Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 10. Развитие высшего педагогического образования за рубежом в течение последних десятилетийРазвитие высшего образования за рубежом в течение последних десятилетий (как и при изучении темы 7) рассмотреть на примере одной из стран. Для общей картины развития высшего образования рассмотрим на примере Германии. После объединения германских государств (1990) учебные заведения бывшей ГДР были интегрированы в систему образования ФРГ. В Федеративной Республике Германии в 1987 общее (начальное и выше) образование имели свыше 52 млн. чел. (в возрасте 15 лет и старше). Насчитывалось свыше 6,7 млн. чел. с высшим образованием. Не имели диплома об окончании школы свыше 2,6 млн. чел. Современная школьная система - государственная децентрализованная, главным образом межконфессиональная и бесплатная. Действуют различные частные школы - конфессиональные, вальдорфские, сельские школы-интернаты, альтернативные и др. (входят в союз немецких частных школ). Частные учебные заведения преобладают в сферах дошкольного воспитания, профессионального образования и повышения квалификации. Высшая школа руководствуется законом 1976, который определил цели, задачи обучения, организационную структуру, режим работы вузов и т.д. Общая тенденция развития высшей школы - переход от автономии к общегосударственному типу учебных заведений. Земли частично сохраняют законодательную и административную власть в этой сфере. Централизация усиливается вследствие расширения сферы федерального законодательства по высшей школе и государственного финансирования. Вместе с тем к началу 80-х гг. земельные власти несли основную долю расходов на высшую школу. Наряду с вузами, управляемыми земельными властями, имеются вузы федеральные, бундесвера, церкви и частные (отличаются от государственных вузов специальным статусом и часто более узкими задачами). Обучение в вузах всех типов платное. Конституция ФРГ гарантирует университетам полную свободу в вопросах организации учебного процесса и научных исследований. Все вузы с университетским статусом делятся на так называемые 1. старые университеты с традиционными факультетами философии, права, теологии и медицины; структура всех их факультетов перестроена по современным областям знания; 2. специализированные вузы, в т.ч. технические, т.е. университеты, а также вузы с медицинским или экономическим профилем; 3. «новые университеты» или вузы (возникли в 60-х гг.). В 1974 в земле Северный Рейн-Вестфалия открыт первый заочный университет. Общая высшая школа (ОезатттосЪзсЬше) возникла в 1970 в землях Северный Рейн-Вестфалия, Гессен и Бавария в результате слияния нескольких вузов уже существовавших или основанных вновь. Учебный процесс в учебных заведениях этого типа дифференцирован по учебным курсам и сочетается с научными исследованиями. С середины 70-х гг. развитие общих высших школ фактически приостановлено. В ряде земель количество их сократилось. Специализированные высшие школы созданы из бывших инженерных и специализированных средних школ. Срок обучения 3-3,5 года. Учебный процесс ориентирован на практическую деятельность, включает научные исследования и продолжительную практику по профилю обучения. Имеются также художественные вузы различных профилей. Срок обучения 4-5 лет. Часть студентов готовится к преподавательской работе по художественному воспитанию в гимназиях и школах. В 1988/89 уч.г. насчитывалось 243 вуза, в т.ч. 61 университет, 52 частных вуза и 7 общих высших школ, 98 технических вузов, 24 управленческих, 8 педагогических высших школ, 29 художественных, 9 теологических. В вузах в 1988/89 уч.г. было свыше 1,5 млн. студентов, в т.ч. в университетах около 990 тыс., в технических вузах 306 тыс., в педагогических свыше 10 тыс.; занято свыше 340 тыс. профессоров и преподавателей, в т.ч. 292 тыс. штатных. Принцип «академических свобод» разрешает студентам свободное посещение лекций, самостоятельный выбор учебных дисциплин, сроков сдачи экзаменов. После объединения германских государств в стране стало свыше 290 вузов (около 1,6 млн. студентов). Вузы бывшей ГДР, среди которых университеты со значительными научными традициями (Лейпцигский, основан в 1409; Гумбольдтовский в Берлине, основан в 1810; Технический в Дрездене, основан в 1828), в 1990-91 действовали на основе специальных временных правил. Крупнейшие университеты (1990/91 уч.г.): Мюнхенский (основан в 1471; свыше 60 тыс. студентов), Свободный в Берлине (1948; около 60 тыс. студентов), Кёльнский (1388; около 57 тыс. студентов), Мюнстерский (1780; современный статус с 1902; около 43 тыс. студентов), Геттингенский (1737; около 30 тыс. студентов), Гей-дельбергский (1386; около 27 тыс. студентов). Координирующий центр в области высшего образования - специальный Комитет по высшей школе при Постоянной конференции министров культов. В 1949 основана германская конференция ректоров университетов и вузов. Решения её носят рекомендательный характер. Педагогическое образование. Педагогические вузы возникли из педагогических училищ, число которых в 50-е гг. достигло 80, а к концу 60-х гг. возросло до 100. В начале 70-х гг. около 30 из них в качестве самостоятельных педагогических высших школ были присоединены к различным отраслевым вузам, некоторые - к университетам. Самостоятельные педагогические высшие школы остались только в трёх землях (насчитывают, как правило, 1-3 тыс. студентов). Крупнейшие из них - в Дортмунде и Мюнстере (по 5 тыс. студентов), Кёльне, Бонне, Гёттингене, Киле, Ганновере. Срок обучения 3-4 года, готовят учителей для начальных, основных, реальных школ. Учёба заканчивается государственным экзаменом. Учителя гимназий готовятся в университетах. Повышение квалификации учителей осуществляется на различных курсах, семинарах и в специализированных институтах. В 80-х гг. значительное число педагогических вузов ФРГ было закрыто из-за сокращения потребности в учителях начальной и основных школ. Законспектируйте статьи: 1. Кроль В., Краснушкин Е., Назарова Т. Мировые системы высшего образования: сравнительный анализ профессиональной структуры выпускников // Высшее образование в России, 1996, №2. - С. 130-138 2. Лю Сяоянь. Подготовка учителей в Китае // Педагогика, 1999, №3. -С.117-120. При подготовке к теме используйте литературу: 1. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре.-М., 1994. 2. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. - М., 1993-99. Тема 11. Переход высшего педагогического образования России на многоуровневую систему подготовки специалистов. Болонский процесс начался после подписания Болонской декларации (своеобразной точкой отсчета обычно считают Римский договор 1957 г.). Но собственно Болонский процесс берет начало с 19 июня 1999 г., с принятием 29 странами Европы Болонской декларации. Болонская декларация ориентирована не на унификацию систем высшего образования европейских государств, а на договоренность по некоторым параметрам, которые позволят обеспечить упрощенный доступ к европейскому образованию и на европейский рынок труда. Россия как член Совета Европы, присоединившаяся к Болонскому процессу в 2003 г., постепенно внедряет его основные компоненты: двухуровневое обучение в вузах и взаимное признание дипломов, перезачет и накопление кредитов, мобильность и контроль качества, создавая «Общее пространство Россия - ЕС в области науки и образования». Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе (Лиссабон, 1997 г.) разработана и принята под совместной эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО. Не все страны, присоединившиеся к Болонскому процессу, подписали Лиссабонскую конвенцию. К Болонской декларации тесно примыкают предшествовавшие ей два документа Университетская хартия - Ма§па СЬайа ГМуегаШшп и Сорбонская декларация. Ма§па СЪагтя ЦшуегвкаШт. Хартия университетов принята также в болонском университете на съезде европейских ректоров, созванного по случаю 900- летия этого старейшего учебного заведения Европы 18 сентября 1988 г. В Хартии подчеркнута особая роль университетов в современном мире как центров культуры, знания и исследований. На съезде ректоров в г. Саламанка В Испании (29-30 марта 2000 г.) снова была выражена приверженность академического сообщества основополагающим принципам автономии и подотчетности, фундаментальным ценностям академической свободы. Существуют относительно отличающиеся между собой классификации университетов (моделей высшего образования). Андрис Барблан подразделяет европейские модели университетов на четыре типа: 1. гумбольдская модель (исследовательский университет); 2. французская (наполеоновская) модель (институт государственной службы); 3. англосаксонская модель (университеты, независимые от Хартии); 4. советская модель (фрагментарная система образовательных программ, реализуемых многочисленными специализированными вузами). Торстон Хюсен и Бен-Давид: 1. гумбольтский «исследовательский университет»; 2. Британская модель интернатного типа (модель Оксбриджа); 3. Французская модель «больших школ» как символ меритократического общества; 4. Чикагская модель (разработана Хатчинсоном) с очевидной гуманитарной направленностью. Осмо Кивинен и Ристо Ринне: 1. Американская модель (крайняя децентрализация; жесткая конкуренция, рыночное управление, открытость); 2. Западноевропейская модель (государственное финансирование; государственный контроль - «оценочное государство»; доступ в вузы посредством вступительных процедур); 3. Скандинавская модель (государственное финансирование; управление на основе развитого механизма законодательства; контролируемая государством конкуренция; минимальный частный сектор). Сорбоннская декларация. 25 мая 1998 г. четыре министра (министр национального образования, исследований и технологий Франции; министр народного просвещения, университетов и исследования Италии; министр высшего образования Великобритании; министр образования, науки, исследований и технологий Германии) подписали в Париже (Сорбонна) совместную декларацию, направленную на гармонизацию национальных систем высшего образования. Законспектируйте основные документы. Используйте литературу: 1. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. - М, 2003. 2. Каримов З.Ш. Интеграционные процессы в современном высшем образовании. - М: ВЛАДОС, 2000.
|