­ные музыкой.

Для предупреждения утомления, профилактики наруше­ния осанки в структуру занятия полезно включать физкульт­минутки. Их целесообразно проводить перед началом само­стоятельной работы - тогда дети не будут отвлекаться. В физ­культминутку могут быть включены игры на развитие мелкой моторики рук, имитационные двигательные упражнения, дви­жения, которые выполняются по ходу чтения стихотворного текста. Например, при проведении занятия «Дерево осенью» (печатание листьями деревьев) можно использовать следующее упражнение. Педагог читает стихотворение и вместе с детьми выполняет движения:

Ветер тихо клен качает, (взмах руками вперед-вверх и обратно) Влево - вправо наклоняет, (покачивание руками над головой) Раз - наклон и два - наклон, (наклоны корпусом) Зашумел листвою клен, (быстрые движения кистями рук над

головой)

Таким образом, содержание физкультминуток переклика­ется с темами занятий.

Связь с трудовым обучением прослеживается в том, что дети могут самостоятельно изготовить нетрадиционное оборудование


для занятий. Например, нарезать нитки, картон, сде­лать валик для рисования методом наката и т. д., подготовить рабочее место для занятий, убрать материалы и оборудование после окончания работы. Таким образом, у них формируются навыки самообслуживания, умение работать аккуратно.

Роль взрослого заключается в создании развивающей сре­ды, в обогащении детей знаниями и представлениями об окру­жающем мире, в организации и проведении различных меро­приятий (экскурсий, наблюдений, чтении художественной литературы и т. п.), в стимулировании дошкольников, в орга­низации работы с родителями. Педагог показывает способы действий с нетрадиционными материалами, инструментами, учит детей пользоваться ими, помогает создать сюжетный ри­сунок, стимулирует максимальное проявление творческих спо­собностей: самостоятельное создание замысла и воплощение его на бумаге. Задача педагога — активизировать речь детей, на­учить их планировать свою деятельность, выполнять действия в определенной последовательности, адекватно оценивать свою работу и рисунки сверстников. Руководство педагога заключа­ется в контроле, напоминании, оказании помощи при исполь­зовании той или иной нетрадиционной техники изображения, при подготовке рабочего места для занятия. Очень важно, что­бы воспитатель поощрял деятельность детей.

Организация работы с родителями - важная составляющая деятельности педагога. Он проводит консультации, открытые и совместные занятия по рисованию нетрадиционными техника­ми изображения для детей и родителей, привлекает взрослых к оснащению уголка для рисования, к оформлению выставок детских работ, к другим мероприятиям. Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс ДОУ, проис­ходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благо­приятные возможности для развития творческих способностей детей, повышается эффективность всего воспитательного про­цесса.

Материалы и инструменты для рисования нетрадиционными техниками изображения и способы их использования

Техника рисования подчинена задаче изображения. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. Овладение различными


 


32



материалами, способами работы с ними позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений.

Каждый из используемых инструментов требует определен­ных способов работы. Для проведения занятий необходимо хо­рошо знать выразительные возможности инструментов.

Карандаш. При работе с ним рука чувствует сопротивление материала. В подготовительной группе используют цветные и простые графитные карандаши. Им можно резко очерчивать контур изображаемых предметов, создавать тоновый рисунок, делать легкий набросок для последующего окрашивания. Ри­сунок, выполненный простым карандашом, можно использо­вать в клеевой технике, технике «рисования по стеклу» и т. д.

Кисти бывают жесткие, мягкие, плоские, круглые, заост­ренные, тупые. Рисование ими не требует сильного нажима, со­противление материала незначительное. При рисовании кис­тью рука не устает. Работа кистью и краской позволяет полу­чить цветовое пятно, линию, быстро покрывать цветом большие поверхности рисунка. Вместе с тем нивелируется ощущение характера движения. Линия контура при рисова­нии краской получается расплывчатой, недостаточно четкой. Для закрашивания больших плоскостей (например, неба, тра­вы, земли, моря и т. п.) используется флейц (кисть с плоским ворсом). Для рисования в ДОУ применяют круглые кисти (для дошкольников подготовительной группы двух размеров: ма­ленькие, № 2-6, и большие, №12-16). Для создания рисунка кисть хорошо насыщают краской. Линии проводятся один раз. Кисть надо вести в направлении по ворсу - иначе она лохматит­ся и портится, а линии получаются неровными.

Существуют разные способы работы с кистью: ее концом, всем ворсом, постепенным переходом от рисования концом к рисованию всем ворсом. Для широких линий кисть держат на­клонно по отношению к бумаге, для тонких линий — верти­кально. Кисть следует тщательно промывать. Для того чтобы осушить ее, используют салфетки. Следует непременно иметь подставки, кисти нельзя оставлять в банке с водой, так как мягкий ворс быстро меняет форму и рисовать становится труд­но. Для работы с клеем применяют щетинные кисти.

Стека может быть деревянной, металлической и пластмас­совой. Самая простая форма стеки - палочка, заостренная с од­ной стороны и закругленная с другой. Используется она для ра­боты с пластилином, но ее можно применять и в нетрадиционных


техниках (например, для рисования по клейстеру). Стекой проводят по бумаге в различных направлениях. При соскабли­вании краски на бумаге остаются светлые полосы в виде раз­личных узоров. Пользоваться стекой надо осторожно, регули­руя нажим палочки на бумагу. Если применить большее уси­лие, чем требуется, стека прорвет бумагу, и рисунок будет испорчен, если нажимать недостаточно, то следы, которые ос­тавляет палочка, будут плохо видны на клейстере.

Бумага бывает различной по плотности и цвету. Для рисо­вания цветными карандашами, цветными мелками детям дают белую гладкую или шероховатую бумагу. На ватман хорошо ложится акварельная краска. Для рисования цветными воско­выми мелками, гуашью берут тонированную и цветную бумагу. Глянцевую и мелованную бумагу использовать не желательно. Например, при работе с гуашью такая бумага поглощает крас­ку, меняет ее цвет, а по высыхании краска осыпается. Бумага в нетрадиционных техниках может использоваться как по пря­мому назначению, так и в качестве инструмента для получения изображения. Например, бумагой, смятой в комок, можно ри­совать, если обмакнуть ее в краску. При этом изображение не будет иметь четко очерченного контура. Таким способом мож­но добиться создания выразительного образа животного с пу­шистым мехом, травы, водной ряби, клубов дыма, выходящих из печных труб, и т. д. В смешанной технике бумага может ис­пользоваться для создания объемных предметов.

Картон бывает тонким и толстым. Для работы детям дают картон такой плотности и размера, чтобы они могли свободно его резать. Из плотного картона педагог готовит шаблоны, по ним дети самостоятельно вырезают нужную форму, предвари­тельно очерчивая контур. Картон используют и в нетрадицион­ной технике (например, при рисовании ребром картона). Рисо­вание ребром картона позволяет сразу окрашивать достаточно длинные, но неширокие поверхности с четко очерченными ров­ными краями. Движения ребром картона могут быть прямы­ми, дугообразными, вращательными. Если один конец картона окрасить краской одного цвета, а второй конец — другой, то предмет будет двухцветным. Так, используя вращательные движения, можно получить цветок, лепестки которого будут сразу окрашены в два цвета (например, цветы «Анютины глаз­ки»). Из плотного картона можно сделать гребень (прямоуголь­ник с зубцами с одной стороны), а затем использовать его в тех­нике «рисование по клейстеру» вместо стеки.


 




Клейстер можно приготовить из крахмала, муки. Наносят его на бумагу жесткой кистью и используют как для склеива­ния, так и окрашивания бумаги. Для того чтобы окрасить бума­гу, его делают цветным, добавляя растворенную в воде акварель или гуашь. В зависимости от цели, которую необходимо дос­тичь, клейстер можно наносить как тонким, так и толстым сло­ем. Клей из пшеничной муки быстрее сохнет, при этом бумага меньше коробится, чем при использовании крахмального клея.

Валик представляет собой деревянный или пластмассовый цилиндр длиной около 10 см, диаметром 2,5-3 см, который плотно обматывается тонкой веревкой. Такой валик в нетради­ционной технике используется для окрашивания больших по­верхностей (например, при изображении дороги, неба, моря и т. д.).

Пластилин — упругий материал, который требует специаль­ной подготовки перед работой. Его разогревают или разминают руками. Пластилин может быть однотонным и цветным. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным сред­ством выразительности. Данный материал широко использует­ся в смешанной технике, он позволяет придать предметам объемную форму.

Гуашь - густая непрозрачная краска, которую перед рисо­ванием необходимо развести водой. После ее высыхания можно накладывать один цвет на другой. Чтобы получить более свет­лый тон какого-либо цвета, к краске добавляют белила. В под­готовительной группе детям дают в готовом виде 5-6 цветов. Недостающие цвета они готовят сами, смешивая краски на па­литре.

Акварель -красочный материал. Основное его свойство-прозрачность красочного слоя. Цвет в акварели зависит от того, сколько воды добавлено в краску. Он не постоянен, как в гуаши. Для получения светлого тона акварельные краски раз­бавляют водой. Делается это на палитре. На ней можно и сме­шивать краски, если нужно получить какой-то новый цвет, ко­торого нет в наборе.

Фломастеры дают яркий сочный цвет, рисовать ими легко, однако получать оттенки невозможно. Специалисты допуска­ют применение фломастеров в младших группах, однако не со­ветуют их использовать в изобразительной деятельности стар­ших дошкольников.

Цветные восковые мелки используют для декоративных и сюжетных рисунков. Их держат тремя пальцами чуть ниже


середины, чтобы видеть кончик мелка. Сильно надавливать на мелок не следует, так как он может ломаться. Используют их в старшей и в подготовительной к школе группах. При работе с цветными мелками следует обратить внимание на то, что при закрашивании рисунка невозможно добиться сплошного цве­та, так как мелок ложится на бумагу фактурно, с просветами.

В работе с детьми нужно использовать сочетание разных материалов в одном рисунке. Это позволяет достичь большей выразительности изображения (то, что трудно передать одним материалом, дополняется другим). Так, цветные восковые мел­ки можно сочетать с гуашью, акварелью. При соединении с ак­варелью вначале все рисуется мелками, а затем покрывается акварелью. Можно начинать и с акварели, а потом рисовать мелками. В ряде случаев можно добиться выразительности ри­сунка, сочетая гуашь и цветные карандаши. Выразительное ре­шение изобразительной задачи достигается при рисовании ак­варелью по сырому слою, когда мягко растекающаяся краска образует плавные, тонкие переходы цветов и оттенков. Сочета­ние разных материалов в одном рисунке не должно быть слу­чайным. Необходимо продумывать, пробовать, какие из них позволяют добиться большей выразительности.

Рисунки, которые помещены в данной работе ниже, пока­зывают большие возможности выразительной передачи изобра­жения детьми с ЗПР при рисовании разными материалами и инструментами.

Этапы работы с нетрадиционными техниками изображения

Коррекционно-педагогическая работа, направленная на развитие сюжетного рисования нетрадиционными техниками изображения, включает в себя решение следующих задач:

- ознакомление детей с нетрадиционными техниками изоб­ражения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

- овладение дошкольниками нетрадиционными техниками рисования;

- использование нетрадиционных техник изображения в
самостоятельной деятельности детей.

Коррекционно-педагогическая работа проводится на заня­тиях и состоит из трех этапов.


 




Первый этап

На данном этапе педагог знакомит детей с наиболее просты­ми видами нетрадиционных техник изображения. Это могут быть монотипия, рисование нитками, под музыку, печатание листьями. Вначале детям показывают работы, выполненные каким-то одним видом техники, рассказывают о нем, показы­вают способ выполнения изображений, просят рассказать о последовательности производимых действий. Детям предо­ставляется возможность самостоятельно повторить данный способ на практике. На этом этапе используются традиционные инструменты (кисти) и материалы (гуашь). Данными техника­ми дошкольники могут создавать как предметные, так и сю­жетные рисунки. Например, при использовании монотипии каждый ребенок сначала рисует у себя на листе бумаги бабоч­ку, а после того, как рисунки высохнут, бабочек вырезают и приклеивают на одно общее полотно, тонированное зеленой краской. В итоге получается коллективная работа «Бабочки на поляне». Аналогично можно использовать рисунки, выполнен­ные в технике печатание листьями, когда из предметного ри­сунка детей «Дерево осенью» получается коллективная работа «Осенний лес».

Второй этап

На данном этапе обучение нетрадиционным техникам изоб­ражения усложняется. Педагог знакомит детей с такими вида­ми техники рисования, при использовании которых необходи­мо изготовлять инструменты (рисование методом наката), сме­шивать краску с другими материалами (рисование мыльной пеной), наносить один изобразительный материал на другой (рисование в технике «мятый рисунок»). Дети учатся ориенти­ровочно-исследовательским действиям, экспериментирова­нию, познают свойства материалов, правила применения обо­рудования, осваивают способы работы с нетрадиционными ин­струментами, учатся наносить приготовленную смесь на бумагу штрихами, пятнами, мазками и т. д.

Сначала дошкольники пробуют изобразить данными техни­ками предметы, затем сюжетные эпизоды, а в конце переходят к сюжетному рисованию.

На занятиях дошкольники учатся сравнивать различные виды техники рисования, сопоставлять изображения одного и


того же предмета, выполненные разными нетрадиционными техниками, выявлять выразительные возможности каждой техники.

Педагог знакомит детей с такими нетрадиционными техни­ками изображения, как печатание бумагой, рисование клякса­ми, мыльной пеной, ребром картона, по клейстеру, методами набрызга и наката. Дошкольники узнают о рисовании по стек­лу, о клеевой технике, о технике «мятый рисунок» и т. д.

Третий этап

На занятиях по изобразительной деятельности используют­ся смешанные техники, а также коллективное рисование не­традиционными техниками. При выполнении таких заданий, где организующую роль выполняет педагог, дошкольники учатся анализировать, комбинировать образы, работать вместе со сверстниками, общаться. Эти задания достаточно сложны. Вначале дети учатся работать в паре, позже группа может на­считывать до 4-6 человек. Для коллективных работ использу­ют такие нетрадиционные техники изображения, как рисова­ние руками (ладонями, ребром ладони, кулаком, подушечками пальцев), рисование по кругу. При использовании смешанной техники дошкольники учатся сочетать в одном рисунке раз­личные техники (рисование нитками, ладонями, кляксами и т. д.), а также комбинировать виды изобразительной деятель­ности: рисование, лепку, аппликацию. Третий этап может за­вершиться созданием творческой композиции, в которой при­нимают участие несколько детей (см. приложение № 1).

Итогом каждого из этапов коррекционно-педагогической работы должен стать перенос усвоенных на занятиях знаний, умений, навыков в самостоятельную деятельность дошкольни­ков (см. приложение № 3).

Таким образом, коррекционно-педагогическая работа на­правлена на постепенное увеличение самостоятельности до­школьников, на повышение их умственной активности. Конеч­ной целью является снижение роли наглядности, обучение самостоятельному созданию замысла. Наряду с решением глав­ной задачи (формирование способности создавать сюжетное изображение нетрадиционными техниками), происходит обу­чение и таким элементам творчества, как определение темы рисунка, композиции, осуществление отбора предметов, пер­сонажей будущего рисунка. Необходимо поощрять стремление


 




дошкольников дополнить замысел новыми деталями, обра­зами.

Усложнение обучения нетрадиционным техникам рисова­ния детей с ЗПР происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжет­ных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от использования готового (традиционного) оборудова­ния, материала к применению таких, которые необходимо са­мим изготовить;

- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

- от применения в рисунке одного вида техники к использо­ванию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображе­нию предметов, сюжетов нетрадиционными техниками.

