Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды вопросов
Очевидно, что применяемые нами вопросы в ряде случаев различаются по своему характеру. Каждый из них приспособлен к решению специфических задач. Следовательно, можно говорить об их видах. Когда мы обращаемся к выявлению и перечислению этих видов, речь идёт о классификации. Оснований, по которым производится такая классификация, довольно много. Выделим некоторое количество таких оснований и посмотрим, какие же виды вопросов можно обнаружить в нашей практике. 1. В зависимости от состава можно различать вопросы простые и сложные. Простым называется вопрос, который не включает в качестве составных частей других вопросов. Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или», «если…, то…». По логическим союзам устанавливается вид сложного вопроса. Сложные вопросы могут быть конъюнктивными, дизъюнктивными, импликативными, эквивалентными, а также смешанными: конъюнктивно-дизъюнктивными, импликативно-конъюнктивными и т. д. Например: «Где, кем и когда было построено первое в мире судно с паровым двигателем?» Это сложный конъюнктивный вопрос, состоящий из трёх простых: «Где было построено первое в мире судно с паровым двигателем?», «Когда было построено первое в мире судно с паровым двигателем?», «Кем было построено первое в мире судно с паровым двигателем?». Примером дизъюнктивного вопроса может служить следующий: "Пять плюс два будет семь или восемь?". Импликативный вопрос звучит так: "Если ты не собирался возвращаться в Одессу, то зачем приобрёл обратный билет?". А вот пример эквивалентного вопроса: "Объявлять человека преступником можно, если и только если он признан таковым по суду?". Как пример смешанного вопроса можно привести такой импликативно-конъюнктивный вопрос: "Если А и Б сидели на трубе, и А упало, а Б пропало, то что осталось на трубе?".
2. По количеству и характеру возможных ответов вопросы бывают закрытыми и открытыми. Закрытые вопросы – это вопросы с предлагаемыми вариантами ответов. Нередко мы с ними сталкиваемся при проведении различного рода анкетирования, тестирования и т.д. То есть там, где чаще всего не требуется действительного поиска дополнительной информации со стороны воспринимающего вопрос, а речь идет, как правило, о выяснении его предпочтений, мнений, либо уровня его компетенции. Например: «Считаете ли вы необходимым вступление Украины в НАТО? – да, нет, мне всё равно, не определился во мнении». Открытые вопросы – вопросы, требующие некоторого творческого поиска со стороны отвечающего и не ограничивающие его в вариантах ответов. Например: «В чём смысл жизни?».
3. По степени выраженности вопросы делятся на явные и скрытые . Явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное. Скрытый же вопрос выражается только своими предпосылками. Требование определить неизвестное становится очевидным после осмысления предпосылок вопроса, включая ситуацию, в которой он возникает. Например, такого рода фраза как «я видел, что вашу машину загрузили несколько больших ящиков» может рассматриваться в качестве скрытого вопроса: «Что загрузили в вашу машину?».
4. По способу запроса неизвестного различают уточняющие и восполняющие вопросы. Уточняющие вопросы направлены только на выявление истинности выраженных в них суждений. Грамматический признак уточняющих вопросов – наличие в них частицы ли, включенной в словосочетания типа «верно ли», «действительно ли», «надо ли» и т. д. Например: «Надо ли при поездке из Украины в Россию оформлять въездную визу?», «Действительно ли в килограмме тысяча граммов?», «Верно ли, что Украина парламентско-президентская республика?» и др. Восполняющие вопросы (или «что»-вопросы) предназначены для получения новой информации. Их грамматический признак – вопросительные слова типа «Кто?», «Что?», «Почему?», «Когда?», «Где?» и т. п. Например: «Как пройти на Дерибасовскую?», «Когда было разворовано Черноморское пароходство?», «Кто подписывал разрешения на уничтожение архитектурного исторического облика центра Одессы»?», «Почему эти гады до сих пор не в тюрьме?» и др.
5. Относительно заложенной в них цели вопросы делятся на прямые и наводящие. Прямой вопрос служит непосредственно достижению поставленной цели. Наводящий – только подготавливает или облегчает человеку понимание темы вопроса.
6. По правильности постановки вопросы делятся на корректные и некорректные. В данном случае на качество вопроса влияет качество базисного (предпосылочного) знания. Оно-то и определяет правильность или неправильность постановки вопроса. Корректный вопрос (лат. correctus – тактичный, вежливый) – это вопрос, предпосылкой которого является истинное и непротиворечивое знание. Некорректный вопрос основан на неясной или ложной предпосылке. Различают два вида логической некорректности вопросов: тривиально некорректные и нетривиально некорректные (лат. trivialis – заурядный, избитый). Вопрос является тривиально некорректным, если он формулируется неточно, неясно, двусмысленно. Например: «В какой мере наша милиция занимается проституцией?» Вопрос называется нетривиально некорректным, если его предпосылкой является ложное утверждение. На такой вопрос нельзя дать истинного ответа. Пример: «В каком году наши предки впервые заговорили на украинском языке?». Ложной предпосылкой данного вопроса является утверждение о том, что появление того или иного языка может быть датировано с точностью до года. Если в основе поставленного вопроса лежит только незнание спрашивающего о ложности базиса, то вопрос просто некорректен. Однако, если мы сознательно используем ложные предпосылки вопроса, то такой вопрос является уже не просто нетривиально некорректным, а провокационным. Целью провокационных вопросов может быть желание изменить тему обсуждения в нужном направлении, неверно сориентировать, запутать противника, заставить его говорить «не о том», навязать ему какую-либо чуждую мысль, сбить с толку и вообще обвинить его в том, к чему он совершенно непричастен. Примером такого рода вопросов могут быть известные ещё со времён античности софизмы. Вот один из них: «Скажи, пожалуйста, эти щенки твои? Да. А их отец жив? Да. И он тоже твой? Да, конечно. Значит твой отец собака!». Конечно, этот пример нельзя рассматривать как серьёзный случай, влекущий за собой весомые последствия. Однако на почве некорректных постановок вопросов могут возникнуть и неприятности. Представьте себе, что Вам задают вопрос: «Правильно ли Вы поступите, если, обманув человека, признаетесь в совершённом обмане?». Не исключено, что Вы не усмотрите здесь никакого подвоха, а поспешите заверить спрашивающего, что такое поведение будет правильным и достойным одобрения. Однако такой ответ даст основание не только утверждать, что Вы одобряете обман, но и склонны к бесстыдству, нахальству и издевательству над жертвой Вашего бесчестного поступка. Ведь признаться в обмане человеку, которого вы надули, ещё совсем не означает раскаянья, сожаления и стремления исправить последствия. Вполне возможно, что за таким признанием кроется желание причинить человеку ещё большие неприятности. За такой ответ, вас могут объявить личностью не только аморальной, но и жестокой.
|