Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Тема 8. Обзорные экскурсии





Города как исторические центры развития общества с многообразием их памятников предоставляют необычайно широкие возможности экскурсионного показа. Тематику городских экскурсий определяют характерные черты развития города, его прошлое и настоящее.

Городские экскурсии можно разделить на три типа: тематические («Архитектура самарского модерна»), обзорные одноплановые (исторические, архитектурные, литературные и т. д., например, «Самара литературная») и обзорные многоплановые.

Уже само название каждого типа определяет содержание экскурсий и характер отбора и использования в них экскурсионных объектов. Каждый из названных типов экскурсий имеет свою специфику, свои особенности подготовки и проведения.

Наибольшую сложность представляет разработка и организация городской обзорной многоплановой экскурсии. Обзорные экскурсии представляют наибольший интерес для экскурсантов, так как позволяют за короткое время (обычно три часа) получить общее и цельное представление о городе, увидеть достопримечательные места, узнать этапы исторического развития, особенности архитектурного облика, познакомиться с его сегодняшней жизнью, исторически сложившейся индивидуальностью и своеобразием.. Обзорная многоплановая экскурсия дает общее представление о городе, затрагивает несколько подтем и разрабатывается одна для каждого города.

Все обзорные городские экскурсии сходны по структуре: каждая из них содержит несколько обязательных подтем, которые при их расширении, углублении, включении новых объектов показа могут стать самостоятельными тематическими экскурсиями. Выбор из множества подтем основных, обязательных — сложная задача. В жизни города необходимо выделить именно те стороны, которые оказали решающее воздействие на его историческое развитие. Существует условное деление городов на типы, определяющие специфику их экскурсионного показа: столицы, города-герои, промышленные центры, города-новостройки, города-порты, города-курорты, областные и районные центры, города-заповедники истории и архитектуры.

В отдельную группу выделяются города и населенные пункты, связанные с жизнью и деятельностью великих поэтов, писателей, ученых, общественных деятелей, полководцев, космонавтов. Особый интерес вызывают экскурсии по городам, связан­ным с жизнью и деятельностью известных общественных деятелей. Естествен­но, что при показе этих городов различные подтемы будут играть неодинаковую роль. Например, города-столицы показываются как центры экономической, научной и культурной жизни; в промышленных центрах ведущими будут такие подтемы, как развитие промышленности, в городах-портах — международные экономические, куль­турные, спортивные, туристские связи России с другими странами; в городах-курортах основное внима­ние уделяется показу организации отдыха людей, использовании природ­ных богатств для укрепления их здоровья.

Большинство городов может быть отнесено к несколь­ким типам по возможности экскурсионного показа, что определяет многообразие их экскурсионной тематики, например: Самара — промышленный центр, круп­ный экономический, научный, культурный центр страны,.

Следовательно, почти в каждой экскурсии одна из подтем в силу своей значимости становится ведущей, в частности в городах-героях она посвящена подвигу со­ветского народа в годы Великой Отечественной войны, в городах, где жил и работал В. И. Ленин,—ленинской те­ме.

Таким образом, при создании обзорной экскурсии по городу отдается предпочтение тем подтемам, которые оп­ределяют лицо города. Во многих старых городах в числе обязательных могут быть следующие подтемы: выступле­ние народных масс против угнетателей, революционное движение, борьба за установление и укрепление Советс­кой власти, героизм и самоотверженность советских лю­дей в годы Великой Отечественной войны; возникновение города, история его роста и застройки, особенности пла­нировки, архитектурные памятники; промышленность го­рода, его культурные, научные, учебные учреждения. В городских обзорных экскурсиях освещаются следующие основные вопросы: историческое прошлое и архитектур­ный облик города; народно-освободительное и революци­онное движение; развитие города за годы Советской власти. Однако не во всех городах эти вопросы найдут отражение, так как, например, у городов-новостроек нет исторического, революционного прошлого, нет памятни­ков архитектуры. Тем не менее и здесь необходимо рас­сказать, что было до появления этих городов, рассказать об улицах, площадях, учреждениях, названных именами выдающихся исторических деятелей, и т. д.

При выборе подтем обзорной экскурсии должны учи­тываться национальное своеобразие каждого города, особенности быта, архитектуры, искусства.

Определение тематики — один из важнейших вопро­сов в разработке городской обзорной экскурсии. Не ме­нее важным вопросом является распределение времени для ознакомления с историческим и современным мате­риалом. В городах, имеющих историческое прошлое, мно­го памятников старины, и поэтому большая часть вре­мени отводится рассказу о них; в городах-новостройках фактически все время посвящено рассказу о современ­ности.

В целом экскурсии, в которых отражается современ­ность, подразделяются на три группы:

1) экскурсии, пол­ностью посвященные показу современности;

2) экскур­сии, в которые современный материал включен частично;

3) экскурсии, посвященные историческим событиям, ар­хитектуре, искусству, общественным и государственным деятелям минувших эпох, в которых дается современная оценка прошлому.

Глубокому и всестороннему раскрытию современности, показу достижений Советского государст­ва способствует посещение и осмотр промышленных пред­приятий, научных учреждений, современных жилых рай­онов, культурно-зрелищных и спортивных сооружений. Такой показ возможен в экскурсиях первой группы. В экскурсиях второй группы необходимо не только пра­вильно соотнести исторический и современный материал, но и раскрыть их взаимосвязь, показать, что историчес­кое развитие общества — закономерный процесс. При показе дореволюционного прошлого и советской действи­тельности города используется прием сравнения по конт­расту, что убеждает в преимуществах социалистического пути развития общества, советского образа жизни. Третья группа экскурсий, посвященных историческому прошлому, также способствует Пропаганде современной действительности. В них экскурсоводу необходимо пока­зывать воздействие явлений, событий прошлого на совре­менную действительность, раскрывать наше отношение к историческим фактам, событиям, давая им современное объяснение и научную оценку.

В содержании экскурсии должен быть пропорцио­нально распределен местный и общесоюзный материал, а история края раскрыта в неразрывной связи с историей всей страны. Например, рассказывая о крупнейших но­востройках, экскурсовод говорит о братской взаимопомо­щи и сотрудничестве народов всех союзных республик, иллюстрируя единство местного и общесоюзного.

Многоплановый характер городской обзорной экскур­сии вызывает определенные трудности в выборе объек­тов показа. В каждом достаточно крупном и старом го­роде встречаются и исторические, и архитектурные, и современные памятники. Поэтому при отборе объектов для обзорной экскурсии необходимо включать

1) объек­ты, имеющие непосредственное отношение к теме экскур­сии;

2) наиболее типичные и полно раскрывающие подтему объекты, т. е. главным критерием является степень их информационности;

3) объекты, отличающиеся подлин­ностью. Не следует включать объекты, представляющие значительный интерес, но расположенные далеко от ос­новного маршрута (переезд 30—40 мин).

Отбор объектов для показа тесно связан с разработ­кой маршрута. Маршрут экскурсии должен быть состав­лен так, чтобы обеспечить последовательный показ объектов в целях полного раскрытия всех намеченных подтем и стройного изложения их содержания. Принцип составления маршрута городской обзорной экскурсии обычно тематико-хронологический.

На маршруте могут встречаться памятники, привле­кающие внимание экскурсантов, но не имеющие отно­шения к теме. В таком случае о них необходимо дать справку, удовлетворив тем самым любопытство экскур­сантов, и продолжить показ объектов, предусмотренных методической разработкой. Например, в Минске на пло­щади В. И. Ленина внимание экскурсантов привлекает сложенное из красного кирпича здание бывшего костела, кажущееся памятником старины. Экскурсовод дает о нем краткую справку: «Особняком стоит на площади здание Красного костела. Несмотря на кажущуюся старину, ему около 80 лет. Костел построен в 1908 г. по про­екту архитекторов В. Маркони и Т. Пояздерского. Как культовое здание оно просуществовало недолго. Позже в нем находился польский театр, сейчас после реконст­рукции здесь расположен Дом кино...»

Многоплановый характер объектов городской обзор­ной экскурсии предъявляет особые требования и к комп­лектованию «портфеля экскурсовода». В него необходимо включать материалы, связанные не с одной, а с несколь­кими подтемами.

В городской обзорной экскурсии рекомендуется посе­щение музеев, которое предусматривается на стадии ее разработки. При включении музеев в экскурсию опреде­ляется, какая подтема (подтемы) раскрывается в том или ином музее. Как правило, в музее освещаются те вопросы, которые в силу различных обстоятельств не мо­гут быть достаточно полно освещены при показе город­ских экскурсионных объектов. Чаще всего в обзорную экскурсию включается посещение краеведческого музея. Учитывая то, что его экспозиции многоплановы, как пра­вило, показываются археологический, этнографический и биографический материалы. Время, отведенное на ос­мотр краеведческого музея в городской обзорной экскур­сии, значительно меньше времени проведения специаль­ных экскурсий по музею и составляет не более 30— 40 мин. Экспонаты, не относящиеся к теме городской экс­курсии, полностью из показа исключаются.

Правомерно включение в городскую обзорную экскур­сию посещения мемориальных, художественных, темати­ческих музеев. Время, отводимое на их осмотр, не долж­но превышать 15—25 мин, так как они дают представле­ние только о какой-либо одной подтеме, а в задачи обзорной экскурсии входит ознакомление экскурсантов со многими другими сторонами жизни города.

Желательно, чтобы город и музей в обзорной экскур­сии показывал один и тот же экскурсовод, что помогает сохранить целостность экскурсии и логическую конструк­тивность. Экскурсоводы при подготовке экскурсии само­стоятельно осваивают экспозиции, пишут текст экскур­сии, который представляется сотрудникам музея для просмотра, заключения и оценки. Если оценка текста по­ложительная, научные сотрудники музеев в присутствии методистов бюро принимают пробную экскурсию. В слу­чае успешного ее проведения оформляется допуск эк­скурсовода бюро к проведению экскурсий по музею.

Подготовка городской обзорной экскурсии более сложная, чем тематической. В процессе работы над ее созданием творческая группа должна определить цели и основные подтемы экскурсии; совершить объезд города для предварительного выбора объектов и маршрута; составить список литературы; изучить литературные, ар­хивные источники, фонды в краеведческом музее, мате­риалы в отделах рукописей и редких книг библиотек: провести встречи с учеными, работающими над историей города и края; собрать в статуправлении и других уч­реждениях еще не опубликованные сведения о промыш­ленных предприятиях, учреждениях науки и культуры, передовиках производства и т. д.; отобрать, подготовить и перефотографировать иллюстративный материал, ис­пользуемый для издания буклетов и передач по телеви­дению; составить картотеку экскурсионных объектов; со­вершить объезд по городу для распределения объектов и времени по подтемам экскурсии.

На методическом совете обсуждаются предваритель­ные итоги разработки, после чего уточняется маршрут экскурсии и подготавливается в ГАИ письмо о разреше­нии остановок автобусов на маршруте.

Текст экскурсии передается на рецензирование и ут­верждение в отдел пропаганды и агитации горкома, об­кома партии, совет по туризму и экскурсиям, областной совет профсоюзов, отдел культуры горисполкома, Мини­стерство культуры и другие организации. В бюро орга­низуются прослушивание, прием и реклама экскурсии. Допуск экскурсовода к проведению экскурсии осущест­вляется в общепринятом порядке.

Структура городской обзорной экскурсии обычна: на­чинается она с краткого введения, затем следует основ­ная часть, в процессе которой освещаются подтемы экс­курсии. После знакомства с городом экскурсовод делает заключение и отвечает на вопросы.

Городская обзорная экскурсия — экскурсия высокой категории сложности и требует от экскурсовода разно­сторонних знаний, владения в совершенстве методичес­кими приемами ее проведения.

При проведении обзорной экскурсии широко приме­няется индуктивный метод изложения материала. Важ но сразу же установить контакт с группой, заинтересо­вать экскурсантов. Установлению контакта с группой способствует использование приема «общего знакомого», т. е., рассказывая экскурсантам о своем городе, экскурсо­вод приводит сведения, факты, имеющие непосредствен­ное отношение к их городу. Например, экскурсовод, по­казывая Дворец спорта в Минске группам из Челябин­ска, Вильнюса, Волгограда, говорит о том, что и в пх городе имеется здание, построенное по аналогичному проекту. Использование приема «общего знакомого» по­вышает внимание группы, но для этого экскурсоводу не­обходимо иметь сведения о различных городах нашей страны. Поэтому в методическом кабинете бюро реко­мендуется сделать карточки со сведениями о тех горо­дах, из которых постоянно прибывают плановые группы туристов.

Многоплановый характер обзорной экскурсии, вклю­чающей различные подтемы, определяет сложные логи­ческие переходы от одной подтемы к другой. При помо­щи логических переходов экскурсовод в процессе рас­сказа должен связать памятники разных эпох и основ­ные подтемы; экскурсии в единое целое. Например, в обзорной экскурсии по Минску на площади В. И. Ленина экскурсоводу после показа основных объектов — памят­ника В. И. Ленину и Дома правительства — необходимо перейти к раскрытию подтемы о развитии высшего обра­зования в республике и показу зданий Белгосуниверсптета, педагогического и медицинского институтов. Здесь экскурсовод может использовать следующий переход:

В трудные годы становления молодого Советского государства В. И. Ленин мечтал о том, чтобы все трудящиеся тогда отсталой России овладевали знаниями, могли учиться. Среди декретов, под­писанных В. И. Лениным в 1918 г., был декрет о правилах приема в высшие учебные заведения, который открыл двери вузов для всех граждан Республики Советов. До революции 8 из 10 белорусов были неграмотными, а в наши дни почти три четверти работников, занятых в народном хозяйстве республики, имеют высшее и среднее образо­вание, число дипломированных специалистов достигает до мил­лиона. В республике 33 вуза, из них в столице Советской Белорус­сии—14. Целый городок науки раскинулся напротив Дома прави­тельства. Перед вамп здание главного корпуса Белгосуниверсптета, носящего имя В. И. Ленина...

Далее следует рассказ об университете, педагогичес­ком и медицинском институтах, которые ранее были фа­культетами университета.

Показ, например, таких разиоплановых объектов, как ВДНХ и здание Государственного ордена Ленина акаде­мического Большого театра оперы и балета БССР, мож­но осуществить с помощью следующего логического пе­рехода:

«Белоруссия гордится успехами не только в развитии народно­го хозяйства, по и успехами творческих коллективов. На площади им. Парижской коммуны вы видите здание Государственного ор­дена Ленина академического Большого театра оперы и балета БССР, построенное в 1937 г. по проекту архитектора И. Ланг-барда...»

Экскурсовод рассказывает о достижениях коллекти­ва театра и завершает рассказ словами о воплощении в жизнь в пашей стране ленинского утверждения: «Искус­ство должно принадлежать народу». Такие переходы способствуют восприятию экскурсии как единого целого и одновременно выполняют задачу пропаганды совре­менного материала. Конструктивные или формальные переходы свидетельствуют о недостаточной отработан­ности темы.

Методические приемы показа и рассказа в обзорных экскурсиях должны быть разнообразны. Из приемов по­каза чаще используются предварительный осмотр (на центральной площади города, смотровой площадке), экс­курсионный анализ (обычно дается при осмотре основ­ных объектов) и реже прием зрительной реконструкции (поскольку в обзорной экскурсии преобладают объекты, отличающиеся подлинностью), прием сравнений (по сходству и различию, а также сравнения с другими ши­роко известными экскурсантам объектами).

Практически все методические приемы рассказа мо­гут успешно применяться в городской обзорной экскур­сии. Однако в силу специфики этих экскурсий из методи­ческих приемов рассказа чаще приходится прибегать к справке, цитированию, описанию объектов; приемы объ­яснения, комментирования и литературного монтажа встречаются реже.

Из других методических приемов в экскурсию следу­ет включать элементы ритуала, чаще всего это минута молчания у Вечного огня Славы и братских могил. Во время переходов для осмотра основных объектов успешно используется методический прием движения, позволяющий давать более детальный экскурсионный анализ объ­ектов.

Следует обратить внимание на специфику показа объектов в обзорной экскурсии, заключающуюся в том, что в ней каждый объект раскрывается с учетом одной ведущей темы. Например, при показе историко-револю­ционных памятников дается исторический анализ памят­ника только с отдельными деталями искусствоведческого анализа. Показ этого же памятника в искусствоведче­ской экскурсии совершенно иной.

Особенностью обзорной экскурсии является постоян­ное ее обновление, так как город развивается, в нем по­являются новые промышленные предприятия, учрежде­ния науки и культуры, памятники, жилые районы. Мате­риал о современности должен быть тесно связан с важ­нейшими событиями текущего дня.

Городские обзорные экскурсии — самые посещаемые и в структуре экскурсионного обслуживания фирмы зани­мают большой удельный вес. Они проводятся для всех категорий экскурсантов и требуют дифференцированного подхода к аудитории. Для взрослых, и школьников, учи­телей и жителей сельской местности, местного насе­ления и приезжих городская обзорная экскурсия должна иметь несколько вариантов текста и методической раз­работки, отличающихся объемом материала, степенью его сложности и числом включенных объектов.

В городской обзорной экскурсии, как ни в какой дру­гой, имеются большие возможности для рекламы других экскурсий. При раскрытии подтем экскурсовод пригла­шает посетить тематические экскурсии по соответствую­щим направлениям, на которых экскурсанты глубже знакомятся с интересующими их вопросами, проблема­ми, объектами.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предпиятий и т. д.).

В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой, прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-исто­рическую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д.








Date: 2015-06-06; view: 789; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.014 sec.) - Пожаловаться на публикацию