Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 14. Литературные экскурсии





Экскурсии по литературной тематике весьма популярны в нашей стране. Поток экскурсантов никогда не прекращается в Пушкинский заповедник, Ясную Поляну, Константиново, Карабиху, Спасское-Лутовиново, и другие мемориальные музеи и памятные места, связанные с жизнью писателей и поэтов.

Литературные экскурсии обогащают человека духовно, доставляют ему эстетическое наслаждение.

По месту проведения литературные экскурсии бывают городскими, загородными по литературным заповедникам

По содержанию они делятся на следующие группы:

– литературно-биографические, или монографические («Достоевский в Москве», «В.Маяковский в Сочи», «Детские и юношеские годы А. Н. Толстого», «М. Горький в Самаре»);

– историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской и советской литературы, или обзорные («Москва литературная»; «Литературный Петербург», «По литературным местам Самары»);

– литературно-художественные, или поэтико-текстовые, знакомящие с местами, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя («По следам героев Михаила Шолохова», «Вслед за героями книг по советской Москве», «Белые ночи», «Самара в поэзии»).

Литературная экскурсия создается в том случае, если городе достаточно объектов, связанных с жизнью и творчеством писателя и если в его произведениях описываются улицы, переулки, дома. При подготовке экскурсии работа начинается со сбора текстового материала, затем ведутся поиски объектов. Выявлять объекты не всегда просто, особенно если экскурсия посвящена писателям прошлого. В этом случае необходимо обращаться к справочникам, архивным материалам.

Маршрут литературно-биографических экскурсий строится по хронологическому принципу, историко-литературных — по хронолого-тематическому, поэтико-текстовых — всегда по тематическому.

При составлении маршрута литературных экскурсий необходимо тщательно подобрать последний объект, который позволил бы подвести итог экскурсии. Он должен быть внешне броским, эффектным и запоминающимся.

Материал экскурсии делится на общий и локальный. Под общим материалом понимается материал, относящийся к теме, а под локальным — материал, связанный непосредственно с жизнью и творчеством писателя. Применительно к тексту художественных произведений под локальным материалом понимают такое художественное произведение или отрывок из него, в котором нашли описание данный район, здание, город, парк, т. е. объекты экскурсии.

При создании экскурсии необходимо найти локальный материал, ибо именно он связан со зрительными впечатлениями, что удовлетворяет основному требованию методики проведения экскурсии — сочетанию показа с рассказом. Если экскурсовод не пользуется методом показа, экскурсия превращается в пересказ статей, книг, оторванный от дома, улицы, района, ради знакомства с которыми экскурсанты прибыли сюда. Показывая объект, экскурсовод неоднократно должен обращать вниманий на его отдельные детали, увязывая показ этих деталей с рассказом о событиях, связанных с ними.

Чем больше в экскурсии будет использовано локального материала, тем выше ее познавательная ценность. Большой творческой удачей экскурсовода можно считать те места в рассказе, в которых строки из произведения «ложатся» на тот уголок города, дом, аллею парка, которые видят экскурсанты.

В литературные экскурсии часто в качестве объектов осмотра включаются памятники писателям. Показ мятников имеет свои особенности: не следует увлекаться подробным искусствоведческим анализом, гораздо важнее раскрыть существенные стороны творчества писателя, т. е. показ памятника следует вести только в литературном плане.

В литературной экскурсии объектов для показа обычно немного, а внешний облик зданий, где жили, работа писатели, издавались их произведения, как правило, скромен. Экскурсовод должен так показать эти памятные места так, чтобы экскурсанты поняли и оценили их значение в жизни и творчестве писателя. Это возможно только в случае, если экскурсовод сумеет увязать своеобразие района, ландшафта, здания, интерьера с отдельными фактами биографии писателя, отрывками из его произведений, связанных с данным памятным местом. При этом нельзя обойтись без приемов воссоздания (реконструкции) обстановки и событий, локализации событий, без наглядного материала, в частности фотоиллюстраций. На фотографиях и рисунках могут быть изображены памятные места, какими они были при жизни писателя, портреты писателя и близких ему лиц, сыгравших в его жизни определенную роль, иллюстрации к произведениям писателя.

Особенно тесно показ переплетается с рассказом при посещении литературно-мемориальных музеев, где все экспонаты непосредственно связаны с жизнью и творчеством писателя. В городских литературно-биографических и историко-литературных экскурсиях литературно-мемориальные музеи являются одним из самых главных объектов. Однако в городских экскурсиях посещение музеи должно вплетаться в хронологическую канву рассказа, и поэтому в музее показываются только те залы или экспонаты, которые связаны с периодом жизни и творчества писателя, освещаемым в экскурсии. К примеру, экскурсия «Достоевский в Москве» начинается с посещения музея, где показываются только комнаты, в которых проходили детство и юность писателя. В последующих залах, отражающих жизнь Ф. Достоевского в Петербурге и за границей, происходит выборочный показ тех витрин, которые имеют отношение к теме экскурсии «Достоевский и Москва». Экспозиция же музея отражает весь жизненный путь писателя.

В экскурсиях поэтико-текстовых посещение музея нежелательно, ибо в них дается не биографический материал, а поэтический пересказ произведений писателя (поэта), в которых изображен город.

Рассказ на литературной экскурсии строится на основе многочисленных разрозненных фактов, которые объединяются логическими переходами. Большую роль в построении связного, четкого рассказа имеет выбор справок, которые сообщаются на переездах от объекта к объекту. Справки должны относиться к теме и не должны нарушать хронологическую канву повествования. В частности, в экскурсии, посвященной одному писателю, не следует давать справки о зданиях, связанных с жизнью и творчеством других писателей.

Во всех экскурсиях на литературные темы широко используется цитирование художественных произведений. Цитаты должны быть небольшими (3—4 стихотворные строфы, 6—10 фраз из прозы), но яркими и запоминающимися. Часто в рассказе экскурсовод прибегает к приему литературного монтажа, особенно в экскурсиях на литературно-художественные и поэтико-текстовые темы.

Широкое использование в экскурсиях литературных произведений обусловливает повышенные требования к культуре речи, дикции экскурсовода, умению читать стихи. Обеспечить эффективное проведение литературной экскурсии, где все строится на слове, на умении показать памятное место, ввести слушателя в творческий мир писателя, можно лишь при глубоком знании материала и свободном владении им.

Date: 2015-06-06; view: 11929; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию