Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образовательные технологии. Дисциплина «Педагогическая риторика» является одной из профильных дисциплин для студентов филологического факультета; преподаётся она в течение одногоДисциплина «Педагогическая риторика» является одной из профильных дисциплин для студентов филологического факультета; преподаётся она в течение одного семестра (весенний семестр первого года обучения). Материал курса позволяет обеспечить: 1) развитие и совершенствование навыков и умений в сфере производства риторически грамотной, в частности выразительной и убедительной речи учителя-словесника; 2) усвоение понятийно-терминологического аппарата изучаемой дисциплины; 3) ориентацию в специальной литературе, посвящённой проблемам риторики и теории коммуникации. Актуальность курса педагогической риторики как теоретико-прикладной дисциплины социально-гуманитарного профиля обусловлена его направленностью на развитие коммуникативной компетенции учащихся, культуры риторически грамотной речи как важнейшего инструмента в профессиональной деятельности будущих учителей, работников так называемой сферы повышенной речевой ответственности. Роль и место курса педагогической риторики как учебной дисциплины определяются прежде всего связью с курсом современного русского литературного языка, поскольку овладение риторическим мастерством и речевой культурой предполагает основательное знание системы того языка, на котором происходит общение. Курс непосредственно связан с логикой, а также с психологией, поскольку ораторское искусство включает умение логически правильно выстраивать свою речь и оказывать определённое психологические воздействие на её адресата с учётом его логической компетенции и эмоционально-психологического состояния. Настоящая учебная программа соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «032900 – русский язык и литература». Программа составлена с учётом новой отечественной и зарубежной специальной литературы. Теоретическая концепция курса строится на следующих двух основаниях: 1) на предложенной нами типологии видов и стилей коммуникации[1]; 2) на следующем доказанном нами постулате: все выразительные приёмы и средства языка, а также все речевые ошибки и недочёты коррелируют с качествами речи[2] – такими, как ясность и неясность, уместность и неуместность, разнообразие и однообразие, однозначность и двусмысленность и др. Отсюда – возможность системного представления выразительных ресурсов языка (риторических фигур и тропов, стилей, стилистических тактик и речевых жанров), а также соответствующих речевых ошибок и недочётов на единой классификационной основе. Теоретический, практический и иллюстративный материал, составивший концептуальную основу настоящего курса, отобран, прокомментирован и структурирован с учётом его предназначенности для студентов-филологов, а потому должен содействовать развитию профессиональной компетенции учащихся и, соответственно, иметь ярко выраженную филологическую направленность, удовлетворяющую основные требования практической деятельности учителя-словесника. Основная цель курса – дать чёткие, теоретически обоснованные представления о принципах построения риторически правильной и коммуникативно целесообразной речи в её устной и письменной формах, ознакомить с понятийно-терминологическим аппаратом современной общей и педагогической риторики, содействовать формированию коммуникативно-речевой культуры студентов и тем самым подготовить их к работе по формированию риторической компетенции у учащихся средней школы. Поставленной целью определяются следующие практические задачи: 1) овладение прагматическими нормами современного русского литературного языка; 2) развитие навыков и умений в части построения выразительной, логичной, благозвучной, точной, ясной, ситуативно и тематически уместной речи в её основных профессионально релевантных жанрах и стилях. Основные понятия педагогической (т. е. частной) риторики даются в контексте категориального аппарата современной теории коммуникации, а также общей риторики, цель которой – сформировать навыки ситуативно целесообразной, выразительной и убедительной речи. Задача педагогической риторики состоит в том, чтобы приблизить эти навыки к требованиям практической деятельности учителя-словесника, придать им профессиональную ориентацию. Особенности изучения учебной дисциплины. Предложенная нами система упражнений, творческих заданий и текстов для анализа, используемых на практических занятиях, подчинена задаче совершенствования коммуникативных навыков и умений – как собственно речевых, так и логико-психологических. Типы упражнений и заданий определяются своеобразием задач, решаемых в каждом разделе практического курса; серьёзное внимание уделяется развитию необходимых для будущего педагога навыков аргументации, изучению и усвоению основных приёмов нейтрализации логических, психологических и языковых манипуляций в ходе ведения дидактической беседы, полемики и спора, а также адекватному речевому поведению и реагированию в социально и профессионально значимых коммуникативных ситуациях. Формой организации учебного процесса являются лекции и семинары. Аудиторные занятия непосредственно связаны с внеаудиторной самостоятельной работой студентов: учащиеся выполняют упражнения и задания различных типов, конспектируют научную и лингвометодическую литературу, работают со словарями, составляют индивидуальный словарь риторических терминов, который ведётся ими в течение семестра и периодически проверяется преподавателем (терминологический минимум такого словаря должен составлять около 150 единиц). Виды контроля – письменные работы, устные ответы и сообщения, опрос по пройденным темам и терминологическому словарю, тестирование и аттестация, а также зачёт. Требования к знаниям и умениям. Одним из основных требований к студенту является свободное владение словом, риторическая и ортологическая грамотность речи, умение выражать и отстаивать свое мнение, доказывать и убеждать, используя всё богатство языковых средств с учётом законов логики и психологии, умение строить чёткое и логичное сообщение на заданную тему. Курс изучается в течение одного семестра в объёме настоящей программы. Содержание курса отражено в перечне вопросов, прилагаемых к программе. Ниже приводятся примерные планы практических занятий, включающие вопросы и задания:
|