Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Государство в политической системе общества





Центральным институтом политической системы является госу­дарство. Именно в его деятельности концентрируется основное со­держание политики. Исследованием проблем государства занима­лись многие мыслители как западной, так и отечественной полито­логии. В итоге сформировалось понимание сущности государства как политической общности, имеющей определенную структуру, оп­ределенную организацию политической власти и управления соци­альными процессами на определенной территории. Основные со­ставные элементы государстватерритория, население, власть. Без этих элементов государство не может существовать. Важ­нейшими признаками государства являются: отделение публичной власти от общества и появление слоя профессионалов-управлен­цев; приоритет государственной власти на определенной террито­рии, т.е. преобладание ее над всеми другими видами власти; моно­полия на легальное применение силы, физического принуждения; исключительное право на издание законов, обязательных для всего населения; право на взимание налогов.

Функции государства принято подразделять на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся политическая, право­вая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная. Внешние функции государства: защита границ, территории страны; поддержание и развитие межгосударственных дипломатических отношений; осуществление внешней торговли; участие в решении проблем глобальной безо­пасности.

Существуя на протяжении тысячелетий, государство меняется вместе с развитием человечества. По отношению к обществу госу­дарство вторично, по существу оно является продуктом развития общества. Оно появилось, когда общество достигло определенного уровня развития.

Современный мир представляет собой множество форм государственного устройства. С точки зрения особеннос­тей взаимопонимания государства и личности, воплощения в госу­дарственном устройстве рациональности, принципов прав и свобод человека в развитии государства можно выделить два важней­ших этапа: традиционный и конституционный. Подавляющее боль­шинство государств современного мира строятся и функциониру­ют на базе конституций. Конституция — это система зафиксиро­ванных в социальном документе (или в нескольких) относительно стабильных правил (законов), которые определяют устройство го­сударства, принципы его организации, способы принятия его политических решений, а также положение личности в государстве. В современных демократических государствах консти­туции состоят из двух важнейших частей. В первой части определяют­ся нормы взаимоотношений граждан и государства, права личнос­ти, утверждается правовое равенство граждан и запрет дискримина­ции.

Во второй части конституции описывается характер государства, статус различных ветвей власти, правила взаимоотношений между ними, а также порядок функционирования органов управления. Конституция предназначена для регулирования политической жизни общества в течение длительного времени. Она является важным показателем цивилизованного государства только в том случае, если неукоснительно выполняется всеми органами власти, учреждения­ми и гражданами.

Устройство государства характеризуют его формы. В них реализу­ются организация верховной власти, структура и порядок взаимо­отношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. В формах государства традиционно выделяют формы прав­ления и формы территориального (государственного) устройства. Формы правления делятся по способу организации власти, ее фор­мальному источнику на монархии и республики. В монархии фор­мальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.

Существуют несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман), где управление осуществляется без конституций, нередко и без парламента; конституционная монархия, где король или коро­лева царствуют, но не правят. В стране, где формой правления яв­ляется конституционная монархия, полномочия главы государства ограничены конституцией. Конституционная монархия в свою оче­редь делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх хотя и наделен преимущественно исполнительной властью, имеет частично и законодательные права; и парламентс­кую, в которой монарх считается главой государства, но фактичес­ки обладает лишь представительскими функциями и иногда имеет право вето на решение парламента, которым практически не пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий — парламентские (Великобритания, Испания, Дания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Люксембург). Формы правления в этих странах почти не отличаются от республиканских форм.

В отличие от монархий в республиках, где высшие органы влас­ти избираются гражданами, источником власти считается народ­ное большинство. Различают три современные формы республи­канского правления: парламентскую, президентскую и смешанную (или полупрезидентскую).

Главной особенностью парламентской республики является то, что население избирает парламент, который назначает правитель­ство. Он может отозвать правительство, выразить ему недоверие. Отчитывается правительство перед парламентом. Парламент утвер­ждает бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки дея­тельности правительства. Правительство обладает исполнительной властью, в отдельных случаях и законодательной инициативой, а также правом ходатайствовать перед президентом о роспуске пар­ламента. Хотя руководитель правительства (канцлер, премьер-ми­нистр) официально не является главой государства, реально он — первое лицо в политической иерархии. Президент же фактически занимает в парламентской республике более чем скромное место. Он может избираться либо парламентом, либо собранием выбор­щиков, либо непосредственно народом. Роль президента в парла­ментской республике практически не отличается от роли главы государ­ства в парламентских монархиях.

Президентская республика отличается от парламентской тем, что и президент, и парламент избираются независимо друг от друга на отдельных выборах, чем усиливается самостоятельность каждой из ветвей власти. Президент формирует правительство, назначает членов кабинета и министров, которые отчитываются перед прези­дентом, а не перед парламентом. Он руководит внешней и внутрен­ней политикой правительства и государства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. Президент не вправе распускать парламент, а парламент не может вынести правитель­ству вотум недоверия. Лишь в случае серьезных нарушений консти­туции страны со стороны президента парламент может осуществить процедуру импичмента — он досрочно отстраняется от власти (например, в США Р. Ник­сон, в связи с Уотергейтским делом). Отношения между парламен­том и президентом основываются на продуманной и взвешенной системе сдерживания и противовесов, а также на взаимозависимости. Главным, что объединяет все структуры власти, являются государственные интересы стра­ны. В интересах государства президент до 60 процентов рабочего времени работает с парламентом с целью достижения согласован­ных действий. Парламент утверждает бюджет на очередной финансовый год и обладает правом контроля расходов по всем его статьям. Кроме того, он может ограничить действия президента с помощью законов. Президент же обладает правом вето на решения парламента. Наличие этих сдерживающих факторов и противовесов вынуждают и президентов и парламенты искать общий язык и находить пути к сотрудничеству. Но эта форма правления не нашла распространения в Европе, а в Африке, Латинской Америке и в Азии она предстает в виде супер­президентской республики, где вся власть сосредоточена в руках президента, который выходит из-под контроля парламента и фак­тически обладает полудиктаторскими полномочиями. Примером могут служить отдельные республики Африки и исламские респуб­лики азиатского континента. Образцом президентской республики принято считать США.

Третьей основной разновидностью республики является смешан­ная республика. Такая форма правления существует в Австралии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции и некото­рых других странах. Особенность ее состоит в том, что при такой форме правления общество стремится сочетать сильную президент­скую власть с эффективным контролем парламента за деятельнос­тью правительства. Ее главная отличительная черта - двойная ответ­ственность правительства перед парламентом и перед президентом.

Классическим образцом смешанной республики являет­ся Франция, которая сейчас живет по 16-й конституции, приня­той при президенте де Голле. В ней парламент и президент избира­ются независимо друг от друга. Парламент не может сместить пре­зидента, а президент может распустить парламент с обязательным объявлением даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства, верховным главнокомандующим во­оруженными силами, представляет страну в международных отно­шениях, обладает правом отлагательного вето на решения парла­мента, а также правом введения чрезвычайного положения в стра­не (утрачивая при этом право распустить парламент).

Без согласования с парламентом, но при учете в нем расклада политических сил, президент назначает главу правительства, вмес­те с которым они формируют кабинет министров. Глава государ­ства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и таким образом контролирует его деятельность. Сам президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, который несет всю от­ветственность за деятельность правительства.

Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также обладает правом вынесения ему вотума недоверия. Кроме вышеприведенных разновидностей республик история знает рабовладельческие, аристократические, советскую и теокра­тическую. В качестве критерия для данной классификации принята общественно-экономическая формация. Существует еще один кри­терий классификации форм государственного устройства — нацио­нально-территориальная организация. В соответствии с этим крите­рием различаются государства унитарные, федеративные и конфе­дерации.

Унитарные — единые государства с единой конституцией, с единым гражданством, единой системой высших органов власти, права и судопроизводства. Как правило, это моно национальные государства.

Федерации — государства, которые имеют в своем составе госу­дарственные образования (республики, штаты, колонии), облада­ющие определенной самостоятельностью, своим административ­но-территориальным делением и законодательством. В федератив­ных государствах функционирует двухпалатный парламент. Он создается по национальному и территориальному принципам. Парламенты, созданные по территориальному принципу, оказались более жизнеспособными.

Конфедерации — более рыхлые объединения государств. Они существовали в определенные исторические периоды в ряде стран (Германия, Швейцария, на этапе создания — Соединенные Шта­ты Америки).

Контрольные вопросы

1. Дайте развернутое определение государства как политического института.

2. Назовите критерии, в соответствии с которыми осуществля­ется типология современных государств.

3. Назовите принципиальные отличия, существующие между парламентской и президентской республиками.

4. Раскройте особенности и характерные черты правового де­мократического государства.

5. Перечислите и раскройте наиболее важные внутренние и вне­шние функции государства.

Date: 2015-09-24; view: 527; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию