Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 10. Развитие высшего педагогического образования за рубежом в течение последних десятилетий





Развитие высшего образования за рубежом в течение последних десятилетий (как и при изучении темы 7) рассмотреть на примере одной из стран. Для общей кар­тины развития высшего образования рассмотрим на примере Германии. После объе­динения германских государств (1990) учебные заведения бывшей ГДР были интег­рированы в систему образования ФРГ. В Федеративной Республике Германии в 1987 общее (начальное и выше) образование имели свыше 52 млн. чел. (в возрасте 15 лет и старше). Насчитывалось свыше 6,7 млн. чел. с высшим образованием. Не имели ди­плома об окончании школы свыше 2,6 млн. чел.

Современная школьная система - государственная децентрализованная, глав­ным образом межконфессиональная и бесплатная. Действуют различные частные школы - конфессиональные, вальдорфские, сельские школы-интернаты, альтернатив­ные и др. (входят в союз немецких частных школ). Частные учебные заведения преоб­ладают в сферах дошкольного воспитания, профессионального образования и повы­шения квалификации.

Высшая школа руководствуется законом 1976, который определил цели, задачи обучения, организационную структуру, режим работы вузов и т.д. Общая тенденция развития высшей школы - переход от автономии к общегосударственному типу учеб­ных заведений. Земли частично сохраняют законодательную и административную власть в этой сфере. Централизация усиливается вследствие расширения сферы феде­рального законодательства по высшей школе и государственного финансирования. Вместе с тем к началу 80-х гг. земельные власти несли основную долю расходов на высшую школу. Наряду с вузами, управляемыми земельными властями, имеются ву­зы федеральные, бундесвера, церкви и частные (отличаются от государственных вузов специальным статусом и часто более узкими задачами). Обучение в вузах всех типов платное.


Конституция ФРГ гарантирует университетам полную свободу в вопросах ор­ганизации учебного процесса и научных исследований.

Все вузы с университетским статусом делятся на так называемые

1. старые университеты с традиционными факультетами философии, права, теологии и медицины; структура всех их факультетов перестроена по современным областям знания;

2. специализированные вузы, в т.ч. технические, т.е. университеты, а также ву­зы с медицинским или экономическим профилем;

3. «новые университеты» или вузы (возникли в 60-х гг.). В 1974 в земле Север­ный Рейн-Вестфалия открыт первый заочный университет.

Общая высшая школа (ОезатттосЪзсЬше) возникла в 1970 в землях Северный Рейн-Вестфалия, Гессен и Бавария в результате слияния нескольких вузов уже суще­ствовавших или основанных вновь. Учебный процесс в учебных заведениях этого ти­па дифференцирован по учебным курсам и сочетается с научными исследованиями. С середины 70-х гг. развитие общих высших школ фактически приостановлено. В ряде земель количество их сократилось. Специализированные высшие школы созданы из бывших инженерных и специализированных средних школ. Срок обучения 3-3,5 года. Учебный процесс ориентирован на практическую деятельность, включает научные исследования и продолжительную практику по профилю обучения. Имеются также художественные вузы различных профилей. Срок обучения 4-5 лет. Часть студентов готовится к преподавательской работе по художественному воспитанию в гимназиях и школах.

В 1988/89 уч.г. насчитывалось 243 вуза, в т.ч. 61 университет, 52 частных вуза и 7 общих высших школ, 98 технических вузов, 24 управленческих, 8 педагогических высших школ, 29 художественных, 9 теологических. В вузах в 1988/89 уч.г. было свыше 1,5 млн. студентов, в т.ч. в университетах около 990 тыс., в технических вузах 306 тыс., в педагогических свыше 10 тыс.; занято свыше 340 тыс. профессоров и пре­подавателей, в т.ч. 292 тыс. штатных. Принцип «академических свобод» разрешает студентам свободное посещение лекций, самостоятельный выбор учебных дисцип­лин, сроков сдачи экзаменов. После объединения германских государств в стране ста­ло свыше 290 вузов (около 1,6 млн. студентов). Вузы бывшей ГДР, среди которых университеты со значительными научными традициями (Лейпцигский, основан в 1409; Гумбольдтовский в Берлине, основан в 1810; Технический в Дрездене, основан в 1828), в 1990-91 действовали на основе специальных временных правил.

Крупнейшие университеты (1990/91 уч.г.): Мюнхенский (основан в 1471; свы­ше 60 тыс. студентов), Свободный в Берлине (1948; около 60 тыс. студентов), Кёльн­ский (1388; около 57 тыс. студентов), Мюнстерский (1780; современный статус с 1902; около 43 тыс. студентов), Геттингенский (1737; около 30 тыс. студентов), Гей-дельбергский (1386; около 27 тыс. студентов).

Координирующий центр в области высшего образования - специальный Коми­тет по высшей школе при Постоянной конференции министров культов. В 1949 осно­вана германская конференция ректоров университетов и вузов. Решения её носят ре­комендательный характер.

Педагогическое образование. Педагогические вузы возникли из педагогических училищ, число которых в 50-е гг. достигло 80, а к концу 60-х гг. возросло до 100. В


начале 70-х гг. около 30 из них в качестве самостоятельных педагогических высших школ были присоединены к различным отраслевым вузам, некоторые - к университе­там. Самостоятельные педагогические высшие школы остались только в трёх землях (насчитывают, как правило, 1-3 тыс. студентов). Крупнейшие из них - в Дортмунде и Мюнстере (по 5 тыс. студентов), Кёльне, Бонне, Гёттингене, Киле, Ганновере. Срок обучения 3-4 года, готовят учителей для начальных, основных, реальных школ. Учёба заканчивается государственным экзаменом. Учителя гимназий готовятся в универси­тетах. Повышение квалификации учителей осуществляется на различных курсах, се­минарах и в специализированных институтах. В 80-х гг. значительное число педаго­гических вузов ФРГ было закрыто из-за сокращения потребности в учителях началь­ной и основных школ.

Законспектируйте статьи:

1. Кроль В., Краснушкин Е., Назарова Т. Мировые системы высшего обра­зования: сравнительный анализ профессиональной структуры выпускников // Высшее образование в России, 1996, №2. - С. 130-138

2. Лю Сяоянь. Подготовка учителей в Китае // Педагогика, 1999, №3. -С.117-120.

При подготовке к теме используйте литературу:

1. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культу­ре.-М., 1994.

2. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. - М., 1993-99.

Тема 11. Переход высшего педагогического образования России на мно­гоуровневую систему подготовки специалистов.

Болонский процесс начался после подписания Болонской декларации (свое­образной точкой отсчета обычно считают Римский договор 1957 г.). Но собствен­но Болонский процесс берет начало с 19 июня 1999 г., с принятием 29 странами Европы Болонской декларации.

Болонская декларация ориентирована не на унификацию систем высшего образования европейских государств, а на договоренность по некоторым пара­метрам, которые позволят обеспечить упрощенный доступ к европейскому обра­зованию и на европейский рынок труда.

Россия как член Совета Европы, присоединившаяся к Болонскому процессу в 2003 г., постепенно внедряет его основные компоненты: двухуровневое обуче­ние в вузах и взаимное признание дипломов, перезачет и накопление кредитов, мобильность и контроль качества, создавая «Общее пространство Россия - ЕС в области науки и образования».

Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образова­нию в европейском регионе (Лиссабон, 1997 г.) разработана и принята под совме­стной эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО. Не все страны, присоединившиеся к Болонскому процессу, подписали Лиссабонскую конвенцию.

К Болонской декларации тесно примыкают предшествовавшие ей два доку­мента Университетская хартия - Ма§па СЬайа ГМуегаШшп и Сорбонская декла­рация.

Ма§па СЪагтя ЦшуегвкаШт. Хартия университетов принята также в болонском университете на съезде европейских ректоров, созванного по случаю 900-


летия этого старейшего учебного заведения Европы 18 сентября 1988 г. В Хартии подчеркнута особая роль университетов в современном мире как центров культу­ры, знания и исследований.

На съезде ректоров в г. Саламанка В Испании (29-30 марта 2000 г.) снова была выражена приверженность академического сообщества основополагающим принципам автономии и подотчетности, фундаментальным ценностям академиче­ской свободы.

Существуют относительно отличающиеся между собой классификации университетов (моделей высшего образования). Андрис Барблан подразделяет ев­ропейские модели университетов на четыре типа: 1. гумбольдская модель (иссле­довательский университет); 2. французская (наполеоновская) модель (институт государственной службы); 3. англосаксонская модель (университеты, независи­мые от Хартии); 4. советская модель (фрагментарная система образовательных программ, реализуемых многочисленными специализированными вузами).

Торстон Хюсен и Бен-Давид: 1. гумбольтский «исследовательский универ­ситет»; 2. Британская модель интернатного типа (модель Оксбриджа); 3. Фран­цузская модель «больших школ» как символ меритократического общества; 4. Чикагская модель (разработана Хатчинсоном) с очевидной гуманитарной направ­ленностью.

Осмо Кивинен и Ристо Ринне: 1. Американская модель (крайняя децентра­лизация; жесткая конкуренция, рыночное управление, открытость); 2. Западноев­ропейская модель (государственное финансирование; государственный контроль - «оценочное государство»; доступ в вузы посредством вступительных процедур); 3. Скандинавская модель (государственное финансирование; управление на осно­ве развитого механизма законодательства; контролируемая государством конку­ренция; минимальный частный сектор).

Сорбоннская декларация. 25 мая 1998 г. четыре министра (министр нацио­нального образования, исследований и технологий Франции; министр народного просвещения, университетов и исследования Италии; министр высшего образова­ния Великобритании; министр образования, науки, исследований и технологий Германии) подписали в Париже (Сорбонна) совместную декларацию, направлен­ную на гармонизацию национальных систем высшего образования.

Законспектируйте основные документы. Используйте литературу:

1. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего обра­зования Европы. - М, 2003.

2. Каримов З.Ш. Интеграционные процессы в современном высшем образо­вании. - М: ВЛАДОС, 2000.

Date: 2015-09-22; view: 500; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию