Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организация педагогических условий при обучении детей с ЗПР нетрадиционным техникам изображения ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Большое значение для организации коррекционно-педагогической работы по развитию сюжетного рисования нетрадиционными техниками изображения имеет создание развивающей среды и соответствующей материальной базы. 'Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования.- М., 1976. С. 4.
28 При организации развивающей среды следует опираться на ряд принципов, выделенных в дошкольной педагогике (Г.Г. Григорьева, 1999): - принцип дистанции и сближения позиций в общении взрослого и ребенка между собой с целью установления контакта, оформление предметной среды должно удовлетворять возможное желание детей уединиться в процессе творчества; - принцип стимулирования активности, самостоятельности творчества. Дети не только должны иметь свободный доступ к инструментам и материалам, но и право выбора способов и тем рисования; - принцип стабильности-динамичности развивающей среды, который должен осуществляться в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рациональном расположении, позволяющем реализовывать замыслы в любое время и, по возможности, в различной обстановке. Дети могут изменять эту среду по своему усмотрению, если этого требуют их настроение, замысел. Особое внимание следует уделить организации специального места для рисования и размещения оборудования. В уголке для рисования должны находиться мольберты, достаточно легкие и удобные по конструкции, чтобы дошкольники могли самостоятельно передвигать их в любое место. К шкафам, полкам, где находятся различные материалы, необходимо обеспечить свободный доступ. Обязательно должны быть бумага разного цвета, фактуры, формата; цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель) и т. п.; инструменты для рисования (кисти тонкие и толстые, с различным по жесткости ворсом, полоски картона, различные по толщине нитки, печатки и шаблоны, розетки для краски, баночки для воды, салфетки, палитры, подставки под инструмент и т. д.), а также материал и оборудование, позволяющие детям использовать в своих работах смешанные техники. Все это оборудование удобно хранить в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях. Уголок украшается рисунками детей, которые помещаются на специальный стенд. В уголке для рисования находятся папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями к сказкам, рассказам. Оформляется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения. На занятиях по изобразительной деятельности рекомендуется использовать музыкальные произведения, поэтому в группе должен быть проигрыватель (магнитофон), пластинки (магнитофонные записи) с музыкой различного характера, настроения. При проведении занятий необходимо соблюдать ряд гигиенических правил: помещение должно быть достаточно освещено, спектр излучения искусственных источников приближен к спектру дневного света. Следует следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную осанку. На занятиях по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения решаются общеобразовательные, коррекционные и воспитательные задачи: - учить видеть связь между предметами, располагать их в определенном порядке, создавая сюжет; - ознакомить с нетрадиционными техниками изображения; - учить самостоятельному использованию различных материалов для создания выразительного сюжетного изображения; - учить планировать свою деятельность, организовывать рабочее место, подбирать необходимое оборудование, определять последовательность действий; - учить формировать предварительный замысел и реализовывать его; - развивать творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, связную устную речь; - воспитывать устойчивый интерес к рисованию, желание работать в коллективе; - учить адекватно оценивать свою работу и рисунки товарищей. При проведении занятий по изобразительной деятельности педагогу следует учитывать возрастные и индивидуальные возможности дошкольников с ЗПР, а также требования программы. Темы занятий по рисованию нетрадиционными техниками изображения рационально связывать с такими разделами программы воспитания и обучения детей с ЗПР, как ознакомление с окружающим миром, развитие речи, с музыкальным, трудовым, физическим воспитанием. Так, при прохождении тем «Домашние и дикие животные», «Насекомые» дети могут рисовать рыб (клеевая техника, рисование ребром картона), бабочек
(монотипия), пингвинов (рисование на стекле), крокодила (рисование с использованием соли), котенка (печатание бумагой), других животных. С разделом «Родная природа», темой «Времена года» связаны такие занятия по рисованию, как «Зима» (смешанная техника), «Осенний лес» (печатание листьями), «Лето» (рисование по кругу) и другие. В процессе прохождения темы, посвященной изучению ближайшего окружения, педагог может предложить нарисовать свою улицу, город (коллективная работа, выполненная в смешанной технике). Для того чтобы заинтересовать детей, настроить их на предстоящую деятельность, педагог может читать стихи, загадывать загадки, придумывать различные сюрпризные и игровые моменты; так, к дошкольникам могут приходить в гости различные сказочные персонажи: Снеговик, Весна, фея Фантазия, Оле-Лукойе, Краски и т. д. Хорошо в конце занятия обыгрывать полученные изображения. При проведении занятий, связанных с нетрадиционными техниками рисования, рекомендуем давать детям прослушивать музыкальные произведения. Затем в рисунках они постараются отразить свои эмоциональные переживания, вызванные музыкой. Для предупреждения утомления, профилактики нарушения осанки в структуру занятия полезно включать физкультминутки. Их целесообразно проводить перед началом самостоятельной работы - тогда дети не будут отвлекаться. В физкультминутку могут быть включены игры на развитие мелкой моторики рук, имитационные двигательные упражнения, движения, которые выполняются по ходу чтения стихотворного текста. Например, при проведении занятия «Дерево осенью» (печатание листьями деревьев) можно использовать следующее упражнение. Педагог читает стихотворение и вместе с детьми выполняет движения: Ветер тихо клен качает, (взмах руками вперед-вверх и обратно) Влево - вправо наклоняет, (покачивание руками над головой) Раз - наклон и два - наклон, (наклоны корпусом) Зашумел листвою клен, (быстрые движения кистями рук над головой) Таким образом, содержание физкультминуток перекликается с темами занятий. Связь с трудовым обучением прослеживается в том, что дети могут самостоятельно изготовить нетрадиционное оборудование для занятий. Например, нарезать нитки, картон, сделать валик для рисования методом наката и т. д., подготовить рабочее место для занятий, убрать материалы и оборудование после окончания работы. Таким образом, у них формируются навыки самообслуживания, умение работать аккуратно. Роль взрослого заключается в создании развивающей среды, в обогащении детей знаниями и представлениями об окружающем мире, в организации и проведении различных мероприятий (экскурсий, наблюдений, чтении художественной литературы и т. п.), в стимулировании дошкольников, в организации работы с родителями. Педагог показывает способы действий с нетрадиционными материалами, инструментами, учит детей пользоваться ими, помогает создать сюжетный рисунок, стимулирует максимальное проявление творческих способностей: самостоятельное создание замысла и воплощение его на бумаге. Задача педагога — активизировать речь детей, научить их планировать свою деятельность, выполнять действия в определенной последовательности, адекватно оценивать свою работу и рисунки сверстников. Руководство педагога заключается в контроле, напоминании, оказании помощи при использовании той или иной нетрадиционной техники изображения, при подготовке рабочего места для занятия. Очень важно, чтобы воспитатель поощрял деятельность детей. Организация работы с родителями - важная составляющая деятельности педагога. Он проводит консультации, открытые и совместные занятия по рисованию нетрадиционными техниками изображения для детей и родителей, привлекает взрослых к оснащению уголка для рисования, к оформлению выставок детских работ, к другим мероприятиям. Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс ДОУ, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития творческих способностей детей, повышается эффективность всего воспитательного процесса. Материалы и инструменты для рисования нетрадиционными техниками изображения и способы их использования Техника рисования подчинена задаче изображения. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. Овладение различными
32 материалами, способами работы с ними позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений. Каждый из используемых инструментов требует определенных способов работы. Для проведения занятий необходимо хорошо знать выразительные возможности инструментов. Карандаш. При работе с ним рука чувствует сопротивление материала. В подготовительной группе используют цветные и простые графитные карандаши. Им можно резко очерчивать контур изображаемых предметов, создавать тоновый рисунок, делать легкий набросок для последующего окрашивания. Рисунок, выполненный простым карандашом, можно использовать в клеевой технике, технике «рисования по стеклу» и т. д. Кисти бывают жесткие, мягкие, плоские, круглые, заостренные, тупые. Рисование ими не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. При рисовании кистью рука не устает. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, линию, быстро покрывать цветом большие поверхности рисунка. Вместе с тем нивелируется ощущение характера движения. Линия контура при рисовании краской получается расплывчатой, недостаточно четкой. Для закрашивания больших плоскостей (например, неба, травы, земли, моря и т. п.) используется флейц (кисть с плоским ворсом). Для рисования в ДОУ применяют круглые кисти (для дошкольников подготовительной группы двух размеров: маленькие, № 2-6, и большие, №12-16). Для создания рисунка кисть хорошо насыщают краской. Линии проводятся один раз. Кисть надо вести в направлении по ворсу - иначе она лохматится и портится, а линии получаются неровными. Существуют разные способы работы с кистью: ее концом, всем ворсом, постепенным переходом от рисования концом к рисованию всем ворсом. Для широких линий кисть держат наклонно по отношению к бумаге, для тонких линий — вертикально. Кисть следует тщательно промывать. Для того чтобы осушить ее, используют салфетки. Следует непременно иметь подставки, кисти нельзя оставлять в банке с водой, так как мягкий ворс быстро меняет форму и рисовать становится трудно. Для работы с клеем применяют щетинные кисти. Стека может быть деревянной, металлической и пластмассовой. Самая простая форма стеки - палочка, заостренная с одной стороны и закругленная с другой. Используется она для работы с пластилином, но ее можно применять и в нетрадиционных техниках (например, для рисования по клейстеру). Стекой проводят по бумаге в различных направлениях. При соскабливании краски на бумаге остаются светлые полосы в виде различных узоров. Пользоваться стекой надо осторожно, регулируя нажим палочки на бумагу. Если применить большее усилие, чем требуется, стека прорвет бумагу, и рисунок будет испорчен, если нажимать недостаточно, то следы, которые оставляет палочка, будут плохо видны на клейстере. Бумага бывает различной по плотности и цвету. Для рисования цветными карандашами, цветными мелками детям дают белую гладкую или шероховатую бумагу. На ватман хорошо ложится акварельная краска. Для рисования цветными восковыми мелками, гуашью берут тонированную и цветную бумагу. Глянцевую и мелованную бумагу использовать не желательно. Например, при работе с гуашью такая бумага поглощает краску, меняет ее цвет, а по высыхании краска осыпается. Бумага в нетрадиционных техниках может использоваться как по прямому назначению, так и в качестве инструмента для получения изображения. Например, бумагой, смятой в комок, можно рисовать, если обмакнуть ее в краску. При этом изображение не будет иметь четко очерченного контура. Таким способом можно добиться создания выразительного образа животного с пушистым мехом, травы, водной ряби, клубов дыма, выходящих из печных труб, и т. д. В смешанной технике бумага может использоваться для создания объемных предметов. Картон бывает тонким и толстым. Для работы детям дают картон такой плотности и размера, чтобы они могли свободно его резать. Из плотного картона педагог готовит шаблоны, по ним дети самостоятельно вырезают нужную форму, предварительно очерчивая контур. Картон используют и в нетрадиционной технике (например, при рисовании ребром картона). Рисование ребром картона позволяет сразу окрашивать достаточно длинные, но неширокие поверхности с четко очерченными ровными краями. Движения ребром картона могут быть прямыми, дугообразными, вращательными. Если один конец картона окрасить краской одного цвета, а второй конец — другой, то предмет будет двухцветным. Так, используя вращательные движения, можно получить цветок, лепестки которого будут сразу окрашены в два цвета (например, цветы «Анютины глазки»). Из плотного картона можно сделать гребень (прямоугольник с зубцами с одной стороны), а затем использовать его в технике «рисование по клейстеру» вместо стеки.
Клейстер можно приготовить из крахмала, муки. Наносят его на бумагу жесткой кистью и используют как для склеивания, так и окрашивания бумаги. Для того чтобы окрасить бумагу, его делают цветным, добавляя растворенную в воде акварель или гуашь. В зависимости от цели, которую необходимо достичь, клейстер можно наносить как тонким, так и толстым слоем. Клей из пшеничной муки быстрее сохнет, при этом бумага меньше коробится, чем при использовании крахмального клея. Валик представляет собой деревянный или пластмассовый цилиндр длиной около 10 см, диаметром 2,5-3 см, который плотно обматывается тонкой веревкой. Такой валик в нетрадиционной технике используется для окрашивания больших поверхностей (например, при изображении дороги, неба, моря и т. д.). Пластилин — упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Его разогревают или разминают руками. Пластилин может быть однотонным и цветным. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средством выразительности. Данный материал широко используется в смешанной технике, он позволяет придать предметам объемную форму. Гуашь - густая непрозрачная краска, которую перед рисованием необходимо развести водой. После ее высыхания можно накладывать один цвет на другой. Чтобы получить более светлый тон какого-либо цвета, к краске добавляют белила. В подготовительной группе детям дают в готовом виде 5-6 цветов. Недостающие цвета они готовят сами, смешивая краски на палитре. Акварель -красочный материал. Основное его свойство-прозрачность красочного слоя. Цвет в акварели зависит от того, сколько воды добавлено в краску. Он не постоянен, как в гуаши. Для получения светлого тона акварельные краски разбавляют водой. Делается это на палитре. На ней можно и смешивать краски, если нужно получить какой-то новый цвет, которого нет в наборе. Фломастеры дают яркий сочный цвет, рисовать ими легко, однако получать оттенки невозможно. Специалисты допускают применение фломастеров в младших группах, однако не советуют их использовать в изобразительной деятельности старших дошкольников. Цветные восковые мелки используют для декоративных и сюжетных рисунков. Их держат тремя пальцами чуть ниже середины, чтобы видеть кончик мелка. Сильно надавливать на мелок не следует, так как он может ломаться. Используют их в старшей и в подготовительной к школе группах. При работе с цветными мелками следует обратить внимание на то, что при закрашивании рисунка невозможно добиться сплошного цвета, так как мелок ложится на бумагу фактурно, с просветами. В работе с детьми нужно использовать сочетание разных материалов в одном рисунке. Это позволяет достичь большей выразительности изображения (то, что трудно передать одним материалом, дополняется другим). Так, цветные восковые мелки можно сочетать с гуашью, акварелью. При соединении с акварелью вначале все рисуется мелками, а затем покрывается акварелью. Можно начинать и с акварели, а потом рисовать мелками. В ряде случаев можно добиться выразительности рисунка, сочетая гуашь и цветные карандаши. Выразительное решение изобразительной задачи достигается при рисовании акварелью по сырому слою, когда мягко растекающаяся краска образует плавные, тонкие переходы цветов и оттенков. Сочетание разных материалов в одном рисунке не должно быть случайным. Необходимо продумывать, пробовать, какие из них позволяют добиться большей выразительности. Рисунки, которые помещены в данной работе ниже, показывают большие возможности выразительной передачи изображения детьми с ЗПР при рисовании разными материалами и инструментами. Этапы работы с нетрадиционными техниками изображения Коррекционно-педагогическая работа, направленная на развитие сюжетного рисования нетрадиционными техниками изображения, включает в себя решение следующих задач: - ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов; - овладение дошкольниками нетрадиционными техниками рисования; - использование нетрадиционных техник изображения в Коррекционно-педагогическая работа проводится на занятиях и состоит из трех этапов.
Первый этап На данном этапе педагог знакомит детей с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения. Это могут быть монотипия, рисование нитками, под музыку, печатание листьями. Вначале детям показывают работы, выполненные каким-то одним видом техники, рассказывают о нем, показывают способ выполнения изображений, просят рассказать о последовательности производимых действий. Детям предоставляется возможность самостоятельно повторить данный способ на практике. На этом этапе используются традиционные инструменты (кисти) и материалы (гуашь). Данными техниками дошкольники могут создавать как предметные, так и сюжетные рисунки. Например, при использовании монотипии каждый ребенок сначала рисует у себя на листе бумаги бабочку, а после того, как рисунки высохнут, бабочек вырезают и приклеивают на одно общее полотно, тонированное зеленой краской. В итоге получается коллективная работа «Бабочки на поляне». Аналогично можно использовать рисунки, выполненные в технике печатание листьями, когда из предметного рисунка детей «Дерево осенью» получается коллективная работа «Осенний лес». Второй этап На данном этапе обучение нетрадиционным техникам изображения усложняется. Педагог знакомит детей с такими видами техники рисования, при использовании которых необходимо изготовлять инструменты (рисование методом наката), смешивать краску с другими материалами (рисование мыльной пеной), наносить один изобразительный материал на другой (рисование в технике «мятый рисунок»). Дети учатся ориентировочно-исследовательским действиям, экспериментированию, познают свойства материалов, правила применения оборудования, осваивают способы работы с нетрадиционными инструментами, учатся наносить приготовленную смесь на бумагу штрихами, пятнами, мазками и т. д. Сначала дошкольники пробуют изобразить данными техниками предметы, затем сюжетные эпизоды, а в конце переходят к сюжетному рисованию. На занятиях дошкольники учатся сравнивать различные виды техники рисования, сопоставлять изображения одного и того же предмета, выполненные разными нетрадиционными техниками, выявлять выразительные возможности каждой техники. Педагог знакомит детей с такими нетрадиционными техниками изображения, как печатание бумагой, рисование кляксами, мыльной пеной, ребром картона, по клейстеру, методами набрызга и наката. Дошкольники узнают о рисовании по стеклу, о клеевой технике, о технике «мятый рисунок» и т. д. Третий этап На занятиях по изобразительной деятельности используются смешанные техники, а также коллективное рисование нетрадиционными техниками. При выполнении таких заданий, где организующую роль выполняет педагог, дошкольники учатся анализировать, комбинировать образы, работать вместе со сверстниками, общаться. Эти задания достаточно сложны. Вначале дети учатся работать в паре, позже группа может насчитывать до 4-6 человек. Для коллективных работ используют такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками (ладонями, ребром ладони, кулаком, подушечками пальцев), рисование по кругу. При использовании смешанной техники дошкольники учатся сочетать в одном рисунке различные техники (рисование нитками, ладонями, кляксами и т. д.), а также комбинировать виды изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию. Третий этап может завершиться созданием творческой композиции, в которой принимают участие несколько детей (см. приложение № 1). Итогом каждого из этапов коррекционно-педагогической работы должен стать перенос усвоенных на занятиях знаний, умений, навыков в самостоятельную деятельность дошкольников (см. приложение № 3). Таким образом, коррекционно-педагогическая работа направлена на постепенное увеличение самостоятельности дошкольников, на повышение их умственной активности. Конечной целью является снижение роли наглядности, обучение самостоятельному созданию замысла. Наряду с решением главной задачи (формирование способности создавать сюжетное изображение нетрадиционными техниками), происходит обучение и таким элементам творчества, как определение темы рисунка, композиции, осуществление отбора предметов, персонажей будущего рисунка. Необходимо поощрять стремление
дошкольников дополнить замысел новыми деталями, образами. Усложнение обучения нетрадиционным техникам рисования детей с ЗПР происходит в следующих направлениях: - от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию; - от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным; - от использования готового (традиционного) оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить; - от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла; - от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения; - от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционными техниками. Нетрадиционные техники изображения1 Монотипия2 Оборудование: лист бумаги для рисования, кисть, гуашь разного цвета, розетки для краски, баночка для воды, подставка для кисти. Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать предмет. Примерные темы для рисования: «Ваза для цветов», «Цветы», «Дерево», «Бабочки» (рис. 10). 1. Для детей школьного возраста предлагаемая тематика рисунков в данном разделе пособия может быть несколько усложнена. - Здесь и далее прим. авт. 'Монотипия- отпечаток, который можно сделать только один раз. Рисование под музыку Оборудование: магнитофон (проигрыватель), кассета (пластинка) с записью музыкального произведения, краски разных цветов, розетки для краски, кисти, подставка для кисти, бумага для рисования, баночка для воды. Технология рисования. Дети прослушивают музыкальное произведение1. По окончании его звучания педагог предлагает детям «нарисовать» прослушанную музыку и дает задание придумать название своему рисунку (рис. 11-12).
Рис. 11. «Дождь» По небесам оравою бредут мешки дырявые, И бывает иногда, из мешков течет вода. Спрячемся получше от «дырявой» тучи. 1. Для прослушивания педагог может выбрать одно из музыкальных произведений, которые предусмотрены в разделе «Музыкальное воспитание» Программы обучения и воспитания детей в детском саду. Дошкольникам предлагается произведение, с которым они еще не знакомились на музыкальном занятии. Рис. 12. «Прогулка по городу» Техника «печатание листьями» Оборудование: листья деревьев или кустарников (незасушенные), бумага для рисования, гуашь разных цветов, кисть флейц, розетки для краски, баночки для воды, подставка для кисти. Технология рисования. Лист дерева (кустарника) положить на газету и раскрасить. Аккуратно приложить лист дерева раскрашенной стороной к альбомному листу. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой (можно газетной), прогладить ладонью. Снять бумагу и лист дерева. Отпечаток готов. По желанию можно дорисовать ствол, чтобы получилось дерево. Количество листьев может быть разным, в зависимости от размеров бумаги и самих листьев. Примерные темы для рисования: «Осенний лес», «Дерево осенью» (рис. 13).
Техника «рисование нитками» Оборудование: простые нитки № 10, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Технология рисования. Сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить. Примерные темы для рисования: «Салют», «О чем рассказала ниточка», «Космос» (рис. 14). Рис. 14. «Космос» Вот немного подрасту И в космос полечу. Рис. 13. «Дерево осенью» Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила.. 1 Нитки можно использовать и в нетрадиционной технике «монотипия». На одну половину чистого листа кладутся нитки, окрашенные в разные цвета гуаши так, чтобы один конец ниток выходил за границы листа. Нитки прикрываются сверху другой половиной чистого листа. Сверху лист проглаживается ладонью, нитки вынимаются, а лист бумаги разворачивается.
Техника «печатание бумагой» Оборудование: куски плотной бумаги, гуашь (количество цветов зависит от темы рисования), бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных комков бумаги. Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист для рисования. По мере необходимости комок плотной бумаги заново опускается в краску. Для использования гуаши другого цвета смять новый кусок из плотной бумаги. Примерные темы для рисования: «Волк и семеро козлят», «Облака», «Пушистый котенок» (рис. 15). Техника «рисование мыльной пеной» Оборудование: мыло или сильно пенящееся средство, безопасное для детей, гуашь, розетки для краски, крупная кисть (№ 12-16), бумага для рисования, губка из поролона, простой карандаш, подставка под кисть. Технология рисования. Взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть или смахнуть. Примерные темы для рисования: «Воздушные шары», «Салют» (рис. 16).
Рис. 15. «Пушистый котенок» Я умею чисто мыться. Не водой, а язычком. Мяу, как мне часто снится Блюдце с теплым молочком. Рис. 16. «Салют» Яркий и веселый праздничный салют Летом и зимою все ребята ждут.
Техника «рисование методом наката» Техника «рисование ребром картона»
Оборудование: валик, гуашь, бумага для рисования, емкость для краски, подставка для валика. Технология рисования. Налить гуашь в емкость. Опустить валик в емкость так, чтобы он был полностью погружен в краску. Достать валик из краски, подождать, пока лишняя краска стечет, и прокатить его по листу белой бумаги так, чтобы веревка оставляла следы. Примерные темы для рисования: «Река», «Небо», «Дорога», «Море», «На морском дне» (рис. 17). Оборудование: полоски картона (высота - 2 см, длина от 2 см до 6 см, она зависит от величины предмета, который будет изображен; ширина картона около 2 мм), бумага для рисования, гуашь, розетки для краски, кисть. Технология рисования. Ребро картона окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным. Примерные темы для рисования: «Кораблик», «Крыши домов», «Букет из васильков», «Золотые рыбки» (рис. 18).
Рис. 17. «На морском дне» Рис. 18. «Золотые рыбки» Вот они какие - рыбки золотые.
Техника «рисование с помощью соли»1 Оборудование: акварельные краски, бумага для рисования, кисть, крупная соль, баночка для воды, подставка под кисть. Техника рисования. Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается или остается на рисунке (рис. 19). Рис. 19. «Крокодил» Живет на речке Нил Веселый крокодил. Техника «рисование методом напыления» Оборудование: кисть флейц, палочки (можно использовать спички), гуашь, розетки для краски, два листа бумаги для рисования одинакового размера, фартуки, баночка для воды, подставка для кисти, шаблоны. Технология рисования. На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Кисть с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. 1 Темы для рисования данной нетрадиционной техникой могут быть любыми. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя (если делать движение от себя, то брызги от краски будут попадать на человека). Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист. Таким способом можно тонировать бумагу, прикрыв место изображения предмета шаблоном. Если по очереди использовать вырезанный лист и шаблон, то можно получить рисунок, выполненный полностью данной техникой. Примерные темы для рисования: «Салют», «Фрукты», «Букет цветов» (рис. 20). Рис. 20. «Букет цветов» Что подаришь маме ты? Я своей дарю цветы. Техника «рисование кляксами» Клеевая техника
Оборудование: полые тонкие трубочки (можно использовать трубочки для коктейля или соломку), акварельные краски, тонкая и широкая кисти, бумага для рисования, баночка для воды, подставка для кисти и трубочки. Технология рисования. Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны. Дошкольникам дается задание подумать, что напоминают получившиеся кляксы. При необходимости дорисовать детали. Примерные темы для рисования: «Деревья», «Лес» (рис. 21). Оборудование: канцелярский клей, акварельные краски, бумага для рисования, тонкие кисти, розетки для краски, подставки под кисти, салфетка. Технология рисования. Простым карандашом нанести на бумагу контур предмета. В тюбике с канцелярским клеем сделать маленькое отверстие, чтобы он вытекал тонкой струйкой. Аккуратно обвести клеем контур. Дать высохнуть. Закрасить пространство внутри контура акварельными красками. Если краска попадет на клей, стереть ее влажной салфеткой. Примерные темы для рисования: «Пряники», «Рыбка» (рис. 22).
Рис. 21. «Лес» Рис. 22. «Рыбка»
Смотри, как роща зеленеет, Палящим солнцем облита, А в ней какою негой веет От каждой ветки и листа. Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Техника «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами) Оборудование: бумага для рисования размером АЗ или ватман, гуашь разного цвета, блюдца для краски диаметром 20-25 см, фартуки, полотенце, таз с водой для мытья рук. Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на листе ватмана. Предварительно лист ватмана можно окрасить в светлый тон. Примерные темы для рисования: «Осенний лес», «Цветы», «Зоопарк», «Бабочки», «Мир животных»,
«Подводное царство» (рис. 23). Рисование по кругу Оборудование: бумага для рисования, гуашь разных цветов, розетки для краски, кисти, подставка для кисти, баночка для воды, магнитофон, запись музыкального произведения. Технология рисования. В рисовании принимают участие не менее трех человек. Под громко звучащую музыку каждый из детей начинает рисовать на свободную тему. При тихом звучании дети заканчивают рисование. В тот период времени, когда музыка смолкает, каждый ребенок передает свой рисунок соседу, сидящему справа от него. Как только музыка зазвучит снова, дети продолжают рисовать, но уже на листе товарища и т. д. Рисование продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не получит свой рисунок обратно. Затем рисунку придумывают название (рис. 24-25). Рис. 24. «Лето» Если видишь: на картине нарисована река, Или ель и белый иней, или сад и облака, Или снежная равнина, или поле и шалаш, Обязательно картина называется пейзаж.
Техника «мятый рисунок» Оборудование: бумага для рисования, цветные восковые мелки, крупная кисть, гуашь разных цветов, розетки для краски, подставка для кисти, баночка для воды, губка. Технология рисования. На листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги. Примерные темы для рисования:
«Цветы на окне», «Колобок» (рис. 26). Катится колобок дальше И поет свою песенку... Техника «рисование по клейстеру» Оборудование: мука, вода горячая и холодная, стека (палочка, картон), гуашь, емкость для клейстера, жесткая кисть больших размеров с плоским ворсом. Технология рисования. Заварить клейстер, разложить его в емкости, затем добавить в него краску. Набрать клейстер на кисть и нанести на бумагу ровным толстым слоем. Взять палочку и процарапать рисунок. Оставить сохнуть. Примерные темы для рисования:
«Осенний лес», «На дворе зима», «Рыбы в пруду» (рис. 27).
Техника «рисование по стеклу» Оборудование: оргстекло размером 15x20 см, клей ПВА, гуашь, кисти, баночка для воды, бумага для рисования, простой карандаш, подставка для кисти, розетки для краски. Технология рисования. Гуашь смешать с клеем ПВА в соотношении 1:2. На бумаге простым карандашом нарисовать предмет (сюжет). Поверх нарисованной картинки положить стекло, обвести рисунок и закрасить. Примерные темы для рисования: «Новый год», «Пингвины на льдине» (рис. 28). Мы веселые пингвины, А живем мы все на льдине. Существует множество нетрадиционных техник рисования. Однако не все они могут быть использованы в ДОУ. Некоторые трудны для детей, требуют специальной подготовки. В данной работе мы рассмотрели только ту небольшую часть нетрадиционных техник, которую можно использовать в ДОУ. Наше исследование показало, что на занятиях по изобразительной деятельности следует применять самые разные художественные материалы. Дошкольники с ЗПР могут успешно овладевать некоторыми нетрадиционными техниками изображения на занятиях и применять их в самостоятельной деятельности, проявляя инициативу, элементы творчества. ЛИТЕРАТУРА 1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. /Под ред. Е.А. Медведевой. - М.: Академия, 2001. 2. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000. 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. 4. ГозоваА.П., КулагинЮА., ЛубовскийВ.И., Петрова В.Г., Розанова Т.В. Изучение психического развития аномальных детей //Дефектология. 1983. № 6. С. 3-16. 5. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1999. 6. Диагностика и коррекция ЗПР у детей. /Под ред. С.Г. Шевченко.-М.: АРКТИ, 2001. Ч. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1996. 8. Егорова Т.В. Своеобразие мыслительной деятельности // Дети с ЗПР. Под ред. Т.А. Власовой, Л.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М.: Педагогика, 1984. Гл. 5. С. 70-106. 9. Екжанова ЕА. Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР. Методическое пособие. - М., 2000.
10. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М.: Изд. НПО «МОДЭК», 1998. 11. Захарова Л.Н. Прикладные вопросы психологии научно-технического творчества. - Горький: Изд. ГГУ, 1989. 12. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. - М.: Педагогика, 1956. 13. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. - М., 1952. 14. Казакова Р.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. - М., 1980. 15. Комарова Т.С, Сакулина НЛ., Халезова НД. и др. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., 1991. 16. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.,1976. 17. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1990.
18. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. 19. Корнев АЛ. Экспериментально-психологический анализ недостатков изобразительной деятельности у детей, страдающих дизлексией, и детей с ЗПР //Дефектология. 1983. № 4. С. 10-15. 20. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей. - М.: Просвещение, 1987. 21. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. - М., 1987. 22. Марковская И.Ф., Екжанова ЕА. Развитие тонкой моторики рук у детей с ЗПР //Дефектология. 1989. № 4. С. 62-65. 23. Медведева ЕА. Особенности развития воображения у старших дошкольников с ЗПР в театрализованных играх //Дефектология. 1998. № 4. С. 32-37. 24. Мухина В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. - М.,1981. 25. Обучение детей рисованию. /Под ред. СВ. Парафеевой. - М.: Просвещение, 1972. 26. Орлова А.Н. Использование графического метода в скрининг-диагностике психического развития детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс. канд. психол. наук, 2000. 27. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. М.: МПСИ, 1997. 28. Подготовительная к школе группа в детском саду. /Под ред. М.В. Залужской. - М.: Просвещение, 1975. 29. Пономарев Я А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976. 30. Речицкая Е.Г., Сошина ЕА. Развитие творческого воображения младших школьников. - М.: Владос, 2000. 31. Сакулина П.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965. 32. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. - Тула: Приокское кн. изд-во, 1993. 33. Сиволапов С.К. Особенности образной сферы у школьников с ЗПР //Дефектология. 1988. № 2. С. 3-9. 34. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. - М.: Просвещение,1985. 35. Теплое Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. - Известия АПН РСФСР. М.-Л., 1947. Вып. 11. 36. Типовая программа коррекционного обучения детей с ЗПР (подготовительная к школе группа). - М., 1989. 37. Улъенкова У.В. Дети с ЗПР. - Н.Новгород: НГПУ, 1994. 38. Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М.И. Буянова. - М.: Владос,1995.
|