Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура воображения
Окончание табл.
Воображение выступает как психологическая система, действие которой проявляется в усложнении форм преобразования действительности средствами восприятия, мышления, памяти, собственно воображения и эмоционально-потребностной сферы. Для создания прочной основы творческой деятельности необходимо расширять опыт ребенка, обогащать его чувственную сферу, развивать память. Л.С. Выготский указывал, что «чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения»1. Преобразование и переработка данных восприятия, представлений в новые образы происходит в процессе аналитико-синтетической 'Вы готский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967. С. 11.
мыслительной деятельности. В зависимости от поставленной задачи ребенок анализирует и отбирает необходимые представления и их элементы, преобразует и соединяет их в новые образы. Благодаря воображению расширяются границы его познания действительности. Ребенок познает то, что непосредственно на него не воздействует: прошлое и будущее, чувства и мысли других людей. Воображение вместе с мышлением, включаясь в творческую деятельность человека, помогает изменять окружающий мир, открывать закономерности природы и общества. Включаясь в мыслительную деятельность человека, оно позволяет в наблюдаемых явлениях увидеть характерное, общее, помогает представить явления в виде обобщенного образа. Знания, которые получают дети, влияют на развитие их воображения. В трудах различных психологов имеется несколько точек зрения на вопрос соотношения воображения и мышления. Так, А.В. Брушлинский, В. Вунд считают, что воображение и мышление - это тождественные процессы, а Э.А. Пармон, А.Н. Раевский, Т. Рибо, А.И. Розов полностью противопоставляют их. По мнению Л.С. Выготского, воображение и мышление тесно взаимосвязаны и участвуют в любом творческом акте. Е.Е. Сапогова пишет, что воображение способно заполнять пробелы интеллектуального процесса. Чем больше неопределенность ситуации, тем больше оно задействовано в поиске решения. Если ситуация ясна, тем сильнее включается мышление. Можно предположить, что в творческой деятельности воображение, фантазия играют роль своеобразного поисково-иллюстративного средства. Ценность фантазии в познании определяется тем, что она позволяет снизить дефицит информации, заполнить интеллектуальные пустоты. Воображение дозволяет перепрыгнуть через некоторые этапы мышления и дает возможность сразу увидеть конечный результат. Воображение автор предлагает назвать «зоной ближайшего развития» мышления1. П.П.Блонский, Л.С.Выготский, З.М.Истомина, А.А. Люблинская в своих работах рассматривают проблему взаимосвязи воображения и памяти. Деятельность воображения опирается на представления, которые сохранены памятью ребенка. Если 1 Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. - Тула: Приокское кн. изд-во, 1993. вначале малыш оперирует образами репродуктивное то впоследствии он воссоздает их уже сознательно, у него развивается творческое воображение. Следует заметить, что воображение вначале изучалось как процесс, в который включена образная память. Так, Ф. Кейра, Т. Рибо отождествляли репродуктивное воображение с образной памятью. Только со второй половины XX века ученые отказались от включения в понятие воображения образной памяти. Существующее определение воображения как творческого процесса по созданию новых образов на основе переработки материала действительности в настоящее время является наиболее распространенным. Роль речи в процессе становления воображения рассматривается в трудах Л.С. Выготского, М.М. Кольцовой, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Рузской и других авторов. Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина пишут, что «благодаря развитию речи... воображение детей претерпевает существенное изменение, оно освобождается от чисто конкретных, образных компонентов и приобретает ряд элементов абстрактного мышления»1. По мнению М.М. Кольцовой, воображение лучше сформировано у тех детей, у которых в развитии преобладает вторая сигнальная система. М.В. Ермолаева, Е.Е. Сапогова и другие ученые считают, что воображение оказывает влияние на формирование у детей готовности к школьному обучению2. Так, Е.Е. Сапогова в своем исследовании приводит данные, согласно которым уровень развития символической функции и воображения обусловливает степень внутренней готовности к школе. Деятельность воображения связана со всей личностью ребенка. Она направляется и регулируется потребностями и интересами человека и оказывает на них свое влияние. Создание и содержание образов воображения определяется мотивами и целями деятельности ребенка, его направленностью, чувствами, желаниями, способностью. Л.С. Выготский писал: «Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем»3. 1 Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. - М.: Владос, 2000. С. 10. 2 Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной 'Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967. С. 82.
|