Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Тема 11. Исторические экскурсии





Из тематических экскурсий исторические представля­ют наиболее многочисленную группу. Экскурсии по исто­рическим местам — это не просто популяризация памят­ников старины.

Экскурсии могут отражать события разных периодов истории страны. Каждому периоду свойствен свой круг вопросов, подлежащих освещению в экскурсии.

По содержанию исторические экскурсии подразделя­ются на историко-краеведческие, археологические, эт­нографические. и военно-исторические экскурсии. Объектами исторических экскурсий могут быть па­мятники, памятные места и сооружения, связанные с историческими событиями в жизни страны, деятельностью исторических личностей, подвигами геро­ев; места археологических раскопок, экспозиции истори­ческих и краеведческих музеев.

Вся экскурсия на историческую тему должна строить­ся на точном документальном материале, что обеспечи­вает научность и достоверность рассказа экскурсовода. Кроме того, важны последовательность и систематич­ность в подаче материала. Этого можно добиться, строго придерживаясь хронологического принципа построения экскурсии. Иногда объекты расположены так, что при­ходится нарушать хронологическую последовательность их показа, поэтому изложение содержания экскурсии должно быть логически последовательным.

Часто объекты исторических экскурсий имеют архи­тектурное или искусствоведческое значение, т. е. явля­ются многоплановыми. В таких случаях экскурсоводу по­мимо исторического анализа приходится давать и искус­ствоведческий (архитектурный) анализ объектов. Он должен хорошо разбираться в исторически сложивших­ся архитектурных стилях и уметь показать детали и осо­бенности сооружения. Однако главное внимание все-та­ки следует уделять историческим событиям, связанным с памятником.

Основным методическим приемом проведения исто­рических экскурсий является прием реконструкции, или воссоздания, событий посредством рассказа, а также ре­конструкции плохо сохранившегося памятника. Если на месте знаменательных исторических событий не сохра­нились памятники, а само место занято современной за­стройкой и отсутствует иллюстративный материал, то экскурсоводу приходится воссоздавать историческую обстановку и ход событий только при помощи рассказа. В рассказе для более точного представления о характе­ризуемой эпохе рекомендуется приводить цитаты из ле­тописей, исторических документов, художественной лите­ратуры и др.

Поскольку воссоздание (реконструкция) событий привязывается к тому месту, где они происходили, правомерно говорить о широком применении и приема локализации.

Лучшему раскрытию темы способствует использование наглядных пособий. В исторических экскурсиях они обязательны. В «портфель экскурсовода» могут входить фотографии, фотокопии исторических памятников до их реставрации, портреты известных исторических деяте­лей, репродукции картин, повествующих о важнейших событиях исторического прошлого, и др.

В каждой исторической экскурсии обязательно дол­жен присутствовать материал о современности.

Одной из форм военно-патриотического воспитания являются военно-исторические экскурсии, во время которых воспитывается чувство гордости за свою Родину. Они способствуют формированию таких нравственных качеств, как смелость, стойкость, мужество, коллекти­визм, взаимопомощь, взаимовыручка, готовность к служ­бе в Вооруженных Силах.

Военно-исторические экскурсии могут освещать дореволюционный и советский период истории нашей страны. Экскурсии по дореволюционному периоду раскрывают героическое прошлое нашей Родины, исторические победы русского народа: Ледовое побоище, Куликовская битва, борьба против польско-шведской интервенции, Полтавская битва, Отечественная воина 1812 г., героическая оборона Севастополя и др.; военное искусство выдающихся полководцев А. Невского, Д. Донского, Б. Хмельницкого, А. Суворова, М. Кутузова, П. Нахимова, Ф. Ушакова и др. В экскурсиях, посвященных этому периоду, необходимо показывать роль народных масс в защите Родины, лучшие черты и боевые традиции русского сол­дата: мужество, стойкость, самоотверженность, гуман­ность по отношению к мирному населению.

Экскурсии, посвященные гражданской войне, расска­зывают о формировании частей и отрядов Красной и Белой Ар­мий. О легендарных полководцах гражданской войны (М. В. Фрунзе, К. Е. Ворошилов, С. М. Буденный, Н. А. Щорс, В. И. Чапаев, Г. И. Котовский, С. Г. Лазо и др.).

Ведущее место среди военно-исторических экскурсий занимают экскурсии, посвященные подвигу Советской Армии и советского народа в годы Великой Отечествен­ной войны. В экскурсиях сле­дует рассказывать о зверином облике фашизма, о том, что Великая Отечественная война унесла из жизни свы­ше 20 млн. сыновей и дочерей нашей Родины. Однако, рассказывая о погибших на полях сражений, в концлаге­рях, расстрелянных фашистами мирных жителях, экс­курсовод должен строить свое повествование так, чтобы в экскурсии не была превалирующей тема жертвенности и пессимизма. Необходимо подчеркивать, что люди, не щадя своей жизни, в самых тяжелых условиях совершали массовый героизм на фронте и в тылу.

По содержанию экскурсии о Великой Отечественной воине подразделяются на экскурсии, посвященные исто­рии Советской Армии и Военно-Морского Флота; по па­мятным местам боев и сражений Советской Армии; экс­курсии, рассказывающие о подвигах героев Великой Отечественной войны — воинов, партизан, подпольщи­ков, о выдающихся советских полководцах и военачаль­никах, героическом подвиге тружеников тыла; по горо­дам-героям.

В экскурсионные маршруты включаются самые раз­нообразные объекты показа. Это могут быть памятники, обелиски, мемориальные комплексы, некрополи, брат­ские могилы, отдельные захоронения; здания (дом, баш­ня, колокольня); транспортные (железная, автомобиль­ная, проселочная дорога, мост); гидротехнические (пло­тина, шлюз, канал), военно-инженерные сооружения (рвы, окопы, блиндажи, доты), связанные с событиями Великой Отечественной войны; боевые танки, пушки, са­молеты, поставленные на постамент; участки местнос­ти — места бывших сражений (высота, сопка, ущелье, роща, овраг, пещера, река, озеро, болото); боевые релик­вии (знамена, оружие, награды) и личные вещи участ­ников сражении (фотографии, дневники и др.), которые чаще всего демонстрируются в музеях.

Принцип построения военно-исторических экскур­сий — хронолого-тематический. Большинство экскурсий строится на показе конкретных событий, которые прои­зошли, в данной местности. Именно для того, чтобы уви­деть историческое место своими глазами, узнать о тех событиях, которые здесь происходили, и приезжают экс­курсанты. Однако конкретные местные события должны раскрываться на фоне общего материала и увязываться с жизнью страны, общими задачами, стоящими перед ар­мией, фронтом. Мест­ный материал обычно излагается при показе экскурси­онных объектов, общий — во вступлении, логических пе­реходах и заключении.

Места сражений спустя много лет предстают перед экскурсантами совершенно иными, поэтому перед экскур­соводом стоит задача зрительно воссоздать памятное место таким, каким оно было в годы войны. Он должен как бы снять с территории слой послевоенных изменений и, ориентируясь на сохранившиеся следы — траншеи, блиндажи, заросшие воронки и др., провести реконст­рукцию места или события. При этом желательно ис­пользовать фотографии, карты, схемы и другие нагляд­ные пособия.

Прием реконструкции тесно связан с другим методи­ческим приемом показа—локализацией событий. Он проявляется уже в первой фразе: «Здесь, на этом месте, шли бои...»

Показ военно-исторических памятников имеет неко­торые особенности. Так, показывая старинные крепости, экскурсовод обращает внимание на рельеф местности, наличие естественных и искусственных преград, плани­ровку, боевое назначение крепости, показывает форти­фикационные сооружения, указывает высоту и толщину стен, наличие подземных ходов, тайников, складов, ко­лодцев и т. д. Рассказ о крепости должен быть связан с характеристикой военной техники и тактики того време­ни. При показе полевых инженерных сооружений сле­дует кратко объяснить их устройство и назначение.

Показ памятников, монументов, скульптурных ан­самблей желательно начинать с предварительного ос­мотра. После этого экскурсовод раскрывает идейное со­держание памятника (в ознаменование каких событий или в честь кого он воздвигнут), при этом применяются только элементы искусствоведческого анализа.

Рассказывая о ходе военных событий, экскурсовод должен стремиться передать их в динамике. Этому спо­собствует использование методического приема движе­ния. Например, в экскурсиях по памятным местам боев и стоянок партизанских отрядов экскурсионная группа передвигается по пути следования партизанского отряда, осматривая места наступательных и оборонительных бо­ев, засад, внезапных налетов на врага.

Чрезвычайно важную роль при рассказе о ходе боевых действий играют наглядные пособия. Карты и схемы дают возможность представить расположение войск, ход сражения, разъяснить замысел полководца, план против­ника. Широко в военно-исторических экскурсиях исполь­зуются различные документы: сводки Совипформбюро, копии приказов, газетные вырезки, фотографии, репро­дукции картин и т. д. Чрезвычайно обогащает содержа­ние экскурсии и усиливает ее эмоциональное воздействие применение технических средств: прослушивание маг­нитофонных записей голоса диктора Левитана, зачиты­вающего сводку Совипформбюро, записи песен военных лет, стихов К. Симонова, А. Твардовского, Я. Купалы, Я. Коласа и др., отрывки из музыкальных произведений. При посещении музеев рекомендуется просмотр доку­ментальных фильмов и кинофильмов по теме экс­курсии.

В ходе экскурсий могут быть организованы встречи с участниками Великой Отечественной войны. Выступле­ние ветеранов может дополнить рассказ экскурсовода, обогатить его деталями, известными лишь очевидцу событий. Время для таких встреч обычно составляет 5— 10 мин. В экскурсии включаются элементы ритуала, которые придают особую торжественность всему мероприятию.

Проведение военно-исторических экскурсий требует от экскурсовода глубоких знаний истории, умения дать исчерпывающий исторический анализ объектов, а также специальных знаний: экскурсовод должен уметь разбираться в картах, схемах, эмблемах, знаках различия, форме, знать военную терминологию.








Date: 2015-06-06; view: 690; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.005 sec.) - Пожаловаться на публикацию