Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 13. Искусствоведческие экскурсии





Одним из действенных видов пропаганды искусства являются искусствоведческие экскурсии. Они воспитыва­ют чувство прекрасного, развивают художественный вкус, помогают изучению истории культуры, а также современ­ной действительности и ее отражения в произведениях искусства.

Экскурсии по искусствоведческой тематике разнооб­разны. В основу их классификации положены различные виды искусства: музыка, кино, театр, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Подразделяются искусствоведческие экскурсии на две группы: первая — театрально-музыкальные экскурсии, вторая — экскурсии, знакомящие с произведениями изобразительного искус­ства (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство). В каждой группе экскурсии могут быть об­зорными («Самара театральная»); тематическими, напри­мер посвященными жизни и творчеству деятеля искусст­ва («Шостакович в Куйбышеве»), или конкретному театру, фи­лармонии, консерватории («Самарский театр оперы и ба­лета»), или одному из видов искусства в определенный период времени («Самарские художники конца XX в.»).

Театрально-музыкальные экскурсии призваны рас­крыть творческий образ театрального или музыкального деятеля. Объектами показа в этих экскурсиях являются театры, консерватории, концертные залы, жилые и обще­ственные здания, улицы, бульвары, парки, дворцы, усадь­бы, музеи-квартиры и мемориальные музеи, где жили и творили выдающиеся деятели искусства. Однако все эти объекты — вспомогательные средства для раскрытия основной темы экскурсии и при их анализе не следует акцентировать внимание экскурсантов на их исторической и архитектурной ценности. В центре внимания экскурсии должны быть образ деятеля искусства, анализ его твор­чества и характеристика той творческой среды, в которой формировались его личность, взгляды, идейно-политиче­ские позиции и создавались выдающиеся произведения. В экскурсиях необходимо отразить вклад его творчества в развитие национального искусства и место в мировой театральной или музыкальной культуре. Важно также осветить общественную деятельность представителя искусства как педагога, пропагандиста, критика.

В театрально-музыкальные экскурсии включается по­сещение музея, где наряду с осмотром экспонатов мож­но прослушать пластинку или магнитофонную запись произведений, написанных композитором, исполненных певцом, актером. Каждый музыкальный отрывок должен сопровождаться комментариями экскурсовода. На заго­родных экскурсиях фрагменты музыкальных произведе­ний могут прослушиваться в магнитофонной записи по ходу рассказа.

К театрально-музыкальным относятся также экскур­сии, знакомящие с определенным культурно-просвети­тельным учреждением: театром, консерваторией и т. д. Эти экскурсии знакомят с историей развития театрально-музыкального искусства в крае, городе. В них следует подчеркивать идейную направленность лучших спектак­лей, их художественное своеобразие, познакомить с твор­ческим составом театра, его актерами, режиссерами. При проведении экскурсии обязательно используется иллюст­ративный материал (афиши, портреты, фотоснимки сцен из спектаклей), включается осмотр интерьера театра. Бо­лее полное представление о театре экскурсанты получают при посещении спектаклей.

В небольших городах, где нет известных театров, объ­ектами искусствоведческих экскурсий могут быть дворцы и дома культуры, народные и молодежные театры. В дан­ном случае рассказывается об истории возникновения, творческом пути коллектива, репертуаре, дружбе с коллективами театров, выступлениях в колхозах, райцентрах и т. д.

В любой искусствоведческой экскурсии должна про­слеживаться связь с современностью. В тематических экскурсиях, посвященных деятелям театрально-музыкаль­ного искусства прошлого, необходимо показать их роль в развитии современного искусства, познакомить с совре­менной оценкой творчества актера или произведений ком­позитора. В обзорных экскурсиях дается материал по истории развития театрально-музыкального искусства не только до революции, но и в годы Советской власти.

Экскурсии, знакомящие с произведениями изобрази­тельного искусства, делятся на экскурсии с показом про­изведений живописи, монументальной скульптуры и про­изведений декоративно-прикладного искусства.

Экскурсии с показом произведений живописи прово­дятся по картинным галереям и историко-художественным музеям (в этом случае объектами показа являются сами произведения живописи). Основное содержание та­ких экскурсий — всесторонний анализ произведений жи­вописи, который должен проводиться на высоком искус­ствоведческом уровне, глубоко раскрывающем идейное содержание произведения, а также средства его созда­ния. Экскурсии могут рассказывать о жизни художника («Репин на Волге») или о развитии живописи в опре­деленный период («Московские художники-передвижни­ки»). На таких экскурсиях произведения живописи не осматриваются (если есть возможность, включается по­сещение музея или картинной галереи). Объектами пока­за являются здания и сооружения, где учились и жили художники, находились их мастерские, места, запечатлен­ные на их полотнах. Если в музее или в картинной гале­рее невозможно показать полотна художника, то в «порт­феле экскурсовода» обязательно должны быть репродук­ции картин. Без их показа экскурсия не может быть пол­ноценной: экскурсанты не получат представления о свое­образии творчества художника. Подобные экскурсии сходны с театрально-музыкальными.

Экскурсии с показом произведений скульптуры могут быть обзорными, тематическими и знакомящими со скульптурой современных мемориальных комплексов и некрополей.

При показе памятников скульптуры рекомендуется да­вать характеристику эпохи, в которую они создавались, рассказать об истории их создания. Анализируя скульп­туру, необходимо подчеркнуть, насколько удачно и умело скульптор передает в ней идейный замысел, какие нашел убедительные художественные формы и как они воплоще­ны в произведении, раскрыть особенности художествен­ного стиля, назвать размеры скульптуры и из какого ма­териала она выполнена.

При осмотре современных мемориальных комплексов искусствоведческий анализ подчинен раскрытию подвига нашего народа в годы Великой Отечественной войны. В экскурсиях с показом скульптурных памятников-некро­полей преобладает искусствоведческий анализ отдельных памятников. Анализ сопровождается рассказом о жизни и деятельности людей, увековеченных в памятниках и мо­нументах.

При показе скульптурных памятников применяется методический прием движения вокруг объекта.

В искусствоведческих экскурсиях наряду с живописью и скульптурой объектами показа являются произведения декоративно-прикладного искусства. Например, в теат­ральных экскурсиях при рассказе о художественных до­стоинствах интерьеров показываются такие произведения декоративно-прикладного искусства, как мебель, камины, люстры, торшеры и др. Произведения народного творче­ства, быта, прикладного искусства осматриваются в этно­графических музеях, музеях деревянной архитектуры на открытом воздухе (кровати, лавки, столы, кухонная утварь, образцы одежды, вышивок, ткачество, резьба по дереву, обработка металла и т. д.). В таких экскурсиях необходимо раскрывать эволюцию прикладного искусст­ва, давать предметам искусства всесторонний художест­венный анализ, рассказывать о технике изготовления, ма­стерах и др. Все предметы народного искусства рекомен­дуется показывать не изолированно друг от друга, а как часть естественной внутренней или внешней обстановки дома, двора, мастерской.

Одним из видов народного искусства являются произ­ведения народных художественных промыслов. Наиболее известными народными промыслами являются лаковая миниатюра (Федоскино, Палех, Мстера и др.), производ­ство ковров (Дагестан), камнерезное дело (Урал), художественная вышивка (), кружевоплетение (Вологда, Елец) и др. Экскур­сии на народные художественные промыслы в настоящее время получают широкое распространение и признание.

В ходе экскурсий необходимо раскрыть исторические и социально-экономические предпосылки возникновения промысла, рассказать о современном состоянии и пер­спективах его развития, дать художественный анализ луч­ших произведений, характеристику художественно-стиле­вых особенностей его изделий, отметить лучших мастеров, остановиться на технике исполнения произведений, сырье­вой базе и т. д.

Методика проведения искусствоведческих экскурсий та же, что и для других экскурсий, однако специфика про­изведений искусства как экскурсионных объектов обус­ловливает некоторые особенности их проведения. Любой вид искусства обладает способностью непосредственного идейно-художественного воздействия на слушателей и зрителей. Каким будет это воздействие, как воспримет произведение искусства экскурсант, зависит, с одной сто­роны, от его подготовленности, возраста, уровня знаний, художественного вкуса, а с другой — от рассказа экскур­совода.

Экскурсоводу следует анализировать произведение искусства таким образом, чтобы экскурсанты восприняли художественный образ как нечто целостное, ибо в худо­жественном образе содержание и форма находятся в не­разрывном единстве.

Большое значение в искусствоведческих экскурсиях имеет так называемая культура показа памятника. Здесь все важно: и правильное расположение группы, и поло­жение экскурсовода, и отточенность и четкость его же­стов. Экскурсоводу ни в коем случае нельзя стоять спи­ной к объекту. Недопустимы небрежная манера объясне­ния, о произведениях искусства нельзя говорить равнодушным, монотонным голосом. Экскурсовод должен обладать безукоризненной речью, хорошо знать специаль­ную терминологию (фреска, темпера, фон, перспектива и т. д.). Однако насыщать экскурсию большим количеством терминов не следует. В рассказе лучше прибегать к опи­сательному методу. Во время показа экскурсовод ни в коем случае не должен дотрагиваться рукой до росписей, фресок. Необходимо предупредить экскурсантов о том, что не нужно подходить близко к фрескам.

В искусствоведческих экскурсиях часто дается анализ произведений древнерусской живописи (фрески, иконы). Экскурсоводу не следует акцентировать внимание экскурсантов на религиозных идеях, увлекаться пересказом сюжетов церковной живописи и тем самым подменять подлинный анализ художественных памятников.

На всех искусствоведческих экскурсиях обязательно должна прозвучать мысль о бережном отношении к произведениям искусства в нашей стране.

Date: 2015-06-06; view: 10736; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию