Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Тема 12. Архитектурно-градостроительные экскурсии





Архитектурно-градостроительные экскурсии разви­вают художественный вкус, обогащают духовный мир советских людей, воспитывают уважение к труду, чувст­во гордости за народных умельцев, создавших архитек­турные памятники прошлого. Памятники архитектуры и градостроения являются не только объектами архитектурно-градостроительных тематических экскурсий, но и достопримечательностью города. Они включаются в маршруты обзорных, истори­ческих, историко-революционных, военно-исторических, литературных и других экскурсий, поэтому каждому экс­курсоводу необходимо владеть методикой их показа.

По содержанию архитектурно-градостроительные экс­курсии классифицируются на экскурсии, связанные с по­казом памятников архитектуры определенного периода; экскурсии, дающие представление о творчестве выдаю­щихся архитекторов (или архитектора); экскурсии, зна­комящие с планировкой и застройкой городов по гене­ральным планам; экскурсии по новостройкам, цель ко­торых — показать современную архитектуру и ход строи­тельства зданий и целых районов (эти экскурсии могут быть отнесены и к производственным).

На экскурсиях осматриваются произведения архитек­туры (памятники) и градостроительные объекты. К па­мятникам архитектуры относятся древние города (Суз­даль, Звенигород, Великий Устюг, Каргополь, Тарту и др.), архитектурные ансамбли и комплексы, городские и сельские жилые дома, административные и обществен­ные здания. В показ включаются также памятники мо­нументально-изобразительного искусства: скульптура, фрески, мозаика, декоративные росписи, лепка, резьба, решетки, ограды. К градостроительным объектам отно­сятся панорама города, его центра, отдельного района, магистраль, площадь и т. д.

При подготовке экскурсий сначала определяются объ­екты, к которым затем подбираются вспомогательные источники: литературные, изобразительные, веществен­ные. К литературным источникам относятся краеведческая литература, Большая и Малая Советские Энциклопедии, Всесоюзная история архитектуры, учебные пособия по истории архитектуры, специальная литература (монографии, сборники, альбомы), периодические издания («Архитектура СССР», «Жилищное строительство», «Строительная газета», «Литературная газета», местные газеты и др.), архивные документы.

Изобразительные источники — это планы, чертежи, эскизы проектов; литографии, фотографии и рисунки произведений архитектуры; изображения зданий в старинной живописи, помогающие реконструировать объект; портреты авторов проектов и строителей.

К вещественным источникам относятся макеты здании и сооружений, находящиеся в музеях и реставрационных мастерских, образцы строительных материалов, инструменты и механизмы, при помощи которых возводились здания.

При подготовке экскурсий (составление библиографии, выбор экскурсионных объектов, разработка маршрута, написание текста и методической разработки) на архитектурно-градостроительные темы необходима постоянная помощь специалистов — архитекторов. Особенно важны и полезны для экскурсоводов занятия, проводимые специалистами непосредственно на натуре, у объектов. Архитектор поможет экскурсоводам выявить отличительные осо-бенностью произведений архитектуры, их назначение, конструкцию, идею, художественный образ, объемно-пространственную композицию, проанализировать приемы, применяемые архитекторами, отметит особенности показа, экскурсионного анализа объекта, а также поможет выбрать наиболее выгодные точки осмотра. Специалисты рецензируют тексты и методические разработки экскурсий, приглашаются они и на прослушивание пробной экскурсии.

Методика проведения архитектурно-градостроительных экскурсий имеет свою специфику: при осмотре памятника архитектуры особое значение приобретает выбор месторасположения группы возле объекта. При неправильно выбранном расстоянии, с которого осматривается здание, могут искажаться его реальные пропорции, причем ошибки в горизонтальной плоскости делаются чаще, чем в вертикальной, так как от угла зрения зависит восприятие архитектурного сооружения как замкнутого или открытого. Показ объекта начинается с приема предварительного осмотра. Он служит для того, чтобы дать экскурсантам возможность самостоятельно оценить произведение архитектуры, всмотреться в него.

От непосредственного эмоционального восприятия памятника следует перейти к его анализу. Произведения архитектуры необходимо показывать как исторический памятник, т. е. применять исторический анализ для характеристики той эпохи, в которую был воздвигнут памятник. Однако первостепенное значение имеет искусствоведческий анализ, который раскрывает градостроительное значение памятника, особенности его архитектурного стиля, связи внешних архитектурных форм с интерьером, роль декора и строительного материала, соответствие здания его назначению, профессиональное мастерство зодчего и строителя. При показе произведения архитектуры внимание экскурсантов обращается на единство и взаимосвязь трех качеств этих памятников: функционального (театр, храм, дворец, университет, жилой дом), конструктивного (инженерное решение, особенности использования строительного материала, новаторские приемы и т. д.) и эстетического. Кроме того, экскурсоводу необходимо уметь показать связь архитектурного памятника (ансамбля) с ландшафтом. Как правило, возвышенное место, природное окружение, существовавшая застройка выбирались так, чтобы усилить впечатление от нового сооружения, подчеркнуть его достоинства.

Процесс восприятия произведений архитектуры скла­дывается из различных ощущений — двигательных, звуко­вых (звук шагов в храме), слуховых и даже обонятель­ных (особый запах стройматериалов) и осязательных (прикосновение к стене). В основе восприятия лежат, од­нако, зрительные ощущения. Возможности увидеть объект, воспринять сочетание красок, линий, пространст­венную организацию способствует движение. Более точ­ный и многоплановый образ произведения архитектуры формируется у экскурсантов именно в процессе движения. Методический прием движения применяется при осмотре всех основных объектов архитектурно-градостроительных экскурсий. С дальней точки осмотра воспринимается лишь силуэт здания. По мере приближения к нему отчет­ливее становится пластика сооружения, а когда экскур­санты подходят к памятнику вплотную, остро восприни­маются архитектурные детали, декор здания. Обход зда­ния, подъем на башню позволяют правильнее предста­вить размер, форму, высоту, оценить композицию, укре­пить и обогатить впечатления от предварительного осмот­ра. Таким образом, полученные благодаря передвижению вокруг и внутри памятника зрительные впечатления спо­собствуют формированию в представлении экскурсантов единого художественного образа архитектурного соору­жения.

Одним из важнейших методических приемов проведе­ния архитектурно-градостроительных экскурсий является прием реконструкции. Он может применяться с целью воспроизведения какого-либо события, связанного с па­мятником архитектуры, или особенностей исторической эпохи, в которую этот памятник создавался. Прием ре­конструкции употребляется, если необходимо восстано­вить произведение архитектуры в первоначальном виде, устранить позднейшие искажения памятника, показать памятник таким, каким он будет выглядеть после рестав­рации. Лишь немногие памятники архитектуры дошли до наших дней в первозданном виде. Рассказывая о рестав­рационных работах, экскурсовод обращает внимание экскурсантов на меры, которые предпринимаются госу­дарством для сохранения памятников.

При проведении архитектурно-градостроительных экскурсий экскурсоводам приходится показывать произведения почти всех архитектурных стилей — древнерусского, романского, готического, эпохи Возрождения, барокко, рококо, классицизма, эклектизма, модерна, конструктивизма. Поэтому он должен знать закономерности смены и особенности архитектурных стилей, обусловленные конкретными историческими условиями, определенными периодами в развитии общества.

Подавляющее большинство экскурсий на архитектур­но-градостроительные темы посвящено показу жилых, общественных и промышленных зданий. Особенно часто в зрительный ряд экскурсии включаются общественные здания. Функциональное назначение их различно: это детские учреждения, школы, высшие и средние учебные заведения, культурно-просветительные учреждения, спор­тивные сооружения, магазины, кафе, гостиницы, админи­стративные здания, туристские комплексы и т. д. Так как архитектура этих зданий отражает социальный заказ, то и проектирование их, планировка и объемно-пространст­венное решение тесно связаны с основными процессами, происходящими в жизни общества. В архитектуре обще­ственных зданий можно показать экскурсантам соответ­ствие архитектурных сооружений их назначению, под­черкнуть, что потребности общественной жизни рождают и новые типы общественных зданий. Например, такие здания, как биржа, доходный дом, банк, характеризуют эпоху капитализма, а в эпоху социализма появились двор­цы пионеров, дома культуры, рабочие клубы и др.

В архитектурные экскурсии недостаточно включают­ся промышленные здания и сооружения. Они показыва­ются в основном в производственных и обзорных экскур­сиях в зависимости от характера их производства. Одна­ко экскурсоводам следует подчеркивать, что архитектура промышленных зданий активно влияет на архитектуру городов, создает современные архитектурные ансамбли, отличается четкой объемно-планировочной структурой и комфортными условиями труда.

В архитектурные экскурсии практически в каждом го­роде входит осмотр жилых массивов. Важнейшая задача массового жилищного и культурно-бытового строительства — это дальнейшее повышение утилитарной и художественной стороны архитектуры. Следует рассказать также, что для преодоления однообразия и монотонности в архитектуре применяются индивидуальные проекты зданий, широко используются цвет, облицовка фасадов глазурованной ке­рамической плиткой, различные декоративные решения. Характерной особенностью массового жилищного строи­тельства последних лет является постройка ансамблей жилых зданий и общественных сооружений, что позволяет создать уютные жилые районы, изолированные от тран­спортных магистралей. В понятие жилища сейчас входит не только квартира, но и окружающая среда жилого комплекса с системой коммунально-бытового и культур­ного обслуживания. Показывая, например, жилые райо­ны Самары «Приволжский» и «Солнечный», экскурсовод должен стре­миться подчеркнуть их архитектурные особенности.

Важнейшим принципом архитектуры явля­ется принцип ансамблевой застройки. Экскурсовод должен показать, что архитектур­ный ансамбль — это произведение градостроительного искусства, представляющее гармоническое единство про­странственной композиции зданий, инженерных сооруже­ний, монументальной живописи, скульптуры и зеленых насаждений.

Проведение экскурсий на архитектурно-градострои­тельные темы требует от экскурсовода основательной подготовки. Ему необходимо иметь специальные знания в области архитектуры, владеть искусством архитектур­ного анализа, необходима искусствоведческая и истори­ческая подготовка, высокая общая культура.

 








Date: 2015-06-06; view: 2331; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.007 sec.) - Пожаловаться на публикацию