Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 3. Высшее образование в средневековье и ВозрожденииЛюди средневековья в школах, как правило, не обучались. К жизни их готовили в семье. Образование называлось "Шегав", образованные люди — "Шегап". Это слово указывало на связь понятия с книгой, текстом, писанием, в первую очередь Священным Писанием. Книги учили самой главной науке — спасению души. Но только владея латынью, человек мог читать Писание, мог достичь подлинных знаний. Фактически европейские и российские современные университеты, гимназии, школы уходят своими корнями в средневековье. Они — прямые потомки тех заведений, что были созданы для подготовки священников и монахов. Школьным делом ведала церковь, и она стремилась сохранить эту власть до конца средневековья. Итак, образование и школа были неразрывно связаны с верой и церковью. Это исключительно средневековая черта: в античную эпоху и в новое время все было иначе. Культурный подъем XII в. также называют возрождением. Быть может, более обоснованно, чем предыдущие "возрождения". Ведь теперь судьбы образованности определялись не удачей и амбициями императоров, а динамикой развития всего общества. Европа высокого средневековья переживала неслыханный подъем. Для взаимопомощи студенты и магистры создавали союзы. Корпорация магистров и студентов судила своих членов, решала вопросы преподавания, следила за правильностью выдачи лицензий. Такие корпорации назывались "университе- тами". Собственно университетами первоначально назывались также союзы горожан, союзы ремесленников и прочие, но термин этот сохранился впоследствии лишь за объединением магистров и студентов. Грозным оружием в руках университетов была сецессия: в случае конфликта с местными властями студенты и магистры покидали этот город и переселялись в более благоприятные места. Потеря университета ощутимо подрывала престиж властей и наносила значительный экономический ущерб. К концу средних веков вся Европа была охвачена сетью университетов (их было уже около восьмидесяти). Сформировалась единая образовательная система разных уровней. Она оставалась еще связанной с церковью, но приобретала все более светский характер. Новые формы образованности и новые знания хоть и медленно, но все же проникали в университеты (особенно в Италии и Германии). Университеты становились во главе движений за национальную культуру, но при этом сохраняли единое университетское образовательное пространство Европы. Эпоха Возрождения охватывает период с конца XV в. по первые десятилетия XVII в. С XIX применительно к эпохе Возрождения в науке утвердился французский термин «Ренессанс», прочно вошедший в русскую речь. Эпоха Возрождения занимает в истории Европы особое место. Культура этой поры связана с переменами в жизни общества, с усложнениями и противоречиями в условиях начавшегося перехода от средних веков к раннему новому времени. Традиционная система феодальных отношений переживает кризис и трансформируется, зарождаются новые формы рыночного хозяйствования. Меняются устоявшиеся социальные структуры, положение и самосознание различных слоев населения города и деревни. Не случайно XVI в был отмечен широкомасштабными общественными конфликтами и движениями во многих странах Европы. Напряженность и противоречивость социальной жизни эпохи усилились в связи с формированием нового типа государственности - абсолютной монархии, а также в результате межконфессиональной борьбы, вызванной Реформацией и последовавшей за ней Контрреформацией. Мощным фактором воздействия не только на экономику и общественное развитие европейских стран, но и на мировоззрение людей этой эпохи стали Великие географические открытия. Они обогатили европейцев знаниями об иных цивилизациях, о многообразии обычаев и традиций народов Америки, Азии, Африки. Сделав своим девизом обращение к первоисточникам знания, Возрождение в еще небывалых масштабах восстановило во многом утраченные в средние века связи с культурными традициями античности - как христианскими, так и языческими, не с одной лишь латинской, но и с древнегреческой культурой. Главное отличие от предшествующей культурной эпохи заключалось в гуманистическом взгляде на человека и окружающий мир, в складывании научных основ гуманитарных знаний, в зарождении опытного естествознания, в особенностях художественного содержания и языка нового искусства, наконец, в утверждении прав светской культуры на самостоятельное развитие. В центре внимания гуманистов стояло «земное царство человека», образ творца собственной судьбы. Антропоцентризм стал характерной чертой ренессан- ской культуры. Она утверждала величие человека, силу его разума, воли, высокое предназначение в мире. Сложился новый комплекс гуманитарных дисциплин (зшсНа Ьшпапкайз). Он включал помимо грамматики и риторики, традиционные для средневековой системы образования, филологию, поэтику, историю, этику и педагогику. Данный комплекс гуманитарных дисциплин, по мнению гуманистов, направлен на изучение проблем человека, в противовес наукам о божественном, составляющим основу средневековой схоластической системы знаний. Законспектируйте: История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: Уч. для вузов / Под ред. Л.М.Брагиной. - М.: Высшая школа, 1999 (с.29-32, 90-93, 117-119,214-216). Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Уч.пос. / Сост. и отв.ред. В.Г.Безрогов. - М.: РОУ, 1996 (раздел 2).
|