Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И угрозы духовности современной России





 

В целях организации эффективной деятельности в области обеспечения национальной, в том числе духовной, безопасности России, следует более детально определить и сформулировать национальные интересы в духовной сфере российского общества, средства и методы, объекты и субъекты её защиты, создать систему мониторинга внутренних и внешних угроз духовности современной России.

Российский законодатель определяет, что национальные интересы Российской Федерации – это «совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищённости и устойчивого развития личности, общества и государства»[94]. В этом контексте необходимо подчеркнуть, что, по мнению автора, духовная безопасность России и безопасность духовной сферы российского общества являются равнозначными терминами, поскольку интересы личности, общества и государства в современных условиях должны быть равноценны, угрозы государству автоматически представляют угрозу личности и обществу. Интересы же станут идентичными в случае, если у личности, общества и государства будут взаимообусловленные потребности и единые ценности, требующие постоянной защиты.

Национальные интересы в духовной сфере – это совокупность интересов отдельной личности, общества и государства в культурной, религиозной, научной, образовательной, информационной и идеологической сферах. Национальные интересы современного российского общества в духовной сфере формируются на основе уважения интересов отдельной личности и всего общества в целом. Защита национальных ценностей является одной из основных функций государства, создающего для этих целей соответствующие институты и органы. Одним из важнейших направлений деятельности данных структур является сохранение духовного (культурного, научного, образовательного, информационного, конфессионального, творческого) потенциала России. В этой связи особенно необходимо отметить, что, по справедливому мнению, А.А. Прохожева: «развлечения – это не культура, и тем более они не способны сформировать интересы, достойные великого народа»[95]. Таким образом, особое значение для обеспечения национальной безопасности России имеют ценности в сфере духовной жизни общества. При этом следует учитывать, что: «Каждая социальная группа избирательно относится ко всей совокупности духовных богатств»[96]. С данным выводом нельзя не согласиться.

На основе национальных интересов в духовной сфере должны формироваться оперативные, тактические и стратегические цели и задачи государственной политики обеспечения духовной безопасности. Главная цель обеспечения национальной безопасности в духовной сфере – сохранить и обеспечить независимое формирование национальных духовных ценностей. Одновременно с этим необходимо помнить, как справедливо отмечал Н.А. Бердяев, что: «Человек есть существо оценивающее, определяющее качество. Определение ценностей и установка их иерархии есть трансцендентальная функция сознания»[97]. Следует также отметить, что к национальным ценностям относятся как продукты духовного производства, так и само общественное сознание, проявляющее более всего свою сущность в культуре.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» подчёркивается: «Укреплению национальной безопасности в сфере культуры будут способствовать сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа Российской Федерации, духовных ценностей граждан»[98]. Однако сужение проблемы защиты духовной сферы к проблеме защиты только культуры представляется крайне неверным. Духовное – это не только культура, но в равной степени религия, образование, наука.

Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что национальные интересы России в сфере обеспечения духовной безопасности состоят в защите:

- национальных духовных, в том числе общечеловеческих и традиционных религиозных, ценностей (общественного сознания современного российского общества; патриотического самосознания российской нации; национальных культур; русского языка как средства межнационального общения; культурно-исторического наследия; национальных традиций общего, среднего и высшего образования; интеллектуального, нравственного, эстетического, творческого потенциала российской нации);

- единого духовного пространства России, включающего в себя места проживания русскоязычных соотечественников на территории иностранных государств.

Определение национальных интересов России в духовной сфере позволяет выделить объекты обеспечения безопасности в данной области общественных отношений. К ним относятся:

- общественное сознание;

- культурные, исторические, религиозные ценности;

- русский язык, национальные языки народов России;

- образование, наука, искусство, массовая культура;

- информационное пространство.

Также следует особо отметить, что основным источником духовного развития российской нации является её творческий потенциал, поэтому сохранение и создание благоприятных условий для его реализации, в значительной степени, гарантирует эффективную защиту интересов России в сфере духовной безопасности. Главная задача субъектов обеспечения духовной безопасностиявляется сохранение духовного благополучия российской нации.

Субъекты обеспечения национальной безопасности духовной сферы современного российского общества – это отдельные граждане, институты гражданского общества и государства, осуществляющие свою деятельность в культурной, религиозной, информационной, научной и образовательной сферах общественной жизни.

В целях организации эффективной систематической, комплексной работы по обеспечению духовной безопасности России необходимо, наряду с определением национальных интересов, осуществлять своевременное выявление внутренних и внешних угроз в данной области социальных отношений. Это позволит субъектам обеспечения безопасности духовной сферы российского общества адекватно и незамедлительно реагировать на новые вызовы и угрозы, характерные для стремительно развивающейся современной цивилизации в XXI веке.

Угрозой национальной безопасности является возможная опасность причинения ущерба объектам обеспечения национальной безопасности: личности, обществу и государству с их духовными и материальными ценностями. Как справедливо отмечают исследователи: «Угроза может быть внешней и внутренней в зависимости от того, где расположен источник опасности»[99]. Защита от внутренних и внешних угроз каждой личности, общества и государства – основная задача субъектов обеспечения национальной безопасности.

Внутренние и внешние угрозы духовности – это совокупность деструктивных условий, факторов и действий, существующих и потенциальных противников, представляющих явную или латентную опасность для творческого развития отдельной личности и всего общества в целом в культурной, информационной, научной, образовательной и религиозной сферах социальной жизни.

В современных условиях по справедливому выводу, который сделал П.И. Чижик: «возникла принципиально новая система внутренних и внешних угроз безопасности личности и общества … их духовной безопасности, не связанная с традиционным пониманием врага и агрессора»[100]. В основном, это касается вопроса ведения против России информационно-психологической войны с применением нематериального оружия, то есть оружия, воздействующего на человека посредством применения средств и методов агрессивного манипулирования общественным сознанием, с целью деморализации и латентного управления деятельностью и духовным развитием отдельной личности, социальных групп, а также представителей государственных институтов, в том числе: вооружённых сил, специальных служб и правоохранительных органов. Это достигается на данном этапе в основном с помощью средств массовой информации, применяющих технологические достижения внедрения в общественное сознание деструктивных образов и образцов мышления, а также гипноза. Данное обстоятельство представляет особый интерес и вызывает серьёзную озабоченность в современных условиях, так как стратегические решения во всех странах (Россия не исключение) принимаются узким кругом лиц, которые не всегда наделены официальными, делегированными народом полномочиями, однако, без всякого сомнения, известны спецслужбам иностранных государств. Исследователи оправданно указывают на то, что: «Оказание влияния на эту элитную группировку избавляет от необходимости затрачивать большие усилия на остальные элементы общества … Современный уровень развития информационно-психологических средств позволяет манипулировать сознанием этого важнейшего сегмента общества»[101]. По сути, в современной России ввиду фактического отсутствия сформированной в недрах общества духовной элиты, её подмены псевдоэлитой, решающей свои узкогрупповые проблемы, противопоставляющей себя российскому социуму, государство, его институты во многом сами стали угрозой национальной безопасности. Неэффективное управление псевдоэлитой государством ведёт к негативным последствиям во всех сферах общественной жизни: от обороны до экономики. Данное положение может привести, в конечном итоге, к административному коллапсу, параличу власти и, как следствие, неуправляемому социальному взрыву.

Вместе с тем, безусловно, необходимо отметить решающую роль народа в решении вопросов своей жизни и жизни своего государства. Однако при этом необходимо подчеркнуть, что способен на это только духовно развитый народ, сохранивший свои национальные духовные ценности, свою ментальность, способный морально, интеллектуально, эстетически противостоять любому деструктивному информационно-психологическому влиянию и прямой, в том числе, вооружённой агрессии. Таким образом, составляющими элементами обеспечения духовной безопасности являются: ментальные основы нации, национальное самосознание, общепринятые традиции устройства общественной жизни, морально-психологическое единство нации, выражающееся в деятельной поддержке внутренней и внешней политики своего государства. Одной из общественных сфер, в которой происходит формирование национальной ментальности, безусловно, является российское образование и наука. Наряду с такими составляющими духовности, как уже было нами рассмотрено,– нравственностью (этикой) и эстетикой (искусством), существует и третья – знания (интеллект). В этом контексте одним из важнейших направлений и, как следствие, дисциплин, требующих более глубокого изучения не только в высших учебных заведениях, но и на всех уровнях учебного процесса, можно назвать философию, которая способна логически связывать все отрасли современного знания. Человек должен уметь мыслить глобально, высокими нравственными категориями вне зависимости от отношения к религии, какой-либо идеологии или научной идеи, и при этом быть готовым действовать локально и прагматично. Человек должен ощущать себя частью мирового социума, способной влиять на развитие человеческого общества и, одновременно с этим, чувствовать свою личную ответственность за происходящее вокруг, за свои интеллектуальные достижения, плоды которых могут привести к трагическим последствиям.

Исходя из этого, можно выделить как некую совокупность, главным образом, научной, образовательной, информационной, идеологической безопасности,- интеллектуальную безопасность общества, являющуюся составляющей духовной безопасности. Интеллектуальная безопасность, по мнению исследователей,- это защищённость интеллектуальных, культурных ценностей, интеллектуальной собственности и культурного наследия[102]. С данным определением автор согласен, но представляется необходимым добавить также, что интеллектуальная безопасность – это защищённость, в том числе идеологического потенциала общества.

Значительную роль в обеспечении интеллектуальной безопасности играет образование как базовый элемент создания интеллектуально развитой личности и общества в целом. В современных условиях приходится с сожалением отмечать, что процессы, происходящие в сфере российского образования, представляют собой значительную опасность для обеспечения национальной, в том числе духовной, безопасности Российской Федерации. Отечественные исследователи справедливо указывают, что одними из самых опасных являются: «угрозы в сфере духовности – факторы, условия и действия, ведущие к резкому падению научного потенциала, снижению уровня образования, деградации культуры, падению интеллектуального уровня общества, утрате нравственных ценностей»[103].

Деформация национальной системы образования, вызванная стремлением руководителей в данной области слепо подражать иностранным образцам и перенимать механические методы обучения, отдавая предпочтение прагматизму и узкой специализации обучающихся в ущерб их творческому развитию, может привести к катастрофическим последствиям. По сути, внедряемая система обучения ставит целью вырастить бездушного профессионала в той или иной сфере общественной жизни, не получающего ни должного общего морального, ни национального патриотического воспитания. Всё это может крайне негативно отразиться на процессах, происходящих во всех сферах общественной жизни. Поэтому российское образование, являясь одной из важнейших составляющих духовного пространства нашей страны, должно рассматриваться в качестве одного из приоритетных объектов защиты.

Существенную роль в формировании духовного пространства России также играет искусство, как элитарное, так и массовое. Приходится с сожалением отмечать, что в современной России, как и в СССР, существуют два вида искусства – официальное, пропагандируемое большинством СМИ, и неофициальное, отражающее истинные пристрастия значительной части общества в различных областях искусства (более подробно данный вопрос будет рассмотрен в следующих главах).

В современном российском обществе спонтанно фактически уже создаётся новая духовная оппозиция, в которую входят объединения писателей, музыкантов, поэтов, художников, учёных, спортсменов, осуществляющих свою деятельность параллельно с признанными государством «профессиональными» организациями. Таким образом, в современной России существует реальная угроза развития негативных процессов в сфере массовой культуры. Влияя извне на массовое сознание, посредством внедрения музыкальных, художественных, кино, видео, иных стереотипов, наши геополитические соперники приобретают способность влиять на формирование национального менталитета, чуждого традиционным стереотипам мышления и общественной жизни. Всё это ведёт к деструкции в духовной жизни современного российского общества, принятию ложных идеологем и идеологий.

Вследствие развивающейся в российском обществе деструктивной духовности, одну из существенных внутренних угроз духовной безопасности современной России представляет собой криминал. Криминал (преступность) – это антисоциальный феномен, представляющий собой особый делинквентный вид нравственно-интеллектуальной (духовной) эволюции личности, отдельных социальных групп и обществ, характеризующихся деструктивной направленностью на извлечение материальной и моральной выгоды посредством причинения в этих целях вреда отдельным личностям, социальным группам, социуму и окружающему миру в целом.

Эволюция криминала в современном мире, в том числе и в России, характеризуется тенденциями, которые позволяют рассматривать преступность как феномен, не просто являющийся побочным продуктом развития социума, глобальным деструктивным явлением, объединяющим в обществе носителей особой субкультуры и морали, противопоставляющихся культуре мирового социума и общепризнанным в нём нравственным и этическим нормам, но, в значительно большей степени, как реальный фактор политической, экономической и духовной сферы жизнедеятельности мирового сообщества. Современный криминал реально конкурирует с государством.

Неэффективность деятельности общественных и государственных институтов приводит к аномалиям. Как справедливо отмечают исследователи: «Бытие россиян … отягощённое бедностью и бездуховностью порождает искажённый тип человеческого общения … деформации духовного мира»[104]. Активно способствует данной деформации предоставляемая российскому обществу информация. По вполне оправданному мнению И.А. Василенко: «Стало очевидным, что именно информационные воздействия способны изменить главный геополитический потенциал государства – национальный менталитет, культуру и моральное состояние идей»[105]. Одновременно с этим следует подчеркнуть, что в условиях глобализирующегося мира «для правительств – или для противостоящих им революционеров – становится невозможным руководить идеями, образами, данными, информацией или знанием, как они это делали раньше»[106]. Автор полностью согласен с данной точкой зрения. Люди имеют возможность через электронные средства массовой информации, главным образом, через Интернет получать значительно большее количество независимой информации, позволяющей делать свои аналитические оценки происходящих событий и фактов. Вместе с тем, производители информационных услуг посредством применения технологий манипулирования, по сути, воздействуют на индивидуальное, групповое, общественное сознание и способны либо создавать (реформировать), либо разрушать (деформировать) духовный мир отдельной личности и духовное пространство целых народов и наций. Для современного российского общества бесспорным является тот факт, что: «сегодня уже существует ещё неосознанная и неоценённая нами и ставшая реальностью глобальная угроза формирования не нами нашего образа мышления и даже национальной психологии»[107]. Во многом, это происходит в результате того, что государство в лице своих представителей и органов, институты гражданского общества, в значительной степени, утратили контроль над информационным пространством России, а также, во многих случаях, используют свои возможности в данной сфере не эффективно.

Таким образом, ещё одной из существенных угроз духовности современной России являются угрозы в информационной сфере, и, как следствие, составляющей духовной безопасности, требующей постоянной защиты, является, как справедливо указывают исследователи, информационная безопасность[108] нашей страны. Под информационной безопасностью следует понимать защищённость информации и права на её получение, использование и создание, как национальной ценности, а также соблюдение законных интересов личности, общества и государства в сфере информации.

Сама дефиниция «информационная безопасность» была введена в России в научно-практический оборот в начале 90-х годов ХХ века в период создания рабочей группой, возглавляемой академиком Ю.А. Рыжовым, «Концепции национальной безопасности Российской Федерации»[109], и с этого момента данное понятие употребляется в научной литературе. Одним из первых данную проблематику исследовал А.И. Поздняков[110], участвовавший в разработке концепции информационной безопасности России в 1993-1994 годах, определяющий информационную безопасность как защищённость информационных ресурсов от значимого ущерба, наносимого в основном посредством применения информационных технологий. При этом учёный справедливо предложил различать информационно-техническую и информационно-психологическую безопасность. Для первой характерным является воздействие на технические объекты, содержащие информационные ресурсы. Особенность второй состоит в том, что воздействие осуществляется на сознание людей, в том числе с применением различных технических средств.

В «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» официально закреплено понятие «информационная безопасность», под которой подразумевается – состояние защищённости национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства[111].

Раскрывая сущность информационной безопасности, исследователи объектами защиты определяют – личность, информацию, материальные ценности, то есть связывают информационную безопасность с безопасной деятельностью и ставят её в один ряд с физической, экономической и материальной безопасностью[112]. С этим нельзя полностью согласиться, так как при этом упускается главный фактор – это часть духовной безопасности. Поэтому, главной целью информационной безопасности является не только (как обоснованно указывают некоторые отечественные исследователи) обеспечение сохранности информационных ресурсов государства, защита законных прав личности и общества в сфере информации[113], но и формирование единого национального информационного пространства, единой системы патриотически ориентированных средств массовой информации и противодействия информационно-психологической агрессии со стороны потенциальных геополитических противников и конкурентов России.

К субъектам обеспечения информационной безопасности исследователи справедливо относят органы, организации, граждан, иных уполномоченных законом лиц, создающих и обеспечивающих благоприятные условия для безопасной деятельности и защищённости личности, общества и государства в информационной сфере[114]. При этом, по вполне обоснованному мнению исследователей, современные средства коммуникации, информация и информатизация, революционизируя интеллектуальный труд, становятся одним из основных факторов творческого развития личности, поэтому становятся мощным и, возможно, основным средством воздействия на массовое сознание[115]. В этой связи, следует особо отметить, что в современных условиях информационного общества и развития сетевого общества возрастает угроза деструктивного влияния на социум посредством средств массовой коммуникации, что ясно осознаётся субъектами обеспечения национальной безопасности. Это, в частности, в своём докладе отмечал Первый заместитель начальника Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации генерал-лейтенант А. Бурутин на Десятом юбилейном Национальном форуме информационной безопасности «Инфофорум – 10», состоявшемся в Москве в 2008 году: «общество всё в большей мере попадает в зависимость от информационных технологий»; при этом «главным, стратегическим объектом воздействия информационного оружия остаются люди – их мировоззрение, морально-психологическое состояние и приверженность общечеловеческим ценностям»; данная ситуация «требует принятия адекватных мер противодействия иностранной информационной экспансии во всех её проявлениях»[116].

Угрозы в разных областях общественной жизни (культуре, массовом искусстве, образовании, науке, информационном пространстве, правоохранительной и религиозной сферах) с каждым годом приобретают всё более глобальный характер. Применение новейших средств и методов манипуляции общественным сознанием в рамках информационно-психологических и сетевых войн, которые ведутся против России, делает гипотетически возможным нарушение целостности духовного пространства нашей страны, и, как следствие, её территориальное раздробление. В данном контексте следует отметить, что в числе опасностей в сфере культуры Правительство Российской Федерации в Федеральной целевой программе «Культура России (2006-2011 годы)» совершенно верно определяет: «сокращение доли национальных фильмов на российском кинорынке … нарушение единого информационного и культурного пространства … нарушение принципа выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан»[117].

Экспертный опрос, проведённый автором, показал, что основными угрозами духовной безопасности современной России представители государственных институтов считают низкий уровень патриотического самосознания (7 экспертов), внедрение в общественное сознание стереотипов мышления и поведения, чуждых народам России (6 экспертов); представители институтов гражданского общества дали практически идентичную оценку угроз духовной безопасности (6 и 9 экспертов соответственно)[118]. В этой связи особое внимание необходимо обратить на тот факт, что проблемы утраты национальной идентичности воспринимаются как серьёзная угроза во всех развитых странах мира.

Проводившийся в 2006 г. в странах «Большой восьмёрки» опрос показал[119], что, отвечая на вопрос: Каких социальных угроз граждане G8 опасаются более всего?- во всех странах значительное количество респондентов, а в некоторых и большинство основными опасностями назвали: утрату национальной самобытности и традиций (США – 41 %, Великобритания – 29 %, Франция – 81 %, Германия – 76 %, Италия – 69 %, Япония – 47 %, Канада – 36 %, Россия – 39 %). В качестве тестируемого набора угроз респондентам были предложены 10 явлений, в том числе ядерная война, экологические катастрофы, распространение терроризма и т.п. Было выяснено, что в Северной Америке, континентальной Европе, России и даже в Японии, подвергшейся ядерным бомбардировкам, в обществе сложилось устойчивое мнение о том, что основные угрозы безопасности в современных геополитических условиях – это не только и не столько угрозы, связанные с возможностью, например, начала ядерной войны (США – 24 %, Великобритания – 17 %, Франция – 29 %, Германия – 25 %, Италия – 28 %, Япония – 40 %, Канада – 17 %, Россия – 16 %), сколько угрозы в духовной сфере: утрата моральных ценностей, безнравственность (США – 40 %, Великобритания – 39 %, Франция – 61 %, Германия – 43 %, Италия – 55 %, Япония – 46 %, Канада – 36 %, Россия – 59 %).

Всё вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

I. Внутренними угрозами духовности современной России являются:

- отсутствие сформированной системы национальных духовных ценностей;

- деформация общественного сознания, разрушение патриотического самосознания;

- внедрение в общественное сознание чуждых национальной ментальности образа жизни и стереотипов мышления;

- неоправданное реформирование русского языка;

- формирование оппозиционных антироссийских средств массовой информации под контролем иностранных спецслужб, олигархических групп и обслуживающих их интересы коррумпированных чиновников в отсутствие системы патриотически ориентированных СМИ;

- отсутствие государственной системы защиты от деструктивного влияния общественного сознания;

- духовный нигилизм граждан;

- дискредитация патриотических идеологем псевдопатриотами и организациями, пропагандирующими фашистские и профашистские идеологии;

- формирование системы деструктивных ценностей, внедрение в общественную жизнь деструктивной духовности;

- формирование духовной оппозиции вследствие латентного противостояния официальной (признаваемой государством) и неофициальной культуры и науки;

- отсутствие национальной идеи, определяющей духовные императивы, стратегические цели и задачи существования и развития российской нации;

- бесконтрольное внедрение в общественную жизнь религиозного плюрализма без признания в законодательном порядке решающей роли в становлении и развитии России традиционных религий;

- постоянное и всёвозрастающее влияние на все сферы общественных отношений, в том числе экономику и политику, организованных преступных групп, террористических, экстремистских организаций и различного рода сект;

- создание условий, способствующих психологическому разобщению российского общества, и, в конечном итоге, разрушению единого духовного пространства России.

II. К внешним угрозам духовности современной России относятся:

- деструктивное влияние на общественное сознание посредством средств и методов ведения информационных войн;

- политика иностранных государств, направленная на внедрение массовой вестернизированной культуры в национальное духовное пространство России, деструктивных шаблонов поведения и стереотипов мышления, сформированных в соответствии с наднациональными, универсальными ценностями;

- целенаправленно организованная экспансия на российскую территорию религиозных, псевдорелигиозных, светских сект и миссионеров, а также общественных объединений, экстремистских и террористических организаций;

- осуществление геополитическими конкурентами России идеологических диверсий в целях дискредитации российской истории, государственной власти, унижения достоинства российской нации;

- вытеснение России её потенциальными противниками из мирового духовного пространства, как реального геополитического конкурента;

- духовная разобщённость и оторванность представителей российской нации за рубежом от России;

- дискредитация России средствами массовой информации иностранных государств;

- формирование деструктивного имиджа российской системы образования, создание неблагоприятных условий для занятия профессиональной деятельностью российскими специалистами за рубежом;

- пропаганда идеологем «второй холодной войны» – войны сознаний, представляющих Россию обществам иностранных государств как наиболее вероятного и потенциального противника во всех сферах социальных отношений.

В уже упоминавшейся Федеральной целевой программе «Культура России (2006-2011 годы)» прямо указывается, что в современных условиях: «Необходим поиск таких решений, которые позволили бы, с одной стороны, обеспечить сохранность культурных ценностей, а с другой, создать экономические механизмы, способствующие эффективному развитию культуры в новых рыночных условиях»[120].

Таким образом, в целях эффективного противодействия внутренним и внешним угрозам духовной безопасности России представляется необходимым определить:

- духовные императивы, стратегические направления, средства и методы защиты национальных интересов в духовной сфере современного российского общества;

- способы эффективного выявления внутренних и внешних угроз духовности;

- приоритеты государственной политики в духовной сфере с учётом мировых тенденций глобализации социальных отношений во всех областях человеческой жизнедеятельности.

Расширяющиеся масштабы деструктивных тенденций в духовной жизни нашего общества обуславливают необходимость принятия срочных мер по профилактике деструктивной духовности, созданию условий для позитивного духовного развития российской нации с привлечением к этому процессу всех субъектов обеспечения национальной безопасности России.

Обеспечение духовной безопасности – это постоянная, целенаправленная, комплексная, системная деятельность государственных, общественных (в том числе религиозных), официально зарегистрированных и неформальных организаций, а также отдельных граждан, институтов гражданского общества по выявлению, профилактике и ликвидации угроз в сфере культуры, массовой культуры, науки, образования, религии, информации. В данных областях общественной жизни, в значительной степени, осуществляется формирование общественного сознания.

Основной целью обеспечения национальной безопасности духовной сферы современного российского общества является защита от деструктивного влияния индивидуального, группового и массового сознания, а также создание благоприятных условий для развития национальных культур, особенно русской культуры, русского языка как основы межнационального общения; противодействие факторам, способствующим ослаблению влияния России на решение геополитических вопросов и уменьшение её роли как субъекта международного права. Значительную роль в этом процессе должна играть система государственного контроля за информационной сферой, оказывающей в современных условиях определяющее влияние на формирование общественной психологии, идеологических основ российской государственности. Основной задачей деятельности субъектов обеспечения национальной безопасности должно стать создание условий для творческого развития отдельной личности и всего общества в целом, реализации их духовных потенциалов.

Приходится констатировать, что на данный момент в России ещё не сформирована целостная система обеспечения духовной безопасности, которая была бы в полной мере способна противостоять внутренним и внешним угрозам в этой области общественной жизни. В российском обществе до сих пор превалируют «советские» стереотипы мышления, отождествляющие военную и национальную безопасность. Однако, не отрицая огромного значения в обеспечении национальной безопасности военной составляющей, необходимо ещё раз подчеркнуть, что в условиях современного информационного общества, уже проводимой в отношении России политики двойных стандартов, информационно-психологической агрессии в рамках реализации концепции сетевых войн, пристальное внимание следует уделять не только прямым, явным материальным угрозам (в том числе военным), но и угрозам латентного характера, направленным на разрушение духовных основ российской нации, традиционной ментальности посредством уничтожения существующей системы духовных ценностей, национальной культуры, науки, образования, деформирования общественных отношений в религиозной и иных сферах общественной жизни.

Таким образом, основным в сфере обеспечения духовной безопасности является защита нравственных (этических), смыслополагающих (интеллектуальных) и миросозерцающих (эстетических) основ, а это область формирования и развития общественного сознания. Поэтому, главная задача при обеспечении национальной безопасности – обеспечить безопасность индивидуального, группового и массового сознания. Следовательно, можно определить два основных направления обеспечения безопасности духовной сферы современного российского общества:

1. Создание условий для сохранения культурного, исторического наследия и творческого потенциала российской нации, интеллектуальных основ жизни социума.

2. Организация защиты от внутренних и внешних угроз нравственных, эстетических основ жизни социума – через конструктивное развитие науки, образования, массовой информации, национальных культур, искусства, в том числе и массовой культуры (кино, музыка, нетрадиционные ремёсла и т.д.).

В целях обеспечения духовной безопасности современного российского общества на федеральном и региональном уровнях должна быть сформирована целостная система, включающая в себя:

- научные учреждения, исследующие вопросы формирования, развития и защиты общественного сознания в соответствии с требованиями государственного оборонного заказа;

- подразделения специальных служб и вооружённых сил, организующих реализацию комплекса мер по защите общественного сознания от деструктивного воздействия с применением средств и методов информационно-психологической войны;

- патриотически ориентированные средства массовой информации, культурно-национальные организации, объединения творческой молодёжи, в том числе неформальные, поддерживаемые в своей деятельности государственными органами.

Комплекс мер по организации системы обеспечения национальной безопасности духовной сферы современного российского общества должен включать в себя:

- использование всех возможностей средств массовой информации для позитивного воздействия на сознание граждан России (телевизионные каналы следует законодательно обязать квотировать эфир с учётом преимущества национальных передач и патриотически ориентированных фильмов, а также осуществлять ретроспективные показы классики мирового кинематографа; Министерству культуры Российской Федерации поручить контроль за созданием и показом по телевидению и передачей в эфире радиостанций обучающих программ для детей и юношества, а также музыкальных, театральных, танцевальных и т.д. фестивалей с участием патриотически ориентированных коллективов и исполнителей);

- создание во всех регионах России культурных национальных центров, проведение творческих конкурсов среди непрофессиональных деятелей искусства и науки, организацию выпуска журналов, отражающих поэтические, музыкальные, научные интересы граждан, отдавая приоритет изучению и поддержанию культур народов, традиционно проживающих в том или ином субъекте Российской Федерации, а также русской словесности (русского языка как средства межнационального общения и объединения);

- осуществление на федеральном уровне разработки программ по изучению проблем защиты общественного сознания, сохранения и развития русского языка как основы коммуникации на бытовом, научно-техническом и международном уровнях, а также вопросов, связанных с реформированием российского образования, с привлечением к этой деятельности государственных научных учреждений (в основном специальных служб) посредством проведения совместных конференций, семинаров, круглых столов, обсуждения данной проблематики в секретных научных изданиях;

- разработку и организацию обсуждения специалистами в области социальной философии, нейрофизиологии, психологии, религиоведения законопроектов, регулирующих вопросы обеспечения защиты от внутренних и внешних угроз общественного сознания российских граждан.

Обеспечение национальной безопасности духовной сферы в современной России невозможно без организации эффективной деятельности и взаимодействия соответствующих государственных органов и институтов гражданского общества, которые должны быть организационно объединены в государственную систему защиты духовной сферысовременного российского общества. Её функционирование необходимо осуществлять в контексте обеспечения военной, социальной, политической и экономической безопасности (более подробно данный вопрос будет рассмотрен в IV главе предлагаемого исследования).

Важность создания системы, целенаправленно ориентированной на обеспечение безопасности духовной сферы, определяется тем, что духовные основы являются базисом социальной жизни как отдельной личности, так и всего общества в целом. Поэтому исследователи справедливо отмечают, что: «в состояние «защищённости» входит также и удовлетворение … духовных потребностей человека»[121]. Разрушение единого духовного пространства посредством уничтожения ментальных особенностей нации неизбежно ведёт, как уже подчёркивалось, к социальному коллапсу и, как следствие, территориальному раздроблению страны. Предотвращение эскалации деструктивных тенденций в духовной жизни современного российского общества возможно только при условии целенаправленного постоянного, комплексного воздействия на все основные элементы духовной жизни.

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующее заключение. В первой главе рассмотрены и дано авторское определение основных категорий, раскрывающих проблематику духовной безопасности; обосновано, что одним из важнейших объектов обеспечения национальной безопасности следует считать духовную сферу российского общества; сформулированы национальные интересы в духовной сфере и выявлены угрозы духовности современной России. В целях обеспечения духовной безопасности, адекватного и своевременного реагирования на вызовы и угрозы в данной сфере, защиты российских национальных интересов необходимо создание соответствующей системы.

Система обеспечения духовной безопасности представляет собой совокупность субъектов обеспечения духовной безопасности и включает в себя государственные органы и институты гражданского общества, ресурсы, силы и средства, которыми они обладают для решения задачи защиты духовной сферы общества. Создание в России системы обеспечения духовной безопасности позволит эффективно реализовать государственную политику в данной сфере общественных отношений (данный вопрос автор более подробно рассмотрит в следующих главах диссертационного исследования),

В современных геополитических условиях можно констатировать, что деятельность потенциальных противников России по её территориальному разделению носит целенаправленный, систематический и, во многих случаях, открытый характер. При этом основная подрывная работа сосредоточена на формировании в нашем обществе духовности, основанной на чуждых российской национальной ментальности идеалах и ценностях, а также создании вокруг нашего государства пояса деструктивной духовности в странах ближнего зарубежья, попавших под иностранное экономическое, политическое и, конечно же, идеологическое влияние. Вместе с тем, следует особо подчеркнуть, что современный российский социум обладает тем духовным (интеллектуально-нравственным, эстетическим) потенциалом, который позволяет России выступать в качестве серьёзного геополитического партнёра и конкурента в современном мире.

 

 

Глава II.

Геополитическое соперничество в духовной сфере

современного мирового социума

 

Date: 2015-11-14; view: 2152; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию