Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образовательные технологии. Дисциплина «Педагогическая риторика» является одной из профильных дисциплин для студентов филологического факультета; преподаётся она в течение одного





Дисциплина «Педагогическая риторика» является одной из профильных дисциплин для студентов филологического факультета; преподаётся она в течение одного семестра (весенний семестр первого года обучения). Материал курса позволяет обеспечить:

1) развитие и совершенствование навыков и умений в сфере производства риторически грамотной, в частности выразительной и убедительной речи учителя-словесника;

2) усвоение понятийно-терминологического аппарата изучаемой дисциплины;

3) ориентацию в специальной литературе, посвящённой проблемам риторики и теории коммуникации.

Актуальность курса педагогической риторики как теоретико-прикладной дисциплины социально-гуманитарного профиля обусловлена его направленностью на развитие коммуникативной компетенции учащихся, культуры риториче­ски грамотной речи как важнейшего инструмента в профессиональной деятельности будущих учителей, работников так называемой сферы повышенной речевой ответственности.

Роль и место курса педагогической риторики как учебной дисцип­лины определяются прежде всего связью с курсом современного русского литературного языка, поскольку овладение риториче­ским мастерством и речевой культурой предполагает основательное знание системы того языка, на котором происходит общение. Курс непосредственно связан с логикой, а также с психоло­гией, поскольку ораторское искусство включает умение логически правильно выстраивать свою речь и оказывать опреде­лённое психологические воздействие на её адресата с учётом его логической компетенции и эмоционально-психологического состояния.

Настоящая учебная программа соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «032900 – русский язык и литература». Программа составлена с учётом новой отечественной и зарубежной специальной литературы.

Теоретическая концепция курса строится на следующих двух основаниях: 1) на предложенной нами типологии видов и стилей коммуникации[1]; 2) на следующем доказанном нами постулате: все выразительные приёмы и средства языка, а также все рече­вые ошибки и недочёты коррелируют с качествами речи[2] – такими, как ясность и неясность, уместность и неумест­ность, разнообразие и однообразие, однозначность и двусмысленность и др. Отсюда – возможность системного представ­ления выразительных ресурсов языка (риторических фигур и тропов, стилей, стилистических тактик и речевых жанров), а также соответствующих речевых ошибок и недочётов на единой классификационной основе. Теоретический, практический и иллюстративный материал, составивший концептуальную основу настоящего курса, отобран, прокомментирован и структурирован с учётом его предназначенности для студентов-филологов, а потому должен содействовать развитию профессиональной компетенции учащихся и, соответственно, иметь ярко выраженную филологическую направленность, удовлетворяющую основные требования практической деятельности учителя-словесника.

Основная цель курса – дать чёткие, теоретически обоснованные представления о принци­пах построения риторически правильной и коммуникативно целесообразной речи в её устной и письменной формах, ознакомить с понятийно-терминологическим аппаратом современной общей и педагогической риторики, содействовать формированию коммуникативно-речевой культуры студентов и тем самым подготовить их к работе по формированию риторической компетенции у учащихся средней школы. Поставленной целью определяются следую­щие практические задачи: 1) овладение прагматическими нормами современного русского литературного языка; 2) развитие навыков и умений в части построения выразительной, логичной, благозвучной, точ­ной, ясной, ситуативно и тематически уместной речи в её основных профессионально релевантных жанрах и стилях.

Основные понятия педагогической (т. е. частной) риторики даются в контексте категориального аппарата современной теории коммуникации, а также общей риторики, цель которой – сформировать навыки ситуативно целесообразной, выразительной и убедительной речи. Задача педагогической риторики состоит в том, чтобы приблизить эти навыки к требованиям практической деятельности учителя-словесника, придать им профессиональную ориентацию.

Особенности изучения учебной дисциплины. Предложенная нами система упражнений, творческих заданий и текстов для анализа, используемых на практических занятиях, подчи­нена задаче совершенствования коммуникативных навыков и умений – как собственно речевых, так и логико-психологических. Типы упражнений и заданий определяются своеобразием задач, решаемых в каждом разделе практического курса; серьёзное внимание уделяется развитию необходимых для будущего педагога навы­ков аргументации, изучению и усвоению основных приёмов нейтрализации логических, психологических и языковых манипуляций в ходе ведения дидактической беседы, полемики и спора, а также адекватному речевому поведению и реагированию в социально и профессионально значимых коммуникативных ситуациях.

Формой организации учебного процесса являются лекции и семинары.

Аудиторные занятия непосредственно связаны с внеаудиторной самостоятельной работой студентов: учащиеся выполняют упражнения и задания различных типов, конспектируют научную и лингвометодическую литературу, работают со словарями, составляют индивидуальный словарь риторических терминов, который ведётся ими в течение семестра и периодически проверяется преподавателем (терминологический минимум такого словаря должен составлять около 150 единиц).

Виды контроля – письменные работы, устные ответы и сообщения, опрос по пройденным темам и терминологическому словарю, тестирование и аттестация, а также зачёт.

Требования к знаниям и умениям. Одним из основных требований к студенту является свободное владение словом, риторическая и ортологическая грамотность речи, умение выражать и отстаи­вать свое мнение, доказывать и убеждать, используя всё богатство языковых средств с учётом законов логики и психологии, умение строить чёткое и логичное сообщение на заданную тему.

Курс изучается в течение одного семестра в объёме настоящей про­граммы. Содержание курса отражено в перечне вопросов, прилагаемых к программе. Ниже приводятся примерные планы практических занятий, включающие вопросы и задания:

Date: 2015-10-19; view: 325; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию