Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 13. Мировая политика и глобальные проблемы современности





Современный мир можно охарактеризовать как сложную и противоре­чивую систему отношений. Растет политическое, экономическое и культурное развитие стран. Идет поиск их новой самобытности на национальном и региональном уровнях. Складываются новые цен­тры экономического и политического влияния в мире, сталкиваются и пересекаются интересы различных госу­дарств и народов. Перед мировым сообществом в этих условиях воз­никают новые требования. Прежде всего, это утверждение идеалов независимости и партнерства в межгосударственных отно­шениях, предотвращение образования новых блоков и разделитель­ных линий между ними и неуклонное соблюдение всеми государ­ствами норм и принципов международного права. Система между­народных отношений имеет самостоятельное значение, развивается по одним ей присущим закономерностям. Главным компонентом системы международных отношений является внешняя политика государств. Она издревле являлась одной из важнейших функций и сфер любого государства и занимает важное место в современной системе международных отношений.

Внешняя политика, ее характер и направленность зависит от внутреннего положения государства, тесно связана с внутренней политикой и ситуацией на международной арене. Внешняя полити­ка в отличие от внутренней осуществляется в другой среде, гораздо более сложной и разнородной, в значительно меньшей мере управ­ляемой и контролируемой со стороны внутренних политических сил.

В мировой политической мысли существует несколько концеп­ций внешней политики. Одна из них — теория политического реа­лизма, связанная с именем известного американского политолога Ганса Моргентау. Эта теория была разработана им сразу же после окончания второй мировой войны. В ее основе лежит библейская концепция об изначальной греховности и склонности человека к злу вследствие его постоянного стремления достичь большего, чем он может на самом деле. Этим Моргентау объясняет борьбу людей между собой за власть и силу. Эта борьба, по его мнению, может привести к подрыву и самоуничтожению общества и государства. Поэтому внутри каждой страны и общества для всех устанавливают правила и нормы, границы действий. Для этого существует цент­ральная власть, законы, полицейские и судебные органы, которые подавляют, приглушают конфликты в обществе, государстве. На международной арене, по мнению Моргентау, борьба за власть, силу и выживание разворачивается в еще более широких масшта­бах.

Подчеркивая главенствующую роль "национальных интересов" во внешней политике государств, Г. Моргентау и другие представи­тели попытались дать им соответствующую классификацию. С од­ной стороны, они выделяли постоянные, основополагающие ин­тересы:

• защита территории, населения, государственных институтов от внешней опасности;

• развитие внешней торговли и рост инвестиций;

• защита интересов частного капитала за границей;

• взаимоотношения с союзниками и выбор внешнеполитичес­кого курса.

С другой стороны, они различали промежуточные интересы:

• интересы выживания (угроза существованию самого государ­ства);

• жизненные интересы (возможность нанесения серьезного ущер­ба безопасности и благосостоянию наций);

• важные интересы (потенциально серьезный ущерб для стра­ны);

• периферийные или мелкие интересы (имеющие локальный характер).

Объявляя национальные интересы стержнем внешней политики любого государства, Г. Моргентау отдавал особое предпочтение американским национальным интересам. Разрабатывая "теорию национальных интересов", первостепенное значение он придавал силе. Он исходил из того, что внешняя политика будет успешной только в том случае, если она опирается на силу, и именно ее он считал необходимой предпосылкой политического преобладания США в Европе, Азии и во всем мире.

Среди зарубежных политологов, занимающихся проблемами внешней политики, ее теорией, весьма популярным является Дж. Розенау — профессор политических наук университета штата Огайо. Наиболее известны его работы, посвященные взаимосвязи нацио­нальной и международной политических систем, внутренним ис­точникам внешней политики, соотношению международной и внешней политики государств. Конструируя свой вариант теории внешней политики, Розенау группирует многочисленные факто­ры, подчас очень разнообразные, в единую систему. Он объединяет факторы в пять групп.

1. Индивидуальные факторы, включающие личные качества, таланты, предшествующий опыт политических деятелей, которые отличают их внешнеполитические выборы (отношения) от внеш­неполитических выборов других политических деятелей.

2. Ролевые факторы, имеющие отношение к внешнему поведе­нию государственных деятелей, обусловленному исключительно ролями, которые они выполняют, и осуществляемому независимо от индивидуальных характеристик этих деятелей.

3. Правительственные факторы, которые включают аспекты пра­вительственной структуры, ограничивающие или расширяющие диапазон внешнеполитического выбора политических деятелей.

4. Общественные переменные, которые включают в себя непра­вительственные аспекты общества, влияющие на его внешнее по­ведение: основные ценности общества, степень национального един­ства, степень промышленного развития и др.

5. Системные переменные, охватывающие те аспекты внешнего окружения общества или любых действий, происходящих за рубе­жом, которые влияют на внешние политические выборы (реше­ния) политических деятелей (географические реальности, "идео­логические" вызовы со стороны потенциальных агрессоров, ста­бильность правительств в странах — объектах внешней политики данного государства и т.д.).

По мнению самого автора, его теория не в состоянии охватить все аспекты внешней политики государств, но он справедливо ут­верждает, что лучше иметь несовершенную теорию, чем не иметь никакой. В 50—60-х годах XX века среди западных ученых получила широкое распространение попытка осмысления государственной, в том числе и внешней, политики с помощью кибернетики. Государство, стра­на, нация описываются как кибернетическая система, имеющая "входы", "выходы" и управляющаяся с помощью механизма об­ратной связи. Взаимодействия между государствами описываются в терминах движения и обмена информацией.

Американский политолог К. Дойч создал на этой базе "киберне­тическую" модель внешней политики, соединив теорию коммуни­каций с исследованиями в рамках политической науки.

Он изображает страну в качестве многостороннего рынка това­ров и ресурсов, основанного на рынке факторов производства. Гра­ница между рассматриваемой системой — страной — и внешней средой определяется Дойчем как нарушение непрерывности в по­токе деловых контактов и согласованности действий.

Для сильного государства имеет смысл не разрушать связи, а укреплять их, расширяя таким способом свое влияние во внешнем мире, чтобы не прибегать к грубым методам насилия.

Исходя из определения страны, Дойч дает определение автоно­мии и суверенитета. Подход Дойча вносит новые идеи в анализ внеш­ней политики "как большой системы" и является полезным теоре­тически. Следует, однако, признать, что ни одна из существующих концепций не дает полного и окончательного представления о те­ории внешней политики государств, хотя все вместе они пролива­ют определенный свет на сложную и противоречивую проблему внешней политики. Например, если мы бросим ретроспективный взгляд на историю человечества, то увидим ее не как процесс со­вершенствования международных отношений, а как почти сплош­ную череду войн, уносящих в небытие достижения цивилизаций. За последние 5,5 тыс. лет мир на Земле царил лишь 300 лет, в ос­тальное время произошло более 15 тыс. войн, которые только в Европе унесли в XVII в. 3 млн. жизней, в XVIII в. — более 5 млн., в XIX в. — 6 млн., в XX в. — более 100 млн. После второй мировой войны, с созданием в США и СССР ядерного оружия и других средств массового уничтожения человечество вообще оказалось на грани катастрофы. Поэтому во внешней политике ведущих государств стал постепенно изживаться принцип баланса сил и лежащая в его основе формула общественного развития за счет интересов других стран и народов. Приоритетное значение приобретает принцип баланса национально-государственных интересов, предполагающий учет общечеловеческих ценностей, и органически связанный с ним принцип мирного сосуществования, выдвинутый правительством России еще в начале 20-х годов XX в.

В теории эти два принципа равнове­лики и означают отказ от войны как средства внешней политики государств, строгое уважение суверенитета и территориальной це­лостности друг друга, невмешательство во внутренние дела, при­знание за всеми странами и народами права самостоятельно решать свою судьбу, развивать взаимовыгодное экономическое, культур­ное и политическое сотрудничество. В жизни, однако, происходит иное. Поиски баланса интересов между сверхдержавами (СССР и США) мирным путем привели, с одной стороны, к окончанию эры "холодной войны" и предотвращению новой мировой войны "горячей", воссозданию германского единства и усилению интег­рационных процессов в Западной Европе в целом; с другой сторо­ны — к распаду социализма как единой мировой социально-эконо­мической и политической системы, развалу СССР не только как сверхдержавы, но и как государства — субъекта мировой политики вообще. К тому же все быстрее стал набирать обороты процесс де­зинтеграции в России, в странах Восточной Европы и практически во всех странах ближнего зарубежья, которые образовались на об­ломках СССР, провозгласив свой суверенитет.

Следовательно, принцип баланса интересов, открытый Г. Моргентау, пока явно "работает" на одну сторону; он не стал основой прогресса цивилизации, каковым, по идее, должен быть. Да и в ближайшее время положение вряд ли изменится. А если изменится, то народам стран с высоким уровнем жизни придется "подтянуть пояса", так как сырье и энергия, которыми они пользуются, весь­ма ограничены и зачастую имеют иностранное происхождение; им тогда придется "делиться" с их хозяевами — народами стран, обла­дающими этими ресурсами. Именно здесь кроется, на наш взгляд, корень всех противоречий во внешней политике государств и в меж­дународных отношениях. Потому на практике принципы балансов интересов и мирного сосуществования по-прежнему уступают мес­то принципу баланса сил, иначе говоря, силовому давлению, вме­шательству одной страны (группы стран) во внутренние дела дру­гих государств. Особенно это наглядно видно на примере разработки и осуществления внешней политики США.

В противоположность оте­чественным ученым и лидерам, утверждающим, что Россия по-прежнему является великой державой, на Западе многие политологи при­держиваются совершенно обратной точки зрения. Так, некоторые американс­кие политологи по поводу возможности применения США вооруженной силы против Ирака, прямо говорят: "США — единственная великая держава, которая может позволить себе то, что другие страны позволить не могут". Комментарии здесь, как говорится, излишни.

При изучении вопроса о глобальных проблемах безопасности нужно акцентировать внимание на том, что эти проблемы являются составной частью комплекса глобальных проблем современности, которые затрагивают жизненные интересы всех народов и требуют для своего решения коллективных усилий всего мирового сообще­ства. Причем ключевой из них закономерно считается проблема сохранения и упрочения мира на Земле, что, собственно, и пре­дусматривают меры по обеспечению международной безопасности.

Если взять за точку отсчета современности последние двадцать лет, то нетрудно заметить, что впервые эти крупномасштабные меры были изложены в заявлении руководства СССР от 15 января 1986 г., содержавшем программу полной и повсеместной ликвидации к 2000 году ядерного оружия при эффективном запрете ударных косми­ческих вооружений. Затем последовали советско-американские встре­чи в верхах и достигнутые на них договоренности по тактическим и стратегическим ядерным силам (1986, 1987, 1991 гг.), началась и проводится многотрудная работа с целью их реализации, в том числе путем перевода (конверсии) объектов военно-промышленных ком­плексов на производство гражданской продукции. В конце 1992 г. был подготовлен новый договор о сокращении стратегических на­ступательных вооружений (СНВ-2) между США и Россией — правопреемницей СССР. В соответствии с ним обе страны должны со­кратить не позднее 2003 г. до 3—3,5 тыс. ядерных боеголовок у каж­дой и уничтожить все баллистические ракеты с разделяющимися боеголовками. Этот важный документ подписан на очередной встрече в верхах в январе 1993 г., но Россией ратифицирован только в ап­реле 2000 г. в связи с возникшими противоречиями.

Международная безопасность обеспечивается также решениями ООН и ее специализированных органов (Совета безопасности и др.), регулярных встреч лидеров наиболее развитых стран, догово­ром 22 государств об обычных вооруженных силах в Европе, мера­ми, принимаемыми с 1973 г. совещаниями по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), с 1995 г. — ОБСЕ. Последние следует выделить особо, поскольку они являются результатом кол­лективного творчества представителей не только европейских, но и североамериканских стран и ориентированы на укрепление мира в целом, хотя здесь по-прежнему немало проблем.

В заключение можно отметить, что наибольшую угрозу для все­общего мира ныне представляют региональные конфликты, число и размеры которых не уменьшаются, а, наоборот, возрастают. Если раньше они имели место далеко за рубежом, то в последнее время бушуют уже на территории России и сопредельных стран, что на­прямую связано с развалом СССР как важного субъекта мировой политики и гаранта международной безопасности. Принимаемые здесь меры малоэффективны и нередко ведут лишь к обострению обстановки. К тому же они неадекватны настроениям и конфликту­ющих, и широких кругов общественности. Неоднозначна, напри­мер, была реакция в отношении международных санкций (под эги­дой ООН и с участием России) против Сербии и Черногории, других балканских государств; военно-гуманитарной помощи США под флагом ООН Сомали; все чаще раздаются голоса в связи с движением НАТО на Восток о возможном его участии в разреше­нии региональных конфликтов на территории бывшего СССР. Воль­но или невольно, но создается совершенно определенное мнение, что многие политики на Западе понимают принцип баланса инте­ресов во внешней политике прямо противоположно тому, как его определил и обосновал автор — знаменитый американский поли­толог Г. Моргентау, шедший, кстати, зачастую "против течения". Все эти вопросы требуют глубокого и всестороннего изучения, в том числе, разумеется, средствами политологии.

Контрольные вопросы

1. Дайте развернутое определение понятий: "мировое сообще­ство", "международные отношения", "мировая политика", "гло­бальные проблемы", "внешняя политика".

2. В чем проявляется многообразие и противоречивость совре­менного мира?

3. Выделите наиболее острые проблемы мировой политики на современном этапе.

4. Сформулируйте национальные интересы России во внешней политике.

5. Каким методам решения международных проблем отдает пред­почтение Россия?

6. Перечислите существующие в современном мире международ­ные организации, созданные на основе норм международного права?

7. Назовите основные принципы международных отношений?

8. Перечислите современные глобальные проблемы, решение ко­торых требует участия подавляющего большинства государств?

 

Date: 2015-09-24; view: 634; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию