Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образовательная составляющая реабилитационного потенциала
По аналогии с общим определением РП образовательная составляющая или, так называемый, образовательный аспект РП (ОАРП) можно определить как совокупность характеристик человека, а также социально-средовых (внешних) факторов, позволяющих реализовать его потенциальные способности в области образования. ОАРП отражает возможности больного человека при определенных условиях и содействии реабилитационных служб, семьи и общества в целом получить образование в максимальной степени соответствующее его способностям, возможностям, интересам, потребностям, дающее возможность ему самореализоваться в жизни, использовать свой творческий потенциал в социально-трудовой и социокультурной сферах, продолжать самообразование, духовно и творчески развиваться в течение всей жизни, быть конкурентоспособным на рынке труда. ОАРП дает возможность прогнозировать уровень реализации потенциальных возможностей индивида посредством образования, на основании чего возможно в каждом конкретном случае определение необходимых педагогических, коррекционных реабилитационных мероприятий. При определении ОАРП нужно выделять сохранившиеся собственные ресурсы индивида, как биологические, так и личностные, а также социально-средовые факторы и условия (организационные, образовательные, реабилитационные, профессионально-производственные, семейные, социально-экономические и т.д.), содействующие реализации РП. Для раскрытия сущности ОАРП необходимо уточнить методические подходы к трактовке таких важных и определяющих категорий как учебная деятельность, обучаемость, способность к обучению, образовательный статус, образовательный маршрут. Учебная деятельность - один из основных видов деятельности человека, который состоит в усвоении теоретических и практических знаний, умений и навыков в процессе обучения. Учебная деятельность - средство включения подрастающего поколения в систему общественных отношений, освоения социального опыта /18/. Условия учебной деятельности - совокупность обстоятельств, при которых она совершается. Социальные обстоятельства и жизнедеятельность ее субъекта рассматриваются как факторы, способствующие или препятствующие ее успешности. Оценивая основные образовательные характеристики, определяющие учебную деятельность, необходимо выделить отношение индивида к обучению, образованию, использование в обучении технических средств, формы обучения, причины, по которым ученик не справляется с учебными программами, базу получения профессионального образования, уровень имеющегося образования, посещаемость им форм дополнительного образования (кружков, секций...) [35]. При рассмотрении структуры базовых компонентов учебной деятельности выделяют [6,15,25]: - цели обучения (познавательное и личностное развитие, социализация, получение общего образования определенного уровня, получение определенного уровня профессионального образования); - субъект обучения: определение социальных факторов - взаимоотношение обучающегося с педагогами и соучениками, психологическая совместимость ребенка, его ролевая позиция в коллективе, определение индивидуальных факторов - физические, психофизические и психологические характеристики обучающегося (уровень физического развития и физическая подготовленность, сформированность основных познавательных функций - восприятия, внимания, памяти, мышления, наличия способностей и эмоционально-волевых характеристик, личностных особенностей, таких, как учебная мотивация, самооценка и др., их соответствие возрастным нормам); - процесс обучения и воспитания, эффективность усвоения учебных программ, формирования и развитие личности в процессе обучения, сложностей, возникающих в ходе его; - условия обучения (санитарно-гигиенические, социальные, социально-психологические, материально-технические и др.). Структурные составляющие учебной деятельности - потребности, задачи, мотивы, действия, операции [78]. Обучаемость рассматривается как индивидуальный показатель скорости и качества усвоения знаний, умений и навыков человеком в процессе обучения /6/. Общая обучаемость - способность усвоения любого материала - показатель общей одаренности человека. Специальная обучаемость - способность усвоения отдельных видов учебного материала - показатель специальной одаренности индивида. В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, мышления, памяти, речи...). Обучаемость определяется уровнем развития активного (тем, что субъект может усвоить самостоятельно), и «рецептивного» познания (которым субъект может овладеть с помощью других лиц) [78]. Способность к обучению - способность к усвоению (восприятию, воспроизведению и применению) знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), к овладению навыками и умениями (социальными, культурными, бытовыми, профессиональными). Способность к образованию, как более широкое понятие, включает способность к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов с использованием обычных или специальных методов обучения в определенные сроки в образовательных учреждениях общего типа, специализированных или индивидуально. Образовательный статус отражает основные образовательные характеристики человека – уровень, качество и место дошкольного, общего и профессионального образования, способность к усвоению образовательных стандартов. Образовательный статус может быть оценен по следующим градациям: - образовательный статус не нарушен - обучение возможно в обычных условиях, - образовательный статус нарушен незначительно - обучение возможно по государственным стандартам в обычных учебных заведениях при соблюдении специального режима, вспомогательных средств и других мер; - образовательный статус нарушен умеренно - обучение возможно по государственным стандартам, программам в специально созданных условиях с использованием специальных методов, вспомогательных средств и других мер; - образовательный статус нарушен значительно - обучение возможно по специальным стандартам, программам в специально созданных условиях с использованием специальных методов, специальных программ, вспомогательных средств и других мер, - образовательный статус резко нарушен - систематическое обучение невозможно. Способность к усвоению образовательных стандартов, учебных программ профессионального образования: - способен к освоению государственных стандартов профессионального образования (высшего или среднего или начального профессионального образования) - способен к освоению адаптированных стандартов профессионального образования (высшего или среднего или начального профессионального образования) - способен к освоению специальности в соответствии с квалификационным разрядом (при профессиональной подготовке) - способен к освоению отдельных операций - не способен к освоению профессиональных навыковПри определении ОАРП выделяют его уровни: высокий, средний, низкий. Уровень определяется на основании всей совокупности выделенных критериев, характеризующих возможности инвалида к образованию [61]. Алгоритм определения ОАРП включает диагностику индивидуальных характеристик человека и анализ внешних социально-средовых факторов. Индивидуальные характеристики человека, определяющие его ОАРП, включают биологические, личностные или психологические и образовательные характеристики. При этом все характеристики должны соотноситься с возрастными нормами (особенно для детей) [60,64]. При определении ОАРП выделяют его уровни: высокий, средний, низкий. Уровень определяется на основании всей совокупности выделенных критериев, характеризующих возможности инвалида к образованию [61]. 1. Высокий – может получить образование на любом желаемом уровне, профессиональное – по показанной профессии, которая соответствует склонностям и желаниям инвалида. 2. Средний - может получить образование (переподготовку, переквалификацию) на ограниченном уровне в специализированных учреждениях по ограниченному кругу профессий не вполне соответствующих интересам и склонностям инвалида. 3. Низкий – может освоить отдельные умения и навыки (общие и профессиональные) по индивидуальной программе.
|