Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Феософический взгляд на историю России» С. М. СоловьеваВ статье А. Н. Шаханова об этой работе сказано следующее: «Статья содержит рассуждения Соловьева о путях исторического развития, о роли и месте России во всемирной истории, влиянии природного фактора, проблеме этногенеза славян. Написанная в традициях историографии 40-х гг. XIX в., она строится на противопоставлении европейских государств, образованных путем завоевания, и России, народ которой, полагает историк, сам дошел до мысли «о необходимости власти». А раз воля монарха совпадает с потребностями народа, то в России, как он считает, невозможны революции и «смены правлений». С. М. Соловьев противопоставляет историю допетровской и послепетровской Руси. Прямо противоположны его последующим высказываниям характеристики Ивана III, Бориса Годунова, оценки монгольского завоевания и разделов Польши. Мысли, почерпнутые из книг и лекций Д. Л. Крюкова, Г. Эверса, Ф. Гизо, О. Тьерри, переплетены с высказываниями М. П. Погодина В биографической книге Н. И. Цимбаева о Соловьеве отмечается отсутствие в «Феософическом взгляде» самостоятельности, обычное для студенческих сочинений (работа написана «в духе уваровских воззрений», отчасти близка славянофилизму на стадии его формирования, а «если оставить в стороне утверждение о незнании славянами неравенства, то в остальном» представляла собою «грамотное переложение новейшей французской теории «завоевания» и доморощенного приложения к ней -.— учения Погодина). Вместе с тем Определенный интерес для исследователя представляет также сохранившийся в соловьевском архиве подробный и точный конспект этой его ранней работы, выполненный Н. А. Поповым [77]; в архиве Н. Л. Рубинштейна [75, 343—356] хранится машинописная рукопись этого конспекта, содержащая, однако, целый ряд существенных для понимания взглядов Соловьева неточностей. Трактат Соловьева начинается с утверждения о необходимости рассмотрения истории в XIX в. с философской точки зрения и оценки роли Вико, Гердера и особенно Гегеля в создании философии истории. Именно Гегель,— считает Соловьев,— «произнес истину неоспоримую, Мы уже отмечали, что ни в философии истории Гегеля, ни в «исторической философии» Чаадаева русский народ не был включен в число «всемирно-исторических» народов. С произведениями обоих этих мыслителей Соловьев был знаком. Можно думать, что ему было Оценивая данную ситуацию в развитии русской мысли, П. Н. Милюков утверждал, что именно Чаадаеву, Киреевскому, Погодину и Полевому принадлежали «первые попытки приложить новые филосрфско-исторические идеи (речь шла о философии Шеллинга.— Нам представляется, что если оценивать трактат Соловьева в его целостности (формальной и содержательной), а не по отдельным положениям и высказываниям (некоторые из них в действительности впоследствии были сняты им самим), то ответ на вопрос заключается 1) недостаточно просто подключить русский народ к числу всемирно-исторических народов, указать на его назначение и специфику его истории в сравнении с западноевропейской; необходимо понять назначение и специфику в таком их качестве, без 2) недостаточно просто высказаться по данным вопросам; необходимо еще и развернутое, целостное, теоретическое осмысление всемирной истории, органически включающее новый вводимый в нее элемент, что, разумеется, означает также определенное видоизменение содержания и структуры прежней философии истории (в данном случае — системы Гегеля). Рассмотрим оба пункта подробнее. 1. Постановка вопроса об особом качестве русского народа и специфике его исторической жизни среди других всемирно-исторических народов дается Соловьевым в рамках его представления о двух «возрастах» народной жизни. «У всякого народа,— пишет он,— бывает свой религиозный период: в этом периоде главною пружиною деятельности народной является религия; все события и все произведения ума и воображения носят печать религиозную» [74, • 1]. В этом периоде народ и переживает свой «детский» возраст, для Русский народ, по Соловьеву, представляет собой исключение из общего правила. Первый период его исторической жизни, соответствующий «детскому» возрасту (хронологически — с конца IX до начала XVII в.), прошел, как и везде, под знаком глубокого религиозного Исходный славянский элемент русского народа сложился уже к IX в., но в социально-историческом отношении здесь царил хаос, «соединение разнородных частей в одно целое» отсутствовало. И поэтому, считает Соловьев, «славяне, живя до призвания князей Однако окончательное завершение процесса становления России как христианского общества-государства, по мнению Соловьева, потребовало таких исторических испытаний (внешних и внутренних), в которых и каждый из его элементов (народ, государство, религия) Вступление во второй период исторической жизни (возраст «возмужалости») обнаружило, однако,— считает Соловьев,— важную особенность России. Реформы Петра Великого, рост образованности и просвещения, возникновение науки и философии, развитие историографии и процесс исторического самосознания не устранили религию из сферы духовной жизни народа. В результате этого,— констатирует Соловьев,— «религиозный период продолжался у нас еще гораздо долее, чем на Западе» [74, 20]. В заключительном разделе рукописи, имеющем подзаголовок «Преобразование» [74, 1—6], Соловьев подвергает критике воззрение, придающее самый «ложный смысл» эпохе петровских реформ — вследствие понимания «преобразования» в значении «переделки» и вытекающего отсюда противопоставления Таким образом, общее правило, выражающее сущность процесса исторического развития и предполагающее (в схеме сменяющихся возрастов народной жизни) разрыв и противоположность бессознательного (религиозный период, господство чувства) и сознательного (философский период, господство разума) способов осуществления В какой мере в данном воззрении Соловьева выразился его социальный идеал, будет рассмотрено в следующих разделах. Пока же обратим внимание на то обстоятельство, что данное воззрение, будучи во многом сходным с представлениями о назначении русского народа и специфике его исторической жизни у предшественников Соловьева, резко отличается от них в одном отношении. А именно: оно выведено на категориальный уровень рассмотрения (типология «возрастов»; формула: правило — исключение) и свидетельствует о наличии С другой стороны, включая феномен России в число состоявшихся явлений всемирно-исторической жизни (а не отрицательно, как у Гегеля и Чаадаева) и при этом — в качестве необходимого исключения из общего правила, Соловьев с неизбежностью шел к перестройке 2. В «Феософическом взгляде» Соловьев, следуя Гегелю, строит свою конструкцию всемирной истории, исходя, прежде всего, из представления о духовной сущности процесса общественно-историчекого развития. Основное внимание при этом уделяется рассмотрению Во-вторых, Соловьев использует традиционное противопоставление «Восток — Запад», но проводит его через всю историю. В первом периоде это «древний Восток» (прежде всего, Китай и Египет) и «древний Запад» (античные народы), во втором — «Западная Рассмотрим теперь соловьевскую характеристику каждого из четырех элементов возникающей таким образом (через наложение двух указанных расчленений друг на друга) структурной целостности. 1. Древний Восток. В религиозном отношении он характеризуется тем, что человек не просто «почитал себя частию природы» (так будет и у античных народов), но «частию ничтожною, низшею в сравнении со всею природою» [74, 3]. Наиболее 'полное выражение это находит в поклонении природным стихиям. «Естественному, плотскому происхождению богов в древнем мире соответствует столько же естественное происхождение гражданских обществ»,— полагает Соловьев. Так, «в Азии — стране косности и раздельности, не допускающей никакого внешнего влияния и соприкосновения, является господствующею первая, начальная форма общества,— патриархальная: родоначальник правит семейством, причем власть патриарха естественным образом переходит во власть деспота» [74, 5 об.]. Смысл этой «естественности» перехода первоначально-патриархальной формы общества (семейственное правление) в «патриархально-деспотическую» Соловьев проясняет при оценке положения восточнославянских племен накануне призвания варягов: «Если бы все славяне,—
2. Античный мир. Совершенную противоположность Востоку представляла, по Соловьеву, Европа — «страна по преимуществу движения и видоизменения» [74, '5 об.]. В результате смешения народов, их столкновения, борьбы здесь возникают новые формы общественной жизни, новые типы политических образований (аристократия, демократия, монархия). Вторичный, производный, исторический характер этих форм, значительная роль насилия в их возникновении, резко выступающее во всем этом значение личностного начала находят свое соответствие в религии античных народов. Так, «поклонение богам из праотцов, т. е. лицам историческим, является господствующим преимущественно у греков (эллинов)» [74, 5]. И все же поклонение человеку, столь характерное для античности, оставалось поклонением природе, а не духу: в человеке обоготворялось его природное начало—тело, казавшееся «грекам прекраснее прочей природы», о чем нагляднее всего свидетельствует миф о Нарциссе [74,3]. Точно так же и процесс рождения политических новообразований(как и сама их преемственность) были, по Соловьеву, процессом естественным, точнее было бы сказать, естественноисторическим: «власть произошла естественным, или насильственным образом ибо насилие есть самый естественный способ приобретения власти)»; и вообще все здесь происходило «по естественному порядку вещей, само собою, без ведома сознания народного» [74, 15 об.]. Основное содержание данного воззрения, как и ряд других характеристик 3. Тема христианства: Россия и Западная Европа. Переходя к осмыслению вопроса о начале второго («нового») периода всемирной истории, Соловьев делает следующее обобщение в отношении «древнего мира». Мы видели,— констатирует он,— «обоготворение видимой природы и праотцов»; «природное происхождение государства — семейственность и патриархальность», неминуемо переходящую в «деспотизм»; Европу—страну «движения», жестокого «столкновения народов»; «борьбы между пришельцами и старожилами», Поэтому,— полагает Соловьев,— новая история, начатая человечеством, обновленным «в купели крещения во Христе», принадлежит «по преимуществу европейцам; чрез них все другие народы должны войти в мир христианский» [74, 8]. Сделав акцент на том, что все Основных линий сопоставления — три: 1) роль природных условий; 2) специфика этногенеза; 3) специфика генезиса государственности. В каждой из них Соловьев обнаруживает как общее, так и различия между русским народом и народами Западной Европы. «Святая христианская мысль» («о единстве и одноправности всего рода человеческого») рождается,— считает Соловьев,— в условиях «равнинных европейских государств», самой природой как бы предназначенным быть цветущими «промышленностью и просвещением». В России эти условия отчасти уже налицо, отчасти должны возникнуть, но представлены (в отличие от Западной Европы) «в огромнейших размерах» [74, 8 об.]. С другой стороны, преимущество России состоит в однообразии ее природной формы, тогда как для Запада характерно их разнообразие [74, 8]. Существенно различие и в географическом положении двух стран; на Западе пришлое (из Азии — «колыбели рода человеческого») народонаселение (кельты, германцы) оседает быстрее и с некоторого времени заслоняется от новых значительных миграционных потоков Восточной Европой, остающейся еще надолго открытой для них [74, 8 об.]. Большинство из этих наблюдений используются Соловьевым и в дальнейшем. Со спецификой природных условий на Западе и Востоке Европы Связано и различие способов и результатов этногенеза. Общая европейская черта (ход этногенеза и социогенеза в условиях постоянного смешения и столкновения племен и народов) проявляется поэтому в разных формах. Если для народов германского племени (создавших, правда, в результате завоеваний сложные, смешанные социально-политические образования), закрытых Восточной Европой от «наплыва» новых азиатских варварских народов, открывалась возможность развития своей национальности, то этой возможности не существовало для народонаселения Востока Европы: в этническом отношении «народ пограничный, особенно живущий на распутий других народов, необходимо должен быть смесью из разных народов» [74, 11 об.]. Это «общее историческое положение»,—считает Соловьев,— подтверждается результатами конкретно-исторического анализа и наблюдения. «Итак, свойство страны, ее положение и единогласные, ясные свидетельства писателей заставляют нас заключить, что славяне суть племя смешанное, народ, образовавшийся от наращения, а не нация, образовавшаяся порядком естественного происхождения одного рода от другого» [74, 13]. С различием путей и результатов этногенеза на Западе и Востоке Европы стоит в прямом соответствии различие государственных форм русского народа и западноевропейских народов. Монархические государства «у всех европейских народов»— результат завоевания и покорения туземного населения дружинами германских племен. Но власть, утверждаемая насильственным образом, порождает свою противоположность — борьбу за свободу; «отсюда и необходимость английской и французской революций» [74, 15 — 15 об.]. У славян же в период, предшествовавший образованию государства (с приходом варяжского князя), имело место «правление посемейственное, самое начальное, бывающее у народа, только что образующегося» [74, 14 об.]. Ни деспотическая форма правления (в силу смешанного характера Такова, в общих чертах, «философская» конструкция всемирно-исторического процесса, переосмысленная Соловьевым через призму его «феософического взгляда» на русскую историю. Оставляя в стороне совпадения и различия конкретно-содержательных исторических характеристик у Гегеля и Соловьева (их нетрудно заметить), обратимся к вопросу о соотношении их философско-исторических воззрений в методологическом отношении. Гегель полагал, что в философии всемирной истории «надлежит повествовать о деяниях духа народов», тогда как «те индивидуальные формы, которые он принимал на внешней почве действительности, могли бы быть предоставлены историографии в собственном смысле Критерий идеального государства, однако, мыслится ими по-разному. Для Гегеля главное в государственном идеале — полнота реализации принципа свободы (поэтому он находит земное соответствие ему в «монархии», где «все свободны»); для Соловьева же суть дела заключается в способе установления власти (идеальным может быть лишь государство, учрежденное сознательным и свободным действием). Любопытно в этой связи обратить внимание на такую С конфессиональной точки зрения данное различие между Гегелем и Соловьевым вытекает из различия между протестантизмом и православием. В свете культурологического (цивилизационного) подхода оно выражает различие западноцентристской и востоко-центристской ориентации общего европоцентристского самосознания в европейской культуре XIX столетия. На различии между Гегелем и Соловьевым в методологической сфере оно сказывается лишь постольку, поскольку с ним непосредственно связана замена трехэлементной структуры исторического бытия (Восток — Античность — Христианство) четырехэлементной структурой (Восток — Античность — Западная Европа — Россия). Трехэлементная гегелевская структура была удобной для ее логического (тезис — антитезис — синтез), гносеологического (непосредственное — рефлексивное — истинное) и онтологического (бытие — сущность — понятие) осмысления по формуле триады, создававшего основу для спекулятивно-идеалистической диалектики как Для Гегеля отдельные народы, в конечном счете, есть лишь орудия, средства «мирового духа»4, а их «принципы» — только «моменты» идеи свободы, реализующейся в последнем (идеальном) государстве. Для Соловьева народы имеют самостоятельное значение, хотя и имеют (по результатам своей исторической деятельности) разное значение — с точки зрения идеала. Специфика исторической жизни этих народов, их религии и форм их осударственности — продукт реальных географических, этнографических и собственно Таким образом, из проведенного анализа следует, что предпринятый Соловьевым опыт по созданию «философии русской истории» (в работе «Феософический взгляд на историю России») сознательно осуществлялся им в рамках «систематического построения мыслительного рассматривания истории». Основным образцом-ориентиром служила для него при этом «Философия истории» Гегеля (ее основные идеи и структура в сжатой форме точно воспроизведены Соловьевым в его студенческом конспекте этой работы). Вместе с тем включение России в качестве четвертого самостоятельного (и при этом — центрального) элемента общей философско-исторической конструкции всемирной истории существенно модифицировало ее исходный гегелевский вариант. Отказ от способа мышления, оперирующего триадой, и опора на дихотомические конструкции (Восток — Запад, языческий мир — христианский мир, Западная Европа — Россия) обнажили отсутствие интереса и явное невнимание Соловьева к гегелевской спекулятивно-идеалистической диалектике. Ее место у него занимает ориентация на чисто научное, исследовательское детерминистическое объяснение исторических реалий (ролью географической среды и спецификой этно- и социогенеза). В противостоянии этого подхода к истории практике спекулятивного, «философско-исторического» конструирования таилось противоречие, осознание которого Соловьевым стало в дальнейшем основной причиной его отхода от Гегеля и перехода от философского к сциентистскому историзму.
|