Нетрадиционные техники изображения1

Монотипия2

Оборудование: лист бумаги для рисования, кисть, гуашь разного цвета, розетки для краски, баночка для воды, подстав­ка для кисти.

Технология рисования. Лист бумаги для рисования разде­лить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости до­рисовать предмет.

Примерные темы для рисования:

«Ваза для цветов», «Цветы», «Дерево», «Бабочки» (рис. 10).

1. Для детей школьного возраста предлагаемая тематика рисунков в данном разделе пособия может быть несколько усложнена. - Здесь и далее прим. авт.

'Монотипия- отпечаток, который можно сделать только один раз.


Рисование под музыку

Оборудование: магнитофон (проигрыватель), кассета (плас­тинка) с записью музыкального произведения, краски разных цветов, розетки для краски, кисти, подставка для кисти, бума­га для рисования, баночка для воды.

Технология рисования. Дети прослушивают музыкальное произведение1. По окончании его звучания педагог предлагает детям «нарисовать» прослушанную музыку и дает задание при­думать название своему рисунку (рис. 11-12).

Рис. 11. «Дождь»

По небесам оравою бредут мешки дырявые, И бывает иногда, из мешков течет вода. Спрячемся получше от «дырявой» тучи.

1. Для прослушивания педагог может выбрать одно из музыкальных произведений, которые предусмотрены в разделе «Музыкальное воспита­ние» Программы обучения и воспитания детей в детском саду. Дошколь­никам предлагается произведение, с которым они еще не знакомились на музыкальном занятии.


Рис. 12. «Прогулка по городу»

Техника «печатание листьями»

Оборудование: листья деревьев или кустарников (незасушенные), бумага для рисования, гуашь разных цветов, кисть флейц, розетки для краски, баночки для воды, подставка для кисти.

Технология рисования. Лист дерева (кустарника) положить на газету и раскрасить. Аккуратно приложить лист дерева рас­крашенной стороной к альбомному листу. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой (можно газетной), прогладить ладонью. Снять бумагу и лист дерева. Отпечаток готов. По же­ланию можно дорисовать ствол, чтобы получилось дерево.

Количество листьев может быть разным, в зависимости от размеров бумаги и самих листьев.

Примерные темы для рисования:

«Осенний лес»,

«Дерево осенью» (рис. 13).


 





Техника «рисование нитками»

Оборудование: простые нитки № 10, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для ис­пользованных ниток.

Технология рисования. Сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и во­дить им по листу бумаги для рисования в разных направлени­ях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

Примерные темы для рисования:

«Салют»,

«О чем рассказала ниточка»,

«Космос» (рис. 14).

Рис. 14. «Космос»

Вот немного подрасту

И в космос полечу.


Рис. 13. «Дерево осенью»

Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила..


1 Нитки можно использовать и в нетрадиционной технике «моноти­пия». На одну половину чистого листа кладутся нитки, окрашенные в разные цвета гуаши так, чтобы один конец ниток выходил за границы ли­ста. Нитки прикрываются сверху другой половиной чистого листа. Сверху лист проглаживается ладонью, нитки вынимаются, а лист бумаги разворачивается.


 




Техника «печатание бумагой»

Оборудование: куски плотной бумаги, гуашь (количество цветов зависит от темы рисования), бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных комков бумаги.

Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги на­нести краску на альбомный лист для рисования. По мере необ­ходимости комок плотной бумаги заново опускается в краску. Для использования гуаши другого цвета смять новый кусок из плотной бумаги.

Примерные темы для рисования:

«Волк и семеро козлят»,

«Облака»,

«Пушистый котенок» (рис. 15).


Техника «рисование мыльной пеной»

Оборудование: мыло или сильно пенящееся средство, безо­пасное для детей, гуашь, розетки для краски, крупная кисть (№ 12-16), бумага для рисования, губка из поролона, простой карандаш, подставка под кисть.

Технология рисования. Взбить пену, набрать ее губкой. От­жать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наме­тить простым карандашом (предметы должны быть относи­тельно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть или смахнуть.

Примерные темы для рисования:

«Воздушные шары», «Салют» (рис. 16).


 




Рис. 15. «Пушистый котенок»

Я умею чисто мыться.

Не водой, а язычком. Мяу, как мне часто снится Блюдце с теплым молочком.


Рис. 16. «Салют»

Яркий и веселый праздничный салют Летом и зимою все ребята ждут.


 




Техника «рисование методом наката»


Техника «рисование ребром картона»


 


Оборудование: валик, гуашь, бумага для рисования, ем­кость для краски, подставка для валика.

Технология рисования. Налить гуашь в емкость. Опустить валик в емкость так, чтобы он был полностью погружен в крас­ку. Достать валик из краски, подождать, пока лишняя краска стечет, и прокатить его по листу белой бумаги так, чтобы верев­ка оставляла следы.

Примерные темы для рисования:

«Река»,

«Небо»,

«Дорога»,

«Море»,

«На морском дне» (рис. 17).


Оборудование: полоски картона (высота - 2 см, длина от 2 см до 6 см, она зависит от величины предмета, который будет изображен; ширина картона около 2 мм), бумага для рисова­ния, гуашь, розетки для краски, кисть.

Технология рисования. Ребро картона окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вра­щательным.

Примерные темы для рисования:

«Кораблик», «Крыши домов», «Букет из васильков», «Золотые рыбки» (рис. 18).


 




Рис. 17. «На морском дне»


Рис. 18. «Золотые рыбки»

Вот они какие - рыбки золотые.


 




Техника «рисование с помощью соли»1 Оборудование: акварельные краски, бумага для рисования, кисть, крупная соль, баночка для воды, подставка под кисть.

Техника рисования. Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхи­вается или остается на рисунке (рис. 19).

Рис. 19. «Крокодил»

Живет на речке Нил Веселый крокодил.

Техника «рисование методом напыления»

Оборудование: кисть флейц, палочки (можно использовать спички), гуашь, розетки для краски, два листа бумаги для ри­сования одинакового размера, фартуки, баночка для воды, под­ставка для кисти, шаблоны.

Технология рисования. На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Кисть с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги.

1 Темы для рисования данной нетрадиционной техникой могут быть любыми.


Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя (если делать движение от себя, то брызги от краски будут попа­дать на человека). Краска напыляется на бумагу мелкими ка­пельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.

Таким способом можно тонировать бумагу, прикрыв место изображения предмета шаблоном.

Если по очереди использовать вырезанный лист и шаблон, то можно получить рисунок, выполненный полностью данной техникой.

Примерные темы для рисования:

«Салют», «Фрукты», «Букет цветов» (рис. 20).

Рис. 20. «Букет цветов»

Что подаришь маме ты? Я своей дарю цветы.


Техника «рисование кляксами»


Клеевая техника


 


Оборудование: полые тонкие трубочки (можно использо­вать трубочки для коктейля или соломку), акварельные крас­ки, тонкая и широкая кисти, бумага для рисования, баночка для воды, подставка для кисти и трубочки.

Технология рисования. Акварельную краску развести во­дой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные сторо­ны. Дошкольникам дается задание подумать, что напоминают получившиеся кляксы. При необходимости дорисовать детали.

Примерные темы для рисования:

«Деревья», «Лес» (рис. 21).


Оборудование: канцелярский клей, акварельные краски, бумага для рисования, тонкие кисти, розетки для краски, под­ставки под кисти, салфетка.

Технология рисования. Простым карандашом нанести на бумагу контур предмета. В тюбике с канцелярским клеем сде­лать маленькое отверстие, чтобы он вытекал тонкой струйкой. Аккуратно обвести клеем контур. Дать высохнуть. Закрасить пространство внутри контура акварельными красками. Если краска попадет на клей, стереть ее влажной салфеткой.

Примерные темы для рисования:

«Пряники», «Рыбка» (рис. 22).


 




Рис. 21. «Лес»


Рис. 22. «Рыбка»


 


Смотри, как роща зеленеет, Палящим солнцем облита, А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа.


Рыбка, рыбка, где ты спишь?


 




 


Техника «рисование руками»

(ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами)

Оборудование: бумага для рисования размером АЗ или ватман, гуашь разного цвета, блюдца для краски диаметром 20-25 см, фартуки, полотенце, таз с водой для мытья рук.

Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оста­вить отпечаток на листе ватмана. Предварительно лист ватма­на можно окрасить в светлый тон.

Примерные темы для рисования:

«Осенний лес»,

«Цветы»,

«Зоопарк»,

«Бабочки»,

«Мир животных»,

Рис. 23. «Подводное царство» (коллективная работа)

«Подводное царство» (рис. 23).


Рисование по кругу

Оборудование: бумага для рисования, гуашь разных цве­тов, розетки для краски, кисти, подставка для кисти, баночка для воды, магнитофон, запись музыкального произведения.

Технология рисования. В рисовании принимают участие не менее трех человек. Под громко звучащую музыку каждый из детей начинает рисовать на свободную тему. При тихом звуча­нии дети заканчивают рисование. В тот период времени, когда музыка смолкает, каждый ребенок передает свой рисунок сосе­ду, сидящему справа от него. Как только музыка зазвучит сно­ва, дети продолжают рисовать, но уже на листе товарища и т. д. Рисование продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не получит свой рисунок обратно. Затем рисунку придумывают название (рис. 24-25).

Рис. 24. «Лето»

Если видишь: на картине нарисована река, Или ель и белый иней, или сад и облака, Или снежная равнина, или поле и шалаш, Обязательно картина называется пейзаж.


 




 


Техника «мятый рисунок»

Оборудование: бумага для рисования, цветные восковые мелки, крупная кисть, гуашь разных цветов, розетки для крас­ки, подставка для кисти, баночка для воды, губка.

Технология рисования. На листе бумаги нарисовать цвет­ными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.

Примерные темы для рисования:


Рис. 26. «Колобок»

«Цветы на окне», «Колобок» (рис. 26).

Катится колобок дальше И поет свою песенку...




Техника «рисование по клейстеру»

Оборудование: мука, вода горячая и холодная, стека (па­лочка, картон), гуашь, емкость для клейстера, жесткая кисть больших размеров с плоским ворсом.

Технология рисования. Заварить клейстер, разложить его в емкости, затем добавить в него краску. Набрать клейстер на кисть и нанести на бумагу ровным толстым слоем. Взять палоч­ку и процарапать рисунок. Оставить сохнуть.

Примерные темы для рисования:

Рис. 27. «Рыбы в пруду»

Солнце светит поутру, Рыбкам весело в пруду.

«Осенний лес», «На дворе зима», «Рыбы в пруду» (рис. 27).


Техника «рисование по стеклу»

Оборудование: оргстекло размером 15x20 см, клей ПВА, гуашь, кисти, баночка для воды, бумага для рисования, про­стой карандаш, подставка для кисти, розетки для краски.

Технология рисования. Гуашь смешать с клеем ПВА в соот­ношении 1:2. На бумаге простым карандашом нарисовать пред­мет (сюжет). Поверх нарисованной картинки положить стекло, обвести рисунок и закрасить.

Примерные темы для рисования:

«Новый год»,

«Пингвины на льдине» (рис. 28).

Мы веселые пингвины, А живем мы все на льдине.

Существует множество нетрадиционных техник рисования. Однако не все они могут быть использованы в ДОУ. Некоторые трудны для детей, требуют специальной подготовки. В данной работе мы рассмотрели только ту небольшую часть нетрадици­онных техник, которую можно использовать в ДОУ. Наше ис­следование показало, что на занятиях по изобразительной дея­тельности следует применять самые разные художественные материалы. Дошкольники с ЗПР могут успешно овладевать не­которыми нетрадиционными техниками изображения на заня­тиях и применять их в самостоятельной деятельности, прояв­ляя инициативу, элементы творчества.



ЛИТЕРАТУРА

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. /Под ред. Е.А. Медведевой. - М.: Академия, 2001.

2. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомен­дации. - М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967.

4. ГозоваА.П., КулагинЮА., ЛубовскийВ.И., Петрова В.Г., Роза­нова Т.В. Изучение психического развития аномальных детей //Дефектология. 1983. № 6. С. 3-16.

5. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1999.

6. Диагностика и коррекция ЗПР у детей. /Под ред. С.Г. Шевченко.-М.: АРКТИ, 2001.

Ч. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М.: Международный образовательный и психологический кол­ледж, 1996.

8. Егорова Т.В. Своеобразие мыслительной деятельности // Дети с ЗПР. Под ред. Т.А. Власовой, Л.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М.: Педагогика, 1984. Гл. 5. С. 70-106.

9. Екжанова ЕА. Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР. Методическое пособие. - М., 2000.

 

10. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М.: Изд. НПО «МОДЭК», 1998.

11. Захарова Л.Н. Прикладные вопросы психологии научно-тех­нического творчества. - Горький: Изд. ГГУ, 1989.

12. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представ­лений и воображения. - М.: Педагогика, 1956.

13. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. - М., 1952.

14. Казакова Р.Г. Изобразительная деятельность младших до­школьников. - М., 1980.

15. Комарова Т.С, Сакулина НЛ., Халезова НД. и др. Методика обу­чения изобразительной деятельности и конструированию. - М., 1991.

16. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.,1976.

17. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1990.


 

18. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1981.

19. Корнев АЛ. Экспериментально-психологический анализ недо­статков изобразительной деятельности у детей, страдающих дизлексией, и детей с ЗПР //Дефектология. 1983. № 4. С. 10-15.

20. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного ис­кусства и методика руководства изобразительной деятельнос­ти детей. - М.: Просвещение, 1987.

21. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятель­ности в детском саду. - М., 1987.

22. Марковская И.Ф., Екжанова ЕА. Развитие тонкой моторики рук у детей с ЗПР //Дефектология. 1989. № 4. С. 62-65.

23. Медведева ЕА. Особенности развития воображения у старших дошкольников с ЗПР в театрализованных играх //Дефектоло­гия. 1998. № 4. С. 32-37.

24. Мухина В.С. Изобразительная деятельность как форма усвое­ния социального опыта. - М.,1981.

25. Обучение детей рисованию. /Под ред. СВ. Парафеевой. - М.: Просвещение, 1972.

26. Орлова А.Н. Использование графического метода в скрининг-диагностике психического развития детей старшего дошколь­ного возраста. Автореф. дисс. канд. психол. наук, 2000.

27. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. М.: МПСИ, 1997.

28. Подготовительная к школе группа в детском саду. /Под ред. М.В. Залужской. - М.: Просвещение, 1975.

29. Пономарев Я А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976.

30. Речицкая Е.Г., Сошина ЕА. Развитие творческого воображе­ния младших школьников. - М.: Владос, 2000.

31. Сакулина П.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Про­свещение, 1965.

32. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. - Тула: Приокское кн. изд-во, 1993.

33. Сиволапов С.К. Особенности образной сферы у школьников с ЗПР //Дефектология. 1988. № 2. С. 3-9.

34. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. - М.: Просвещение,1985.

35. Теплое Б.М. Психологические вопросы художественного вос­питания. - Известия АПН РСФСР. М.-Л., 1947. Вып. 11.

36. Типовая программа коррекционного обучения детей с ЗПР (подготовительная к школе группа). - М., 1989.

37. Улъенкова У.В. Дети с ЗПР. - Н.Новгород: НГПУ, 1994.

38. Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М.И. Буянова. - М.: Владос,1995.


 


 

 

 

Date: 2015-12-13; view: 1277; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию