Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIX и XX вв. в истории Таиланда





В первые десятилетия правления династии Чакри кон­фликт между Сиамом и его соседями, в частности, вьетнамцами, продолжал усугубляться. В этот период под сиамское влияние подпала большая часть терри­тории Западной Камбоджи, включая бывшую столицу Кхмерской империи - Ангкор. В эти же годы северное королевство Ланнатхай, в прежние времена бывшее попеременно то самостоятельным, то вассальным го­сударством Сиама, полностью вошло в состав Сиама.

К началу 1830-х гг. XIX в. появилась новая угроза си­амской независимости - европейские колонизаторы. Через несколько лет Сиаму были навязаны неравно­правные договоры с Францией и Великобританией. По этим договорам сиамские владения в Камбодже и Лаосе отошли первой, а четыре южные малайские про­винции - второй. Однако Сиаму удалось сохранить не­зависимость большей части своей территории - во многом благодаря искусной дипломатии королей и чиновников.

Сиамцы отнюдь не чурались европейских идей и воспринимали западные технологии с большим энту­зиазмом, и уже к началу XX столетия Сиам имел все ос­нования для того, чтобы претендовать на репутацию современной страны. На мировую сцену он вышел, поддержав во время Первой мировой войны страны Антанты и послав свои войска в Северную Францию. После войны Сиам стал одной из стран-учредителей Лиги Наций.

1932-й год стал последним для абсолютной монар­хии в Сиаме. Конец безграничному владычеству коро­лей положил бескровный переворот - первый из 18 переворотов, происшедших в этом государстве в XX в. - осуществленный группой «», во главе которой стояли Приди Пханомионг и Пхрая Пхахон Пхонпайюхасена. Сиам был объявлен консти­туционной монархией. Однако вскоре демократиче­ские силы были оттеснены от власти военной группи­ровкой, активно проводившей в жизнь откровенно на­ционалистическую политику.

Во время Второй мировой войны Таиланд захватила Япо­ния, и тайское правительство во главе с фельдмаршалом Пхибунсонгкрамом до­шло в сговор с японскими властями, объя­вив об участии Таиланда в войне на стороне Японии - правда, другого выхода у него и не было. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что таиландский посол в Вашингтоне отказался объявлять войну США, и многие известные тайцы оказались в оппозиции япон­ским инициативам, благодаря чему страна сохранила хо­рошие отношения с США в послевоенный период

Недолгий период демократического правления, ус­тановившегося в стране по окончании войны, сменил­ся военной диктатурой, вновь поставившей во главе государства Пхибунсонгкрама. Предпринятая военны­ми моряками в 1949 г. попытка переворота против не­го потерпела крах. И только в 1957 г. Пхибунсонгкрам был наконец-таки отстранен от власти своим же ми­нистром обороны, генералом Саритом.

Новое время

Сарит умер в 1963 г. Его наследник - фельдмаршал Тханом Киттикачон - в конце 1960-х гг. восстановил огра­ниченную парламентскую демократию. Но в 1971 г. во­енные снова пришли к власти. Прошедшие в октябре 1973 г. продемократические студенческие демонстра­ции были безжалостно подавлены военным прави­тельством. Правительственные лидеры призвали коро­ля восстановить мир и согласие в стране - в результа­те премьер-министр и его заместитель оказались в ссылке.

Король назначил временного премьер-министра, поручив ему подготовку новой конституции. На следу­ющий год демократическое правительство подало в отставку. Но военные лидеры почувствовали, что оче­видная нестабильность власти, особенно в момент, ко­гда три соседа Таиланда провозгласили привержен­ность коммунизму (Северный Вьетнам, Лаос и Камбод­жа), не сулит ничего хорошего стране и ее независимости, и ввели военное положение - на этот раз при негласном одобрении короля.

За этими событиями последовали новые студенче­ские демонстрации, причем многие из них прохо­дили уже под коммунистическими лозунгами, пото­му что коммунистическое движение при установив­шемся в стране крайне правом режиме становилось все более популярным. В 1977 г. те же военные ли­деры, которые содействовали приходу этого прави­тельства к власти, заменили его более демократич­ным кабинетом во главе с генералом Криангсаком Чомприандом.

В 1980-е гг. премьер-министру Прему Тинсуланонде удалось обеспечить стране относительную стабиль­ность, однако его преемники, погрязшие в коррупции и увлекшиеся непопулярными мерами, спровоцирова­ли в 1991 г. очередной военный переворот, возглавленный генералом Сучиндой Крапраюном. В 1992 г. гене­рал Сучинда провозгласил себя премьер-министром Таиланда.

Реакцией на это стали новые студенческие демонст­рации. Апогеем противостояния армии и прогрессив­ного студенчества явилась кровавая бойня, учиненная над демонстрантами. Посредником между конфликту­ющими сторонами опять выступил король.

Несмотря на политическую нестабильность, таи­ландская экономика в 1980-е и начале 1990-х гг. процветала. Страна считалась одним из азиатских «тигров». Однако в середине 1997 г. разразился эко­номический кризис, сопровождавшийся банкротст­вами фирм и банков, замораживанием строитель­ных программ и падением курса национальной ва­люты. Схожая судьба постигла и другие экономики Юго-Восточной Азии. Выход из кризиса протекал достаточно болезненно, но сегодня уже очевидно, что Таиланд успешно восстанавливает утраченное положение.

Таиланд, без сомнения, мог бы претендовать на ми­ровой рекорд по количеству переворотов, имевших место в XX в. Одни перевороты были бескровными, другие - невероятно кровопролитными. Однако ны­нешняя обстановка в Таиланде дает все основания ве­рить, что эти беспокойные дни канули в Лету и стра­на твердо встала на путь демократических преобразо­ваний.

С 1992 г. в Таиланде больше не происходило воен­ных переворотов, а новая конституция 1997 г., при­званная преодолеть политическую коррупцию, вроде бы действительно действует. На выборах в Сенат в 2000 г. часть кандидатур была снята с голосования из-за обвинений в обмане и подтасовке данных. Похожая ситуация наблюдалась и на выборах в Палату предста­вителей, состоявшихся в 2001 г.

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО И ПОЛИТИКА

Таиланд - конституционная монархия. Высшим законо­дательным органом является двухпалатное Националь­ное законодательное собрание, состоящее из Сената (Вутхи Саппха), в который входит 200 членов, и Пала­ты представителей (Саппха Путхэн Рассадорн), состоя­щей из 500 членов. Выборы в них проводятся на осно­ве всеобщего голосования. Правом голоса обладает лю­бой гражданин Таиланда, достигший 17 лет. Выборы проходят каждые четыре года, но до сих пор ни одно из правительств не удерживалось у власти полный срок

Кандидаты в Палату представителей должны быть не моложе 25 лет и иметь степень бакалавра. 400 предста­вителей выдвигаются от избирательных округов, а ос­тальные сто избираются на основе партийных списков. Премьер-министр избирается большинством голосов в Палате представителей. Занять этот пост может лишь лицо, достигшее 35 лет. Кандидаты в Сенат должны быть не моложе 40 лет и иметь степень бакалавра.

Партийная система

Партии в Таиланде обычно представляют собой доста­точно шаткие альянсы политических функционеров, объединяющихся вокруг какого-либо лидера, а вовсе не группировки лиц, связанных четкими идеологическими воззрениями. Партийные деятели отличаются непосто­янством - члены партий готовы менять свои политиче­ские пристрастия, как перчатки. Все выборные прави­тельства в Таиланде были коалиционными, не стало ис­ключением и последнее, пришедшее к власти в 2003 г. Коалиционные правительства характеризуются относи­тельной неустойчивостью, и в этом кроется одна из причин того, что ни одно из таиландских правительств не удерживалось у власти полный четырехлетний срок В нынешнем правительстве доминирует недавно ос­нованная партия «Тай Рак Тай» («Тайцы любят тайцев»), возглавляемая бизнесменом-миллионером Таксином Шинаватрой и вобравшая две меньшие по значимости партии. Ее поддерживает более старая партия «Тярт Тай» («Тайская нация»). Демократическая партия («Пратятипат») в настоящее время является второй по величине партией в стране и состоит в оппозиции. Большую роль в Национальном законодательном соб­рании играет и Партия Национального Развития («Тярт Паттана»).

СТОЛИЦА И ПРОВИНЦИИ

Современный Бангкок - с его высокими зданиями, прекрасными магазинами, торгующими западными товарами, жителями, одетыми по последней моде, с его загрязненным воздухом и злополучными транспорт­ными пробками - производит поначалу такое же впе­чатление, как и любой другой крупный город мира. Международные курорты практически ничем не отли­чаются от курортов в других странах. Но не стоит при­нимать на веру первые впечатления. Зайдите в любой из храмовых комплексов, которыми изобилует эта страна, сверните с главной улицы в переулок, наконец, совершите прогулку на длинной лодке по одному из каналов в сельские глубинки острова - и вам откроет­ся иной Таиланд, предстающий полной противопо­ложностью бойкой и шумной столице, настоящий, ис­тинный Таиланд, что и поныне хранит верность сво­им уходящим в глубокую древность корням.

Бангкок - это экономическое, культурное и политиче­ское «лицо» страны. Любой амбициозный провинциал стремиться найти здесь работу, даже несмотря на то, что условия жизни в главном городе Таиланда уступают мно­гим городам и селениям в провинции. В Бангкоке рабо­тают или имеют свои представительства большинство тайских промышленных предприятий и все крупные компании. В распоряжении бангкокцев - более полови­ны общего количества телефонов в стране, а по ули­цам города ездит более половины всех тайских авто­мобилей - ют почему транспортные пробки в столи­це столь ужасны!

Название «Бангкок», в переводе означающее «Селе­ние Диких Слив» изначально носил весь регион. Став столицей, город получил новое имя - «Крунгтеп». Это сокращенная версия официального названия города, звучащего как «Город Сынов Неба (Бессмертных), Ве­ликий Город, Трон Изумрудного Будды, Неуязвимый Го­род Индры, Великая Столица Мира, Одаренная Девя­тью Бесценными Жемчужинами, Счастливый Город, изобилующий Королевскими Дворцами, напоминаю­щими Небесную Обитель, где Пребывают Перевопло­тившиеся Боги, Город, данный Индрой и Построенный Вишнукармой».

В Бангкоке расположено несколько знаменитейших исторических памятников Таиланда, в числе которых -Комплекс Королевского дворца Чакри и ват Пхракэу с ботом Изумрудного Будды. Из-за опутывающей Бангкок сети каналов город в свое время прозвали «Венецией Востока». Как и Венеция, он испещрен искусственными водными артериями, но, в отличие от нее, некоторые каналы в Бангкоке впоследствии были замощены, усту­пив место наземным дорогам. Современный Бангкок -город грязный, с загрязненным воздухом, не справляю­щийся с проблемами крупных городов - его инфра­структура потихоньку разваливается.

Попытки перенести столицу Таиланда из Бангкока в другой город предпринимались неоднократно, но все они заканчивались провалом: несмотря на все ухудшающиеся условия жизни, из него никто не хо­чет уезжать. Правда, в последнее время предпринима­ются смелые попытки разрешить хронические транс­портные проблемы. В 1999 г. было открыто наземное метро «Skytrain». Наконец, спустя сорок лет после за­рождения идеи, осенью 2004 года открылось и под­земное метро, состоящее пока из одной линии.

Провинции Таиланда являют собой нечто совер­шенно противоположное Бангкоку. Ни одна провин­циальная столица не может сравниться с ним в раз­мерах. Численность населения крупнейшей провин­циальной столицы Накхонратчасимы составляет 430 000 человек, а в Чиенгмае - и вовсе около 250 000. И все же 80% тайского населения проживает в сельской местности, обрабатывая поля, как то было испокон веков, хотя многие тайские крестьяне ездят в Бангкок на сезонные заработки.

У сельских жителей сильно развито общинное чувство, а поскольку индустрия туризма еще не за­тронула их, здесь в гораздо меньшей степени ощу­щается влияние «иностранщины». И в то же время очень интересно наблюдать за неуклонным повыше­нием уровня жизни в сельских общинах (включая и горные племена), отображающим общее благополу­чие страны.

 

ОСОЗНАНИЕ СВОЕГО МЕСТА

Немногие общественные системы отличаются столь детальной проработкой, как та, что предложил в XV в. король Аюттхаи Траилок, введший в своем государстве строгую социальную иерархию, основанную Hi цифровой оценке подданных (сакди на). В соответствии с ней раб оценивался в 5 очков, крестьянин - в 25, ремесленник на государственной службе - в 50 и тд. Очки высших государственных чиновников достигали 10 000.

Система сакди на обосновывала земельные пожало­вания соразмерно рангу и определяла всю экономическую, юридическую и социальную жизнь в стране на протяжении почти четырех столетий. Она была уп­разднена только в конце XIX в. - с восшествием на трон короля Чулалонгкона, но влияние этой системы прослеживается в поведении тайцев и по сей день.

Социальную организацию современного Таиланда отличает большая гибкость, но, несмотря на это, многие тайцы до сих пор приемлют свое место в жизни обществе как неизменную данность - без вопросов сомнений. Низкий жизненный статус они склонны считать результатом ошибок и преступлений, совер­шенных в прошлой жизни. Согласно одному из основных положений буддизма о моральном законе кармы человек, живущий целомудренно и добродетельно имеет больше шансов на лучший статус в жизни по­следующей, после своей реинкарнации, нежели тот, кто предается пороку. Сетовать и негодовать на судьбу бессмысленно, поскольку подобную участь разделяют все. Вместе с тем, современные тайцы все большее и большеезначение придают образованию, видя в нем один из путей получения хорошей работы и, соответ­ственно, улучшения своего социального статуса, что привело к своеобразному рекорду - 22% тайцев име­ют высшее образование!

СТАТУС И «ЛИЦО»

Многие тайцы стремятся устроиться на государствен­ную службу, хотя большинство должностей в госучре­ждениях низко оплачиваемые. И, тем не менее, быть государственным служащим, как бы мало ни платили, здесь очень престижно и служит гарантом социаль­ной безопасности. Особенно высоко в Таиланде це­нятся учителя, хотя до сих пор получают более чем скромные зарплаты. А вот заниматься торговлей, да­же если вы преуспели на этом поприще, куда менее почетно. Хотя богатые люди пользуются всеобщим уважением.

Работа в офисе или магазине считается более пре­стижной, чем физический труд. Одно время девуш­ки вгосучреждениях даже специально отращивали ногти на руках, чтобы показать окружающим, что они не занимаются грубой работой. Бледный цвет лица также считается у тайцев признаком высокого статуса, и многие тайские женщины готовы на все,чтобы только защитить свою кожу от солнца. Впро­чем, это гораздо разумнее, нежели сознательно под­вергать себя риску получить солнечные ожоги, а то и рак кожи вследствие злоупотребления солнечны­ми ваннами, как это делают приезжающие в страну туристы.

Как-то мне довелось разговориться с продавцом порнографических журналов в Китайском квар­тале Бангкока. Он признался, что, хотя его торго­вля идет очень бойко и приносит хороший доход; он совсем не удовлетворен своей работой, поскольку она сопряжена с низкимстатусом. Торговец искренне желал освоить какую-либо про­фессию, которая позволила бы ему подняться хотя бы на одну ступень по социальной лестнице.

Тайцы очень ценят статус, который дает им их рабо­та, даже если это и не работа как таковая. В таиланд­ских госучреждениях можно встретить людей, чьи должности были упразднены за ненужностью, но про­должающих приходить на работу в свои замечатель­ные офисы. Увольнение для них означало бы унижение и «потерю лица» - очень важной стороны статуса. Тайцы стыдятся всего, что другие могли бы счесть не­благородным и зазорным, и очень дорожат уважитель­ным к себе отношением.

Способами демонстрации окружающим своего ста­туса у тайцев служат одежда и личная автомашина, что отчасти объясняет тот факт, почему в 1990-е гг. Таиланд стал одним из крупнейших мировых импортеров автомобилей «Мерседес-Бенц». Многие тайцы предпочитают ездить на машине, невзирая на ужасные до­рожные пробки, и даже мысли не допускают о том, чтобы воспользоваться метро. И все по одной простой причине: из боязни «потерять лицо».

 

УВАЖЕНИЕ К ДРУГИМ И ВАЙ

Тайцы отличаются почтительностью и вежливостью. Детей здесь воспитывают в духе почитания старших и уважения к власти и авторитетам. По бытующему сре­ди тайцев мнению, человек, занимающий более высо­кое положение в обществе, уже достоин уважения, и хороший служащий беспрекословно приемлет прево­сходство своего начальника и никогда не противоре­чит ему. Студенты здесь уважают своих преподавате­лей и даже не помышляют о том, чтобы задавать им во­просы, а тем более вступать в спор.

Одним из способов выражения уважения служит почти ритуальное приветствие вай. На первый взгляд, вай довольно прост - руки складываются над головой или у груди в молитвенном жесте, а голова склоняется вперед. Так здесь принято приветство­вать человека, превосходящего тебя, но при этом по­следний должен обязательно ответить на приветст­вие таким же жестом. Чем значительнее разница в статусе, тем ниже приветствующему надлежит скло­нять голову, и тем более подчеркнут должен быть вай. Несмотря на кажущуюся простоту, исполнение вай требует особых навыков.

Образованные тайцы и моло­дежь, знакомые с западными традициями, обычно при встрече с иностранцами при­ветствуют их пожатием рук и не ждут от зарубежных гостей соблюдения традиционного приветственного ритуала. Ес­ли жекто-либо все же попри­ветствует вас жестом вай, от­ветьте ему тем же - тайцы оце­нят ваш такт! Если вам эта идея придется по душе, потрени­руйтесь сначала исполнять вай правильно, а то, не дай Бог, выйдет большая нелов­кость.

САМОУВАЖЕНИЕ

История не обрекла Таиланд на пребывание под иностранным владычеством, и потому тайцы по праву вы­соко держат голову, считая себя равными другим народам. У тайцев необыкновенно развито чувство самоуважения и гордости за свою страну. Но при это самонадеянность и высокомерие им совершенно чужды. Им с детства внушается мысль, что Таиланд земля, принадлежащая Будде», сохранявшая независимость на протяжении столетий, и им есть за что быть благодарными.

Самоуважение тайцев сквозит во всем их облик исполненном достоинства и элегантности. Здесь в почете чистоплотность, и тайцы не видят ничего не обычного в том, чтобы принимать душ по нескольку раз на день. Стремятся тайцы и хорошо одеваться. Их одежда всегда безукоризненно чиста и столь же безукоризненно отутюжена. Тайское слово сока прок,означающее в переводе «грязь», несет окраску отвращения. В особенности следят за собой горожанки, одевающиеся с необыкновенным изяществом и активно пользующиеся косметикой. И все танцы много улыбаются - просто потому, что улыбающийся человек выглядит намного привлекательнее хмурого.

При общении с тайцами важно не задеть их достоинства. Сами тайцы могут свободно критиковать с правительство за ошибки и промахи, но если подобное начнет делать иностранец, его слова будут восприняты совершенно иначе. Тайцы очень чувствительны критике, и если вы позволите себе указать в разговоре с ними на недостатки какого-либо государственного института, они расценят это как упрек в свой личный адрес. Ну а если вы осмелитесь критиковать их монахиню или их религии - непопулярность вам гарантирована!

САМОКОНТРОЛЬ

В большинстве ситуаций тайцы демонстрируют завид­ный самоконтроль. Даже переживая личные невзгоды и проблемы, они стараются сдерживать и скрывать свои эмоции, а подчас еще и бравировать. Анна Леоновенс в фильме «Король и я», чувствуя себя подавлен­ной, насвистывает веселый мотив. Таец в подобной си­туации будет даже улыбаться, сохраняя спокойное до­стоинство.

Такое поведение отнюдь не означает, что тайцы ли­шены чувств и не испытывают таких же переживаний, какие испытаете вы, попав, например в жуткую бангкокскую пробку. Здесь не принято выказывать свой гнев и даже просто неудовольствие. Проявление отри­цательных эмоций тайцы находят дурным тоном.

Более того, несдержанность в поведении может, по мнению тайцев, навлечь на человека гнев духов и привести к «потере лица». Для ровной и бла­гополучной жизни общества важно всегда сохранять спокойствие. У тайцев даже есть специальное выраже­ние - джай йен, означающее дословно «холодное сердце».

«Холодное сердце» тайцы проявляют по-разному. Они не переплетают своих рук и не держат их в кар­манах - и то, и другое относят к дурным манерам. Тай­цы тихо говорят - повышать голос считается грубо­стью и признаком невоспитанности. Тайцы редко при­касаются друг к другу и не обнимаются на публике, а, разговаривая, встают на почтительном расстоянии друг от друга. Впрочем, обмен рукопожатием между лицами одного пола (что исключает всякий намек на двусмысленность) на глазах у других в порядке вещей.

Времена меняются. И некоторые представители мо­лодого поколения Таиланда - в особенности те, кто обучался за рубежом, - начинают следовать западным манерам поведения. Молодые пары ходят, держась за руки, и к ужасу родителей, прилюдно целуются и об­нимаются. При этом все прекрасно понимают, что те же молодые люди, достигнув зрелости, обратятся к традициям и устоям своего народа и воспитают в себе «холодное сердце» (джай йен).

Время от времени переизбыток сдерживаемых эмо­ций достигает критической точки. Выплеск их может даже у тайцев привести к проявлению таких форм аг­рессии, как словесные оскорбления, порча собствен­ности, нанесение телесных увечий и даже убийство. Поэтому в общении с тайцами следует соблюдать ос­мотрительность и избегать действий, которые могут быть ими расценены как провокационные. Тайцы ни­чего не забывают, особенно оскорбления или уничи­жения.

 

 

СОХРАНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ГАРМОНИИ

Ради создания некоей видимости социальной спло­ченности тайцы стараются сохранять «холодное сердце» во всех ситуациях и всеми способами избегать спо­ров и дискуссий. По их мнению, конфликты, пусть даже словесные, могут посеять распри с самыми негативными последствиями. Членам гармоничного социума надлежит жить в ладу и согласии с соседям» и, следуя буддийскому «срединному пути», избегать крайностей. Гнев или брань вряд ли помогут разре­шить возникшую проблему - а в Таиланде тем более! Гнев, по мнению тайцев, разрушителен. А людей, склонных поднимать шум или зачинать ссоры, тайцы считают «горячими», вспыльчивыми, дословно - людь­ми с «горячим сердцем» (джай рон). Так что наш вам» совет - всегда сохранять спокойствие и доброжела­тельно улыбаться, как бы взволнованы или раздосадованы вы не были.

Идея социальной гармонии восходит к устройству жизни в сельских общинах, в которых люди вынужде­ныобъединяться, чтобы выжить, и совместными уси­лиями преодолевать тяготы жизни. Общинники вместе работают на рисовых полях, вместе убирают урожай, вместе отмечают традиционные праздники. В общине каждый все знает обо всех, и плохие взаимоотноше­ния между членами могут пагубно отразиться на всей общине.

Одним из путей укрепления межличностных связей тайцы считают доброжелательное отношение к дру­гим и готовность помочь. Философия тайцев в этом вопросе сводится к известной формуле: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с то­бой». Если вы окажете кому-либо услугу, он будет бла­годарен вам и при случае возместит вашу доброту сторицей. Иными словами - если вы будете добры к другим, другие будут добры к вам. При соблюдении этогопринципа, по мнению тайцев, и происходит формирование сплоченного и крепкого общества, основанного на взаимопомощи и взаимовыручке... Свою концепцию межличностного общения тайцы кратко называют бункхун - «обязывающее добро». В понятие бункхун входят сдержанность в общении и наличие в словах и поступках подтекста, поэтому иностранцам подчас и бывает очень трудно понять, какую именно мысль хочет донести до них собеседник-таец.

Иногда, правда, стремление соблюсти бункхун ста­вит самих тайцев в довольно затруднительное положе­ние. Они могут оказаться в полном замешательстве, пытаясь организовать свое поведение сообразно жела­ниям других - тайцы называют подобное состояние кренгджан. Проявления его могут быть самыми разны­ми. И одно из них - чрезмерная и потому нередко только вредящая деликатность. Так, например, таец, увидев кого-либо за работой, не решается отвлечь его, даже ради важного сообщения. Другой пример - воз­держание от выражения собственного мнения из опа­сения нарушить социальную гармонию.

Таец сознательно подавляет свои желания и стрем­ления ради всеобщего блага. Поэтому, прося тайца о каком-либо одолжении, убедитесь прежде, что выполнение вашей просьбы не будет сопряжено для него с неудобствами. Некоторые тайцы считают необходи­мым делать гораздо больше, чем вам требуется, например, из-за вашего пустячного поручения, они способны пропустить важную встречу.

ЛЮБОВЬ К РАЗВЛЕЧЕНИЯМ

Не думайте, что тайцы в своем стремлении к социаль­ной гармонии ведут жизнь, исполненную стрессов скрывая в себе эмоции и чувства, на самом деле они отлично находят выход своей кипучей энергии, радуясь и веселясь! Тайцы любят веселиться и развлекать­ся; им по душе вечеринки, совместные трапезы, похсды в кино, поездки на экскурсии и ужины вне дома.

Когда бы вы ни приехали в Таиланд, вы часто буде­те слышать слово «санук», означающее «веселый». Бы­ло ли вам санукв Бангкоке? Был ли санук фильм, кеч торый вы смотрели? Было ли санук на вечеринке, где. вы были недавно? Даже такие события, как похороны», которые жителям Запада и в голову не придет назвать веселыми, по мнению тайцев, не должны быть скучны ми и тягостными. То же касается и работы. Тайцы не проводят столь резкого разграничения между работ и удовольствием, как это делают европейцы.

Тайцы - исключительно общительный и умеющий ценить радости жизни народ. Они любят проводить досуг сообща и даже не представляют, как можно наслаждаться уединением В их представлении отдых со­пряжен с беззаботным весельем и развлечениями -обычно под громкую музыку и в шумной многочис­ленной компании.

Забудьте о привычной рабочей этике. Большинст­во тайцев отвергают отношение к труду как к цели жизни. Работа для них - лишь способ обеспечить средства к существованию, но никак не всепоглоща­ющий процесс, которому должна быть подчинена вся жизнь. Такой взгляд на труд также восходит к ус­тоям тайской деревенской общины. «Труд без удо­вольствияотупляет» - это изречение более-менее точно выражает философию труда тайцев. И, дейст­вительно, тайское слово «нган»,переводящееся как «работа, труд», и другое значение - «досуг, веселое времяпрепровождение».

Означает ли это, что тайцы относятся к работе пре­небрежительно? Конечно же, нет! Большинство тайцев трудятсястарательно и усердно, и произведенные в Та­иланде продукты и товары отличаются превосходным качеством. Но вместе с тем труд - категория социаль­ная, и если в рабочем процессе отсутствует элемент удовольствия, у людей будет меньше оснований тру­диться прилежно и проявлять себя с лучшей стороны. Людей, посвятивших себя работе в ущерб другим сто­ронам жизни, здесь считают чудаками. Право же, жи­телям Запада, жалующимся на все возрастающее на­пряжение и усталость, есть, чему поучиться у тайцев.

Одной из замечательнейших особенностей тайско­го характера является терпимость. Даже если вы допу­стите ужасную ошибку и начнете извиняться, тайцы попытаются смягчить ситуацию, вежливо улыбаясь и повторяя слова <шай пен рай», в переводе означающие «не беспокойтесь, все в порядке» или «ничего страш­ного».

Правда, у иностранцев это тайское «май пен рай» подчас вызывает раздражение. Представьте себе, на­пример, такую ситуацию. Тайский водитель врезался в ваш автомобиль. Вам нанесенный им ущерб, естест­венно, представляется важным. Таец же начинает, улы­баясь и пожимая плечами, повторять сакраментальную фразу. И все же постарайтесь не раздражаться - таец вовсе не издевается над вами, его поведение продик­товано только желанием погасить взрывоопасную си­туацию.

ЩЕДРОСТЬ

Тайцы - очень щедрые люди. Если у них есть деньги, они тратят их, причем зачастую больше, чем могут се­бе позволить. Они не понимают тех, кто откладывает: деньги на «черный день», как и тех, кто, приглашая вас, например в ресторан, рассчитывает, что вы поучаству­ете в оплате счета. Таких людей тайцы считают ки ни-ав или нгок - оба термина непереводимы и несут силь­ную уничижительную окраску.

Некоторые склонны усматривать в подобной щедро­сти тайцев проявление бункхун, направленное на то, чтобы человек, которому оказывается помощь или поддержка, чувствовал себя обязанным и стремился отплатить за добро сторицей. Но чаще всего за щедростью тайцев нет скрытых мотивов. Человека, имеющее го доброе, щедрое сердце (джан ди), здесь всегда це­нят и уважают.

 

 

ВАЖНАЯ РОЛЬ ГОЛОВЫ

Для тайцев макушка головы - самая важная часть тел так как именно там, по их верованиям, обитает душ человека(кван). По этой причине никогда нельзя дотрагиваться до головы другого человека, даже если вы с ним близкие друзья. Это табу нарушают только влюбленные.

Если вы все же случайно дотронулись до чьей-нибудь головы, сразу же извинитесь. Парикмахеры в Та­иланде также долго извиняются, прежде чем присту­пить к стрижке или укладке волос клиента. Но гладить по голове маленьких детей допускается. К головным уборам и любым другим предметам одежды, связан­ным с головой, следует относиться уважительно - не дай Бог вас угораздит сесть или наступить на чью-ни­будь шляпу!

Голова, опущенная ниже головы человека, превосхо­дящего вас по статусу и достоинству, является одним из способов демонстрации уважения и смирения. Тай­ские короли, как правило, восседают на высоком тро­не - чтобы головы всех остальных находились ниже королевских ступней. Не случайно одним из титулов короля служит «Сомдех Пхра Тяо Ю Хуа» - «Королев­ская Ступня Небесного над моей головой».

По той же причине тайские монахи садятся на воз­вышение, принимая пришедших к ним верующих; слу­ги ходят по комнате согнувшись, если хозяин сидит; а официанты склоняются в три погибели, обслуживая своих клиентов в ресторане.

Если голову тайцы считают важнейшей частью тела, то ноги, наоборот, для них наименее значимы, и их следует, по возможности, скрывать от окружающих. Указывать на кого-либо ногой или класть ноги на стол совершенно недопустимо. Подобные действия расце­ниваются как верх грубости. Только в тайском боксе допускается касание ногой головы противника.

ОТНОШЕНИЕ К СЕКСУ

У тайцев нет никаких предубеждений в отношении се­кса; они считают секс удовольствием. Полигамия дол­гое время была отличительной чертой сиамского дво­ра, и многие известные сановники и знатные вельмо­жи демонстрировали свой высокий статус в обществе, обзаводясь любовницами или «младшими женами» {миа нон). Официальным женам (миа лыанг)остава­лось только проявлять терпимость к многоженству су­пруга. Менее знатные тайцы довольствовались обще­нием со «жрицами любви». Старые традиции подчас умирают долго, и в наши дни - несмотря на то, что ны­не царствующий в Таиланде монарх соблюдает моно­гамию, - многие ведущие тайские политики и деловые люди имеют любовниц. Считается, что большинство тайцев, сохраняющих половую активность, регулярно посещают бордели и массажные кабинеты.

И все-таки и в отношении секса тайцы соблюдают ряд условностей. Проституция в Таиланде официаль­но запрещена с I960 г.; заведения, предлагающие посетителям интимные услуги, маскируются под бары и рестораны и гостиницы, а полицию подкупают, что­бы она закрывала глаза на истинную природу их деятельности. Тайский язык изобилует двусмысленными словами и выражениями, но все тайцы строго сле­дят за тем, чтобы они не проскальзывали в вежливой беседе.

Тайцы стараются не демонстрировать свои сексуаль­ные пристрастия. Они придерживаются той позиции, что частная жизнь - личное дело человека, но он дол­жен следить за тем, чтобы его поведение, выходящее за традиционные рамки, не становилось достоянием общественности. Физический контакт между людьми разного пола в присутственных местах не одобряется, но все, что происходит за закрытыми дверями, - поз­волительно.

У иностранцев подчас бытует ошибочное мнение будто все тайские женщины легкодоступны. Это не так. Большинство таек скромны и добродетельны и будут шокированы, если их исполненную шарма манеру об­щения истолкуют как призыв к близкому знакомству.

ОТНОШЕНИЕ К ИНОСТРАНЦАМ

Как мы уже отмечали, тайцы не выказывают предубе­ждения по отношению к жителям Запада, что свойственно многим другим народам, испытавшим колони­альное рабство. Тайцы никогда не были под чужезем­ным владычеством и смотрят на европейцев как на равных себе.

Тайское слово, означающее.европеец., звучит как фаранг, его вы услышите в любой части страны. Роди­тели будут показывать вас своим детям, а дети старать­ся подойти к вам как можно ближе, чтобы лучше раз­глядеть. Некоторые даже попытаются дотронуться до вас - «на счастье».

У тайцев фаранги часто вызывают удивление - они так странно себя ведут! Тайцы пристально наблюдают за иностранцами в ожидании необычных слов или по­ступков. Правда, в большинстве известных курортов приезжих так много, что они уже давно перестали вы­зывать любопытство у местных жителей.

Тайцев особенно привлекают зарубежные гости, ве­дущие себя вежливо и пытающиеся соблюдать обычаи страны. Как-то мы с приятелем пили пиво в придорож­ном кафе, когда к нам подошел с приветствием таец. Он сказал, что захотел познакомиться с нами, потому что мы одеты благородно (супарт). За разговором вы­яснилось, что же так поразило нашего нового знако­мого - мы оба были в рубашках и брюках, а обычно все фаранги ходят в майках и шортах!

Гораздо меньшее впечатление производят на тайцев иностранцы, одевающиеся в подражание местным тра­дициям, - как тайские крестьяне. А в общем и целом тайцы ценят и принимают нас такими, какие мы есть.

Тайцы иной раз обезоруживающе непосредственны и задают очень личные вопросы едва знакомым людям. Они могут поинтересоваться, откуда вы приехали, нра­вится ли вам в Таиланде, женаты ли вы, а, если нет, то когда планируете связать себя узами брака, и даже спросить, сколько вы зарабатываете. При этом от вас не будут ждать точных и обстоятельных ответов - по­добная ничего не значащая беседа служит лишь спо­собом выказать вам дружеское расположение.

Тайцы восхищаются людьми с бледным цветом ли­ца. В то же время многие из них суеверно побаиваются темнокожих, по-тайски керк. Поэтому темнокожим иностранцам стоит гораздо больших усилий завоевать их уважение и дружбу.

Существуют ли какие-нибудь признаки того, что дружелюбию тайцев по отношению к иностранцам может, прийти конец? Массовый туризм, конечно же, благотворно влияет на экономику государства. Но у него; есть и отрицательные стороны. Многие тайцы не ис­пытывают радости от появления международных «гетто» вдоль побережья. К тому же они опасаются, что поведение туристов, а также тех иностранцев, кто решил поселиться в Таиланде, окажет вредное влияние на тайскую молодежь. Остается только надеяться, что тра­диционная тайская терпимость к иностранцам не пе­рерастет в обиду и негодование.

 

 

Date: 2015-09-17; view: 404; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию