Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Тема 13. Искусствоведческие экскурсии





Одним из действенных видов пропаганды искусства являются искусствоведческие экскурсии. Они воспитыва­ют чувство прекрасного, развивают художественный вкус, помогают изучению истории культуры, а также современ­ной действительности и ее отражения в произведениях искусства.

Экскурсии по искусствоведческой тематике разнооб­разны. В основу их классификации положены различные виды искусства: музыка, кино, театр, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Подразделяются искусствоведческие экскурсии на две группы: первая — театрально-музыкальные экскурсии, вторая — экскурсии, знакомящие с произведениями изобразительного искус­ства (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство). В каждой группе экскурсии могут быть об­зорными («Самара театральная»); тематическими, напри­мер посвященными жизни и творчеству деятеля искусст­ва («Шостакович в Куйбышеве»), или конкретному театру, фи­лармонии, консерватории («Самарский театр оперы и ба­лета»), или одному из видов искусства в определенный период времени («Самарские художники конца XX в.»).

Театрально-музыкальные экскурсии призваны рас­крыть творческий образ театрального или музыкального деятеля. Объектами показа в этих экскурсиях являются театры, консерватории, концертные залы, жилые и обще­ственные здания, улицы, бульвары, парки, дворцы, усадь­бы, музеи-квартиры и мемориальные музеи, где жили и творили выдающиеся деятели искусства. Однако все эти объекты — вспомогательные средства для раскрытия основной темы экскурсии и при их анализе не следует акцентировать внимание экскурсантов на их исторической и архитектурной ценности. В центре внимания экскурсии должны быть образ деятеля искусства, анализ его твор­чества и характеристика той творческой среды, в которой формировались его личность, взгляды, идейно-политиче­ские позиции и создавались выдающиеся произведения. В экскурсиях необходимо отразить вклад его творчества в развитие национального искусства и место в мировой театральной или музыкальной культуре. Важно также осветить общественную деятельность представителя искусства как педагога, пропагандиста, критика.

В театрально-музыкальные экскурсии включается по­сещение музея, где наряду с осмотром экспонатов мож­но прослушать пластинку или магнитофонную запись произведений, написанных композитором, исполненных певцом, актером. Каждый музыкальный отрывок должен сопровождаться комментариями экскурсовода. На заго­родных экскурсиях фрагменты музыкальных произведе­ний могут прослушиваться в магнитофонной записи по ходу рассказа.

К театрально-музыкальным относятся также экскур­сии, знакомящие с определенным культурно-просвети­тельным учреждением: театром, консерваторией и т. д. Эти экскурсии знакомят с историей развития театрально-музыкального искусства в крае, городе. В них следует подчеркивать идейную направленность лучших спектак­лей, их художественное своеобразие, познакомить с твор­ческим составом театра, его актерами, режиссерами. При проведении экскурсии обязательно используется иллюст­ративный материал (афиши, портреты, фотоснимки сцен из спектаклей), включается осмотр интерьера театра. Бо­лее полное представление о театре экскурсанты получают при посещении спектаклей.

В небольших городах, где нет известных театров, объ­ектами искусствоведческих экскурсий могут быть дворцы и дома культуры, народные и молодежные театры. В дан­ном случае рассказывается об истории возникновения, творческом пути коллектива, репертуаре, дружбе с коллективами театров, выступлениях в колхозах, райцентрах и т. д.

В любой искусствоведческой экскурсии должна про­слеживаться связь с современностью. В тематических экскурсиях, посвященных деятелям театрально-музыкаль­ного искусства прошлого, необходимо показать их роль в развитии современного искусства, познакомить с совре­менной оценкой творчества актера или произведений ком­позитора. В обзорных экскурсиях дается материал по истории развития театрально-музыкального искусства не только до революции, но и в годы Советской власти.

Экскурсии, знакомящие с произведениями изобрази­тельного искусства, делятся на экскурсии с показом про­изведений живописи, монументальной скульптуры и про­изведений декоративно-прикладного искусства.

Экскурсии с показом произведений живописи прово­дятся по картинным галереям и историко-художественным музеям (в этом случае объектами показа являются сами произведения живописи). Основное содержание та­ких экскурсий — всесторонний анализ произведений жи­вописи, который должен проводиться на высоком искус­ствоведческом уровне, глубоко раскрывающем идейное содержание произведения, а также средства его созда­ния. Экскурсии могут рассказывать о жизни художника («Репин на Волге») или о развитии живописи в опре­деленный период («Московские художники-передвижни­ки»). На таких экскурсиях произведения живописи не осматриваются (если есть возможность, включается по­сещение музея или картинной галереи). Объектами пока­за являются здания и сооружения, где учились и жили художники, находились их мастерские, места, запечатлен­ные на их полотнах. Если в музее или в картинной гале­рее невозможно показать полотна художника, то в «порт­феле экскурсовода» обязательно должны быть репродук­ции картин. Без их показа экскурсия не может быть пол­ноценной: экскурсанты не получат представления о свое­образии творчества художника. Подобные экскурсии сходны с театрально-музыкальными.

Экскурсии с показом произведений скульптуры могут быть обзорными, тематическими и знакомящими со скульптурой современных мемориальных комплексов и некрополей.

При показе памятников скульптуры рекомендуется да­вать характеристику эпохи, в которую они создавались, рассказать об истории их создания. Анализируя скульп­туру, необходимо подчеркнуть, насколько удачно и умело скульптор передает в ней идейный замысел, какие нашел убедительные художественные формы и как они воплоще­ны в произведении, раскрыть особенности художествен­ного стиля, назвать размеры скульптуры и из какого ма­териала она выполнена.

При осмотре современных мемориальных комплексов искусствоведческий анализ подчинен раскрытию подвига нашего народа в годы Великой Отечественной войны. В экскурсиях с показом скульптурных памятников-некро­полей преобладает искусствоведческий анализ отдельных памятников. Анализ сопровождается рассказом о жизни и деятельности людей, увековеченных в памятниках и мо­нументах.

При показе скульптурных памятников применяется методический прием движения вокруг объекта.

В искусствоведческих экскурсиях наряду с живописью и скульптурой объектами показа являются произведения декоративно-прикладного искусства. Например, в теат­ральных экскурсиях при рассказе о художественных до­стоинствах интерьеров показываются такие произведения декоративно-прикладного искусства, как мебель, камины, люстры, торшеры и др. Произведения народного творче­ства, быта, прикладного искусства осматриваются в этно­графических музеях, музеях деревянной архитектуры на открытом воздухе (кровати, лавки, столы, кухонная утварь, образцы одежды, вышивок, ткачество, резьба по дереву, обработка металла и т. д.). В таких экскурсиях необходимо раскрывать эволюцию прикладного искусст­ва, давать предметам искусства всесторонний художест­венный анализ, рассказывать о технике изготовления, ма­стерах и др. Все предметы народного искусства рекомен­дуется показывать не изолированно друг от друга, а как часть естественной внутренней или внешней обстановки дома, двора, мастерской.

Одним из видов народного искусства являются произ­ведения народных художественных промыслов. Наиболее известными народными промыслами являются лаковая миниатюра (Федоскино, Палех, Мстера и др.), производ­ство ковров (Дагестан), камнерезное дело (Урал), художественная вышивка (), кружевоплетение (Вологда, Елец) и др. Экскур­сии на народные художественные промыслы в настоящее время получают широкое распространение и признание.

В ходе экскурсий необходимо раскрыть исторические и социально-экономические предпосылки возникновения промысла, рассказать о современном состоянии и пер­спективах его развития, дать художественный анализ луч­ших произведений, характеристику художественно-стиле­вых особенностей его изделий, отметить лучших мастеров, остановиться на технике исполнения произведений, сырье­вой базе и т. д.

Методика проведения искусствоведческих экскурсий та же, что и для других экскурсий, однако специфика про­изведений искусства как экскурсионных объектов обус­ловливает некоторые особенности их проведения. Любой вид искусства обладает способностью непосредственного идейно-художественного воздействия на слушателей и зрителей. Каким будет это воздействие, как воспримет произведение искусства экскурсант, зависит, с одной сто­роны, от его подготовленности, возраста, уровня знаний, художественного вкуса, а с другой — от рассказа экскур­совода.

Экскурсоводу следует анализировать произведение искусства таким образом, чтобы экскурсанты восприняли художественный образ как нечто целостное, ибо в худо­жественном образе содержание и форма находятся в не­разрывном единстве.

Большое значение в искусствоведческих экскурсиях имеет так называемая культура показа памятника. Здесь все важно: и правильное расположение группы, и поло­жение экскурсовода, и отточенность и четкость его же­стов. Экскурсоводу ни в коем случае нельзя стоять спи­ной к объекту. Недопустимы небрежная манера объясне­ния, о произведениях искусства нельзя говорить равнодушным, монотонным голосом. Экскурсовод должен обладать безукоризненной речью, хорошо знать специаль­ную терминологию (фреска, темпера, фон, перспектива и т. д.). Однако насыщать экскурсию большим количеством терминов не следует. В рассказе лучше прибегать к опи­сательному методу. Во время показа экскурсовод ни в коем случае не должен дотрагиваться рукой до росписей, фресок. Необходимо предупредить экскурсантов о том, что не нужно подходить близко к фрескам.

В искусствоведческих экскурсиях часто дается анализ произведений древнерусской живописи (фрески, иконы). Экскурсоводу не следует акцентировать внимание экскурсантов на религиозных идеях, увлекаться пересказом сюжетов церковной живописи и тем самым подменять подлинный анализ художественных памятников.

На всех искусствоведческих экскурсиях обязательно должна прозвучать мысль о бережном отношении к произведениям искусства в нашей стране.








Date: 2015-06-06; view: 2463; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.004 sec.) - Пожаловаться на публикацию