Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Объем дисциплины и виды учебной работы. Вид учебной работы Всего часов Семестр Аудиторные занятия (всего) В том числе:
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
|
| Аудиторные занятия (всего)
|
|
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
| Лабораторные занятия (ЛЗ)
| -
| -
| Самостоятельная работа (всего)
|
|
| В том числе:
|
|
| Подготовка к семинарским и практическим занятиям
|
|
| выполнение тренировочных упражнений и творческих заданий
|
|
| конспектирование рекомендуемой специальной литературы
|
|
| Контрольная работа, тестирование
|
|
| Вид промежуточной аттестации: зачёт
|
| зач.
| Общая трудоемкость
| часы
зачётные единицы
|
|
| |
|
| |
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела дисциплины
| 1.
| Общение и коммуникация, их виды и стили
| Понятия общения и коммуникации. Основные подходы к их определению. Коммуникативная ситуация и её составляющие. Модель коммуникативного процесса: подходы к определению. Речь и дискурс. Понятие речевой ситуации. Виды и стили речевого общения: параметры классификации. Предметные типы общения (педагогическое, академическое, бытовое и др.). Специфика педагогического общения. Коммуникация вербальная и невербальная, личная и публичная, устная и письменная, монологическая и диалогическая, внутрикультурная и межкультурная, непосредственная и опосредованная, эффективная (успешная) и неэффективная (неуспешная) и др. Виды речевой деятельности. Целевые типы речи (речь убеждающая, информирующая, эпидейктическая, фатическая). Убеждающая речь как предмет классической риторики.
| 2.
| Предметные типы коммуникации
| Виды красноречия в их отношении к предметным типам коммуникации. Понятия академического, дидактического и педагогического красноречия. Общая и частные риторики. Понятие педагогической риторики. Жанры и фигуры дидактической речи. Понятие хрии. Её основные особенности и виды. Понятие аллегории. Её основные особенности и виды. Фигуры диалогизации в речи педагога (апострофа, вопросно-ответный ход и др.). Понятие дидактической беседы. Основные составляющие преподавательского имиджа. Приёмы усиления собственного авторитета и своей коммуникативной позиции.
| 3.
| Предмет, задачи и основные этапы развития риторики
| Классическая риторика как продукт и атрибут демократического общества. Свобода слова как условие появления риторики в античном мире. Реформы Солона и Перикла как основа народовластия и свободы слова. Появление риторики как учебной дисциплины. Вклад Эмпедокла, Горгия Леонтинского, Сократа, Исократа, Демосфена и Аристотеля в развитие этой науки. Распространение риторики в Древнем Риме. Вклад Цицерона и Квинтилиана в развитие этой науки. Сравнительный анализ развития риторики в современных демократических и тоталитарных странах. Эристика как историческая и генетическая основа риторики. Суд и парламент как основные сферы действия эристики. Коракс как основоположник софистики и судебной риторики. Отношение софистов и судебных ораторов к истине и справедливости. Причины запретов на риторику и попыток создания так называемой «идеальной риторики». Понятие риторического идеала. Анализ софистической компоненты риторики. Причины снижения популярности и кризиса риторики. Отождествление риторики с пустословием. Расширение и замена предмета риторики: переключение на сферу элокуции и красноречия. Ограничение предмета риторики построением убеждающей речи как условие возрождения этой науки. Понятие неориторики.
| 4.
| Текст как продукт речевой деятельности. Этапы создания текста. Классический канон
| Определение понятия «текст», его соотношение с понятиями «речевой акт» и «речевой жанр». Основные требования к тексту («критерии текстуальности»), случаи несоблюдения таких требований. Этапы создания текста. Типология основных педагогически значимых жанров. Определение понятия «классический канон». Инвенция и метод общих мест. Понятие общего места (топа). Промптуарий, его роль в процедуре инвенции. Понятие диспозиции. Тактики расположения аргументов. Понятие элокуции. Соотношение элокуции и украшения речи. Тропы и фигуры как центральная категория элокуции. Принципы классификации тропов и фигур. Запоминание речи (memoria). Понятие мнемонического приёма. Этап исполнения убеждающей речи (гипокризис).
| 5.
| Типология видов речи по коммуникативной цели (на примере жанров педагогического дискурса)
| Понятие коммуникативного намерения (коммуникативной цели). Информирующая речь. Основные жанры и приёмы информирующей речи педагога. Убеждающая (аргументирующая) речь педагога. Сфера действия риторики как искусства убеждения. Соотношение понятий убеждения, доказательства и разъяснения. Общая типология приёмов аргументации. Эпидейктическая речь. Жанры и фигуры эпидейктической речи педагога.
| 6.
| Публичное выступление, его структура (на примере лекции). Общие принципы управления вниманием аудитории
| Определение понятия «публичная речь». Профессии, предполагающие обязательное умение выступать публично. Виды и жанры публичной речи. Задачи публичной речи. Приёмы долговременного и кратковременного удержания внимания и интереса аудитории. Действия, направленные на завоевание внимания и симпатии аудитории. Функции зрительного контакта в процессе публичного выступления. Коммуникативные качества речи, наиболее актуальные для публичной речи. Функции пауз в процессе публичного выступления. Его темп, произносительный стиль, синтаксис, лексика, характеристики голоса. Структурные части публичного выступления, их функции. Переходы между частями публичного выступления. Роль введения и заключения в структуре публичного выступления, их типы.
| 7.
| Вербальные и невербальные средства общения в педагогическом дискурсе
| Определение понятий «вербальные средства общения» и «невербальные средства общения». Соотношение вербальных и невербальных средств общения. Основные классы средств невербального общения. Понятие «кинесика». Кинесические средства невербального общения. Пантомимика и её роль в процессе общения. Понятие окулистики. Смысл и значимость понятия «зрительный (визуальный) контакт». Понятие «проксемика». Типы расстояний между коммуникантами (по Э. Холлу). Понятие «личной зоны». А. Ф. Кони о роли жестов в ораторской речи. Виды акустических средств невербальной коммуникации. Типы пауз. Определение понятия «такесика» (по М. Кнаппу). Ольфакторика. Конфликт вербальных и невербальных средств (по Квинтилиану). Фактор невербального имиджа в усилении коммуникативной позиции. Роль невербальных средств общения: а) при говорении; б) при слушании. Национальные аспекты невербального поведения. Коммуникативные неудачи, связанные с недооценкой межкультурных различий.
| 8.
| Коммуникативные качества речи педагога
| Элокуция и красноречие. Понятие коммуникативного качества речи. Принципы классификации фигур и ошибок по отношению к коммуникативным качествам речи. Качества речи, важные для педагога (правильность, убедительность, логичность, точность, уместность, изобразительность, благозвучие, разнообразие, однозначность и др.). Ясность как важнейшее качество педагогического дискурса. Классификация приёмов пояснения понятий. Приёмы придания речи ясности. Приёмы популяризации изложения. Неясность, её основные источники и приёмы устранения. Риторическая тактика искусственной книжности.
| 9.
| Убедительность речи как предмет как предмет педагогической риторики
| Риторика и эристика. Виды аргументации. Аргументация ad rem и аргументация ad hominem, их соотношение в речи учителя. Доказательство и его структура. Основные схемы аргументации. Законы логики, связанные с доказательством и опровержением. Типология логических ошибок и софизмов. Психологические приёмы убеждающей речи. Софистика и её основные постулаты. Категория этоса, риторический идеал и образ ритора. Понятие педагогического идеала. Место риторики среди других научных дисциплин. Соотношение риторики и красноречия.
|
|