Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правила формирования ответов
Понимание природы вопросов, правил их формулировки, а также особенностей их логических связей с ответами позволяют сформулировать соответствующие правила формирования ответов:
Правило 1. Содержание любого ответа должно соответствовать надлежащим образом содержанию поставленного вопроса. То есть, в предметном плане они должны совпадать (предмет в содержании ответа должен совпасть с искомым знанием в содержании вопроса). Нельзя создавать такую ситуацию, когда говорят: «Ему про Ивана, а он про болвана!». Например, у Вас спрашивают: «Ты уже помыл посуду?», а Вы отвечаете: «Знаешь, её так много!».
Правило 2. Содержание ответа должно несколько выходить за рамки исходного вопроса, т.е. ответ должен быть информативнее самого в опроса и не повторять содержания последнего буквально. Если в ответ на вопрос «Сколько будет дважды два?» сказать «Столько, сколько должно быть!», мы ни на шаг не продвинемся в интересующем нас вопросе.
Правило 3. Ответ должен быть ясным. Если у человека спрашивают: «Сколько раз он бывал в Швеции», а он отвечает: «Много!», из этого трудно, что-либо уразуметь. Конечно, это во многом зависит от того, как отвечающий воспринимает вопрос и хочет ли он на него давать ответ вообще.
Правило 4. Объём ответа должен соответствовать объёму содержащегося в вопросе запроса, т.е. в его содержании не должно быть лишних, не запрашиваемых сведений, но их не должно быть меньше требующихся (правило соразмерности объема ответа объему вопроса). Например, при вопросе: «Что мы будем сегодня есть?» ответ: «Гнилые помидоры. Но их у нас много!» – явно шире, чем требуется. Разумеется, он может быть и уже необходимого: «Этот дом уже отремонтировали, и можно ли в него уже вселиться?» – «Уже отремонтировали».
Правило 5. Сама формулировка ответа должна быть оптимально компактной (т.е. содержать оптимальное для восприятия количество слов, конечно, без ущерба для содержания и качества ответа). Там, где это возможно, лучше ответить кратко, одним словом, если позволяет ситуация
Правило 6. Ответ на некорректный вопрос должен состоять в указании на его некорректность и отвечать на него не следует. Далее можно пояснить, в чём эта некорректность состоит. В одних случаях достаточно сказать, что он касается совсем другого предмета, в других – либо не ясен и требует уточнения, либо ответ всем известен, либо он вообще неразрешим или лишён смысла и т.д. Особой оговорки заслуживают вопросы, построенные на ложных предпосылках (суппозициях), а также провокационно некорректные вопросы.
Итак, как видим, вопросы и ответы в логике нашего мышления играют свою собственную роль и отличаются некоторой логической спецификой, позволяющей выделять их в особую мыслительную форму, со своими чётко обозначенными функциями, структурой и правилами организации. Будучи средствами активизации, контроля и направления нашего мышления они обеспечивают оптимальное владение уже имеющейся информацией и эффективное приращение новой. Умение правильно ставить нужные вопросы, находить на них правильные ответы и избегать возможных ошибок на этом пути существенно расширяет творческий, да и просто повседневно-практический диапазон нашей деятельности. Вопросы и ответы – это мощный инструмент мобилизации и обновления нашего опыта.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И ПОВТОРЕНИЯ
1. Что называется вопросом? 2. Сравните вопрос и суждение! 3. Каковы основы, предпосылки формирования вопроса? 4. Какова логическая структура вопроса? 5. Виды вопросов 6. Правила постановки вопросов 7. Что называется ответом? 8. Логическая структура ответа и её связь с логической структурой вопроса 9. Виды ответов 10. Правила формирования ответов
|