Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности развития сюжетного рисования у детей с ЗПР старшего дошкольного возрастаЦелью проведенного исследования было изучение особенностей сюжетного рисования и выявление творческих возможностей воспитанников с ЗПР в подготовительной к школе группе ДОУ. Детям предлагалось выполнить три задания: 1. Закончить предложенный педагогом рисунок. Цель: выявление умения создавать сюжетное изображение. 2. Рисование на тему («Мы на Луне»). Цель: определение сформированности творческого воображения. 3. Рисование по заданному сюжету (встреча Красной Шапочки с серым волком по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка»). Цель: выявление творческих возможностей детей в сюжетном рисовании. Для оценки детских работ были выделены общие и частные критерии. Общие относились ко всем упражнениям, а частные дополняли общие и предъявлялись только к определенным заданиям. Общими критериями являлись следующие: 1. Отношение к заданию, понимание ребенком инструкции. Оценивалось, как быстро ребенок приступил к заданию, нужно ли повторное объяснение, правильно ли поняты им инструкции. 2. Наличие и стойкость интереса к рисованию, увлеченность. 3. Наличие сюжета: связывает ли ребенок предметы, персонажей рисунка по смыслу, является ли рисунок полным по содержанию. 4. Технические умения и навыки. Оценивались содержание рисунка, его композиция, наличие перспективных отношений, рациональное использование бумаги, развитие формообразующих движений, умение ребенка действовать с различными инструментами и учитывать выразительные возможности того или иного материала, мотивация выбора материалов, цветовая насыщенность рисунка. 5. Описание собственной работы. Оценивались: полнота и развернутость описания рисунка ребенком, внесение им в вербальной форме дополнительных деталей, обыгрывание рисунка, умение объяснить выбор средств выразительности, а также соотношение между замыслом, описанным в словесной форме, и его отображением на бумаге.
Для первого задания «Закончи рисунок» были выделены следующие дополнительные критерии: 1. Количество дорисованных предметов. 2. Наличие дополнительных деталей и предметов. Для двух других заданий (рисование на тему «Мы на Луне» и рисование по заданному сюжету) дополнительными критериями являлись: 1. Способность комбинировать знакомые элементы в новые сочетания. 2. Эмоциональная насыщенность образов. 3. Способность «войти» в воображаемую ситуацию. 4. Отбор характерных для той или иной ситуации явлений. 5. Искренность переживаний по отношению к изображаемому. 6. Поиск художественных средств, выражающих личное отношение к изображаемому. На основании анализа детских работ выяснилось следующее. Дошкольники с ЗПР не умеют создавать сюжетное изображение. Изображение отдельных предметов они не связывают в единый сюжет или из множества нарисованных предметов только 2-3 могут объединить в небольшой эпизод. Дополнительные детали предметов в рисунках встречаются крайне редко, работы примитивны. Наблюдается подмена изображений предметов изображениями геометрических фигур, неадекватное использование цвета (например, снеговик на рисунке изображен красным цветом). Дети с ЗПР испытывают затруднения при выборе темы для сюжетного рисования, при преобразовании незаконченных линий в предмет, они также не проявляют активности и самостоятельности при выборе предмета, который можно изобразить, не выдвигают собственных предположений, слабо актуализируют уже имеющиеся у них знания, проявляют «бездумный» стиль работы. Когда дошкольников с ЗПР попросили рассказать о содержании своего рисунка, они ограничились перечислением изображенных предметов или вообще отказались от каких-либо пояснений, отвечая приблизительно так: «Я нарисовала солнце, дерево...» или «Я не знаю, что нарисовал». Воспитанники ДОУ не могут придумать название своему рисунку, не задают себе в процессе рисования вопросов, не проявляют каких-либо эмоций, рассказывая об изображенном на бумаге. При штриховке предметов наблюдается выход за границы обозначенного контура, недостаточная сила нажима на карандаш, неравномерность закрашивания, неумение штриховать в одном направлении. Штриховка отличается небрежностью выполнения. Если изобразить задуманный предмет не получается, ребенок его перечеркивает. У детей с ЗПР отмечается недостаточная сформированность навыков рисования. В качестве примера нами представлены детские работы, которые были выполнены дошкольниками коррекционной группы ДОУ (рис. 1-3). Рис. 1 Следующие два задания: рисование на тему «Мы на Луне» и выполнение рисунка по заданному сюжету (встреча Красной Шапочки и серого волка) были направлены на выявление умения создавать сюжет и на определение творческих возможностей детей. При анализе детских работ, процесса рисования было выявлено, что дошкольники с ЗПР не способны создать развернутое, многоплановое, сюжетное изображение. Прослеживается заимствование содержания и композиции рисунков друг у друга, нет творческого начала. Они не могут «войти» в воображаемую ситуацию, комбинировать известные образы в новые сочетания, самостоятельно осуществить выбор средств, делающих рисунок более выразительным. Их рисунки бедны как по содержанию, так и по композиции. Воспитанники ДОУ не переживают по поводу изображаемого, не стремятся в рисунке передать личностное отношение, внести что-то от себя, отразить характер персонажей, их настроение. Образы далеко не всегда эмоционально насыщенны, наблюдается «фризовое» расположение предметов и фигур, их статичность и однообразие. Дети не используют перспективные отношения, декоративные элементы для украшения одежды, переносят цвет одной детали одежды на весь костюм персонажа (например, Красная Шапочка на всех рисунках без исключения нарисована в одежде красного цвета). Цвет, форма, величина как средства выразительности используются не в полной мере. Не наблюдается стремления к разнообразному цветовому решению изображения. Даже напоминание педагога о том, что имеются краски, фломастеры, карандаши разного цвета, не побуждает детей к их использованию. Выбор цвета воспитанники ДОУ осуществляют по подражанию друг другу. Дети могут забыть раскрасить предмет, его натуральный цвет. Больше внимания дошкольники проявляют при рисовании того предмета, который в данный момент их интересует. При этом изображение отличается схематизмом, недостаточной проработанностью деталей или их отсутствием, отмечаются ошибки в пространственной ориентировке на листе бумаги, в выборе цвета, налицо несоответствие величины предмета по отношению к другим, между частями одного изображения, искаженность форм. Прослеживается нечеткое изображение предметов. В фигуре человека, животного рисуются лишь наиболее крупные детали (голова, туловище, конечности), а мелкие (глаза, волосы, рот, нос, пальцы) могут отсутствовать. Изображение рук и ног - линейное. Фигура человека в большинстве случаев равняется по высоте предметам, которые в реальной жизни являются более высокими и крупными. Дети испытывают трудности в интерпретации рисунков, затрудняются придумать предысторию изображенного сюжета, наблюдается «прикованность» к конкретному изображению на картинке (задание «Мы на Луне»). Отмечается сниженный интерес или вообще его отсутствие к процессу и результату деятельности, дошкольники не всегда понимают, что от них требует педагог. Процесс творчества может доставлять детям огорчения, так как они часто совершают ошибочные операции, связанные
с необходимостью отказа от стереотипных действий. Педагогу в таком случае необходимо успокоить и уговорить ребенка продолжить работу. При работе с акварельными, гуашевыми красками рисунки часто выглядят неаккуратно. На листе бумаги наблюдаются пятна от испачканных краской пальцев, капли от плохо промытой кисточки. Технические умения и навыки детей не всегда соответствуют показателям возрастного развития. Движения рук бывают неточными, некоординированными. Иногда трудно узнать тот или иной предмет, изображенный на детском рисунке. Несовершенство мелкой моторики мешает закончить рисунок в определенный отрезок времени, провести ровную линию, выполнить штриховку, воплотить в рисунке задуманное. Несмотря на то, что рисунки могут быть выполнены на недостаточно высоком уровне, дети, как правило, оценивают их положительно.
В качестве примера ниже представлены некоторые рисунки детей с ЗПР, которые были получены в ходе выполнения заданий «Мы на Луне» (рис. 4-5) и по заданному сюжету из сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» (рис. 6-9).
Рис. 7 Рис.8 24
Рис.9 Таким образом, развитие сюжетного рисования и формирование творческих способностей у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста являются одной из актуальных задач коррекционно-развивающего обучения в ДОУ.
|