Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмпирическая и информационная база исследования





В своём исследовании автор также использовал:

1. Эмпирическую информацию, предоставленную Государственным комитетом статистики Российской Федерации, Институтом социально-политических исследований Российской Академии Наук, Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова в период с 1998 по 2009 годы, а также Международным агентством «Евразийский монитор», компаниями GLOBAL MARKET INSITE, INC, проводившими в апреле-мае 2006 г. сравнительное исследование восприятия социальных угроз гражданами пяти стран постсоветского пространства и гражданами стран «Большой восьмёрки», в том числе России (проект «G8-Fears»).

2. Данные, полученные автором в результате экспертных опросов представителей различных институтов гражданского общества, государственных институтов в период с 2005 по 2010 г.г. В исследовании был использован метод анонимного анкетирования. В качестве экспертов был опрошен – 41 респондент: 20 – представителей государственных институтов, и 21 – институтов гражданского общества. Проведённые автором экспертные опросы могут стать началом масштабных социологических исследований в области духовной безопасности.

3. Научно-методические материалы, положения основных руководящих документов, регламентирующих деятельность государственных и общественных органов и учреждений, опыта их практической деятельности в области обеспечения национальной безопасности, в частности, Аппарата Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Федерального собрания Российской Федерации, Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Федерального собрания Российской Федерации, Совета безопасности Российской Федерации.

4. Материалы научных, в том числе диссертационных, исследований, периодической печати, электронных средств массовой информации по проблемам духовности, духовной жизни, безопасности, духовной безопасности, геополитического соперничества, информационно-психологического противоборства.

В процессе диссертационного исследования также использовался многолетний опыт службы автора в войсковых частях Внутренних войск МВД России, Научно-исследовательском институте уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Академии управления Министерства внутренних дел Российской Федерации. В частности, результаты научно-исследовательской работы в Научно-исследовательском институте уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации по теме: «Проблемы и перспективы взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с религиозными объединениями»; Академии управления МВД России по теме: «Обеспечение духовной безопасности в современной России», инициатором проведения которых выступал автор.

Научная новизна исследования определяется, прежде всего, тем, что в диссертации предложена и обоснована целостная социально-философская концепция духовной безопасности как комплексного социального феномена, выражающегося в состоянии защищённости национальных духовных (интеллектуальных, нравственных, эстетических) ценностей (главным образом, индивидуального, группового и массового сознания) и материальных, в основном, культурно-исторических ценностей, характеризующегося противодействием развитию в обществе деструктивной духовности в условиях современного геополитического соперничества.

В представленной работе впервые на междисциплинарном уровне предпринята попытка обобщить и систематизировать достижения науки в сфере решения важнейшей проблемы современного отечественного социума – обеспечения духовной безопасности, совершенствования социальных отношений в области духовной жизни общества в условиях стремительно усиливающегося геополитического соперничества.

Научная новизна диссертации также выражается в раскрытии и обосновании:

- сущности духовной безопасности российского общества как комплексного феномена, изменяющегося в условиях современного геополитического соперничества;

- мировоззренческих императивов обеспечения духовной безопасности российского общества в контексте формирования общенациональной идеи, идеологии, русской (российской) доктрины;

- основных направлений, факторов, средств и методов обеспечения защиты духовности в духовном пространстве России и духовном геостратегическом пространстве современного мирового социума;

- нового подхода в изучении проблем обеспечения духовной безопасности российского общества в условиях современного геополитического соперничества, основанного на формировании новой комплексной научной дисциплины;

- специфики духовности как интегрального, но не наднационального, а ментального социального феномена, проявляющегося в общественной жизни, в том числе, в негативной форме: в форме деструктивной духовности;

- глубинной взаимосвязи и взаимозависимости этики, эстетики, интеллекта;

- сущности взаимодействия светской и религиозной составляющих духовности;

- внутренних и внешних факторов формирования духовного пространства России, в том числе рисков и угроз духовности в условиях современного геополитического соперничества;

- системы обеспечения духовной безопасности российского общества, рациональных и иррациональных, государственных и негосударственных её составляющих, механизма её функционирования;

- сущности и содержания основного объекта защиты при осуществлении деятельности в сфере обеспечения духовной безопасности российского общества в условиях современного геополитического соперничества;

- массовой культуры и деятельности неформальных общественных объединений как факторов формирования духовного пространства России и обеспечения духовной безопасности российского общества в условиях современного геополитического соперничества;

- новой парадигмы духовной безопасности, в основе которой находится защита общественного (индивидуального, группового и массового) сознания от деструктивного внутреннего и внешнего воздействия.

Новым также является определение обеспечения духовной безопасности как целенаправленной деятельности всех патриотических сил, творчески активной части общества, имеющих целью сохранение и преумножение национальных духовных ценностей. Автор доказывает, что критериями духовной безопасности являются: состояние защищённости общественного сознания от внутреннего и внешнего деструктивного влияния; способность к своевременному выявлению и отражению рисков и угроз в области культуры, науки, образования, религии, информации; позитивная творческая активность пассионарной части общества.

Большинство из приведённых выше позиций в той или иной мере исследовались и ранее, однако, все они потребовали нового комплексного осмысления применительно к глобализирующимся условиям современного геополитического соперничества. Полученные в результате социально-философского анализа рассматриваемого феномена теоретические положения представляют собой научное описание и объяснение сущности развития различных сторон духовности и безопасности в системе: «духовность – духовная жизнь – духовная безопасность – национальная безопасность».

Основными положениями диссертации, выносимыми на защиту, являются:

1. Социально-философская концепция духовной безопасности российского общества в условиях современного геополитического соперничества, в которой обоснована система научных понятий и принципов обеспечения данного вида безопасности. Духовная безопасность не может пониматься как исключительно религиозная или культурная безопасность. Духовная безопасность – это уникальный и универсально всеобщий феномен, характеризующийся системным единством, целостностью культурной, религиозной, научно-образовательной, информационной и идеологической безопасности. Обеспечение духовной безопасности не есть прерогатива только государственных учреждений и органов. Субъектами обеспечения духовной безопасности являются также патриотически ориентированные граждане и институты гражданского общества, в частности, средства массовой информации, представляющие собой одну из составляющих негосударственной части системы обеспечения духовной безопасности.

2. Духовная безопасность рассматривается как один из видов национальной безопасности и представляет собой состояние защищённости духовной сферы современного российского общества. Она включает в себя культурную, идеологическую, информационно-психологическую, научную, образовательную и религиозную безопасности как её подвиды и характеризуется соблюдением интересов личности, общества и государства, защищённостью от внутренних и внешних угроз традиционных духовных (интеллектуальных, нравственных, эстетических) ценностей, главным образом, индивидуального, группового и массового сознания. Составляющими объекта обеспечения духовной безопасности являются: национальное самосознание, общепринятые традиции устройства общественной жизни, морально-психологическое единство нации, выражающееся в деятельной поддержке внутренней и внешней политики своего государства. В этой связи, можно выделить наиболее важную проблему обеспечения духовной безопасности российского общества и основную угрозу основам духовной жизни в современной России – культивирование чуждых менталитету российской нации духовных ценностей, внедрение деструктивных жизненных приоритетов, идеологем, целей и задач, стоящих перед отдельной личностью и обществом в целом.

3. Эффективность обеспечения духовной безопасности российского общества зависит не только от осуществления мер по защите духовности внутри духовного пространства России, но и от реализации постоянной духовной экспансии российской нации в современных геополитических условиях по всему миру. Российская нация – это добровольный союз народов, традиционно живущих в России, объединённых русским народом на основе суверенной государственности существующим конституционным строем и общностью русского языка, территории, экономических, социальных, культурных отношений. Российская нация может сохранить свою суверенность и государственность только в случае принятия большинством общества и (или) пассионарной его частью единых национальных духовных ценностей. Духовное пространство России не ограничивается государственно-территориальными пределами. Это пространство, в рамках которого преобладает культура народов нашей страны, а в обществе (или в значительной части социальных групп) укоренены российские историко-культурные, религиозные и национальные духовные ценности. Духовная экспансия – это создание условий для формирования у нации патриотического мировоззрения, расширение влияния на сознание обществ иностранных государств посредством использования культурных, информационных, научных, этноконфессиональных, идеологических ресурсов государства в целях продвижения национальной системы духовных ценностей, активного участия в процессах духовной эволюции мирового социума.

4. Духовная деятельность – это деятельность, охватывающая все аспекты функционирования человеческой психики на её личностном, коллективном и массовом уровнях. Поэтому обеспечение духовной безопасности должно быть сконцентрировано в области защиты от деструктивного влияния общественного (индивидуального, группового, массового) сознания, существующего также в форме сверхсознания и бессознательного. Обеспечение защиты общественного сознания современного российского общества происходит в условиях сетевых (информационно-психологических, кибернетических, сетецентрических) войн, а также усиления духовной конкуренции в современном духовном геостратегическом пространстве. Духовное геостратегическое пространство – это единое культурное, информационное, научное, религиозное пространство мирового социума, представляющее собой особую область ноосферы, в которой происходят процессы, оказывающие ключевое влияние на развитие человеческого сознания, взаимодействие человека и общества, общества и природы.

5. Социальный феномен духовности существует и развивается в обществе как в позитивно-конструктивной, так и негативно-деструктивной формах. Духовность – это особая субстанция человеческого бытия, которая представляет собой естественное соединение интеллектуального – смыслополагающего (того, что пытается проникнуть в суть всех вещей и в существующей познавательной системе определить, что можно считать истиной, а что ложью), этического – нравственного (стоящего выше телесного и прагматичного, определяющего в существующей системе идеалов и ценностей, что можно считать добром и что злом), а также эстетического – миросозерцательного (устанавливающего эталоны красивого и безобразного). Развитие в нашем обществе феномена деструктивной духовности является одной из основных угроз национальной безопасности современной России. Деструктивная духовность – это особая субстанция человеческого бытия, относящаяся к сфере интеллектуально-нравственной, эстетической деятельности, характеризующаяся формированием определённой частью общества системы антиценностей, основанной на культе насилия, сопровождающегося причинением вреда окружающему миру и применяемого в целях извлечения материальной и моральной выгоды асоциальными способами. Деструктивная духовность всё чаще активно проявляется в обществе, в том числе в своих крайних делинквентных (криминальных) формах.

6. Духовные ценности, имеющие во многих случаях и материальную основу, требуют адекватной и постоянной защиты, также как и материальные национальные ценности. Среди особых духовных ценностей необходимо выделить сознание людей, их психическое здоровье, а также язык, представляющий собой основное средство массовой коммуникации. В современном социуме (и российское общество не является исключением) приоритетное внимание уделяется защите физического здоровья человека, его материального благосостояния. При этом проблема защиты духовной составляющей человеческой личности (духовного здоровья) практически не рассматривается в организационно-правовом аспекте. Данный пробел в международном и отечественном законодательстве необходимо устранить. Следует предусмотреть широкий спектр ответственности за причинение ущерба духовным основам жизни человека, что особенно актуально для России, так как на данный момент существует реальная опасность подмены национальных духовных ценностей универсальными вестернизированными ценностями посредством внедрения в общественное сознание чуждых ментальности народов нашей страны стереотипов мышления и поведения. Можно констатировать, что нашими геополитическими конкурентами предпринимаются решительные попытки превратить российский социум в управляемый извне общественный организм. Этот процесс выражается в агрессивной западнизации всех сфер жизнедеятельности и, главным образом, духовной сферы.

7. Россия как страна с многовековыми мессианскими традициями духовной жизни не может развиваться и эффективно обеспечивать свою безопасность без общенациональной идеи, идеологии и русской (российской) доктрины. Идеологический вакуум, образовавшийся в постсоветский период, не позволяет нашему обществу мобилизовать свой духовный потенциал в целях плодотворного развития всех сфер социальных отношений. Российской нации необходима доступная для понимания национальная идея, мобилизующая и объединяющая идеология её существования и развития в сложных условиях современного геополитического соперничества. Духовный вакуум не может существовать долго. Любое общество, ориентированное на прогрессивную эволюцию, тем более общество, отказавшееся от прежней системы ценностей (идеологии), нуждается в формировании новых мировоззренческих установок (духовных императивов), создании духовных ценностей, базисных идеологем, взглядов, определяющих направление, принципы и саму цель существования социума (нации). Формирование качественно новых мировоззренческих императивов, их утверждение в национальном самосознании является необходимым условием существования и развития современного российского общества, а также обеспечения национальной (в том числе духовной) безопасности. Новые мировоззренческие императивы должны стать основой духовной геостратегии современной России.

8. Духовная геостратегия является одной из важнейших составляющих общей геополитической стратегии государства. Духовная геостратегия – это один из инструментов (средств, методов) реализации геополитики, представляющей собой комплекс теорий и практических действий, направленных на достижение тактических и стратегических целей в мировом геостратегическом пространстве. Духовная геостратегия – это политическая концепция национального развития духовной сферы общества в мировом духовном геостратегическом пространстве, реализация которой направлена на формирование условий для сохранения национальных духовных ценностей, усиления влияния на духовную жизнь обществ иностранных государств посредством воздействия на массовое, групповое и индивидуальное сознание через использование национальных духовных потенциалов. Реализация духовной геостратегии России позволит нашей стране сохранить и усилить своё влияние во всём мире не только в духовной, но и в экономической, военной сферах общественных отношений мирового социума.

9. Обеспечение духовной безопасности – это комплексная целенаправленная деятельность всех государственных и негосударственных субъектов обеспечения национальной (духовной) безопасности в сложных условиях современного геополитического соперничества. Поэтому она должна организовываться и направляться посредством государственной политики в данной сфере. Государственная политика Российской Федерации в области обеспечения духовной безопасности (безопасности духовной сферы) современного российского общества должна представлять собой систему духовных императивов, официальных научно-прагматических взглядов и принципов, определяющих направления, средства и методы совместной деятельности органов законодательной, исполнительной, судебной власти и институтов гражданского общества по защите национальных духовных (интеллектуальных, этических, эстетических, культурно-исторических) ценностей, профилактике, выявлению, ликвидации угроз (негативных тенденций, характеризующихся формированием деструктивной духовности) в религиозной, культурной, научной, информационной, идеологической сферах социальной жизни.

10. Духовная безопасность объективно связана с информационно-психологической безопасностью и влияет не только на ментальные основы жизни современного общества, но и является важнейшим фактором обеспечения военной и экономической безопасности. Это обусловлено существующей в мире тенденцией постепенного перехода от практики открытого (прямого военного) геополитического противостояния к стратегии латентного ведения сетевых (информационно-психологических, кибернетических, сетецентрических) войн. Противодействие вызовам и угрозам, обусловленным усилением информационно-психологического противоборства в условиях современного геополитического соперничества, диктует необходимость создания структур, обеспечивающих защиту общественного сознания от деструктивного внутреннего и внешнего влияния. В частности, в Российской Федерации следует на приоритетной основе развивать информационные войска (силы), в задачи которых будет входить как защита духовного, морально-психологического потенциала российского общества и его Вооружённых сил, так и воздействие на сознание социумов и вооруженных сил государств – потенциальных геополитических конкурентов России. В период открытого военного противостояния крайне важно активное и агрессивное информационно-психологическое воздействие на личный состав боевых частей противника. Эффективные структуры, отвечающие за защиту общественного сознания, также должны быть и в Федеральной службе безопасности Российской Федерации. Координацию деятельности данных структур следует осуществлять Совету Безопасности России.

11. Массовая культура и неформальные общественные объединения являются важными факторами обеспечения духовной безопасности современного российского общества, оказывающими непосредственное влияние на формирование духовного пространства России. Массовая культура на данный момент развития глобальной культуры в целом представляет собой негативный феномен, но может и должна быть переориентирована с получения сверхприбыли и удовлетворения любых, даже самых низменных инстинктов индивидуумов, на создание произведений искусства, которые могут стать достойными образцами элитарной и национальной культуры. Неформальные общественные объединения способны оказывать как крайне негативное влияние на процессы, происходящие в сфере духовной жизни общества, так и стать в условиях современного геополитического соперничества реальным субъектом негосударственной части системы обеспечения духовной безопасности российского общества.

12. Организация эффективной деятельности по обеспечению национальной безопасности духовной сферы современного российского общества не может быть осуществлена без определения теоретических и методологических основ данной деятельности. В связи с этим представляется необходимым создание новой комплексной научной дисциплины в рамках социальной философии – философии духовной безопасности, которая будет представлять собой общую теорию, объясняющую процессы формирования и исторической эволюции представлений о духовности и духовной сфере как уникальных феноменах мирового социума, их влияние на другие сферы общественной жизни и взаимодействие с ними. Эта дисциплина позволит выявлять проблемы и перспективы духовного развития современного общества, угрозы духовности, определять общие направления обеспечения духовной безопасности социума. Философия духовной безопасности – научная дисциплина, которая ориентирована на изучение феномена духовности как фактора национальной безопасности, представляющего собой особую субстанцию человеческого бытия, интегрированного во все сферы общественной жизни, оказывающего определяющее влияние на процессы, происходящие в социуме.

Теоретическая значимостьработы, научная ценность выводов, представленных в диссертации, определяется актуальностью и новизной темы исследования и состоит: в развитии автором социально-философской концепции духовной безопасности, реализация которой позволит минимизировать риски и угрозы в духовной сфере современной России в условиях нарастающего по масштабам и обостряющегося геополитического соперничества; в обосновании важности осуществления научно-исследовательской работы в области междисциплинарных исследований духовной безопасности, в том числе с использованием новых идей социальной философии. В диссертации содержится комплекс положений, выводов и рекомендаций по обеспечению духовной безопасности современного российского общества.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит также в том, что в ней комплексно, на основе разносторонних и современных знаний о духовной жизни общества и его деятельности в сфере защиты духовности, впервые предложена целостная научная социально-философская трактовка категории – «духовная безопасность» в её диалектической взаимосвязи с деятельностью по обеспечению национальной безопасности в условиях современного геополитического соперничества. Ещё одним важным положением диссертации, определяющим её теоретическую значимость, является новая социально-философская интерпретация содержания понятий «духовность», «духовная экспансия», «духовное пространство», «российская нация», что создаёт основу для выявления эволюции фиксируемых этими дефинициями исторических феноменов и процессов, а также во введении в научный оборот новых социально-философских категорий: «деструктивная духовность», «духовное геостратегическое пространство», «духовная геостратегия».

Практическая значимостьработы заключается в том, что положения и выводы диссертационного исследования позволяют выработать политическую стратегию и тактику процесса совершенствования социальных отношений, форм и методов государственного управления, целью которых является обеспечение духовной безопасности российского общества в условиях современного геополитического соперничества. Полученные во время проведения исследования результаты представляют интерес, как для государственных структур, так и для институтов гражданского общества, занимающихся научно-исследовательской, практической, в том числе законотворческой деятельностью в области формирования и реализации духовной геостратегии современной России.

Материалы диссертации целесообразно использовать при формировании национальной идеи развития современного российского общества, так как сохранение духовных основ жизнедеятельности социума, в частности, национальных духовных ценностей, является одним из важнейших факторов прогрессивной эволюции России во всех сферах общественных отношений.

Результаты исследования, его выводы и рекомендации могут быть использованы для дальнейших социально-философских исследований и разработок, при подготовке учебных программ по социальной философии, спецкурсов по геополитике, различным разделам социологии и политологии.

Понимание на теоретическом и обыденном уровнях общественного сознания сущности духовной безопасности и, как следствие, необходимости её приоритетного обеспечения, особенно в условиях современного геополитического соперничества, может стать одним из существенных факторов преодоления духовного нигилизма, социальной апатии значительной части современного российского общества.

Достоверность научных результатов диссертационного исследования и обоснованность его выводов и практических предложений обеспечена использованием обширной отечественной и зарубежной источниковой базы, охватывающей различные области научных знаний, достаточно полным и комплексным учётом существующих теоретических наработок в области социальной философии, теории безопасности, геополитики, глобалистики, военной науки, а также обобщённого опыта современного геополитического соперничества, обоснованным выбором методологии социально-философского исследования. Достоверность подтверждается современной мировой и российской практикой обеспечения духовной безопасности, успешной апробацией научных положений на Международных, Всероссийских, межвузовских научных конференциях и семинарах, внедрением результатов диссертации в учебный процесс государственных образовательных учреждений, практику институтов законодательной власти и безопасности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась по нескольким направлениям.

1. Основные идеи, положения, выводы, рекомендации, сформулированные и разработанные в диссертационном исследовании, изложены автором в четырёх монографиях, статьях и сообщениях (общее количество 37, из них 20 опубликовано в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации, общий объём – более 50 п.л.).

2. Научные идеи, сформулированные автором в диссертации, докладывались на Международных, Всероссийских, Межвузовских конференциях и семинарах, иных научных и образовательных форумах, таких как: XII Международные Рождественские Образовательные Чтения «Подвиг новомучеников и исповедников Российских и духовное возрождение Отечества» (Москва, 2004 г.); Всероссийская конференция «Национальная сфера ответственности: власть, церковь, бизнес, общество – против наркотиков» (Москва, 2005 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Современный экстремизм в Российской Федерации: особенности проявления и средства противодействия» (Москва, 2006 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Гражданское общество и органы внутренних дел: проблемы, противоречия, формы взаимодействия» (Москва, 2007 г.); III Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество: пути взаимодействия» (Москва, 2008 г.); Международная научно-практическая конференция «Стратегическое управление в правоохранительной сфере: проблемы теории и практики» (Москва, 2008 г.); XVII Международная научная конференция «Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов» (Москва, 2009 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Средства массовой информации в системе противодействия экстремизму в Российской Федерации» (Москва, 2009 г.); Научно-практическая конференция «Взаимодействие органов внутренних дел и традиционных религиозных конфессий в сфере духовно-нравственного воспитания личного состава: проблемы и пути их решения» (Москва, 2009 г.); Межвузовский методологический семинар «Организационные и правовые основы обеспечения духовной безопасности в Российской Федерации» (Москва, 2009 г.); Научно-практическая конференция «Морально-психологическое обеспечение деятельности войск и проблемы духовно-нравственной безопасности личного состава в современных условиях строительства Вооружённых сил Российской Федерации» (Москва, 2010 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Оценка деятельности органов внутренних дел: проблемы теории, методологии, практики» (Москва, 2010 г.); Всероссийская конференция «Психология безопасности жизнедеятельности человека и общества в современном мире» (Москва, 2010 г.); XII Международная научно-практическая конференция «Экстремальные ситуации, конфликты, согласие в контексте национальной и региональной безопасности» (Москва, 2010 г.).

3. Отдельные результаты, полученные в процессе подготовки диссертационного исследования, материалы монографий приняты для использованияКомитетом Совета Федерации по обороне и безопасности Федерального Собрания Российской Федерации, Комитетом Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Федерального Собрания Российской Федерации; Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации.

4. Результаты научного исследования используются в образовательном процессе:Военного университета Министерства обороны Российской Федерации при подготовке и проведении занятий со слушателями, курсантами и студентами по учебным дисциплинам «Религиоведение» и «Теория религии»; Академии управления Министерства внутренних дел Российской Федерации при подготовке и проведении лекций, семинаров и практических занятий по курсу учебных дисциплин «Геополитика» и «Управление общественными отношениями»; Голицынского пограничного института Федеральной службы безопасности Российской Федерации при преподавании учебных дисциплин: «Философия», «Политология», «Основы профессиональной этики».

Структура диссертации. Цели и задачи исследования, логика изложения материала определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, включающих в себя 12 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

Date: 2015-11-14; view: 809; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию