Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Развитие высшего педагогического образования в России в первой половине XX века





После Октябрьской социалистической революции Советское правительство уже в первых своих декретах наметило конкретную программу действий по борь­бе с неграмотностью и бескультурьем, за всеобщее образование и коммунистиче­ское воспитание подрастающего поколения. Государство взяло курс на макси­мальное развертывание подготовки и переподготовки преподавательских кадров, на развитие педагогического образования.

Существовала острая нехватка учителей, и прежде всего учителей началь­ных школ. Стоял вопрос о привлечении учителей на сторону советской власти.-

Создан первый руководящий орган в области просвещения Государственная комиссия по народному просвещению.

Одновременно с привлечением старого учительства предпринимаются уси­лия по выращиванию молодых специалистов -- «красных советских педагогов».

Принципы народного образования получили отражение в следующих доку­ментах:

• декрет Совнаркома от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения», в котором отменялась плата за обучение и провозглашалось, что высшие учебные заведения открыты для всех, без различия пола;

• декрет Совнаркома от 30 мая 1918 г. «Об объединении учебных и обра­зовательных учреждений и заведений всех ведомств в ведомстве Народного Ко­миссариата по просвещению».


• декрет Совнаркома РСФСР 26 июня 1918 г. «Положение об организаци] дела народного образования в Российской Республике».

• постановление Совнаркома от 2 августа 1918 г. «О преимущественнол приеме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшеп крестьянства»;

• декрет ВЦИК от 16 октября 1918 г. «Положение о единой трудовое школе» и др.

Документами, определявшими новые цели и задачи советского учительстве и школы, явились «Положение о единой трудовой школе» и опубликованная од­новременно с ним «Декларация о единой трудовой школе», подписанна5 А.В.Луначарским. Летом 1918 г. во всех губерниях было организовано большое количество различных педагогических курсов и намечено в последующие три-четыре года охватить всех учителей краткосрочными курсами. В каждой губернии стали организовываться показательные школы. Учителя командировались в выс­шие учебные заведения для усовершенствования в области общеобразовательных и педагогических наук.

Под руководством заместителя наркома просвещения М.Н.Покровского в 1921 г. был создан Институт красной профессуры. Многие выпускники этого ин­ститута работали в педагогических вузах.

Во главе учреждений педагогического образования в первые годы револю­ции шли университеты. В январе 1919 г. Совет Народных Комиссаров принял ре­шение о создании в стране шести новых университетов. По инициативе Нарком-просса РСФСР была разработана и осуществлена целая программа мер по подго­товке учительства в специальных педагогических учебных заведениях.

На первом Всероссийском съезде по просвещению, состоявшемся в конце августа 1918 г., М.Н.Покровский выступил с докладом о реформе высшего обра­зования, П.Н.Лепешинский - об основных принципах строительства высшей школы, К.Н.Левин - о подготовке учителей. Государственная комиссия по про­свещению утвердила новый устав педагогических институтов, статья первая ког торого гласила, что педагогические институты суть высшие автономные учебные заведения, имеющие целью дать педагогическую и научную подготовку лицам, желающим посвятить себя педагогической деятельности и единой трудовой шко­ле. Указывалось, что институты находятся в непосредственном ведении Нарком-проса.

После ликвидации институтов народного образования и практических ин­ститутов высшее педагогическое образование стали давать в основном два типа учебных заведений - педагогические институты и педагогические факультеты го­сударственных университетов. Пединституты до 1930 г. строили свою работу на основе «Положения о высших учебных заведениях» от 2 сентября 1921 г., а затем положения о вузах, утвержденного совнарком РСФСР 3 июля 1922.

Итак, в конце 20-х годов система педагогического образования СССР вклю­чала следующие типы учебных заведений:

1) средние педагогические учебные заведения: педтехникумы со школьны­ми, дошольными и политико-просветительными отделениями;


2) высшие педагогические учебные заведения: пединституты и педфаки университетов;

3) педагогические курсы: высшие и обычные краткосрочные. Первые соз­давались при технических, сельскохозяйственных и социально-экономических институтах, вторые - при средних специальных учебных заведениях и при других учреждениях системы просвещения;

4) педагогические классы в школах II ступени.

В 1930 г. проведена реформа в управлении высшим образованием.

В 1930-31 гг. все педфаки университетов реорганизуются в пединституты. А педагогические институты в соответствии с решением совещания ректоров педву­зов разделяются на три группы:

• Агропедагогические, готовившие учителей для школ крестьянской молодежи (ШКМ) и сельских девятилеток;

• Индустриально-педагогические, готовившие учителей для фабрично-заводских семилеток (ФЗС) и городских средних учебных;

• Психолого-педагогические, готовившие преподавателей педагогиче­ских дисциплин для техникумов, рабфаков, школ ФЗУ, дефектологов, работников по охране детства, инспекторов.

В 1932 г. принято новое положение о пединститутах, в составе которых соз­даны дневные и вечерние отделения, а также заочно-курсовые секторы. С разре­шения народных комиссаров просвещения союзных республик в пединститутах могли создаваться научно-исследовательские центры. Так называемее агропедин-ституты и индустриально-педагогические институты были вновь преобразованы в обычные пединституты с четырехгодичным сроком обучения.

В 1934-1935 гг. в связи с введением всеобщего семилетнего обучения и острой нуждой в кадрах для неполных средних школ в стране были организованы учительские институты.

Военная обстановка потребовала внесения корректив в планы, программы и и во всю организацию работы учебных заведений. Следует обратить внимание, что в тяжелых условиях было приложено максимум усилий для сохранения и ук­репления системы педагогического образования в стране. Внесены изменения в области заочного обучения в стране. Для восполнения педагогических кадров проводилась организация 6-10 месячных курсов, факультативная подготовка учи­телей начальных классов из числа учащихся десятых классов средней школы и т.д. В 1943 г. организована Академия педагогических наук РСФСР, законспекти­руйте соответствующее постановление.

При подготовке данных тем проработать литературу:

1. Народное образование в СССР / Под ред. М.А.Прокофьева и др. - М., 1967.

2. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в СССР. Важнейшие этапы истории и современное состояние. -М.: Педагогика, 1975.

3. Цирульников А.М. История образования в портретах и документах: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М.ВЛАДОС, 2000.


Date: 2015-09-22; view: 897; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию