Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правило 2





Тезис должен оставаться тождественным, т.е. одним и тем же на протяжении всего доказательства или опровержения.

Типичные ошибки:

1. «Подмена тезиса». Согласно правилам доказательного рассуждения, тезис должен быть ясно сформулирован и оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства или опровержения. При нарушении его возникает ошибка именуемая «подмена тезиса». Суть ее в том, что один тезис умышленно или неумышленно подменяют другим, и этот новый тезис начинают доказывать или опровергать. Это часто случается во время спора, дискуссии, когда тезис оппонента сначала упрощают или расширяют его содержание, а затем начинают критиковать. Тогда тот, кого критикуют, заявляет, что оппонент приписывает ему то, чего он не говорил. Ситуация эта весьма распространена как в быту, в профессиональной деятельности, в общественной жизни. Здесь происходит нарушение закона тождества, так как нетождественные тезисы пытаются отождествлять, что и приводит к логической ошибке.

К примеру, можно спросить у человека, как он считает, является ли понятие «воровство» положительным или отрицательным, не уточняя в каком смысле – логическом или этическом – следует трактовать вопрос, а затем, если он даст ответ в логическом смысле, некорректно обвинить его в безнравственности. Или же нередко в ответ на замечание преподавателя, что студент не знает того или иного материала можно услышать бессмертную фразу: «Я учил». Всё это явления одного и того же логического порядка.

2. «Довод к личности». Ошибка состоит в подмене доказательства самого тезиса ссылками на личные качества того, кто выдвинул этот тезис. Например, вместо того чтобы доказывать правоту человека, можно описать насколько это достойный человек, заявив, что такой человек не может быть не прав. В научных работах иногда вместо конкретного анализа материала, изучения современных научных данных и результатов практики в подтверждение приводят цитаты из высказываний крупных ученых, видных деятелей и этим ограничиваются, полагая, то одной ссылки на авторитет достаточно. При этом цитаты могут вырываться из контекста и иногда произвольно толковаться. «Довод к личности» часто представляет собой просто специальный прием, а не ошибку, допущенную непреднамеренно.

Разновидностью «довода к человеку» является ошибка, называемая «довод к публике», состоящая в попытке повлиять на чувства людей, вызвав у них определённое настроение, сыграть на эмоциях, чтобы те поверили в истинность выдвинутого тезиса, хотя его и нельзя доказать. Впрочем и этот приём чаще всего не ошибка, а расчётливый приём.

3. «Переход в другой род». Имеются две разновидности этой ошибки: а) «кто слишком много доказывает, тот ничего не доказывает»; б) «кто слишком мало доказывает, тот ничего не доказывает».

В первом случае ошибка возникает тогда, когда вместо одного истинного тезиса пытаются доказать другой, более сильный тезис, и при этом второй тезис может оказаться ложным. Если из b следует c, но из c не следует b, то тезис b является более сильным, чем тезис c. Например, если вместо того чтобы доказывать, что асфальт не был скользким, начнут доказывать, что дождя не было, то пользы от такого доказательства не будет никакой.

Ошибка «кто слишком мало доказывает, тот ничего не доказывает» возникает тогда, когда вместо тезиса b мы докажем более слабый тезис c. Например, если, пытаясь доказать, что этот человек – испанец, мы доказываем, что он говорит по-испански, то ничего не докажем, так как аргентинцы также говорят по-испански.

 

ПРАВИЛА И ОШИБКИ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К АРГУМЕНТАМ

 

Date: 2015-11-13; view: 371; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию