Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Этнополитика в современном мире





Проблема национальных отношений выдвинулась на одно из первых мест среди наиболее острых проблем современно­сти. Именно под натиском этих проблем прекратила свое существо­вание после первой мировой войны Австро-Венгрия; после второй мировой войны распались крупнейшие колониальные империи — Великобритания, Франция, Португалия, Испания; после оконча­ния "холодной войны" — СССР, Югославия, Чехословакия. Наци­ональные проблемы до сих пор не решены в Англии (Ирландия), в Бельгии, Индии, Канаде, США и других странах. В настоящее вре­мя на земном шаре проживает более 2000 наций и народностей. До 90% из них входят в состав многонациональных государств (на планете их более 200). Поэтому национальный вопрос является, по существу, мировым вопросом. Если нации начали складываться с возникновением капиталистических отношений, то многонацио­нальные государства — к концу ХIХ в. Почти сразу же вслед за этим возник лозунг самоопределения. Национальное отделение в усло­виях цивилизованного демократического общества, наряду с поло­жительным явлением, чревато разрывом сложившихся экономи­ческих, политических, культурных связей, отрицательно отражаю­щихся на социальной жизни, как отдельного народа, так и других народов бывшего единого государства.

Многие политики не только в теории, но и на практике смеши­вают понятие государственного и национального суверенитетов, допускают их отождествление, что, в конечном счете, приводит к негативным последствиям. Отдельные национально-государствен­ные и территориальные образования объявляют себя суверенны­ми, хотя суверенитет может и должен быть присущ только государ­ству. Национальный суверенитет имеет свою специфику и является политико-правовым свойством нации, а не государства и проявля­ется в различных формах автономизации. Как показывает опыт об­разования новых суверенных государств (особенно небольших), они вынуждены создавать необходимые государственные институты (бю­рократический аппарат, армию, полицию, дипломатические пред­ставительства), расходы на содержание которых существенно подрывают их экономику, вызывают обесценивание их власти. Сам факт существования на планете более 2000 наций и народностей и не­многим более 200 государств свидетельствует о том, что в масшта­бах этих государств и между ними сложились и складываются опре­деленные отношения, которые получили наименование нацио­нальных (межнациональных) отношений.

Национальные отношения — это отношения между субъектами национально-этнического развития: нациями, народностями, на­циональными группами и их государственными образованиями.

Нация — это общность людей, которая имеет общий язык, об­щую территорию, общую культуру, единство экономических, соци­ально-политических и духовных интересов. Этнос обретает форму нации лишь тогда, когда у него возникает устойчивая потребность в политическом, культурном, экономическом и психологическом са­моопределении.

Политологи различают три типа национальных отношений: рав­ноправные, отношения господства и подчинения и непримиримые враждебные отношения с попытками взаимного уничтожения. Оп­ределяющее воздействие на национальные отношения оказывают экономические и политические факторы.

Непосредственно к сфере политики относятся такие вопросы национальных отношений, как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равно­правие наций, создание благоприятных условий для свободного развития национальных языков и культур, подготовка и расстанов­ка национальных кадров. На развитие политических установок, по­литического поведения и политическую культуру оказывают влия­ние: исторические традиции, социальные чувства и настроения, географические и культурно-бытовые условия наций и народно­стей.

Главные вопросы в национальных отношениях — это вопросы равноправия наций; о неравенстве уровней экономического и куль­турного развития; о национальных противоречиях, распрях, враж­де и подозрениях на национальной почве.

На уровень национальных отношений влияет недостаточная раз­работка теории этнических отношений, так как сейчас, по суще­ству, нельзя привести в пример ни одной страны, где бы проблемы национальных отношений были решены до конца. На основе анализа опыта функционирования многонациональных государств определены основные сфе­ры межнациональных противоречий:

1. Отношения между центральными органами и автономиями (землями, штатами, кантонами, доминионами и т.д.).

2. Отношения между республиками.

3. Отношения между автономными образованиями внутри рес­публик.

4. Проблемы национальных групп внутри республик, а также национальностей, не имеющих собственных национально-государ­ственных образований.

5. Проблемы разделенных государственными границами народов (азербайджанцы, таджики, корейцы, курды, до недавнего времени — немцы).

По существу, в этих противоречиях проявляются две тенденции развития национальных отношений: стремление наций к самооп­ределению и создание интернациональных объединений. Эти две противоположные тенденции присущи всем политическим систе­мам мира.

Течение, которое противоположно интернационализму, является на­ционализм — образование многоликое и многообразное, имеющее как положительные, так и отрицательные стороны. К положитель­ным сторонам этого течения можно отнести национальное самосоз­нание, национальную гордость, национальный стыд, стремление к национальному саморазвитию, равноправию. К отрицательным сто­ронам — признание национальной исключительности, противопо­ставление другим нациям, стремление обеспечить превосходство своей нации за счет ущемления интересов других народов, попыт­ка объяснить трудности жизни и неурядицы своей нации влиянием других наций и народов. Все эти негативы составляют в националь­ном националистическое. Национализм — явление сложное и бо­роться с ним можно только совершенствованием национальных отношений, постепенно, без коренной ломки, корректно.

Все национальные отношения могут регулироваться в масшта­бах государства проводимой национальной политикой. Национальная политика представляет собой систему мер, всесторонне обосно­ванных, направленных на реализацию национальных интересов. Политическая борьба за различные национальные интересы в про­цессе распределения ресурсов, благ и привилегий является, по су­ществу, борьбой за власть.

Дискриминация или привилегированное положение отдельных этнических групп всегда приводят к конфликтам, если эти проти­воречия не разрешаются парламентским, законным путем. В большинстве стран этнические конфликты разрешают­ся изменением законодательства. Анализ существующих в мире по­лиэтнических систем и путей решения этнических конфликтов дает возможность выделить научно обоснованные принципы построе­ния национальной политики в современных условиях.

1. Принцип научного анализа и творческого осмысления соб­ственной и зарубежной национальной политики. Основные положения: равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, вза­имное уважение интересов и ценностей всех народов, непримири­мость к национализму, политическое и моральное осуждение лю­дей, социальных групп, стремящихся достичь благополучия своего народа за счет ущемления интересов других народов.

2. Принцип стабильности территориальных границ националь­но-государственных образований. Территориальные претензии ста­новятся во многих странах все более взрывоопасным фактором.

3. Учет взаимосвязей и взаимодействия реформ в экономичес­кий, политической, духовной и национальной сферах.

4. Целостность национальной политики, учет всех ее компонен­тов. Стратегия обновления национальных отношений должна быть направлена на уважение чести и достоинства каждого гражданина, на более полное раскрытие потенциала всего общества.

5. Оказание помощи малочисленным народам в развитии эконо­мики, культуры, в сохранении среды обитания.

6. Формирование этики межнациональных отношений путем пол­ного исключения из этой сферы всех форм несправедливости и насилия.

Опыт многих стран, где реализованы эти принципы, свидетель­ствует о том, что такая национальная политика способна содей­ствовать консолидации наций и народностей, преодолевать уже возникшие конфликты.

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание понятий "этнос", "нация".

2. Какой смысл вы вкладываете в содержание понятий "национальные отношения" и "национальный вопрос"?

3. Приведите примеры и охарактеризуйте следующие националь­но-государственные формы объединения этносов: унитарное госу­дарство, федерация, конфедерация.

4. Назовите основные направления отечественной националь­ной политики на современном этапе.

 

 

Тема 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В ОБЩЕСТВЕ: ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ, ТИПОЛОГИЯ, ПОИСКИ ПУТЕЙ УРЕГУЛИРОВАНИЯ

Конфликт – это столкновение интересов, действий, взглядов, позиций тех или иных субъектов конфликтной ситуации, к которым относятся отдельные личности, обладающие достаточной значимостью в сфере политики, или различные социальные группы, политические партии, военно-политические и экономи­ческие блоки и союзы, социально-политические и экономические мировые системы. Любой конфликт может быть внутриполитическим, внешнеполи­тическим, лежащим сфере экономики, социальных отношений, культуры, его предметом могут быть территориальные, межэтни­ческие, региональные, расовые отношения. Политология изучает конфликты, возникающие в сфере общественных отношений, свя­занные с проблемами свержения или сохранения власти, ее укреп­ления или подрыва. Рассматривая политические конфликты на раз­личных уровнях социальной организации, следует обратить внима­ние на такие крупные явления, как мировые войны, "холодная война", сопровождаемые огромным количеством локальных войн, возмущений на различных континентах планеты. В современной социальной и политической структуре общества конфликты характеризуются масштабами, уровнем распространения, остротой, сферой возникновения. В политическом аспекте наибольшую опасность представляют конфликты, которые одновременно охватывают все уровни социальной и политической структуры общества и вовлека­ют максимально возможное в конкретных условиях количество уча­стников.

Происходящие в различных сферах конфликты приобретают политическую значимость, если затрагивают международные, классовые, межэтнические, национальные, общинные, религиозные и локальные отношения.

Политологи рассматривают конфликт как результат взаимодействия несовпадающих по интересам элементов системы обществен­ных отношений. Конфликт, по их мнению, является отнюдь не патологией, а нормой жизни общества. Проблема состоит лишь в том, чтобы не исключать его из жизни, но уметь находить его причины, конфликтующие стороны, движущие силы, пути разрешения. Та­кая оценка потребовала коренного пересмотра существующих до определенного времени понятий и роли конфликтов в развитии общества. Ведь политическая мысль XIX в. развивалась под влияни­ем классового антагонизма между наемным трудом и капиталом. Основываясь на учении К. Маркса об основных структурных проти­воречиях и революционных изменениях, она включала теорию ре­гулирования кризисов, концепцию преодоления конфликтов в про­цессе деятельности, основанной на разделении труда.

Одни теоретики, находящиеся под влиянием теории классовой борьбы Маркса, считали, что конфликты в обществе имеют клас­совый или групповой характер, объясняли их основными противо­речиями между трудом и капиталом и, как следствие этих противо­речий — противоположными интересами классов. Они были едино­душными во мнении о необходимости изменения самой системы. Другие особое внимание уделяли индивидуализации конфликтов. С их точки зрения, противоречия отражаются в ориентациях и направ­лении деятельности самих субъектов, в них же они должны стаби­лизироваться и разрешаться. Если в центре внимания первой груп­пы исследователей находится "политизация" конфликтов, коллек­тивно демонстрируемая группами и классами, то вторая группа изучает "приватизацию" конфликтов в индивидуальных биографи­ях и часто делает вывод о необходимости конфликтов для поддер­жания стабильности в обществе и сохранности самой системы.

Новые подходы к теории конфликтов, получившие развитие в 50-е годы XX века, объединили некоторые важные элементы обоих направ­лений исследования в этой области. Кроме того, эти подходы обо­значили переход от "классовой борьбы" XIX в. к "индустриальному конфликту" XX в. В соответствии с новым подходом предприниматели и рабочие рассмат­ривались как конфликтующие стороны с противоположными ин­тересами, но противоречия между ними перестали нести прежнюю взрывную силу, так как ни одна из сторон не стремилась устранить его путем революционных изменений. Для новых теоретиков про­тиворечия между трудом и капиталом стали неотъемлемой состав­ной частью непрерывных общественных изменений, его движущей силой. По их мнению, этот конфликт потерял свой драматический характер по двум соображениям. Во-первых, он интерпретируется как регулируемый, допускающий компромиссы и даже временное равновесие сил, во-вторых, он уже, как следствие первого, не иг­рает роковой роли для общественной системы и становится обыч­ным, в ряду других, конфликтом. Классовая принадлежность, определяющая конфликтное поведение, постепенно заменяется более ограниченной и специфической принадлежностью к груп­пам интересов, участие в которых позволяет каждому высказывать свои требования.

Вместо групповой ориентации, нашедшей наиболее яркое вы­ражение в политизации идеологического конфликта между прави­тельством и оппозицией, возникают мелкие конфликты внутри организаций, выражающих интересы отдельных субъектов. Внутренние конфликты всегда есть в любой организации, так как они порождаются противоположными инте­ресами ее членов. Перенос конфликтов в межличностную сферу является, по мнению многих исследователей, одним из важнейших условий стабильности современных демократических обществ.

Таким образом, конфликты поддаются регулированию, являясь двигателями политического и социального прогресса. Последние связаны с такими понятиями, как "согласие", "стабильность", "порядок". В зависимости от масштабов и последствий конфликты можно разделить: на межличностные, групповые и межгрупповые, между институтами и ассоциациями, а также между культурами и типами культур (религий). Важное место среди перечисленных кон­фликтов занимают внутригосударственные конфликты, так как с ними и их последствиями связаны изменения политического строя, политической ориентации граждан и политического режима; меж­национальные конфликты. Корни межнациональных конфликтов носят глубоко исторический характер, связанный с территориаль­ными, языковыми, межконфессиональными проблемами, которые по различным причинам не получили своего разрешения.

В политологии различают четыре стадии протекания конфликтной ситуации: к первой стадии относятся латентное (скрытое) напряжение, обусловленное неравным социальным, экономическим, политическим положением двух и более групп, представители этих групп стремятся к улучшению условий или повышению их статуса; признаком второй стадии является напряженность, которая харак­теризуется появлением межличностных столкновений, поскольку различия начинают рационально и идеологически осознаваться представителями групп; третья стадия характеризуется несовме­стимостью групповых интересов, враждебностью более высокого уров­ня, когда стороны готовятся к соперничеству и пробе сил; четвер­тая стадия сам конфликт, ему присущи открытые столкновения противодействующих сторон, демонстрация их мощи, влияния.

Существенным аспектом теории конфликта является вопрос об управлении и регулировании политических конфликтов. Этими про­блемами занимается самостоятельная отрасль знаний — конфликтология. 0дин из важнейших ее разделов направлен на познание закономерностей возникновения, предотвращения, развития и разрешения политических конфликтов во избежание расколов, конфронтации и тупиков, ведущих к ожесточению, нетерпимости и насилию.

Конфликтология различает два различных варианта управления конфликтом. Первый: конфликт успешно разрешается и тем самым достигается приемлемая, удовлетворяющая обе стороны ситуация. При этом они сохраняют взаимное доверие, одинаково восприни­мают информацию, не создают в своей среде образа врага, адек­ватно реагируют на поступающую информацию. По существу, этот вариант можно расценивать как вариант эффективного управления конфликтом. Второй вариант: конфликт подавляется силой, когдадостигается однозначная победа одной стороны над другой или создается ситуация "взаимного поражения" (временный, шаткий компромисс, обращение к третьей стороне, подкуп, применение права, а также других мер формального порядка). При этом соци­альные и политические позиции стороны остаются неизменными, "нервные узлы", вызвавшие конфликт, не ликвидируются и спус­тя некоторое время конфликт может возникнуть вновь. Один из основоположников конфликтологии Р. Дорендорф сравнивает гру­бо задавленный конфликт с опаснейшей злокачественной опухо­лью на теле общественного организма. Такой конфликт сохраняет способность выйти из-под контроля, может принять форму "на­родной революции" или гражданской войны.

В этой связи особенно опасными являются международные кон­фликты, подавляемые силой оружия (Ирак, Югославия). Наличие ракетно-ядерного оружия и других современных средств во­оруженной борьбы делает эти конфликты чрезвычайно опасными для всей человеческой цивилизации. Такое "управление" конфлик­тной ситуацией политологи называют весьма неэффективным. Различают три этапа улаживания конфликтов: на стадии скрытого их развития, на ранней стадии протекания и на затяжной фазе (наи­более длительной и острой). Подходя к проблеме регулирования конфликтов, следует руководствоваться принципом В. Шекспира, который отмечал, что небольшой костер нетрудно затоптать, но если дать ему разго­реться, то рек не хватит, чтобы потушить пожар. В любом случае культура разрешения конфликтов должна способствовать переходу в стадию совместного поиска противоборствующими сторонами ком­промиссных решений и снижению эмоциональной напряженности, исключать возможность разрастания конфликта, направлять его в русло прогрессивной и созидательной деятельности.

Контрольные вопросы

1. Проанализируйте причины возникновения политических кри­зисов и их взаимосвязь.

2. Раскройте сущность понятий "конфликт", "кризис".

3. Назовите стадии развития конфликта, принятые в конфликтологии.

4. Обоснуйте приемлемые пути урегулирования конфликтов.

5. Каковы пути и формы урегулирования межнациональных кон­фликтов?

Date: 2015-09-24; view: 584; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию