Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития сюжетного рисования у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста





Целью проведенного исследования было изучение особенно­стей сюжетного рисования и выявление творческих возможно­стей воспитанников с ЗПР в подготовительной к школе группе ДОУ. Детям предлагалось выполнить три задания:

1. Закончить предложенный педагогом рисунок. Цель: вы­явление умения создавать сюжетное изображение.

2. Рисование на тему («Мы на Луне»). Цель: определение сформированности творческого воображения.

3. Рисование по заданному сюжету (встреча Красной Ша­почки с серым волком по сказке Ш. Перро «Красная Шапоч­ка»). Цель: выявление творческих возможностей детей в сю­жетном рисовании.

Для оценки детских работ были выделены общие и частные критерии. Общие относились ко всем упражнениям, а частные дополняли общие и предъявлялись только к определенным за­даниям.

Общими критериями являлись следующие:

1. Отношение к заданию, понимание ребенком инструкции. Оценивалось, как быстро ребенок приступил к заданию, нужно ли повторное объяснение, правильно ли поняты им инструкции.

2. Наличие и стойкость интереса к рисованию, увлеченность.

3. Наличие сюжета: связывает ли ребенок предметы, персо­нажей рисунка по смыслу, является ли рисунок полным по со­держанию.

4. Технические умения и навыки. Оценивались содержание рисунка, его композиция, наличие перспективных отношений, рациональное использование бумаги, развитие формообразую­щих движений, умение ребенка действовать с различными ин­струментами и учитывать выразительные возможности того или иного материала, мотивация выбора материалов, цветовая насыщенность рисунка.

5. Описание собственной работы. Оценивались: полнота и развернутость описания рисунка ребенком, внесение им в вер­бальной форме дополнительных деталей, обыгрывание рисун­ка, умение объяснить выбор средств выразительности, а также соотношение между замыслом, описанным в словесной форме, и его отображением на бумаге.


 




Для первого задания «Закончи рисунок» были выделены следующие дополнительные критерии:

1. Количество дорисованных предметов.

2. Наличие дополнительных деталей и предметов.

Для двух других заданий (рисование на тему «Мы на Луне» и рисование по заданному сюжету) дополнительными критери­ями являлись:

1. Способность комбинировать знакомые элементы в новые сочетания.

2. Эмоциональная насыщенность образов.

3. Способность «войти» в воображаемую ситуацию.

4. Отбор характерных для той или иной ситуации явлений.

5. Искренность переживаний по отношению к изображае­мому.

6. Поиск художественных средств, выражающих личное от­ношение к изображаемому.

На основании анализа детских работ выяснилось следую­щее.

Дошкольники с ЗПР не умеют создавать сюжетное изобра­жение. Изображение отдельных предметов они не связывают в единый сюжет или из множества нарисованных предметов только 2-3 могут объединить в небольшой эпизод. Дополни­тельные детали предметов в рисунках встречаются крайне ред­ко, работы примитивны. Наблюдается подмена изображений предметов изображениями геометрических фигур, неадекват­ное использование цвета (например, снеговик на рисунке изоб­ражен красным цветом).

Дети с ЗПР испытывают затруднения при выборе темы для сюжетного рисования, при преобразовании незаконченных ли­ний в предмет, они также не проявляют активности и самостоя­тельности при выборе предмета, который можно изобразить, не выдвигают собственных предположений, слабо актуализируют уже имеющиеся у них знания, проявляют «бездумный» стиль работы.

Когда дошкольников с ЗПР попросили рассказать о содер­жании своего рисунка, они ограничились перечислением изоб­раженных предметов или вообще отказались от каких-либо по­яснений, отвечая приблизительно так: «Я нарисовала солнце, дерево...» или «Я не знаю, что нарисовал». Воспитанники ДОУ не могут придумать название своему рисунку, не задают себе в процессе рисования вопросов, не проявляют каких-либо эмо­ций, рассказывая об изображенном на бумаге.


При штриховке предметов наблюдается выход за границы обозначенного контура, недостаточная сила нажима на каран­даш, неравномерность закрашивания, неумение штриховать в одном направлении. Штриховка отличается небрежностью вы­полнения. Если изобразить задуманный предмет не получает­ся, ребенок его перечеркивает. У детей с ЗПР отмечается недо­статочная сформированность навыков рисования.

В качестве примера нами представлены детские работы, ко­торые были выполнены дошкольниками коррекционной груп­пы ДОУ (рис. 1-3).

Рис. 1

Следующие два задания: рисование на тему «Мы на Луне» и выполнение рисунка по заданному сюжету (встреча Красной Шапочки и серого волка) были направлены на выявление уме­ния создавать сюжет и на определение творческих возможнос­тей детей.

При анализе детских работ, процесса рисования было выяв­лено, что дошкольники с ЗПР не способны создать развернутое, многоплановое, сюжетное изображение. Прослеживается за­имствование содержания и композиции рисунков друг у друга, нет творческого начала. Они не могут «войти» в воображаемую ситуацию, комбинировать известные образы в новые сочетания, самостоятельно осуществить выбор средств, делающих рисунок


более выразительным. Их рисунки бедны как по содержанию, так и по композиции.

Воспитанники ДОУ не переживают по поводу изображаемо­го, не стремятся в рисунке передать личностное отношение, внести что-то от себя, отразить характер персонажей, их на­строение. Образы далеко не всегда эмоционально насыщенны, наблюдается «фризовое» расположение предметов и фигур, их статичность и однообразие. Дети не используют перспективные отношения, декоративные элементы для украшения одежды, переносят цвет одной детали одежды на весь костюм персонажа (например, Красная Шапочка на всех рисунках без исключе­ния нарисована в одежде красного цвета).

Цвет, форма, величина как средства выразительности исполь­зуются не в полной мере. Не наблюдается стремления к разно­образному цветовому решению изображения. Даже напоминание педагога о том, что имеются краски, фломастеры, карандаши раз­ного цвета, не побуждает детей к их использованию. Выбор цвета воспитанники ДОУ осуществляют по подражанию друг другу. Дети могут забыть раскрасить предмет, его натуральный цвет. Больше внимания дошкольники проявляют при рисовании того предмета, который в данный момент их интересует. При этом изображение отличается схематизмом, недостаточной про­работанностью деталей или их отсутствием, отмечаются ошиб­ки в пространственной ориентировке на листе бумаги, в выборе цвета, налицо несоответствие величины предмета по отноше­нию к другим, между частями одного изображения, искаженность форм. Прослеживается нечеткое изображение предметов. В фигуре человека, животного рисуются лишь наиболее крупные детали (голова, туловище, конечности), а мелкие (гла­за, волосы, рот, нос, пальцы) могут отсутствовать. Изображе­ние рук и ног - линейное. Фигура человека в большинстве слу­чаев равняется по высоте предметам, которые в реальной жиз­ни являются более высокими и крупными.

Дети испытывают трудности в интерпретации рисунков, затрудняются придумать предысторию изображенного сюже­та, наблюдается «прикованность» к конкретному изображе­нию на картинке (задание «Мы на Луне»).

Отмечается сниженный интерес или вообще его отсутствие к процессу и результату деятельности, дошкольники не всегда понимают, что от них требует педагог.

Процесс творчества может доставлять детям огорчения, так как они часто совершают ошибочные операции, связанные


 

с необходимостью отказа от стереотипных действий. Педагогу в таком случае необходимо успокоить и уговорить ребенка про­должить работу.

При работе с акварельными, гуашевыми красками рисунки часто выглядят неаккуратно. На листе бумаги наблюдаются пятна от испачканных краской пальцев, капли от плохо про­мытой кисточки.

Технические умения и навыки детей не всегда соответству­ют показателям возрастного развития. Движения рук бывают неточными, некоординированными. Иногда трудно узнать тот или иной предмет, изображенный на детском рисунке. Несо­вершенство мелкой моторики мешает закончить рисунок в оп­ределенный отрезок времени, провести ровную линию, выпол­нить штриховку, воплотить в рисунке задуманное.

Несмотря на то, что рисунки могут быть выполнены на недо­статочно высоком уровне, дети, как правило, оценивают их по­ложительно.


Рис.4 22

В качестве примера ниже представлены некоторые рисунки детей с ЗПР, которые были получены в ходе выполнения зада­ний «Мы на Луне» (рис. 4-5) и по заданному сюжету из сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» (рис. 6-9).





-

Лена А. (7 лет)

 

 


Рис. 7

Рис.8 24


 


Рис.9

Таким образом, развитие сюжетного рисования и формиро­вание творческих способностей у детей с ЗПР старшего до­школьного возраста являются одной из актуальных задач коррекционно-развивающего обучения в ДОУ.

Date: 2015-12-13; view: 1362; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию