Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура воображения





 

Виды (по А.В. Петровскому) Формы (по Л.Д. Столяренко) Функции (по О.В. Боровику) Механизмы (по М.В. Ермолаевой)
Непроизвольное (пассивное): а) преднамерен­ное (грезы, иллюзии); б) непреднамерен ное (сновидения, галлюцинации) Агглютинация (слияние отдель­ных элементов в один образ) Гностически-эвристическая (позволяет вооб­ражению нахо­дить и выражать в образах наибо­лее значимые стороны дей­ствительности) Варьирование (изменения имеющегося в опыте)
Произвольное (активное): а) воссоздающее (создание образов на основе прежних впечатлений; ведущую роль играет память) б) творческое (создание новых образов) Акцентирова­ние (выделение отдельных черт предметов)   Защитная (позволяет регулировать эмоциональное состояние) Моделирование (оперирование элементами имеющегося опыта с целью создания нового объекта)  
  Реконструкция (создание целого образа по частям предмета) Коммуникатив­ная (предполага­ет общение либо в процессе созда­ния продукта воображения, либо при оценке результата) Схематизация (сокращение реальности и ее расчленение с последующим переносом дейст­вия и функций предмета на другие объекты)

Окончание табл.

 

Виды (по А.В. Петровскому) Формы (по Л.Д. Столяренко) Функции (по О.В. Боровику) Механизмы (по М.В. Ермолаевой)
  Гиперболизация (преувеличение или преумень­шение предмета, изменение количества частей) Прогностичес­кая (заключает­ся в том, что продукт вообра­жения является целью, к кото­рой стремится субъект) Детализация (механизм, усиливающий яркость пред­ставления)
  Схематизация (уподобление, сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними)    
  Типизация (выделение в одном образе черт разных объектов)    

Воображение выступает как психологическая система, дей­ствие которой проявляется в усложнении форм преобразова­ния действительности средствами восприятия, мышления, па­мяти, собственно воображения и эмоционально-потребностной сферы. Для создания прочной основы творческой деятельности необходимо расширять опыт ребенка, обогащать его чувствен­ную сферу, развивать память. Л.С. Выготский указывал, что «чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действи­тельности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения»1.

Преобразование и переработка данных восприятия, пред­ставлений в новые образы происходит в процессе аналитико-синтетической

'Вы готский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967. С. 11.


 




мыслительной деятельности. В зависимости от поставленной задачи ребенок анализирует и отбирает необхо­димые представления и их элементы, преобразует и соединяет их в новые образы. Благодаря воображению расширяются гра­ницы его познания действительности. Ребенок познает то, что непосредственно на него не воздействует: прошлое и будущее, чувства и мысли других людей. Воображение вместе с мышле­нием, включаясь в творческую деятельность человека, помога­ет изменять окружающий мир, открывать закономерности природы и общества. Включаясь в мыслительную деятельность человека, оно позволяет в наблюдаемых явлениях увидеть ха­рактерное, общее, помогает представить явления в виде обоб­щенного образа. Знания, которые получают дети, влияют на развитие их воображения.

В трудах различных психологов имеется несколько точек зрения на вопрос соотношения воображения и мышления. Так, А.В. Брушлинский, В. Вунд считают, что воображение и мышление - это тождественные процессы, а Э.А. Пармон, А.Н. Раевский, Т. Рибо, А.И. Розов полностью противопостав­ляют их. По мнению Л.С. Выготского, воображение и мышле­ние тесно взаимосвязаны и участвуют в любом творческом акте.

Е.Е. Сапогова пишет, что воображение способно заполнять пробелы интеллектуального процесса. Чем больше неопреде­ленность ситуации, тем больше оно задействовано в поиске ре­шения. Если ситуация ясна, тем сильнее включается мышле­ние. Можно предположить, что в творческой деятельности воображение, фантазия играют роль своеобразного поисково-иллюстративного средства. Ценность фантазии в познании оп­ределяется тем, что она позволяет снизить дефицит информа­ции, заполнить интеллектуальные пустоты. Воображение до­зволяет перепрыгнуть через некоторые этапы мышления и дает возможность сразу увидеть конечный результат. Вообра­жение автор предлагает назвать «зоной ближайшего развития» мышления1.

П.П.Блонский, Л.С.Выготский, З.М.Истомина, А.А. Люблинская в своих работах рассматривают проблему взаимосвязи воображения и памяти. Деятельность воображения опирается на представления, которые сохранены памятью ребенка. Если

1 Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. - Тула: Приокское кн. изд-во, 1993.


вначале малыш оперирует образами репродуктивное то впо­следствии он воссоздает их уже сознательно, у него развивается творческое воображение. Следует заметить, что воображение вначале изучалось как процесс, в который включена образная память. Так, Ф. Кейра, Т. Рибо отождествляли репродуктивное воображение с образной памятью. Только со второй половины XX века ученые отказались от включения в понятие воображе­ния образной памяти. Существующее определение воображе­ния как творческого процесса по созданию новых образов на ос­нове переработки материала действительности в настоящее время является наиболее распространенным.

Роль речи в процессе становления воображения рассматри­вается в трудах Л.С. Выготского, М.М. Кольцовой, С.Л. Рубин­штейна, А.Г. Рузской и других авторов. Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина пишут, что «благодаря развитию речи... вообра­жение детей претерпевает существенное изменение, оно осво­бождается от чисто конкретных, образных компонентов и при­обретает ряд элементов абстрактного мышления»1. По мнению М.М. Кольцовой, воображение лучше сформировано у тех детей, у которых в развитии преобладает вторая сигнальная система.

М.В. Ермолаева, Е.Е. Сапогова и другие ученые считают, что воображение оказывает влияние на формирование у детей готовности к школьному обучению2. Так, Е.Е. Сапогова в своем исследовании приводит данные, согласно которым уровень раз­вития символической функции и воображения обусловливает степень внутренней готовности к школе.

Деятельность воображения связана со всей личностью ре­бенка. Она направляется и регулируется потребностями и интересами человека и оказывает на них свое влияние. Созда­ние и содержание образов воображения определяется мотива­ми и целями деятельности ребенка, его направленностью, чув­ствами, желаниями, способностью.

Л.С. Выготский писал: «Создание творческой личности, ус­тремленной в будущее, подготавливается творческим вообра­жением, воплощающимся в настоящем»3.

1 Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображе­ния младших школьников. - М.: Владос, 2000. С. 10.

2 Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной
работы с дошкольниками. - М.: НПО «МОДЭК», 1998; Сапогова. Е.Е.
Ребенок и знак. - Тула: Приокское кн. изд-во, 1993.

'Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967. С. 82.


 




Date: 2015-12-13; view: 2934; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию