Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая составляющая реабилитационного потенциала





 

Психологический реабилитационный потенциал принято называть реабилитационным потенциалом личности (РПЛ), определяя его как способность реабилитанта личностно опосредовать, т.е. осуществлять в деятельности, обеспечиваемой психологическими механизмами, конкретные мероприятия по достижению реабилитационных целей. Психологический реабилитационный потенциал определяет возможность расширения сферы жизнедеятельности реабилитанта за счет восстановления или компенсации нарушений на психологическом уровне. РПЛ целесообразно рассматривать в двух аспектах: его значении для психологической реабилитации – как показателя вероятности восстановления или компенсации нарушений и расстройств психической деятельности и в аспекте его влияния, как своеобразного вида деятельности реабилитанта, на успешность, эффективность всего комплекса реабилитационных мероприятий.

РПЛ, являясь составляющей реабилитационного потенциала (РП), характеризуется, как и все другие составляющие РП, собственной внутренней структурой, включающей /22, 72/ [Залученова Е.А. Принципы оценки психологического компонента реабилитационного потенциала //Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов. - 1998, № 2. - с. 29-32., Шабалина Н.Б. и др. Пособие для психологов, работающих в учреждениях медико-социальной экспертизы и реабилитации.- М., 2000.; Психологические аспекты реабилитационного потенциала инвалидов. Метод. рекомендации для психологов учреждений МСЭ. – М.: Минтруда и соц.развития РФ, 2002. – 120 с.]:

- интеллектуальный компонент РПЛ,

- эмоционально-волевой компонент РПЛ,

- мотивационный компонент РПЛ.

Интеллектуальный компонент РПЛ обеспечивает уровень понимания реабилитантом проблем, связанных с заболеванием, инвалидностью и возможности их разрешения посредством реабилитационных мероприятий. Интеллектуальный РПЛ зависит от уровня состояния когнитивных процессов и уровня интеллекта.

Эмоционально-волевой компонент РПЛ определяет энергию реабилитанта в достижении целей и задач реабилитации, чувственную окрашенность отношений к этим целям и задачам, а так же к отдельным реабилитационным мероприятиям и зависит от индивидуально-психологических особенностей личности, эмоциональных состояний и волевых процессов.

Мотивационный РПЛ определяет направленность на достижение целей и задач реабилитации и представляет собой совокупность целей, установок, мотивов и потребностей, актуальных для реабилитанта в аспекте различных итогов, результатов реабилитации и зависит от ценностно-мотивационных храктеристик личности, системы личностных отношений в целом.

Все компоненты реабилитационного потенциала личности взаимосвязаны. Так, адекватное принятие целей и задач реабилитации может обеспечиваться не только посредством интеллектуального анализа, но и за счет положительного эмоционального отношения к ним. Отрицательные переживания могут подавлять, блокировать интеллектуальную активность. В то же время положительные эмоциональные отношения играют важную роль в формировании актуальной мотивации. При этом, если мотивационный компонент обеспечивает само участие субъекта в реабилитационной деятельности, то интеллектуальный компонент обеспечивает уровень операциональной составляющей и т.д.

Поэтому анализ и оценку реабилитационного потенциала личности следует проводить:

- на основе изучения всей совокупности психических функций, свойств и образований;

- на основании системного изучения соответствующей феноменологии как в рамках патопсихологического, так и собственно психологического регистров (негативная и позитивная составляющие реабилитационного потенциала);

- с характеристикой степени выраженности нарушений, их локальности или тотальности, характера механизмов психических нарушений;

- каждый компонент РПЛ следует рассматривать дифференцированно относительно различных видов реабилитации.

Определение РПЛ должно основываться на результатах системного изучения, исследования особенностей психологического статуса инвалидов. При этом данное исследование будет требовать анализа статуса инвалидов в самом широком аспекте психологической феноменологии, в рамках психологического и патопсихологического регистров (сведения как патопсихологического, так и “нормального” психологического характера), на уровне отдельных психических функций и сложных психических образований, в плане психологической феноменологии и механизмов психической деятельности.

Date: 2015-11-15; view: 1057; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию