Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Геополитическое соперничество в современном мире характеризуется эскалацией явной и латентной глобальной конкуренции во всех сферах общественных отношений





Геополитическое соперничество в современном мире характеризуется эскалацией явной и латентной глобальной конкуренции во всех сферах общественных отношений, направленной на передел жизненно важных энергетических и пресноводных ресурсов планеты, а также усилением значимости духовного фактора в этой конкуренции.

В происходящих в глобализирующемся мировом пространстве процессах геополитического соперничества государств всё чаще активно используются средства и методы информационной, психологической, кибернетической войн, предполагающих приоритетное воздействие не на физические объекты противника, в том числе живую силу, но более всего на духовность обществ геополитических конкурентов.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена явным возрастанием рисков и угроз национальной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни общества, которые теперь не менее значимы, чем военно-политические и экономические угрозы. Духовная безопасность (включая ее культурно-исторические, информационно-психологические, религиозные, идеологические, научные, образовательные и другие компоненты) как одна из комплексных составляющих национальной безопасности является наиболее уязвимой с точки зрения деструктивного внутреннего и внешнего воздействия. Поэтому одной из основных целей системы обеспечения национальной безопасности должно быть решение задач по защите духовности современной России. Особенно это актуально в условиях существующего в российском обществе духовного (нравственного, интеллектуального, эстетического) кризиса, к настоящему времени фактически перешедшего в стадию регрессирующей эволюции, поскольку в обществе пока не преодолены идеологические и социально-экономические противоречия.

Духовная жизнь социума во всём её многообразии, так или иначе, включает интеллектуальную, этическую и эстетическую деятельность людей. Следовательно, духовная жизнь общества сосредоточена в области индивидуального, группового и массового сознания. В связи с этим, когда речь идёт о защите духовности, духовной сферы общества, обеспечении духовной безопасности, основное внимание следует сосредотачивать на защите общественного сознания современного российского социума от внутреннего и внешнего деструктивного влияния.

Целенаправленное внедрение в национальное сознание наднациональных (глобалистских) стереотипов мышления и поведения – существенная угроза национальной безопасности, так как они разрушительно воздействуют на ментальность народов, уничтожая их национальную идентичность. Понимая это, геополитические противники России прилагают максимум усилий в сфере пропаганды якобы универсальных образцов западной культуры. Через все существующие средства массовой коммуникации, в том числе электронные средства массовой информации, навязчиво рекламируется вестернизированная массовая культура, которая целенаправленно трансформирует и историю государств, и ментальность народов. В этот процесс всё активней включаются западные и прозападные политики, деятели науки и искусства.

По мнению автора, размывание национальной идентичности в современных геополитических условиях – столь же серьёзная проблема, как и утрата военного и экономического потенциала, суверенитета страны. На данный момент ситуация в сфере обеспечения духовной, в частности информационно-психологической и культурной, безопасности страны слабо контролируется субъектами обеспечения национальной безопасности. Это позволяет согласиться с выводом учёных о том, что Россия может стать, по сути, колониальной демократией[1], а впоследствии, видимо, и некоей конфедерацией. Не исключена и возможность превращения страны в протекторат США, Евросоюза или Китая. Первым шагом наших геополитических конкурентов к реализации такого сценария является, вероятнее всего, разрушение единого духовного (культурного, информационного, конфессионального) пространства нашей страны.

Актуальность выбранной темы исследования также обусловлена тем, что в современной России нет духовного национального единства. Российская нация как культурно-исторический феномен пока не является объективно существующей социальной общностью, которая могла бы заменить предшествующую ей наднациональную социальную целостность «советский народ». Этому во многом способствует отсутствие в политической жизни страны принятой большинством общества, или хотя бы его пассионарной частью, единой идеи национального развития, идеологии, консолидирующей российский социум. В духовной сфере деструкцию и дезинтеграцию усугубляет общая социальная напряжённость, вызванная, в частности, с каждым годом усиливающимся и уже фактически катастрофическим расслоением населения по материальному статусу (уровню жизни). Всё это ведёт к росту радикальных настроений, резкой идеологической поляризации общества, особенно в регионах со слабой экономической инфраструктурой.

Таким образом, дезинтеграция социума, уже во многом существующая в России, может перерасти в полное духовное разобщение народов нашей страны, если мы так и не станем монолитным социальным целым – российской нацией, что может привести к утрате Россией своей суверенности.

Любой нации необходимы мировоззренческие императивы, стратегические и тактические цели её существования. Это та основа, которая позволяет социуму объединяться и развиваться, преодолевая стагнацию. Идеологические декларации, предлагаемые до настоящего момента российскому обществу, часто противоречили существующей объективной реальности и интересам большинства.

Ещё одним важным аспектом, подтверждающим актуальность проблемы обеспечения духовной безопасности в современной России, является дифференциация общества по конфессиональному признаку. Многими исследователями и политиками чрезмерно концентрируется внимание на обострении отношений между христианами и мусульманами, что во многом вызвано осуществлённым в 1990-х годах наведением конституционного порядка в Северо-Кавказском регионе. Провокации, направленные на столкновение последователей Христианства и Ислама,– это реалии сегодняшнего дня. По всей видимости, эскалация межконфессионального противостояния в современной России до антагонистического уровня – один из реальных сценариев разрушения нашей страны извне и изнутри. Развитие социальных отношений в области государственно-конфессионального сотрудничества, ликвидация серьёзных внутренних угроз в сфере взаимодействия религиозных объединений между собой – это важная сфера обеспечения духовной безопасности современного российского общества.

Решение проблем духовной безопасности следует концентрировать также и на достижении глобальных целей: осуществлении цивилизованной, в том числе духовной (религиозной, информационной, культурной) экспансии России, причём как на территории бывших республик Советского Союза, так и во всём глобальном пространстве мирового социума. В условиях современного геополитического соперничества, наряду с общей национальной геостратегией, необходимо реализовывать духовную геостратегию, которая представляет собой воплощаемую в практику теорию контроля над мировым духовным геостратегическим пространством.

Развитие социально-философской концепции духовной безопасности современного российского общества является важнейшей научной проблемой. Это обусловлено тем, что процессы, происходящие в духовной сфере, способны оказать как многоаспектно позитивное, так и крайне негативное влияние на развитие России в XXI веке. Поэтому духовная безопасность как важнейший интегральный и во многом уникальный феномен мирового и российского социума нуждается во всестороннем, глубоком научном и, в первую очередь, философском исследовании.

Степень научной разработанности темы исследования сложно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, можно констатировать стабильный интерес учёных и общественности к проблемам духовности, духовной жизни, сохранения национальных, в том числе духовных, ценностей, обеспечения духовной безопасности, геополитического соперничества, информационно-психологического противоборства. С другой стороны, представляется необходимым указать на недостаточную проработку вопросов, связанных с определением сущности и содержания духовной безопасности, её категориального аппарата, проблем её обеспечения в условиях современного геополитического соперничества, особенно с точки зрения социально-философского анализа. При этом также следует подчеркнуть, что мнения авторов, пишущих о духовности и духовной безопасности, в большинстве случаев достаточно поляризованы, а именно: они либо предпочитают говорить о духовности как о феномене практически исключительно религиозном, имеющем ярко выраженные национальные характеристики, либо как о светском и в этом случае универсальном, то есть надкультурном и наднациональном. Автор предлагает свой взгляд на данную проблему, расширяя при этом объект исследования и комплексно рассматривая проблемы духовности, духовной безопасности в условиях современного геополитического соперничества.

В настоящий период развития информационного общества, характеризующийся активизацией глобализационных процессов, нарастанием угроз, связанных с возможностью уничтожения национальной идентичности народов России, необходим качественно новый, и именно, философский взгляд на вопросы духовной эволюции нашего социума, обеспечения его духовной безопасности.

Социально-философских исследований духовной безопасности российского общества в контексте усиливающегося в мировом социуме геополитического соперничества на уровне докторских диссертаций на данный момент не предпринималось. Проведённые до настоящего времени диссертационные исследования в области духовной безопасности касаются существенно иных аспектов этого уникального общественного явления.

Духовности как феномену общественной жизни, проявляющемуся в различных ипостасях, посвящены работы многих отечественных и зарубежных исследователей: С.С. Аверинцева, А.С. Ахиезера, В.С. Барулина, Н.А. Бердяева, И.А. Бокачева, Ю.М. Бородая, Л.П. Буевой, В.И. Вернадского, Г.В.Ф. Гегеля, С. Грофа, Н.И. Губанова, А.А. Гуляева, П.С. Гуревича, Ю.Н. Давыдова, П.Я. Данилевского, Г.В. Дубова, В.В. Зеньковского, А.А. Зиновьева, А.В. Иванова, Э.В. Ильенкова, И.А. Ильина, М.С. Кагана, Л.П. Карсавина, В.Ж. Келле, А.М. Когана, К.Н. Леонтьева, Р.Л. Лившица, Д.С. Лихачёва, Н.О. Лосского, А. Маслоу, Б.Б. Мезенцевой, О.А. Митрошенкова, Н.Н. Моисеева, Б. Паскаля, Г.В. Платонова, Г.С. Померанца, А.И. Семёнова, В.Н. Сагатовского, О.Б. Скородумовой, А.Г. Спиркина, А.И. Субетто, П. Тейяр де Шардена, К. Уилбера, А.К. Уледова, Р. Уолша, Е.В. Ушаковой, Ф. Фихте, С.Л. Франка, В.Э. Франкла, Э. Фромма, Ф. Шеллинга, С.П. Штумпфа, К.Г. Юнга, В.В. Ярцевой и других.

Духовная жизнь, духовная сфера общества как многоаспектные социальные явления исследовались такими учёными, как В.Г. Афанасьев, О.В. Афанасьева, М.Г. Ахмедова, Г.С. Батищев, Н.А. Бердяев, Н.П. Бехтерева, В.С. Библер, С.Н. Булгаков, А. Вебер, В. Виндельбанд, В.И. Жуков, В.В. Зеньковский, В.Н. Иванов, Э.В. Ильенков, И.А. Ильин, М.С. Каган, Л.П. Карсавин, А.А. Керсновский, В.Н. Ксенофонтов, Г.Н. Кузьменко, К.Н. Леонтьев, Н.О. Лосский, М.К. Мамардашвили, О.А. Митрошенков, В.П. Огородников, Г.И. Осадчая, В.В. Розанов, В.Н. Сагатовский, П.А. Сорокин, А.Г. Спиркин, В.С. Степин, А. Тойнби, Ж.Т. Тощенко, А.К. Уледов, В.Г. Федотова, Э.Н. Фетисов, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, В.Э. Франкл, Э. Фромм, А.С. Хомяков, А. Шопенгауэр, О. Шпенглер, В. Шубарт, Л.И. Шестов, В.Ф. Эрн, Р.Г. Яновский, К. Ясперс и другими.

Русская идея, представляющая собой важный фактор духовной жизни российского общества, была предметом пристального внимания отечественных мыслителей: К.С. Аксакова, В.Г. Белинского, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.Е. Бойко, А.И. Герцена, Н.В. Гоголя, Н.Я. Данилевского, Ф.М. Достоевского, А.Г. Дугина, И.А. Ильина, В.И. Иванова, С.Г. Кара-Мурзы, Л.П. Карсавина, И.В. Киреевского, К.Н. Леонтьева, А.Ф. Лосева, Н.А. Нарочницкой, П.Я. Чаадаева, А.С. Пушкина, В.В. Розанова, В.С. Соловьёва, Л.Н. Толстого, Е.Н. Трубецкого, Ф.И. Тютчева, Н.Ф. Фёдорова, Г.П. Федотова, Г.В. Флоровского, А.С. Хомякова и других.

Проблемы обеспечения безопасности в целом и национальной безопасности, в частности, разрабатывались многими отечественными учёными: А.И. Буркиным, А.Б. Василенко, А.В. Возжениковым, И.Н. Глебовым, Б.Л. Губманом, П.С. Гуревичем, В.П. Ерошиным, А.С. Запесоцким, В.А. Золотарёвым, С.И. Илларионовым, В.Б. Козловым, Л.М. Колодкиным, В.Н. Кузнецовым, В.И. Кушлиным, В.В. Локосовым, В.П. Ляшенко, В.Л. Маниловым, Г.В. Осиповым, А.В. Опалевым, С.З. Павленко, С.А. Проскуриным, А.А. Прохожевым, В.В. Серебрянниковым, Н.В. Синеок, С.В. Степашиным, В.И. Чупровым, А.Х. Шаваевым, Г.В. Шашуриной, В.Л. Шульцем, А.Ю. Шумиловым, Р.Г. Яновским и другими.

Духовную безопасность общества как составляющую национальной безопасности, зависимость духовной безопасности от различных внутренних и внешних общественных факторов рассматривали в своих работах: П.Н. Беспаленко, Н.А. Брусницын, А.Ш. Викторов, Ю.Г. Волков, А.А. Возьмитель, П.С. Гуревич, В.П. Даниленко, Г.Г. Дилигенский, А.Г. Здравомыслов, А.А. Зиновьев, М.С. Каган, С.Г. Кара-Мурза, В.В. Локосов, В.Ф. Ницевич, Г.В. Осипов, Г.П. Отюцкий, А.О. Панфилов, Ю.В.Синчук, А.И. Суровцев, Ж.Т. Тощенко, А.И. Хвыля-Олинтер, Н.А. Федоряк, В.Г. Федотова, А.В. Филиппова, П.И. Чижик, В.М. Чугунов и другие.

Проблемы геополитического соперничества в условиях информационно-психологического противоборства исследовались А.В. Брушлинским, Г.И. Брюховским, Г.В.Грачёвым, А.Н. Грешневиковым, В.В. Ефремовым, А.Г. Караяни, С.А. Комовым, Н.А. Костиным, Г.О. Крыловым, В.Г. Крысько, В.Е. Лепским, В.А. Лисичкиным, А.С. Панариным, А.И. Поздняковым, В.Ф. Прокофьевым, А.Н. Размазниным, С.П. Расторгуевым, М.А. Родионовым, Г.Л. Смоляном, Н.И. Турко, В.Д. Цыганковым, Д.С. Черешкиным, Л.А. Шелепиным и другими.

Различные аспекты геополитики и геостратегии нашли отражение в исследованиях отечественных и зарубежных авторов: С.Н. Бабурина, З. Бжезинского, И. Валлерстайна, И.А. Василенко, Я.В. Волкова, К.С. Гаджиева, Ю.Н. Гладкого, С.Ф. Гребениченко, В.П. Давыдова, Д.В. Доленко, А.Г. Дружинина, А.Г. Дугина, Д.Н. Замятина, Л.Г. Ивашова, И.Ф. Кефели, С.Г. Киселёва, Г. Киссинджера, М.А. Ковалёва, В.А. Колосова, Н.В. Лукьяновича, X. Маккиндера, А.Ю. Мельвиля, Т.А. Михайлова, А. Мэхэна, Н.А. Нартова, В.Н. Панина, В.В. Пыжа, Ф. Ратцеля, К.Э. Сорокина, Ю.А. Тихомирова, Ю.В. Тихонравова, В.П. Тоцкого, Ф. Фукуямы, С. Хантингтона, К. Хаусхофера, В.Л. Цымбурского, А.П. Цыганкова, Р. Челлена и других.

Анализ степени разработанности проблем духовности, духовной безопасности, геополитики позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на наличие определённого количества монографических и диссертационных исследований различных аспектов духовной жизни общества, до сих пор не выработано единых концептуальных основ духовной безопасности российского общества в условиях современного геополитического соперничества. Вместе с тем необходимо отметить, что уже имеющиеся научные и публицистические работы подтверждают уникальность и значительное влияние феномена духовности, духовной безопасности на процессы развития государства и общества во всех сферах социальных отношений. В предлагаемой работе автор представляет свои варианты решения социально-философских вопросов по теме диссертационного исследования.

Научная проблема диссертации определяется необходимостью разрешения противоречия между обостряющейся объективной потребностью российского общества и государства в защите духовных (культурных, религиозных, научно-образовательных, идеологических, информационно-психологических) основ их существования в условиях нарастающего геополитического соперничества и недостаточным уровнем разработанности социально-философской теории обеспечения духовной безопасности современной России.

Решаемая в диссертационном исследовании научная проблема состоит, таким образом, в развитии социально-философской концепции духовной безопасности российского общества применительно к условиям современного геополитического соперничества, включая: обоснование возрастающего значения духовной безопасности в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; уточнение её сущности, принципов, средств, методов, субъектов и объектов; разработку систематизированного категориального аппарата; определение и обоснование основных направлений государственной политики в сфере обеспечения духовной безопасности современного российского общества в условиях существующего геополитического соперничества; выработку духовной геостратегии России в стремительно глобализирующемся духовном пространстве мирового социума.

Объектом исследования являетсядуховная безопасность современного российского общества.

Предмет исследования – социально-философские аспекты обеспечения духовной безопасности российского общества в условиях современного геополитического соперничества.

Date: 2015-11-14; view: 737; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию