Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические приемы диагностики реабилитационного потенциала личности
В практике исследования психологического статуса больного (патопсихологического исследования) с целью диагностики реабилитационного потенциала личности применяются клинико-психологический метод исследования и экспериментально-психологическое обследование. Клинико-психологический метод исследования позволяет выявить преимущественно качественные нарушения психической деятельности в процессе непосредственного контакта с обследуемым через беседу и наблюдение, применяемые одновременно (словесный контакт, анализ двигательных и мимических реакций, интроспективный метод) /13/. В контексте клинико-психологического метода применяется психобиографический метод исследования и анализ внутренней картины болезни. Психобиографический метод исследования представляет собой психологический анализ анамнеза (жизни, болезни) и позволяет: - проанализировать особенности личности через деятельность в стандартных жизненных ситуациях (работа, семья, образование, хобби, болезнь, инвалидность); - прогнозировать его реабилитационные возможности. Основная цель психобиографического анализа личности составить представление: - о реабилитационном потенциале личности обследуемого; - возможностях реализации ИПР с конкретным больным, с конкретной патологией в конкретной ситуации. Предметом психобиографического анализа являются следующие жизненные ситуации: - Образование (высшее, среднее, специальное; интеллектуальная составляющая, личностная составляющая, социальная составляющая); - Работа: (смена работы, передвижение по службе, взаимоотношения в трудовом коллективе, перспективы и др.); - Семья: а) да – нет, состав семьи, особенности личности партнеров, сексуальные отношения, сексуальная ориентация, социально-психологическая ситуация в семье – микроклимат; б) смена партнера – частая (3-4 в год), стабильность связей (свыше года), совместное ведение хозяйства (да – нет, почему?); дети. - Увлечения (хобби) как эмоционально значимая форма деятельности: а) социально-ориентированная – общественная деятельность, искусство, спорт; б) антисоциальная ориентированность – девиатное поведение, алкоголь, наркозависимость, азартные игры (имеют значение характер, темперамент, мотивация). - Болезнь (дефект, старение) – а) анализ внутренней картины болезни (ВКБ); анализ личностной составляющей в формировании ВКБ; анализ социально-психологический составляющей – в какой ситуации развивается (работа, семья, социальные группы и т.п.). Анализ внутренней картины болезни. Внутренняя картина болезни (или дефекта) (ВКБ) [13, 34, 54] это: - представление больного о причинах, сущности и возможных последствиях своего заболевания; - о реабилитационных возможностях терапии и своего организма; - о социальных проблемах, связанных с болезнью (социальной недостаточностью). Анализ ВКБ обследуемого проводится по следующим направлениям: - аутопластическая картина болезни; - тип реакции на болезнь; - отношение к болезни; - переживание болезни во времени. Аутопластическая картина болезни создается самим больным на основе совокупности его ощущений, представлений и переживаний, связанных с его медико-биологическим и социальным статусом, и включает в себя несколько сторон: - перцептивную, зависящую от состояния сознания, больного и его гностических процессов, как больной ощущает свою болезнь (дефект) и "видит" свою социальную проблему; - эмоциональную – какие чувства испытывает больной по поводу своей болезни (дефекте) и о связанной социальной проблеме; - рациональную, обусловленную уровнем интеллекта и состоянием когнитивных процессов – что больной знает о своей болезни (дефекте) и о своей социальной проблеме; - волевую, находящуюся под преимущественным влиянием мотивационной сферы личности и ее волевых механизмов – что больной собирается предпринять или уже предпринимает в отношении своей болезни и социальной проблемы. Все указанные стороны аутопластической картины болезни находятся в постоянном динамическом взаимодействии, что необходимо при оценке РПЛ больного, так и при составлении и реализации ИПР. Тип реакции больного на болезнь (дефект) в большей степени вытекает из особенностей его темперамента и может оцениваться как: - стенический, предполагающий упорное стремление преодолеть болезнь и возникшие в связи с ней трудности; - астенический, характеризующийся готовностью к быстрой капитуляции перед болезнью и возникшими жизненными трудностями, к отказу от прежних целей, идеалов, ценностей и установок; - рациональный, включающий оптимальный баланс физических, моральных и материальных затрат, направленных больным на решение возникших медицинских и социальных проблем. Отношение к болезни (адекватное, неадекватное, амбивалентное) формируется больным в процессе соотнесения возникшей у него аутопластической картины болезни с имевшимися жизненными установками, целями и актуальными потребностями. При этом имеют значение особенности характера и уровень интеллекта, так как только при гармоничном сочетании этих личностных структур может быть выработано адекватное отношение к болезни. В противном случае это отношение оценивается как неадекватное и проявляется либо в стремлении преувеличить степень тяжести своего состояния (гипернозогнозии), либо в ее недооценке (гипонозогнозии). В некоторых случаях у больного складывается амбивалентное (двойственное) отношение к болезни. Это может быть обусловлено многими факторами: особенностями личности больного, возрастом, текущей жизненной ситуацией, причинами и характером болезни и т.д. Тщательной анализ указанных обстоятельств позволит не пропустить возможного установочного поведения, оценить другие составляющие ВКБ, а также реабилитационный потенциал личности и реабилитационный прогноз при составлении ИПР. Переживание болезни во времени (этапы или фазы): - премедицинская (симптоматика появилась, но к врачам еще не обращаются); - фаза перемены жизненного стереотипа (первые фрустрации, ближайшие перспективы рушатся, появляются страх, тревога, психическое напряжение, депрессия, снижается самооценка); - фаза активной адаптации (связана с точной объемной информацией, полученной от специалиста – уходит страх, тревога, формируется перспектива; важны отношения врач-больной, т.к. в случае расхождения между ожиданием и реальностью может сформироваться вторичная фрустрация в связи с доверием к врачу); - фаза капитуляции (ситуация "болезнь" сильнее больного, необходимо снизить уровень притязаний и самооценки; включение компенсаторных механизмов, рентных установок и т.д.); - фаза формирования компенсаторных механизмов, которые можно разделить на три группы: медико-биологическую (фиксация на болезни и деятельности с ней связанной), аутопсихологическую (невротизация личности) и социальную (другие деятельности – новые социальные роли, социальная компенсация по типу 2-й жизни). Экспериментально-психологическое обследование. Экспериментально-психологическое обследование позволяет дать количественную оценку выявленных нарушений психических функций, объективизируя тем самым данные, полученные в ходе клинико-психологического исследования. Предметом экспериментально-психологической диагностики являются: - высшие психические функции (внимание, память, мышление) и динамика психической деятельности (психофизиологическая выносливость – темп, истощаемость); - эмоционально-волевая сфера (эмоциональная неустойчивость, наличие тревоги, свидетельствующей о степени фрустрации значимых потребностей); - профессиональная направленность, профинтересы, профсклонности [47]. При проведении экспериментально-психологического обследования рекомендуется начинать с простых экспресс-методик, поскольку они доступны в любых клинических и экспертных обстоятельствах и не требуют для своего осуществления и обработки больших временных затрат. Кроме того, в практических целях не всегда требуется комплексное исследование всех психических процессов и свойств. Поэтому методики могут предлагаться в разных вариантах и комбинациях в зависимости от конкретной экспертной задачи, от особенностей имеющейся патологии, состояния обследуемого, возраста, образования и культурного уровня. Это особенно важно, если у обследуемого ранее не выявлялось нарушений со стороны психических процессов, и он не предъявляет жалоб на снижение памяти, внимания и т.п. В случаях обнаружения отклонений от нормы проводится расширенное экспериментально-психологическое обследование в соответствии с выявленными нарушениями и поставленными задачами.
|