Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О смыс­ле люб­ви 3 page





"Ме­ханизм" то­го, что на­зыва­ет­ся "пред­восхи­ща­ющей тре­вогой", хо­рошо из­вестен пси­хоте­рапев­ту. Про­ис­хо­дит что-то не­лад­ное, ког­да соз­на­ние пы­та­ет­ся ре­гули­ровать дей­ствия, ко­торые обыч­но осу­щест­вля­ют­ся ав­то­мати­чес­ки. За­ика ча­ще все­го нап­ря­жен­но сле­дит за тем, как он го­ворит, — он кон­цен­три­ру­ет свое вни­мание на ак­те го­воре­ния, а не на том, что он хо­чет ска­зать. И по­это­му он по­дав­ля­ет сам се­бя-так, как буд­то его речь-это мо­тор, в ко­торый он пы­та­ет­ся за­лезть ру­ками, вмес­то то­го что­бы прос­то за­пус­тить его и дать ему ра­ботать са­мос­то­ятель­но. Час­то бы­ва­ет дос­та­точ­но на­учить за­ика­юще­гося пе­рек­лю­чать­ся на "мыс­ли вслух". Ес­ли толь­ко он бу­дет ду­мать вслух, рот бу­дет го­ворить сам по се­бе-и тем сво­бод­нее, чем мень­ше за этим сле­дить. Ес­ли его удас­тся на­учить это­му, он обя­затель­но из­ба­вит­ся от за­ика­ния. Как мы по­кажем да­лее, пси­хоте­рапия бес­сонни­цы ос­но­вана на ана­логич­ном под­хо­де. Ес­ли че­ловек оши­боч­но фик­си­ру­ет свое соз­на­ние на про­цес­се за­сыпа­ния, ес­ли он от­ча­ян­но пы­та­ет­ся ус­нуть, он соз­да­ет внут­реннее нап­ря­жение, ко­торое де­ла­ет сон аб­со­лют­но не­воз­можным. Страх пе­ред бес­сонни­цей-это та же са­мая пред­восхи­ща­ющая тре­вога, ко­торая и в этих слу­ча­ях ме­ша­ет зас­нуть, на­вяз­чи­во под­тверждая факт бес­сонни­цы, что в свою оче­редь ук­репля­ет ис­ходное бес­по­кой­ство, — та­ким об­ра­зом за­мыка­ет­ся по­роч­ный круг.

Ана­логич­ный про­цесс про­ис­хо­дит с каж­дым че­лове­ком, ко­торый на­чина­ет бес­по­ко­ить­ся по по­воду сво­ей сек­су­аль­ной сос­то­ятель­нос­ти. Его са­монаб­лю­дение обос­тря­ет­ся, и он на­чина­ет опа­сать­ся, что у не­го что-то не по­лучит­ся. Это бес­по­кой­ство са­мо по се­бе при­водит к раз­ви­тию им­по­тен­ции. Сек­су­аль­ный нев­ро­тик фик­си­ру­ет свое вни­мание не на пар­тне­ре (как это де­ла­ет лю­бой нор­маль­ный лю­бов­ник), а на сек­су­аль­ном ак­те как та­ковом. В ре­зуль­та­те акт не уда­ет­ся-он прос­то не мо­жет удать­ся, по­тому что он не про­ис­хо­дит "ес­тес­твен­но", а его нас­той­чи­во же­ла­ют. В та­ких слу­ча­ях за­дача пси­хоте­рапии- ра­зор­вать этот зам­кну­тый по­роч­ный круг сек­су­аль­ной пред­восхи­ща­ющей тре­воги пу­тем ус­тра­нения этой фик­си-ро­ван­ности на са­мом ак­те. Па­ци­ен­та на­до убе­дить в том, что­бы он ни­ког­да не чувс­тво­вал се­бя обя­зан­ным со­вер­шать сек­су­аль­ный акт. Сле­ду­ет из­бе­гать все­го то­го, что па­ци­ент мо­жет рас­це­нить как "по­буж­де­ние к сек­су­аль­нос­ти". Та­кое по­буж­де­ние мо­жет ис­хо­дить от пар­тне­ра (ес­ли, нап­ри­мер, это им­пуль­сив­ная, сек­су­аль­но тре­бова­тель­ная жен­щи­на), или из сво­его собс­твен­но­го "Я" (нап­ри­мер, от при­нято­го "ре­шения" со­вер­шить сек­су­аль­ный акт в оп­ре­делен­ный, кон­крет­ный день), или из си­ту­ации (соп­ро­вож­де­ние дру­гих в пуб­личный дом).

Ког­да все эти ти­пы по­буж­де­ния, ко­торые от­ри­цатель­но вли­яют на сек­су­аль­но­го нев­ро­тика, бу­дут ус­тра­нены, па­ци­ент дол­жен учить­ся неп­ри­нуж­деннос­ти до тех пор, по­ка не дос­тигнет ес­тес­твен­ности в сво­ем сек­су­аль­ном по­веде­нии. Но да­же преж­де, чем та­кая пси­хоте­рапия бу­дет ре­али­зова­на, сле­ду­ет пред­при­нять по­пыт­ку по­казать па­ци­ен­ту, что его пер­во­началь­ная нез­до­ровая ре­ак­ция впол­не по­нят­на. Та­ким об­ра­зом, па­ци­ент бу­дет ос­во­бож­ден от чувс­тва, что он стра­да­ет ка­кой-то со­мати­чес­кой па­толо­ги­ей. Дру­гими сло­вами, он дол­жен на­учить­ся уз­на­вать вред­ное вли­яние пред­восхи­ща­ющей тре­воги и по­роч­ный круг, в ко­торый она при­водит; и он дол­жен знать, что его ре­ак­ция — это обыч­ная для нор­маль­но­го че­лове­ка не­уда­ча.

Мо­лодой че­ловек об­ра­тил­ся к вра­чу с жа­лоба­ми на свою сек­су­аль­ную по­тен­цию. Ока­залось, что пос­ле кон­флик­та, для­щего­ся нес­коль­ко лет, он на­конец уго­ворил свою пар­тнер­шу "стать его". Она наз­на­чила ему пер­вую ночь приб­ли­жа­юще­гося ре­лиги­оз­но­го праз­дни­ка. Это обе­щание бы­ло да­но за две не­дели до праз­дни­ка. Во вре­мя этих двух не­дель мо­лодой че­ловек ед­ва мог спать от нап­ря­жен­но­го ожи­дания. На­конец они от­пра­вились за го­род на вы­ход­ные дни; им пред­сто­яло про­вес­ти ночь в хи­жине в Аль­пах. Ночью, ког­да этот па­ци­ент под­нялся по лес­тни­це в спаль­ню, он был так взвин­чен-при­чем не сек­су­аль­ным воз­бужде­ни­ем, а той са­мой пред­восхи­ща­ющей тре­вогой, — что, как он сам впос­ледс­твии опи­сывал, сер­дце у не­го би­лось нас­толь­ко силь­но и он дро­жал так, что ед­ва мог ид­ти. От­ку­да же у не­го мог­ла взять­ся по­тен­ция!

Вра­чу приш­лось объ­яс­нить, нас­коль­ко без­на­деж­но рас­счи­тывать на ус­пех в сек­се при та­ком внут­реннем и внеш­нем сос­то­янии и нас­коль­ко по­нят­на и ес­тес­твен­на ре­ак­ция па­ци­ен­та. Его по­веде­ние в та­кой си­ту­ации бы­ло впол­не нор­маль­ным и ни в ко­ей ме­ре не па­толо­гичес­ким. Па­ци­ент на­конец по­нял, что в его слу­чае речь не идет об ис­тинной им­по­тен­ции, ко­торой он так опа­сал­ся (опа­сение, по­рож­да­ющее нев­роз пред­восхи­ща­ющей тре­воги и, та­ким об­ра­зом, ста­новя­ще­еся от­прав­ной точ­кой зам­кну­того по­роч­но­го кру­га). По­нима­ния это­го бы­ло дос­та­точ­но, что­бы вос­ста­новить его уве­рен­ность в се­бе. Он по­нял, что это вов­се не приз­нак тя­жело­го за­боле­вания, ког­да муж­чи­на не спо­собен вы­пол­нить два де­ла сра­зу: быть с лю­бовью пре­дан­ным сво­ей пар­тнер­ше (обя­затель­ное ус­ло­вие для спо­соб­ности ре­аги­ровать и со­вер­шать сек­су­аль­ный акт) и в то же са­мое вре­мя наб­лю­дать за со­бой с бес­по­кой­ным пред­чувс­тви­ем. Фун­кци­ей та­кой пси­хоте­рапев­ти­чес­кой про­цеду­ры яв­ля­ет­ся из­бавле­ние от пред­восхи­ща­ющей тре­воги, как толь­ко она по­яв­ля­ет­ся. Опас­но­му са­мов­ну­шению, по­рож­денно­му та­ким бес­по­кой­ством, не поз­во­ля­ют раз­ви­вать­ся, его пре­сека­ют в са­мом на­чале.

И тут мы сно­ва и сно­ва — на этот раз в сфе­ре сек­су­аль­ной жиз­ни, в пси­холо­гии и па­толо­гии по­лово­го по­веде­ния-ви­дим, нас­коль­ко сле­по са­модов­ле­ющее стрем­ле­ние к счастью, нас­коль­ко без­на­деж­ны да­же са­мые от­ча­ян­ные по­пыт­ки дос­тичь счастья са­мого по се­бе, до­бить­ся удо­воль­ствия как та­ково­го-все они об­ре­чены на про­вал. Мы уже го­вори­ли в дру­гом кон­тек­сте, что стрем­ле­ние к счастью не от­но­сит­ся к чис­лу ос­новных по­буж­де­ний че­лове­ка; что, в об­щем, жизнь от­нюдь не ог­ра­ничи­ва­ет­ся нап­равлен­ностью на по­луче­ние удо­воль­ствия. Кант за­метил в свое вре­мя, что че­ловек хо­чет быть счас­тли­вым, но че­го ему по-нас­то­яще­му сто­ит же­лать-так это быть дос­той­ным счастья. Мы, од­на­ко, при­дер­жи­ва­ем­ся той точ­ки зре­ния, что че­ловек не хо­чет прос­то быть счас­тли­вым. Ско­рее он хо­чет иметь ос­но­вание быть счас­тли­вым. Ина­че го­воря, все эти пе­рено­сы-с объ­ек­та же­лания на са­мо же­лание, с це­ли (ос­но­вания для счастья) на удо­воль­ствие (следс­твие дос­ти­жения этой це­ли) — пред­став­ля­ют со­бой про­из­водную фор­му че­лове­чес­кой мо­тива­ции. Этой про­из­водной фор­ме не­дос­та­ет не­пос­редс­твен­ности. Имен­но та­кое от­сутс­твие ес­тес­твен­ности и не­пос­редс­твен­ности и ха­рак­те­ризу­ет все нев­ро­тичес­кие пе­режи­вания. Мы уже ви­дели, как они мо­гут при­вес­ти к нев­ро­тичес­ким и осо­бен­но сек­су­аль­ным на­руше­ни­ям. Не­пос­редс­твен­ность и, сле­дова­тель­но, ис­тинность сек­су­аль­но­го на­мере­ния яв­ля­ет­ся обя­затель­ным и не­заме­нимым ус­ло­ви­ем по­тен­ции у муж­чи­ны. В свя­зи с сек­су­аль­ной па­толо­ги­ей Ос­вальд Шварц при­думал сло­во "об­разцо­вость" для вы­раже­ния ис­тиннос­ти на­мере­ния. Ти­пич­ным для "об­разцо­вого" че­лове­ка яв­ля­ет­ся то, что его не так-то прос­то сму­тить; с ха­рак­терной уве­рен­ностью ин­стинкта он из­бе­га­ет всех си­ту­аций, с ко­торы­ми не мог бы спра­вить­ся, пред­по­чита­ет дер­жать­ся в сто­роне от лю­бого ок­ру­жения, в ко­торое он мог бы не "впи­сать­ся". По­рази­тель­но не­об­разцо­вым бы­ло бы по­веде­ние чувс­тви­тель­но­го че­лове­ка, ко­торый при­ходит к прос­ти­тут­ке и ока­зыва­ет­ся им­по­тен­том. Нет ни­чего па­толо­гичес­ко­го в са­мом этом по­веде­нии; оно еще не яв­ля­ет­ся ха­рак­терно нев­ро­тичес­ким. Сек­су­аль­ную не­уда­чу в та­кой си­ту­ации впол­не мож­но ожи­дать от нор­маль­но­го куль­тур­но­го че­лове­ка. Но сам факт, что этот че­ловек ока­зыва­ет­ся в та­кой си­ту­ации, где его им­по­тен­ция ста­новит­ся единс­твен­ным спо­собом выб­рать­ся из нее, — это до­каза­тель­ство то­го, что он- не "об­разцо­вый".

До сих пор мы рас­смат­ри­вали воп­ро­сы, свя­зан­ные с при­родой люб­ви. Об­ра­тим­ся те­перь к ее про­ис­хожде­нию. Пси­хосек­су­аль­ное соз­ре­вание на­чина­ет­ся в под­рос­тко­вом воз­расте (пу­бер­татном пе­ри­оде). С фи­зи­оло­гичес­ким соз­ре­вани­ем секс (в бо­лее уз­ком смыс­ле это­го сло­ва) вхо­дит в че­лове­чес­кое соз­на­ние так не­ожи­дан­но, что-по ана­логии с фор­му­лиров­кой Шил­де­ра в от­но­шении пси­хоза-мы мо­жем го­ворить о "втор­же­нии в пси­хику ми­ра те­лес­но­го (ор­га­ничес­ко­го)". Под­росток не под­го­тов­лен к та­кому вне­зап­но­му втор­же­нию сек­су­аль­нос­ти в его пси­хику, и ес­тес­твен­ной ре­ак­ци­ей час­то бы­ва­ет неч­то вро­де шо­ка. Пси­холо­гичес­кие на­руше­ния, ко­торые мо­гут сле­довать за этим, не яв­ля­ют­ся по­это­му па­толо­гичес­ки­ми.

В то вре­мя, ког­да сек­су­аль­ность "об­ру­шива­ет­ся" на лич­ность под­рос­тка, она еще не яв­ля­ет­ся чем-то собс­твен­но пси­холо­гичес­ким. Ее сле­ду­ет ско­рее наз­вать пси­хичес­кой ре­ак­ци­ей на со­мати­чес­кое со­бытие, прос­то пси­хичес­ким следс­тви­ем гор­мо­наль­но­го сдви­га или пси­хичес­ким вы­раже­ни­ем нап­ря­жения в эн­докрин­ных же­лезах. Эта фи­зи­оло­гичес­ки де­тер­ми­ниро­ван­ная сек­су­аль­ность пер­во­началь­но амор­фна, еще не сфор­ми­рова­на как лич­нос­тное об­ра­зова­ние. Дру­гими сло­вами, она еще не ин­тегри­рова­на. Толь­ко по ме­ре пси­хосек­су­аль­но­го соз­ре­вания сек­су­аль­ность ор­га­низу­ет­ся лич­ностью и ас­си­мили­ру­ет­ся жиз­не­де­ятель­ностью че­лове­ка. Вна­чале секс еще не лич­нос­тная тен­денция; ско­рее он-по­буж­де­ние без це­ли и нап­равле­ния. В хо­де даль­ней­ше­го раз­ви­тия и соз­ре­вания это по­буж­де­ние ста­новит­ся все бо­лее нап­равлен­ным; про­ис­хо­дит воз­раста­ние его из­би­ратель­нос­ти и ин­тенци­ональ­ность. Сек­су­аль­ность все бо­лее и бо­лее приб­ли­жа­ет­ся к яд­ру лич­ности, все бо­лее и бо­лее про­ника­ет в раз­ряд сил, по­рож­да­емых лич­нос­тны­ми мо­тива­ми. Пер­вый шаг-это ког­да сек­су­аль­ное по­буж­де­ние при­об­ре­та­ет цель в ви­де "раз­рядки" сос­то­яния воз­бужде­ния; для этой це­ли по­дой­дет лю­бой пар­тнер про­тиво­полож­но­го по­ла.

Та­ким об­ра­зом, "не­оп­редме­чен­ное" сек­су­аль­ное нап­ря­жение ста­новит­ся ре­аль­ным сек­су­аль­ным по­буж­де­ни­ем, нап­равлен­ным на ин­стинктив­но сфор­ми­рован­ную цель. Поз­днее по­яв­ля­ет­ся до­пол­ни­тель­ный фак­тор нап­равлен­ности: сек­су­аль­ный ин­стинкт нап­равля­ет­ся на оп­ре­делен­но­го че­лове­ка, кон­крет­но­го пред­ста­вите­ля про­тиво­полож­но­го по­ла; те­перь су­щес­тву­ет кон­крет­ный объ­ект. Смут­ное, не­оп­редме­чен­ное по­буж­де­ние сна­чала ста­ло це­ленап­равлен­ным; те­перь це­ленап­равлен­ный им­пульс ста­новит­ся нап­равлен­ным на кон­крет­ное ли­цо. К не­оп­ре­делен­но­му ин­стинктив­но­му вле­чению (ге­нито­сек­су­аль­но-му по сво­ей при­роде) до­бавил­ся кон­крет­ный объ­ект: лю­бимый че­ловек в ка­чес­тве пар­тне­ра. Та­ким об­ра­зом, сек­су­аль­ное по­буж­де­ние, сек­су­аль­ный ин­стинкт и сек­су­аль­ное стрем­ле­ние зна­мену­ют раз­личные ста­дии пси­хосек­су­аль­но­го соз­ре­вания, при­чем каж­дая ста­дия ха­рак­те­ризу­ет­ся уве­личе­ни­ем на­мерен­ной из­би­ратель­нос­ти. Та­ким об­ра­зом, по ме­ре то­го как че­ловек взрос­ле­ет, в его сек­су­аль­нос­ти все боль­ше и боль­ше на­чина­ет вы­ражать­ся его лич­ность.

Ка­ково же про­ис­хожде­ние это­го нап­равля­юще­го фак­то­ра? Что при­да­ет ин­стинкту нап­равлен­ность на кон­крет­ное ли­цо? Это, ве­ро­ят­но, не мо­жет про­ис­хо­дить са­мо по се­бе. Ин­стинкт, сек­су­аль­нось в це­лом при­об­ре­та­ют свою ин­тенци­ональ­ность из тен­денции со­вер­шенно иной-и по сво­ей су­ти и по про­ис­хожде­нию (то есть не прос­то как ре­зуль­тат суб­ли­мация-из внут­ренне при­суще­го че­лове­ку (им­ма­нен­тно­го) эро­тичес­ко­го стрем­ле­ния. Его сле­ду­ет на­зывать им­ма­нен­тным по­тому, что его при­сутс­твие мож­но об­на­ружить всег­да, как бы глу­боко оно ни бы­ло за­хоро­нено. Да­же в тех слу­ча­ях, ког­да оно ухо­дит за пре­делы соз­на­ния, его за­роды­ши мо­гут быть об­на­руже­ны в прош­лом. Это стрем­ле­ние в то же са­мое вре­мя нуж­но на­зывать "эро­тичес­ким", по­тому что оно рез­ко от­ли­ча­ет­ся от всех дру­гих сек­су­аль­ных стрем­ле­ний. У мо­лодых лю­дей, нап­ри­мер, оно име­ет фор­му стрем­ле­ния к то­вари­щес­тву, к неж­ности, к бли­зос­ти и вза­имо­пони­манию. Мо­лодые лю­ди тя­нут­ся к бли­зос­ти ду­хов­ной, со­вер­шенно от­личной от собс­твен­но сек­су­аль­ных кон­тактов. Та­ким об­ра­зом, ука­зан­ное стрем­ле­ние яв­ля­ет­ся "эро­тичес­ким" в уз­ком смыс­ле это­го сло­ва. Оно пер­вично, а не про­из­водно от сек­су­аль­нос­ти.

Да­же че­ловек, ко­торый яв­но стре­мит­ся толь­ко к сек­су­аль­ным удо­воль­стви­ям, ра­но или поз­дно ис­пы­тывал эти бо­лее тон­кие вле­чения, ко­торые Фрейд счи­тал ме­шаю-цщми дос­ти­жению це­ли тен­денци­ями, но ко­торые мы счи­та­ем не­пос­редс­твен­но эро­тичес­ки­ми стрем­ле­ни­ями и ко­торые, ско­рее все­го, дос­ти­га­ют це­ли ис­тинно­го удов­летво­рения, а не не­оп­ре­делен­но­го сек­су­аль­но­го по­буж­де­ния. В той или иной си­ту­ации да­же при­вер­же­нец чис­то сек­су­аль­но­го удов­летво­рения на­вер­ня­ка не раз предъ­яв­лял бо­лее вы­сокие тре­бова­ния к сво­ему пар­тне­ру, к его не толь­ко фи­зичес­ким, но и ду­шев­ным ка­чес­твам. И все по­доб­ные им­пуль­сы и тре­бова­ния выс­ту­па­ют на пер­вый план, да­же ког­да они глу­боко спря­таны в ше­лухе вуль­гар­но­го сек­су­аль­но­го де­боширс­тва. Ин­те­рес­ным в этой свя­зи яв­ля­ет­ся слу­чай, о ко­тором со­об­щи­ла од­на тан­цовщи­ца ноч­но­го клу­ба. Ког­да она при­вела пь­яно­го муж­чи­ну к се­бе до­мой, он вдруг на­чал нас­той­чи­во пред­ла­гать, что­бы они вдво­ем де­лали вид, что они счас­тли­вая се­мей­ная па­ра и что буд­то бы муж воз­вра­ща­ет­ся до­мой с ра­боты и же­на неж­на с ним, — и все это аб­со­лют­но соз­на­тель­но про­тиво­пос­тавля­ет­ся сек­су­аль­нос­ти, да­же без на­мере­ния пред­ста­вить это как пре­людию к сек­су. Здесь про­рыва­ет­ся эле­мент, ко­торый был по­дав­лен. По­тому что этим вы­тес­ненным, по­дав­ленным эле­мен­том бы­ла лю­бовь, эро­тичес­кая тен­денция ока­залась отод­ви­нутой на зад­ний план сек­су­аль­ным ин­стинктом. И да­же в этой вы­тес­ненной, ис­ка­лечен­ной фор­ме эро­тичес­кой жиз­ни-от­но­шения меж­ду тан­цовщи­цей ноч­но­го клу­ба и ее пар­тне­ром-про­яв­ля­ет­ся про­рыва­емое на­ружу внут­реннее стрем­ле­ние к бо­лее вы­соко­му ти­пу эро­тиз­ма.

Им­ма­нен­тная эро­тичес­кая тен­денция, та­ким об­ра­зом, — это то, что зас­тавля­ет сек­су­аль­ность пе­рехо­дить от прос­то­го фи­зичес­ко­го "по­зыва" че­рез пси­холо­гичес­кое по­буж­де­ние к ду­хов­но­му стрем­ле­нию, ко­торое ис­хо­дит из собс­твен­но­го "Я" и нап­равле­но к "Эго" дру­гого че­лове­ка. При нор­маль­ном или иде­аль­ном хо­де пси­хосек­су­аль­но­го раз­ви­тия про­ис­хо­дит пос­те­пен­ное пре­об­ра­зова­ние чис­то сек­су­аль­ной мо­тива­ции в эро­тичес­кую тен­денцию-до тех пор, по­ка на­конец секс не соль­ет­ся с эро­тиз­мом и не про­изой­дет сов­па­дения со­дер­жа­ния эро­тичес­кой тен­денции с сек­су­аль­ны­ми по­буж­де­ни­ями. Дос­ти­га­ет­ся ус­пешный син­тез сек­су­аль­нос­ти и эро­тиз­ма. Ин­стинкт, ко­торый при­об­рел свою нап­равлен­ность из эро­тичес­кой тен­денции-а имен­но ее нап­равлен­ность на оп­ре­делен­но­го кон­крет­но­го че­лове­ка, — за­тем ус­той­чи­во свя­зыва­ет­ся с этим че­лове­ком.

Этот про­цесс соз­ре­вания, сле­дова­тель­но, с ло­гичес­кой пос­ле­дова­тель­ностью ве­дет к мо­ногам­но­му от­но­шению, как то­го тре­бу­ет эро­тичес­кая тен­денция. По-нас­то­яще­му зре­лый че­ловек бу­дет ис­пы­тывать сек­су­аль­ное же­лание толь­ко тог­да, ког­да он лю­бит; он бу­дет рас­смат­ри­вать воз­можность сек­су­аль­ных от­но­шений толь­ко там, где секс яв­ля­ет­ся вы­раже­ни­ем люб­ви. Мо­ногам­ные от­но­шения, та­ким об­ра­зом, ста­новят­ся куль­ми­наци­ей пси­хосек­су­аль­но­го раз­ви­тия, целью вос­пи­тания по­лов и иде­алом сек­су­аль­ной эти­ки. Пос­коль­ку это иде­ал, он очень ред­ко дос­ти­га­ет­ся; обыч­но к не­му толь­ко приб­ли­жа­ют­ся-в боль­шей или мень­шей сте­пени. Как и все иде­алы, этот иде­ал так­же яв­ля­ет­ся толь­ко ру­ково­дящим прин­ци­пом: "Он ус­та­нав­ли­ва­ет­ся по­доб­но "яб­лочку" ми­шени, в ко­торое всег­да на­до це­лить­ся, да­же ес­ли в не­го не всег­да по­пада­ешь" (Г„те). Так же как ред­ко кто спо­собен на нас­то­ящую лю­бовь, так же ред­ко кто дос­ти­га­ет на­ивыс­шей ста­дии раз­ви­тия зре­лой лю­бов­ной жиз­ни. Но, в кон­це кон­цов, "за­дача" каж­до­го че­лове­ка-"веч­на", а спо­соб­ность че­лове­ка к раз­ви­тию бес­ко­неч­на, как бес­ко­нечен путь к го­ризон­ту-к це­ли, спо­соб­ной уда­лять­ся в бес­ко­неч­ность по ме­ре прод­ви­жения к ней. И да­же тог­да это-воп­рос раз­ви­тия лич­ности от­дель­но­го че­лове­ка. Ибо еще не яс­но-су­щес­тву­ет ли и в ка­ком смыс­ле прог­ресс в ис­то­рии че­лове­чес­тва. Единс­твен­ный прог­ресс, о ко­тором мы зна­ем на­вер­ня­ка, — это тех­ни­чес­кий прог­ресс, и, воз­можно, он впе­чат­ля­ет нас как прод­ви­жение впе­ред толь­ко по­тому, что мы жи­вем в тех­ни­чес­ком ве­ке.

Жен­щи­нам лег­че, чем муж­чи­нам, осоз­нать эту иде­аль­ную цель нор­маль­но­го про­цес­са соз­ре­вания. Это, ко­неч­но, спра­вед­ли­во толь­ко как обоб­ще­ние и при сов­ре­мен­ных ус­ло­ви­ях. Для жен­щи­ны чувс­тво­вать сек­су­аль­ное же­лание толь­ко там, где фи­зичес­кое вле­чение со­чета­ет­ся с же­лани­ем ду­хов­но­го со­юза, — это пре­дел нор­мы. Каж­дая "не­ис­порчен­ная" жен­щи­на зна­ет, что имен­но это она и чувс­тву­ет. Муж­чи­на не дос­ти­га­ет этой ста­дии без борь­бы. Жен­щи­не по­мога­ет сле­ду­ющий фак­тор: ес­ли она ос­та­ет­ся девс­твен­ной до тех пор, по­ка не всту­пит в фи­зичес­кий со­юз с муж­чи­ной, ко­торо­го она окон­ча­тель­но и по-нас­то­яще­му лю­бит, мо­ногам­ные от­но­шения лег­че для нее, так как с са­мого на­чала сек­су­аль­ных от­но­шений с ее му­жем как ее эро­тизм, так и ее сек­су­аль­ность поч­ти ав­то­мати­чес­ки фик­си­ру­ют­ся на лич­ности ее пар­тне­ра и ее сек­су­аль­ность ре­аги­ру­ет на не­го, и толь­ко на не­го, по­доб­но ус­ловной ре­ак­ции на единс­твен­ный сти­мул.

Обыч­ное пси­хосек­су­аль­ное соз­ре­вание под­верже­но на­руше­ни­ям раз­лично­го ти­па. Раз­ли­ча­ют три ви­да тя­желых на­руше­ний раз­ви­тия, ко­торым со­от­ветс­тву­ют три ти­па нев­ро­за.

Стра­да­ющие пер­вым ти­пом нев­ро­за-это мо­лодые лю­ди, у ко­торых уже за­вер­ша­ет­ся тран­сфор­ма­ция не­офор­млен­ных сек­су­аль­ных мо­тивов в пер­со­нифи­циро­ван­ные эро­тичес­кие пред­почте­ния. Они ус­пешно дос­тигли бо­лее вы­соких форм сек­су­аль­но­го по­веде­ния, ха­рак­те­ризу­ющих­ся бо­лее "глу­боким" от­но­шени­ем к сво­им пар­тне­рам, и на­ходят­ся уже в куль­ми­наци­он­ном сос­то­янии, в ко­тором фи­зи­оло­гичес­кие по­буж­де­ния и эро­тичес­кая прив­ле­катель­ность сли­ва­ют­ся в еди­ном стрем­ле­нии к внут­ренне це­лос­тной лич­ности лю­бимо­го. Ес­ли на этой пос­ледней ста­дии про­ис­хо­дит "сбой", выз­ванный, нап­ри­мер, ка­ким-ни­будь ра­зоча­рова­ни­ем, то из-за этой "нес­час­тной люб­ви" мо­лодой че­ловек мо­жет так упасть ду­хом, что у не­го "бло­киру­ет­ся" путь к нор­маль­но­му раз­ви­тию на­ивыс­шей фор­мы лю­бов­ной жиз­ни. Он не ве­рит уже боль­ше в то, что ему удас­тся ког­да-ни­будь сно­ва най­ти та­кого че­лове­ка, ко­торый смог бы выз­вать в нем та­кое ува­жение к лич­ности и од­новре­мен­но был бы столь прив­ле­кате­лен фи­зичес­ки. И по­это­му он пог­ру­жа­ет­ся в су­губо чувс­твен­ные удо­воль­ствия; в сек­су­аль­ном "уга­ре" он пы­та­ет­ся за­быть свой нес­час­тли­вый эро­тичес­кий опыт. Ко­личес­тво сек­су­аль­но­го удо­воль­ствия и удов­летво­рения ин­стинкта за­меща­ет, та­ким об­ра­зом, ка­чес­тво бо­лее глу­боких свер­ше­ний в лю­бов­ной жиз­ни. Ак­цент сме­ща­ет­ся с эро­тиз­ма на сек­су­аль­ность. Сек­су­аль­ный ин­стинкт вдруг на­чина­ет тре­бовать как мож­но боль­ше­го удов­летво­рения. Обес­пе­чивая та­кое удов­летво­рение для се­бя, мо­лодой че­ловек все боль­ше и боль­ше от­хо­дит от це­ли пси­хосек­су­аль­но­го раз­ви­тия, ста­новит­ся все ме­нее и ме­нее спо­соб­ным ов­ла­деть син­те­зом эро­тиз­ма и сек­су­аль­нос­ти. Ра­зоча­рова­ние зас­тавля­ет его спус­тить­ся на бо­лее низ­кий уро­вень- уро­вень чис­той сек­су­аль­нос­ти; он воз­вра­ща­ет­ся к бо­лее ран­ней ста­дии раз­ви­тия. Так как этот тип на­руше­ния пси­хосек­су­аль­но­го соз­ре­вания воз­ни­ка­ет в ре­зуль­та­те ра­зоча­рова­ния, мы на­зыва­ем его "оби­жен­ный тип".

Днев­ник од­но­го из пра­вона­руши­телей, ко­торый нам уда­лось про­читать, рас­кры­ва­ет мно­гое из со­дер­жа­ния внут­ренней борь­бы нев­ро­тика "оби­жен­но­го ти­па". Еще ког­да он был сов­сем юным маль­чи­ком, его втя­нули в учас­тие в сек­су­аль­ных ор­ги­ях. В этих ком­па­ни­ях его, кро­ме все­го про­чего, при­нуди­ли к го­мосек­су­аль­ным кон­тактам. Ес­ли при­нять во вни­мание то, что цель сек­су­аль­но­го воз­бужде­ния в та­кой си­ту­ации прак­ти­чес­ки от­сутс­тво­вала, впол­не по­нят­но, что на этой ста­дии пси­хосек­су­аль­но­го раз­ви­тия мо­гут по­яв­лять­ся из­вра­щен­ные це­ли и объ­ек­ты ин­стинктив­ных вле­чений. Мо­лодой че­ловек вра­щал­ся в на­ибо­лее раз­вра­щен­ных ком­па­ни­ях, ко­торые вклю­чали прес­тупни­ков-а не толь­ко сек­су­аль­ных из­вра­щен­цев, — до тех пор, по­ка од­нажды не поз­на­комил­ся с груп­пой мо­лодых лю­дей, ко­торые бы­ли эн­ту­зи­ас­та­ми аль­пи­низ­ма и по­лити­чес­ки­ми иде­алис­та­ми. Здесь он поз­на­комил­ся с де­вуш­кой, в ко­торую влю­бил­ся. Мгно­вен­но из­ме­нилась вся его жизнь, осо­бен­но сек­су­аль­ная. Сна­чала он не имел ни­каких сек­су­аль­ных на­мере­ний по от­но­шению к де­вуш­ке, ко­торую лю­бил. Про­изош­ло рез­кое сме­щение ак­цента с сек­су­аль­нос­ти на эро­тизм. Нес­мотря на свое преж­девре­мен­ное зна­комс­тво с сек­су­аль­ной жизнью, он те­перь сде­лал шаг впе­ред к ста­дии "не­сек­су­аль­но­го" эро­тиз­ма. Од­нажды, од­на­ко, ког­да эта де­вуш­ка от­вер­гла его, он вер­нулся к сво­ей преж­ней жиз­ни-к по­ис­кам гру­бого удо­воль­ствия-и сек­су­аль­но­го, и вся­кого ино­го. Его со­ци­аль­ное-так же как и сек­су­аль­ное-по­веде­ние ска­тилось на­зад. Сло­ва, ко­торые он на­писал в сво­ем днев­ни­ке, зву­чат как крик от­ча­яния, сло­ва, в во­об­ра­жении ад­ре­сован­ные этой де­вуш­ке: "Ты хо­чешь, что­бы я стал тем, кем уже од­нажды был, что­бы я вер­нулся к сво­ей преж­ней жиз­ни — си­дел в при­тонах, пь­янс­твуя и пре­дава­ясь раз­вра­ту?" Вто­рой тип ано­маль­но­го пси­хосек­су­аль­но­го соз­ре­вания пред­став­лен людь­ми, ко­торые ни­ког­да не дос­ти­гали собс­твен­но эро­тичес­ко­го от­но­шения к пар­тне­рам. Лю­ди это­го ти­па с са­мого на­чала ог­ра­ничи­ва­ют­ся чис­той сек­су­аль­ностью. Они да­же не пы­та­ют­ся объ­еди­нить сек­су­аль­ные тре­бова­ния с эро­тичес­ки­ми (в на­шем по­нима­нии это­го тер­ми­на), они не пы­та­ют­ся ува­жать или лю­бить сво­его сек­су­аль­но­го пар­тне­ра. Они счи­та­ют не­воз­можным иметь нас­то­ящие лю­бов­ные от­но­шения, они не счи­та­ют се­бя спо­соб­ны­ми ис­пы­тать лю­бовь или хо­тя бы вну­шить ее се­бе. Вмес­то то­го что­бы пос­та­вить пе­ред со­бой за­дачу син­те­зиро­вать сек­су­аль­ность и эро­тизм, они сми­ря­ют­ся с су­щес­тву­ющим по­ложе­ни­ем ве­щей. По кон­трас­ту с пре­дыду­щим ти­пом ("оби­жен­ный тип") мы бу­дем этот тип на­зывать "тип сми­рения".

Так как лю­ди это­го ти­па не ве­рят в воз­можность люб­ви для се­бя, они не ве­рят в лю­бовь во­об­ще. Они счи­та­ют, что лю­бовь-это ил­лю­зия. В дей­стви­тель­нос­ти, го­ворят они, все ог­ра­ниче­но сек­сом; лю­бовь бы­ва­ет толь­ко в ро­манах и яв­ля­ет­ся не­осу­щес­тви­мым иде­алом.

Так на­зыва­емый тип дон жу­анов при­над­ле­жит к это­му клас­су. На прос­тые (не­ис­ку­шен­ные) ду­ши он про­из­во­дит ог­ромное впе­чат­ле­ние, они счи­та­ют его эро­тичес­ким ге­ро­ем. Но в дей­стви­тель­нос­ти же он-сла­боволь­ный че­ловек, ко­торый ни­ког­да не ос­ме­ливал­ся пе­режить опыт ис­тинной люб­ви, на­пол­ня­ющей смыс­лом жизнь. Нес­мотря на все сек­су­аль­ное удо­воль­ствие, ко­торое он ис­пы­тал в жиз­ни, и на то ко­личес­тво сек­су­аль­ных пар­тне­ров, ко­торое он име­ет на сво­ем сче­ту, он ос­та­ет­ся внут­ренне опус­то­шен­ным. Его внут­ренний мир го­раз­до бед­нее, чем мир че­лове­ка, ко­торый лю­бил по-нас­то­яще­му, а его жизнь- зна­читель­но ме­нее "сос­то­яв­ша­яся", чем жизнь боль­шинс­тва дру­гих лю­дей.

Тре­тий и пос­ледний тип мы бу­дем на­зывать "без­де­ятель­ным ти­пом". Лю­ди пер­вых двух ти­пов ни­ког­да не дос­ти­га­ют боль­ше­го, чем секс; в сек­су­аль­ном пла­не пред­ста­вите­ли без­де­ятель­но­го ти­па не дос­ти­га­ют да­же и это­го. В то вре­мя как че­ловек "оби­жен­но­го ти­па" ис­пы­тыва­ет, по край­ней ме­ре вна­чале, эро­тичес­кое вле­чение, а че­ловек "сми­рен­но­го ти­па"-вле­чение сек­су­аль­ное, пред­ста­витель без­де­ятель­но­го ти­па не име­ет во­об­ще ни­како­го пар­тнерс­тва, из­бе­гая его пол­ностью. Он не яв­ля­ет­ся ак­тивным ни эро­тичес­ки, ни сек­су­аль­но. Он ос­та­ет­ся в изо­ляции, один на один со сво­им фи­зи­оло­гичес­ким ин­стинктом, и вы­раже­ни­ем этой изо­ляции яв­ля­ет­ся мас­турба­ция. Это та фор­ма, ко­торую при­нима­ет секс у оди­ноких лю­дей. Сек­су­аль­ность пе­режи­ва­ет­ся кос­венным пу­тем; при ак­те мас­турба­ции пол­ностью от­сутс­тву­ет ка­кой-ли­бо объ­ект вне се­бя, ка­кая-ли­бо нап­равлен­ность на пар­тне­ра.

Мас­турба­ция-это, ко­неч­но, не бо­лезнь, не при­чина для за­боле­вания; ско­рее это приз­нак на­руше­ния раз­ви­тия или из­вра­щен­но­го от­но­шения к лю­бов­ной жиз­ни. Ипо­хон­дри­чес­кие мыс­ли о тя­желых пос­ледс­тви­ях мас­турба­ции не­обос­но­ван­ны. Но "пох­мелье", ко­торое обыч­но нас­ту­па­ет пос­ле ак­та мас­турба­ции, име­ет при­чину, со­вер­шенно не свя­зан­ную с эти­ми ипо­хон­дри­чес­ки­ми мыс­ля­ми. В ос­но­ве по­доб­но­го пох­мелья ле­жит то чувс­тво ви­ны, ко­торое при­ходит к че­лове­ку каж­дый раз, ког­да он, из­бе­гая ак­тивной, нап­равлен­ной сек­су­аль­ной жиз­ни, стре­мит­ся к пас­сивным, не­нап­равлен­ным сек­су­аль­ным пе­режи­вани­ям. Мы уже наз­ва­ли этот вид бегс­тва ос­новным мо­тивом одур­ма­нива­ния. По­это­му тем бо­лее важ­ным пред­став­ля­ет­ся то, что за мас­турба­ци­ей-как и за вы­пив­кой-сле­ду­ет сос­то­яние пох­мелья.

По­мимо тех, кто за­нима­ет­ся мас­турба­ци­ей, не­ак­тивный тип так­же вклю­ча­ет всех тех мо­лодых лю­дей, ко­торые стра­да­ют от так на­зыва­емых сек­су­аль­ных на­руше­ний. Сек­су­аль­ное на­руше­ние дол­жно по­нимать­ся как вы­раже­ние бо­лее об­ще­го пси­холо­гичес­ко­го расс­трой­ства. Это-проб­ле­ма че­лове­ка, ко­торый "оди­нок" со сво­им по­буж­де­ни­ем и по­это­му ис­пы­тыва­ет силь­ное расс­трой­ство, но толь­ко до тех пор, по­ка он на­ходит­ся на­еди­не с ним. Вся­кий раз, ког­да пре­об­ла­да­ет эро­тичес­кий эле­мент, как это про­ис­хо­дит при нор­маль­ном раз­ви­тии, сек­су­аль­ность не воз­раста­ет до ка­ких-то опас­ных раз­ме­ров и кон­флик­та меж­ду эро­тичес­кой тен­денци­ей и сек­су­аль­ностью не про­ис­хо­дит. Толь­ко тог­да, ког­да воз­ни­ка­ет сме­щение в хо­де ис­ка­жен­но­го раз­ви­тия-ког­да, нап­ри­мер, про­ис­хо­дит вы­ше­упо­мяну­тый сдвиг ак­цента с эро­тиз­ма на­зад к сек­су­аль­нос­ти, — воз­ни­ка­ют те кон­флик­ты и пси­хичес­кая нап­ря­жен­ность, ко­торые и сос­тавля­ют ос­но­ву сек­су­аль­но­го расс­трой­ства. Из пре­дыду­щего выс­ка­зыва­ния мож­но бы­ло бы сде­лать вы­вод, буд­то не­удов­летво­рен­ный сек­су­аль­ный ин­стинкт яв­ля­ет­ся ис­точни­ком это­го расс­трой­ства, как буд­то расс­трой­ство по­это­му обя­затель­но свя­зано с сек­су­аль­ным воз­держа­ни­ем. В дей­стви­тель­нос­ти же это не так: воз­держа­ние как та­ковое да­леко не рав­нознач­но расс­трой­ству. Под­робнее на этом воп­ро­се мы ос­та­новим­ся ни­же. Это спра­вед­ли­во толь­ко в от­но­шении соз­ре­ва­ющих мо­лодых лю­дей, но не взрос­лых. Но, коль ско­ро мо­лодой че­ловек стра­да­ет от сек­су­аль­но­го расс­трой­ства, это ука­зыва­ет на то, что его сек­су­аль­ный ин­стинкт еще (или уже) не под­чи­ня­ет­ся эро­тичес­кой тен­денции и по­это­му ор­га­ничес­ки не впи­сыва­ет­ся в пол­ную сис­те­му его лич­ных стрем­ле­ний (же­ланий). К ус­та­рев­ше­му по­верью о сек­су­аль­ном расс­трой­стве при­бега­ют с целью сек­су­аль­ной про­паган­ды. В этом нап­равле­нии ис­поль­зу­ет­ся и неп­ра­виль­ное по­нима­ние и вуль­гар­ное тол­ко­вание пси­хо­ана­лиза. Име­ет­ся в ви­ду, что не­удов­летво­рен­ный сек­су­аль­ный ин­стинкт сам по се­бе — а не по­дав­ле­ние это­го ин­стинкта-дол­жен не­из­бежно при­водить к нев­ро­зу. Без­вред­ность сек­су­аль­но­го воз­держа­ния про­пове­дова­лась мо­лоде­жи. Та­кие док­три­ны на­нес­ли боль­шой вред, спо­собс­твуя раз­ви­тию нев­ро­тичес­кой сек­су­аль­ной оза­бочен­ности. Был про­воз­гла­шен ло­зунг: "Сек­су­аль­ные от­но­шения лю­бой це­ной"-да­же сре­ди мо­лоде­жи, ког­да, на­обо­рот, сек­су­аль­нос­ти на­до дать соз­реть спо­кой­но, прод­ви­га­ясь к здо­рово­му, пол­но­му смыс­ла эро­тиз­му, соз­вучно­му с че­лове­чес­ким дос­то­инс­твом, к эро­тиз­му, в ко­тором сек­су­аль­ный эле­мент яв­ля­ет­ся вы­раже­ни­ем и вен­цом люб­ви. Это­му ви­ду эро­тиз­ма обя­затель­но дол­жно пред­шес­тво­вать на­чало сек­су­аль­ных от­но­шений. Но ес­ли в об­ласть чис­то­го сек­са вхо­дить преж­девре­мен­но, мо­лодой че­ловек не спо­собен пе­рей­ти к син­те­зу сек­су­аль­нос­ти и эро­тиз­ма.

Date: 2015-06-08; view: 507; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию