Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монархия в Таиланде





[ ] 16.02.2011, 23:38
Не менее важную, чем буддизм, роль в жизни Таиланда играли и играют монархия, армия и гражданские учре­ждения. Гости, приезжающие сюда из стран с другими традициями, бывает, не замечают или не понимают это­го феномена - отчасти потому, что жителей Запада от­личает несколько ограниченное представление о тай­ской монархии, сложившееся под влиянием образа ко­роля Монгкута из фильма Жюля Бриннера «Король и я». Мюзикл Роджерса и Хаммерстейна, безусловно, за­служивает внимания как развлекательная постановка, но, с исторической Точки зрения, это - чистейшей во­ды вымысел. Да, король Монгкут, нанявший английскую преподавательницу Анну Леоновенс для обуче­ния своих детей, действительно жил и царствовал. Но представление о том, что она могла танце­вать с ним во дворце, и тем более «при­вить» королю западный образ жизни, далеки от реальности. Король Монгкут отнюдь не был грубым и чванливым восточным деспотом. Напротив, это был, как мы увидим позднее, просве­щенный правитель, многое сделав­ший для блага своей страны. В этой главе мы постараемся осветить озна­ченные в ее названии вопросы в ис­торическом контексте. МОНАРХИЯ СЕГОДНЯ Таиланд и по сей день остается монархическим госу­дарством, и правящий ныне король Пхумипхон Адульядет является прямым потомком короля Монгкута. Он, правда, не танцует во дворце, зато играет джаз! И пус­кай непосвященному зарубежному гостю не доведется встретиться с ним лицом к лицу, остаться в абсолют­ном неведении по поводу его существования ему не удастся. Портреты короля, часто с королевой и детьми, украшают все общественные здания и стены многих жилых домов. Королевский гимн звучит в кинотеат­рах, на радио и ТВ, его исполняют на публичных ме­роприятиях, причем тайцы слушают его стоя. День рождения короля и день его коронации, равно как и день рождения королевы, отмечаются в Таиланде как общенациональные праздники. Портрет короля мож­но увидеть на тайских банкнотах, монетах и марках. Король, а также члены королевской семьи, принима­ют участие во всех важных церемониалах. Деятель­ность короля широко освещают газеты, ТВ- и радио­программы. Тайцы - роялисты в своем подавляющем большин­стве. И хотя течения республиканского толка здесь ко­нечно же существуют, республиканские взгляды нико­гда не пускали глубоких корней. УВАЖЕНИЕ К КОРОЛЮ Тайцы питают огромное уважение к королевской пер­соне, равно как и его супруге - королеве Сирикит. Ко­роль Пхумипхон (называемый также рахаган тэгау -«девятый правитель») дольше всех монархов мира пре­бывает у власти - он взошел на трон в 1946 году. На своих портретах Пхумипхон выглядит надменным и неподдельно суровым, возможно, из-за ранения глаза, полученного в юношеские годы. Но портретный образ дает неверное представление о натуре тайского монарха. Правительства приходят и уходят, военные перево­роты случаются с монотонной регулярностью, но ко­роль остается неуязвим и является действенной ста­билизирующей силой в регионе, никогда не отличав­шемся стабильностью. Он также выступает и как объединяющая сила. Прошлые правительства склон­ны были относиться к этническим меньшинствам, в частности, горным племенам Севера, как к досадным помехам, и прилагали всяческие усилия для их асси­миляции, причем чаще всего насильственной. В отли­чие от них, Пхумипхон избрал иной путь решения национального вопроса - он поддерживает этниче­ские меньшинства и другие беднейшие группы насе­ления, проводя в жизнь бесчисленные сельскохозяй­ственные проекты, в том числе и нацеленные на от­влечение этих слоев населения от выращивания опия. Король Пхумипхон стоит «над схваткой» и вмешива­ется в политические баталии, только когда на карту по­ставлена национальная безопасность. «Разные силы могли бы сокрушить нас, но мы остаемся беспристра­стны, и в этом наша сила», - так Пхумипхон объясня­ет свою позицию. И все же в определенные моменты он считает нужным вмешаться. Так было во время мя­тежей 1973,1976 и 1992 гг. - тогда только королю ока­залось под силу урегулировать угрожавшие стабильно­сти Таиланда ситуации. И даже сейчас, на пороге своего 80-летия, Пхумип­хон остается на удивление активным и деятельным, и в глазах многих тайцев равен богам-королям прошло­го. Трудно встретить человека, который бы позволил себе критику в его адрес. Даже самые убежденные рес­публиканцы - правда, таких в Таиланде немного -признают, что король правит хорошо. Не стань Пхумипхон королем, он, наверное, выбрал бы поприще джазового музыканта. Пхумипхон пре­красно играет на саксофоне и сам пишет музыку. Са­мым известным его сочинением является «Падающий дождь» («Сай фон»). Пхумипхон является и автором на­учных статей, стихов и художественной прозы. Не меньшим почтением у тайцев пользуется короле­ва. В средствах массовой информации вы не найдете сплетен о королевской семье, подобных тем, что на­полняют британские газеты. Иностранная же пресса подвергается строгой цензуре, и все оскорбительные статьи о короле и членах королевской семьи купиру­ются.

 

 

ДИНАСТИЯ ЧАКРИ

В любом населенном пункте Таиланда, и особенно в Бангкоке, вы увидите множество статуй тайских коро­лей и носящих их имена улиц. Поэтому ниже мы при­водим краткое описание деятельности каждого из тай­ских монархов. Следует учитывать, что у тайцев при­нято называть королей не поименно, а говорить о царствованиях. Например, рахаган тэ нинг - «первое царствование». Кроме того, по воле короля Воджина-вудха (Рама IV) всех тайских королей стали называть Рамами - по имени героя индийского эпоса «Рамаяна».

Рама I, или Тяу Пхрая Чакри (1782-1809), основал новую столицу Сиама - Бангкок, на противоположном от Тхонбури берегу реки Тяупхрая, и всячески поощ­рял массовое переселение в королевство китайских мигрантов. Он расширил границы страны за счет тер­риторий Лаоса, Камбоджи и полуострова Малакка.

Рама II, или Пхрая Будда Лерт Лах (1809-1884), ус­тупал своему отцу как военный стратег, зато был пре­красным поэтом. Именно он написал «Рамакиен» -тайскую версию «Рамаяны». Он всемерно покровитель­ствовал искусствам: под патронажем короля находил­ся, в частности, величайший поэт Таиланда Сунтхон Пху. В правление Рамы II были возобновлены (спустя почти столетие изоляции) контакты с Западом: Порту­галии было дозволено открыть в Таиланде консульст­во, а Джон Кроуфорд из Британской Ост-Индской ком­пании в конце его царствия заключил торговый дого­вор с Бангкоком. Рама II также послал два посольства в Китай.

Рама III (1824-1851) продолжил экспансионистскую политику Рамы I, организовав военные кампании про­тив вьетнамских вторжений в Камбоджу и другие час­ти королевства. Договор, заключенный им с англича­нами еще в правление отца, отсрочил вторжение бри­танцев на земли королевства. Рама III проницательно предупреждал своего на­следника о возможности войн с запад­ными странами (прежде всего с Фран­цией и Великобританией), а также о том, что не следует доверять этим стра­нам. Подобно своим предшественник кам, Рама III покровительствовал искус­ствам и сам занимался стихотворчеством. Рама IV (1851 -1868) - это тот самый король Монгкут из фильма «Король и я». Правление его было судьбоносным для Таиланда. Столкнувшись со все воз­раставшим интересом к своей стране со стороны ко­лониальных держав, Рама IV активизировал диплома­тические контакты с Западом и путем искусных пере­говоров сумел сохранить независимость королевства. Его терпимость и открытое дружелюбие оказались бо­лее действенными средствами в урегулировании отно­шений с англичанами и французами, нежели нена­висть к Западу и стремление изолироваться, выказы­вавшиеся правителями других стран этого региона.

Будучи настоятелем монастыря в годы своего мона­шества, Рама IV провел широкие реформы тайского буддизма, а став королем, усовершенствовал систему королевской власти. Своим сыновьям он дал либераль­ное образование по западному образцу. Призвание Ан­ны Леоновенс обучать детей английскому языку было только малой частью далеко идущих планов этого муд­рого правителя.

Король Монгкут заключил договоры с Великобрита­нией, США и другими странами, открыв свою страну для торговли с Западом.

В 1861 г., во время Гражданской войны в США, Мон­гкут написал письмо президенту Линкольну, в кото­ром выражал свое удивление тем, что тот не исполь­зовал слонов в боевых операциях и предлагал прези­денту слона и слониху, чтобы полученное от них потомство позднее применять в войне или на лесоза­готовках. Президент Линкольн вежливо отказался от подарка под предлогом слишком холодного для сло­нов климата.

Рама V, король Чулалонгкон (1868-1910) - самый почитаемый из всех тайских монархов, за исклю­чением, конечно, нынешнего прави- i теля. Это был великий реформатор, отменивший рабство и учредивший в Таиланде современную систему управления по западному образцу. На службе у этого владыки состояли более пятисот иностранных советников. Рама V реформировал также судебные и финансовые учреждения страны. Благодаря ему в Таиланде появи­лись железные дороги и средства связи, было основа­но министерство здравоохранения и разработана си­стема образования.

Рама V также основал юридическую школу и кол­ледж гражданской службы, позднее преобразованные в Университет Тхаммасат и Университет Чулалонгкон.

Под давлением колониальных сил он был вынужден уступить четыре малайских штата Великобритании, а Западную Камбоджу и Лаос - Франции. Но зато ему удалось сохранить независимость страны. 23 октября в Таиланде отмечается как День Чулалонгкона - тыся­чи людей собираются у конной статуи короля на пло­щади перед старым зданием Парламента (некогда Тронный зал).

Король Чулалонгкон был не только талантливым ад­министратором. Он показал себя и одаренным писа­телем. Перу короля принадлежат пьеса «Нго Па», роман «Нитра Чакрит», путевые заметки «Вдали от дома» и справочник по церемониалу. Этот монарх был актив­ным покровителем искусств - годы его правления ознаменовались появлением таких жемчужин архите­ктуры, как Мраморный храм, храм Ратхопит, храм Деб-сириндры (в честь матери Чулалонгкона) и дворец Чакри.

Рама VI, король Вачиравут (1910-1925) первым из тайских правителей получил образование за рубежом - в Военной академии Сэндхарста и в Оксфорде в Ан­глии. Он основал первый в Таиланде университет -Университет Чулалонгкон, назвав его в честь своего отца, ввел в стране обязательное образование и все­мерно покровительствовал искусствам. Рама VI принял ряд законов, способствовавших ассимиляции китай­ских мигрантов в Таиланде, и обязал тайцев носить фа­милии. Но, к сожалению, он был изрядным транжирой и растратил значительную часть государственной каз­ны. Во время Первой мировой войны Рама VI принял сторону Антанты, благодаря чему Таиланд стал членом Лиги Наций, и его представители присутствовали при заключении Версальского договора.

Рама VII, король Пратятхипок (1925-1935) был пос­ледним абсолютным монархом Таиланда В попытке по­править состояние казны, унаследованной от своего расточительного предшественника, он урезал расходы государственного аппарата. Заведомо непопулярные меры негативно отразились на его авторитете. В 1932 г. в стране произошел конституционный переворот, орга­низованный тайцами, получившими образование во Франции, и молодыми военными, в результате которо­го Рама VII лишился своих властных полномочий. В 1935 г. он отказался от трона в пользу Ананды, сына принца Сонгкхлы. Умер Рама VII в 1941 г. в Англии.

Раме VIII, Ананде Махидону (1935-1946), было все­го девять лет, когда он стал королем. В то время он еще учился в школе в Швейцарии и лишь несколько раз по­сетил свою родную страну. В 1946 г. Ананду нашли мертвым в Королевском дворце. Смерть короля насту­пила от огнестрельных ранений. Версий на тему того, было это убийство, самоубийство или несчастный слу­чай, возникало множество. Правды, похоже, уже не уз­нать. Сама же тема смерти Ананды и по сей день - та­бу для тайцев.

 

 

КТО ЕСТЬ КТО В КОРОЛЕВСКОЙ СЕМЬЕ

Ее Величество королева Сирикит - глубоко почитае­мая народом супруга короля. Она много путешествует по стране, принимая активное участие в жизни тайцев. Правда, в последние годы из-за ослабленного здоровья королева ведет менее активную деятельность.

Принцесса Убон Ратана (род. 1951) - самая старшая из детей короля. Тайцы были несколько удивлены ее браком с американцем, с которым принцесса познако­милась во время учебы в США. Много времени Убон Ра­тана посвящает благотворительному обществу, осно­ванному ею с целью противодействия росту наркома­нии в стране. Ее дочь, Плой Пайлин, получившая музыкальное образование, фигурирует во всех тайских журналах о деятелях искусства и пользуется всеобщей любовью. У Плой двое детей.

Крон-принц Вачиралонгкон (род. 1952) является на­следником престола. Он закончил школу в Англии и военный колледж в Австралии. Имеет двух дочерей. Крон-принц участвует во многих государственных проектах.

Принцесса Маха Чакри Сиринтхон (род. 1955) от­правляет различные обязанности от имени короля, а своими усилиями, направленными на сохранение и развитие тайских ценностей и традиций заслужила всеобщее восхищение.

Принцесса Чулабхон (род. 1957) - младший ребенок короля. Она получила медицинское образование и сейчас много путешествует по стране, видя своей це­лью продвижение тайской науки и исследований и поддержание кампании по предоставлению помощи семьям, члены которых больны СПИД-ом.

Ее Высочество принцесса Кальяни Ваттана, старшая сестра короля (часто называемая Пра Пхии Нонг), иг­рает активную роль в общественной жизни, что весь­ма одобряет король.

КОРОЛЕВСКИЕ ТИТУЛЫ

Возможно, что, будучи в Таиланде, вы столкнетесь с людьми, носящими королевские титулы. Такие люди работают в правительстве, на дипломатической служ­бе и в научных учреждениях Тайцы чаще обращаются к ним по титулу, а не по имени. Титулам же несть чис­ла. Поэтому мы сочли нужным, рассказать вам подроб­нее, кто есть кто.

Короля называют в Таиланде «Наи Лыанг» (это соот­ветствует европейскому «Ваше Величество»). Более официальным королевским титулом является «Пхра Бат Сомдеч Пратяу Ю Хуа» («Королевская ступня Боже­ственного над моей Головой»). Королева носит титул «Пхра Рачинэ» («Царственная Королева») или «Пхра Нанг Тяу» («Возвеличенная Царствующая Королева»).

При обращении к детям короля используют выраже­ние «Тяу Фаа» («Божественные Царственные Высочест­ва»). Кронпринц у тайцев носит титул «Сомдеч Пхра Бором». Старшая и третья дочери короля титулуются «Тяу Фаа Йинг». Вторая дочь короля, Царственная Принцесса, носит титул «Сомдеч Пхра Тхеп».

Титул «Пхра Онг Тяу» («Его Высочество») присваива­ется внуку короля по мужской линии, а титул «Пхра Онг Тяу Йинг» - королевской внучке. Перед их имена­ми в документах и прессе часто употребляется аббре­виатура «РОС». Дети «РОС» (т.е. правнуки короля) но­сят титул «Мом Тяу» («Его Светлость») или «Мон Тяу Йинг» («Ее Светлость»), Их титулу соответствует аббре­виатура «МС». В свою очередь, дети «МС» (т.е. прапра­внуки короля) принимают титул «Мом Рачвонг» («Цар­ственная Особа») или «MR». Титул «Мом Лыанг» («Млад­шая Царственная Особа»), сокращенно «ML», получает ребенок «Мом Рачавонг» - прапраправнук короля. Ти­тулы как таковые не наследуются, а присваиваются, ис­ходя из принадлежности к тому или иному поколению. Потомкам «Мом Лыанг» титул не дается.

При общении на тайском языке принято вместо ме­стоимений «вы», «он» или «она» употреблять титул со­ответствующего человека. Но все эти высокопостав­ленные люди, как правило, прекрасно владеют англий­ским, так что вам будет легко избежать протокольных «ловушек».

 

 

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

Военные всегда были важной силой в тайской полити­ке. Некоторые из самых выдающихся тайских монар­хов - в частности, Таксин и Рама I - были военными.

Со времен же революции 1932 г., лишившей тайско­го короля абсолютной власти, военные в соотношении политических сил Таиланда играют главенствующую роль. Приверженцев западной демократии пугает сама мысль о пребывании у власти военных. И творимые ими беззакония, случающиеся и в Таиланде - напри­мер, хладнокровный расстрел студенческой демонст­рации, вызывают у них резких протест. Но такое пове­дение военных - скорее исключение, нежели правило, и большую часть времени руководство страной воен­ные осуществляют относительно мягко.

Некоторые из военных лидеров Таиланда сделали очень много для блага своей страны. Есть немало при­меров тому, когда военное вмешательство было жиз­ненно необходимо для восстановления порядка в стране, ввергнутой политическими распрями в глубо­кий кризис. Более того - они способствовали эконо­мическому развитию Таиланда и закладыванию фунда­мента его нынешнего процветания.

Конечно, лидеры революции 1932 г. проявили наив­ность, полагая, что в стране, не знавшей никакой иной формы правления, кроме абсолютной монархии, мож­но «за одну ночь» построить демократию. В это время Таиланд был крайне слабо развит в политическом от­ношении - едва оформившийся к тому времени и еще очень малочисленный средний класс был не готов к тому, чтобы выступить как реальная сила. В этих усло­виях после лишения короля абсолютной власти, един­ственным институтом, способным заполнить полити­ческий вакуум, оказалась армия.

ВЫДАЮЩИЕСЯ ВОЕННЫЕ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРЫ

Одной из самых выдающихся политических фигур Та­иланда двадцатого столетия, несмотря на многие свои ошибки, был Лыанг Пхибунсонгкрам (1938-1957). Че­ловек незнатного происхождения, он дослужился в ар­мии до высших чинов, а затем увлекся политикой. Под его влиянием в Таиланде развилось национальное са­мосознание, наряду, впрочем, с милитаризмом и ксе­нофобией. Однако его неприятие доминирования ки­тайцев в промышленности обернулось государствен­ной поддержкой национальных предпринимателей - «тайская экономика для тайцев». Он также обязал тай­цев, и в первую очередь бангкокцев, носить европей­скую одежду, считая ее признаком цивилизованности. Заключив союз с Японией, Пхибунсонгкрам вернул ут­раченные ранее Таиландом и оказавшиеся под юрис­дикцией Франции территории. После Второй миро­вой войны он был вынужден уйти в отставку, но позд­нее вновь стал лидером страны, заняв пост премьер-министра и получив поддержку США за свою резкую антикоммунистическую позицию. Пхибунсон­гкрам был лишен власти в результате государственно­го переворота.

Генерала Сарита Тханарата (1957-1963) традиционно считают сильным лидером, признавая как его бесспор­ные заслуги ликвидацию преступности и искоренение коррупции в политике. Он разработал планы сельскохо­зяйственного развития тайских регионов, особенно на северо-востоке страны, и усовершенствовал систему об­разования. Благодаря ему молодой король Пхумипхон стал играть более значимую роль в делах государства. Отъявленный сластолюбец, он имел около сотни млад­ших жен, и после его смерти оказалось, что его публич­ный образ очень мало соответствовал его реальному (весьма развратному) истинному лицу

Фельдмаршал Тханом Киттикачон (1963-1973) был министром обороны у Сарита. Придя к власти после его смерти, он начал проводить активную политику сближения с США. Став союзником США во время Вьетнамской войны, разрешил американцам располо­жить на территории Таиланда свои авиабазы для бом­бардировки Вьетнама и Лаоса. В 1968 г. он восстано­вил парламентскую демократию, однако в 1971 г. вновь ввел военное правление. В период его пребывания у власти Таиланд (благодаря американским деньгам) пе­режил настоящий экономический бум, сопровождав­шийся, правда, массовой коррупцией властных струк­тур. В 1973 г. вследствие демонстраций против возгла­вляемого им правительства, Киттикачон потерял поддержку армии, был отставлен от должности и вы­слан из страны. Вернувшись из изгнания в 1976 г. он решил посвятить себя монашеской жизни, но само его присутствие в стране обернулось новыми демонстра­циями, которые вновь привели к кровопролитию и очередному введению военного положения.

Генерал Прем Тинсуланонда (1980-1988) считается одним из лучших премьер-министров Таиланда. Под его мягким, но решительным руководством страна пережила период неуклонного возрастания благосос­тояния.

Генерал Сучинда Крапраюн (1991-1993) организо­вал бескровный переворот под предлогом того, что гражданское правительство погрязло в коррупции, обещая провести «чистку» тайских политических стру­ктур. Тем не менее, провозглашение Сучинды премьер-министром вызвало протесты общественности. Конец влиянию Сучинды пришел с демонстрациями 1993 г., настолько массовыми, что вынужден был вмешаться король, публично осудивший генерала и лидера оппо­зиции в прямом телевизионном эфире.

АРМИЯ СЕГОДНЯ

В прошлом на вершине тайской пирамиды власти на­ходился король, управлявший королевством с помо­щью трех главных политических сил: государственных служб, деловых (торговых) кругов и армии. Король же­стко контролировал их, поскольку никакие другие ин­ституты не оказывали существенного влияния.

С упразднением абсолютной монархии и становле­нием представительной демократии соотношение сил в иерархии власти начало постепенно меняться. В на­стоящее время задача «служения народу» возлагается, прежде всего, именно на вышеупомянутые три инсти­тута, а не на короля. Перемены такого рода, конечно, далеко не всегда протекали легко и безболезненно.

Кому-то, возможно, нравится думать, что в сегод­няшнем Таиланде уже нет необходимости привлекать к управлению «силовиков», что времена военных ди­ктатур канули в Лету и что в стране установилась под­линная демократия. Действительно, в Таиланде уже сформировалась настоящая интеллигенция, в доста­точной степени овладевшая организаторскими и уп­равленческими навыками, которыми прежде облада­ли в нужной мере только военные и государственные службы.

И, тем не менее, хотя роль армии в наши дни уже не так значительна, как в прошлом, воен­ные продолжают занимать важные посты в правительстве и деловой сфере, например, как руководители крупных компаний. Да, находя­щиеся на действительной службе военные лише­ны права занимать политические посты - связь ме­жду армией и правительством ныне прервана. Однако некоторые отставные военные и сейчас входят в со­став кабинета.

Путь, пройденный Таиландом со времен бескровной революции 1932 г., не был гладким. Но после всех вы­павших на долю народа испытаний ныне в стране вро­де бы воцарилась истинная конституционная монар­хия с прочными и жизнеспособными демократиче­скими институтами.

Военно-морской флот Таиланда, хотя и является од­ним из крупнейших в Азии, играет в тайской полити­ке меньшую роль. В 1951 г. старшие морские офицеры совершили фатальный промах, предприняв попытку переворота - они похитили премьер-министра, Пхибунсонгкрама, когда тот отправлял церемониал на борту дредноута «Манхэтган». Однако армия и военно-воздушные силы остались верны премьеру, и когда пленника перевезли на флагманский корабль, летчики точным попаданием затопили его. А Пхибунсонгкрам прыгнул в реку и счастливо доплыл до берега, где ему уже ничего не угрожало.

 

 

Date: 2015-09-17; view: 595; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию